Научная статья на тему 'Использование программно-целевых методов регулирования МСП в становлении института уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ'

Использование программно-целевых методов регулирования МСП в становлении института уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Палагина Анна Николаевна

В статье представлен механизм использования программно-целевых методов управления развитием малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Палагина Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Management by Objectives in small and medium enterprises management at development of the Institute for protection of entrepreneurs'' rights in the Russian Federation

The article provides a mechanism for Management by Objectives in development of small and medium enterprises.

Текст научной работы на тему «Использование программно-целевых методов регулирования МСП в становлении института уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ»

использование программно-целевых методов регулирования мсп в становлении института уполномоченного по защите прав предпринимателей в рф

Палагина Анна Николаевна

канд. философских наук, профессор кафедры экономики и предпринимательства, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), директор Департамента по защите малого и среднего бизнеса Торгово-промышленной палаты РФ main@rsue.ru

_Аннотация

В статье представлен механизм использования программно-целевых методов управления развитием малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: программно-целевые методы управления, уполномоченный по защите прав предпринимателей, малый и средний бизнес

аостижение предельного роста в 6-7% ВВП с точки зрения технологического и производственного потенциала российской мики возможно при условии стабилизации хозяйственных отношений и повышения национального благосостояния, которые находятся в прямой зависимости от развития предпринимательского сектора экономики. Не случайно среди основных факторов, определяющих возможное успешное сопротивление рецессии, руководством Минэкономразвития называются улучшение предпринимательского климата и развитие малого бизнеса.

Нет другого инструмента, кроме государственных программ

Ситуация в российской и глобальной экономике ставит экономическую и бюджетную политику перед новыми вызовами. Основанная на высоких темпах экономического развития и растущих ценах на ресурсы модель постоянного роста бюджетных расходов исчерпала свои возможности [1].

На Коллегии Министерства Экономического развития было подчеркнуто, что «...сегодня в распоряжении Правительства нет другого инструмента, кроме государственных программ, который позволил бы осуществить маневр финансовыми ресурсами, жестко увязав его с целевыми ориентирами, сроками и ответственностью ведомств за достижение поставленных целей. А без этого маневра структурная модернизация, как и ускорение роста, останется несбыточной мечтой» [2].

Правительством Российской Федерации проводится работа по созданию системы стратегического управления рисками изменения экономической ситуации и развитием, механизм которой формируется на основе государственных программ. Программы должны стать ключевым звеном, с помощью которого, с одной стороны, увязываются стратегическое и бюджетное планирование. С другой стороны, необходимо не просто механически передать в бизнес-среду различные ресурсы, а обеспечить создание правовых и экономических условий для выживания, роста и развития сектора МСП в современных условиях очевидной рецессии. В соответствии с российским законодательством «идеология» государственной поддержки сектора МСП формируется на федеральном уровне. В то время как региональные органы власти и муниципальные образования, являющиеся, по сути, уровнем наиболее близким к малым и средним предпринимательским структурам, имеют значительно меньше возможностей для их поддержки. Эффективность реализации программ этих уровней во многом будет определяться тем, насколько федеральные органы власти проводят в жизнь изменения, заметным образом корректирующие институциональную среду для деятельности МСП и в тех сферах, к которым малое и среднее предпринимательство особенно чувствительно. Неблагоприятные тенденции в секторе малого и среднего предпринимательства, приводящие к росту теневого сектора, предопределяют необходимость реализации специальных мер, направленных не только на поддержку малых и средних компаний, но и на создание условий для сокращения неформальной занятости населения. В текущем году Минэкономразвития России продолжило реализацию Федеральной финансовой

ситуация_

в российской_

и глобальной_

экономике ставит экономическую и бюджетную политику перед новыми вызовами

ЗЫХ М'

Усиление государст< _ к

гули Х

программы

с помощью которого _увязываются

стратегическое

_и бюджетное

_планирование

программы поддержки МСП, которая «работает» с 2005 г. и является важнейшим элементом системы развития предпринимательства. Средства целевым образом на конкурсной основе распределяются между регионами на мероприятия соответствующих региональных программ и направляются на реализацию:

- «прямых» мер финансовой поддержки в форме субсидий субъектам МСП;

- «непрямых» мер поддержки в форме создания или обеспечения дальнейшей деятельности объектов инфраструктуры поддержки МСП, в том числе имущественной, финансовой.

Ежегодно по результатам мониторинга Минэкономразвития России общее количество получателей по Программе составляет порядка 200 тыс. [3] И если раньше эксперты отмечали перекос в сторону прямого финансирования, который отличал рассматриваемую нами программу, и очевидное отсутствие баланса между финансовыми и нефи-совыми инструментами поддержки МСП, то в :риятиях2013г. очевидны другие акценты.

силение государственного внимания к инфраструктурной поддержке предпринимательства

актерной чертой нынешнего периода являет-усиление государственного внимания к инфра-уктурной поддержке предпринимательства -как государственной, так и негосударственной. Приоритетным является всестороннее стимулирование различных форм инфраструктуры [4]. При объеме финансирования почти 22 млрд рублей в год и региональной «добавке» в 10 млрд рублей 45% средств выделяется на создание и развитие инфраструктуры, а 50 % - это прямые субсидии предпринимателям. Приоритеты для финансирования этого года:

- развитие предпринимательской инициативы и содействие вовлечению в предпринимательство, в том числе гранты для начинающих;

- перевооружение и модернизация производства, в том числе поддержка лизинга малых компаний и инновационных компаний в целом;

- расширение доступа к финансовым ресурсам, в том числе развитие микрофинансовых организаций, капитализация гарантийных фондов;

- создание и развитие объектов инфраструктуры, в том числе инновационной, создание объектов имущественной поддержки.

Минэкономразвития России в 2013 г. предоставлено финансирование по этим направлениям в общей сумме 19,8 млрд рублей (см. табл. 1) принявшим участие в конкурсе 82 субъектам Российской Федерации (за исключением Еврейской АО) [4]. Изменения в государственном векторе приоритетов соответствуют логике глубинных изменений в экономике, вызванных системным экономическим кризисом. Они оказывают значительное влияние на сферу МСП и обуславливают острую необходимость на данном этапе дополнения методов и подходов к стимулированию, которые применялись ранее, новыми инструментами, направленными в большей степени на совершенствование институциональной среды. Методологически правильным и выверенным представляется подход, при котором доказавшие свою эффективность приоритетные направления программы - и, в первую очередь, развитие продемонстрировавшей мультипликативный эффект инфраструктуры - будут дополнены новыми решениями, зарекомендовавшими себя в государственном регулировании экономик других стран. В настоящее время особенно важно учитывать необходимость всесторонней поддержки инфраструктуры. Организации инфраструктуры поддержки предпринимательства, являясь, по сути, хозяйствующими субъектами, имеют в качестве основной цели своей деятельности помощь в реализации программ органов государственной власти, посредством которых государство решает задачу не простого «механического» направления в сектор МСП в соответствии с законодательством имеющихся в его распоряжении ресурсов, а именно обеспечения процессов формирования благоприятной предпринимательской среды.

Необходимость введения системы уполномоченных по защите прав предпринимателей

В прошедшем году одним из важнейших событий в системе государственной поддержки бизнеса экспертное сообщество считает появление новой должности - Уполномоченного по защите

в соответствии

«идеология»

поддержки сектора МСП формируется

уровне

Таблица 1

Распределение средств федерального бюджета на реализацию Программы в 2013 г.

№ Наименование мероприятия Выделено, млрд руб. % от общего лимита Количество регионов, участвующих в программе, ед.

I Субсидии регионам на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства 18,03 91,0 82

1 Поддержка предпринимательской инициативы и содействие вовлечению в предпринимательство, в том числе: 2,03 10,2 -

грантовая поддержка начинающих 1,12 5,6 44

2 Перевооружение и модернизация производства, в том числе: 5,00 25,2 75

3 Поддержка малых инновационных компаний 1,14 5,8 59

4 Расширение доступа к финансовым ресурсам, в том числе: 4,33 21,9 -

создание микрофинансовых организаций 2,25 11,4 35

создание гарантийных фондов 2,08 10,5 35

5 Создание и развитие объектов инфраструктуры содействия предпринимательству, в том числе инновационной инфраструктуры 2,93 14,8

6 Иное (поддержка муниципальных программ, в том числе поддержка монопрофильных муниципальных образований (моногорода), мероприятия по энергоэффективности, техприсоединению) 2,60 13,1

II Создание объектов имущественной поддержки предпринимательства: бизнес-инкубаторы - от 900 кв.м., промпарки -от 20 тыс. кв.м., технопарки - от 5 тыс. кв.м. 1,79 9,0 20

ВСЕГО 19,82 100 82

прав предпринимателей в качестве новой составляющей Президентской вертикали и становление института уполномоченных в Российской Федерации в целом. В соответствии с Указом Президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» был создан институт уполномоченного по защите прав предпринимателей, осуществляющий свою деятельность на федеральном и региональном уровнях.

Необходимость введения системы уполномоченных по защите прав предпринимателей в нашем государстве назрело давно. В этой сфере очень много проблем. Зачастую они связаны с пробелами в действующем законодательстве и недостаточностью нормативно-правовой базы. Очень часто предпринимательское сообщество жалуется на коррупцию, на необоснованное, по их мнению, чрезмерное «внимание» правоохранительных структур, на рейдерские атаки. Особенно страдает от негативных проявлений российский малый и средний бизнес.

Процентное соотношение обращений, по данным аппарата Уполномоченного1, отражает общую картину с нарушением прав предпринимателей и правоприменительной практикой в стране. Российский малый и средний бизнес - это самая массовая и самая незащищенная часть Российского предпринимательства. У него больше всего проблем и к нему больше всего претензий со стороны контрольно-надзорных органов. До 90% предпринимателей РФ - именно такие предприниматели. В этой связи именно сектор МСП начал активнее других пользоваться этим новым для России Институтом, направляя в его адрес жалобы на коррупцию, административные барьеры, принятие нормативных актов, ухудшающих положение предпринимателей. Предприниматели ведут активные споры с администрациями по поводу аренды земли, аренды государственного (муниципального) имущества. В почте Омбудсмена -жалобы на налогообложение, банкротство, рей-дерские захваты, в том числе с использованием органов власти.

Аналогично опыту других стран бизнес-омбудсмен в России является государственным служащим, органично вписывающимся в систему инфраструктуры поддержки бизнеса. С одной стороны, это расширяет его полномочия в деятельности, направленной на решение проблем бизнеса административного характера. С другой - существует риск общего недоверия к органам власти и его влияния

1 Автор - руководитель аппарата общественного представителя Уполномоченного по защите прав малого и среднего бизнеса В.П. Ермакова.

приоритетным_

является всестороннее

стимулирование_

различных форм_

инфраструктуры

в настоящее на отношение к новому институту самими пред-время особенно принимателями. При этом в соответствии с поручение, данными Президентом РФ на Государственном необходимость совете 27 декабря 2012 г., «следует обеспечить всесторонней быстрое, беспрепятственное и, главное, открытое поддержки рассмотрение жалоб предпринимателей на необо-

инфраструктуры снованные действия органов власти» [6].

Вывод

Создание самостоятельной новой для нашей страны государственной структуры, обеспечивающей защиту прав и интересов малого и среднего предпринимательства, находясь, по сути, в процессе становления, призвано решать поставленные перед ней задачи на качественно новом уровне.

Литература

1. Бюджетное Послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 20142016 гг. от 13 июня 2013 г. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/18332 (дата обраще-я 20.09.2013).

ллегия Министерства Экономического развития РФ от 29.04.2013. Выступление Министра А.Р.. Белоусова. - Режим доступа: http://www. economy.gov.ru/wps/wcm/connect/badc2d004f70a3 bd81b79f9f21e75678/vistuplenie_ministra_.rar?MOD =AJPERES&CACHEID=badc2d004f70a3bd81b79f9f2 Ш5678 (дата обращения 20.09.2013).

3. Приказ Минэкономразвития России № 220 от 24.04.2013 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».

4. Материалы к заседанию Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства по вопросу «О предварительных итогах развития малого и среднего предпринимательства за первое полугодие 2013 года и дополнительных мерах стимулирования, в том числе о совершенствовании государственной гарантийной поддержки малого и среднего предпринима-

тельства» - Режим доступа: http://www.nisse.ru/ business/article/article_2038.html (дата обращения 20.09.2013).

5. Проект Федерального Закона № 185348-6 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».

6. Заседание Госсовета по вопросу о повышении инвестиционной привлекательности регионов. - Режим доступа: http://state.kremlin.ru/state_ соипсД/17232 (дата обращения 20.09.2013).

Anna N. Palagina

Candidate of Philosophical Sci., Professor, Academic Department of the Economics and Business, Rostov State Economic University (RSEU)

Director of the Department for Protection of Small and Medium Enterprises, Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation

The Management by Objectives in small and medium enterprises management at development of the Institute for protection of entrepreneurs' rights in the Russian Federation

_Abstract

The article provides a mechanism for Management by Objectives in development of small and medium enterprises.

Keywords: Management by Objectives, Commissioner for entrepreneurs' rights protection, small and medium enterprises

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.