Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММ 3DSMAX, BLENDER В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММ 3DSMAX, BLENDER В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
695
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОБЪЕКТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Порохонская К. В.

в век непрекращающейся цифровизации всё чаще возникает вопрос использования компьютерных технологий в образовании будущих специалистов. Нам необходимо использовать передовые технологии, чтобы наши студенты получали самое актуальное образование в крайне быстрый период. Для подобного обучения необходимо использовать оптимальное программное обеспечение, дающее гарантии максимальной эффективности. В этой статье мы опишем пару программ для трехмерного моделирования объектов на примере 3dsmax и blender и методом их сравнивания определим самый оптимальный вариант их использования в образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING PROGRAMS 3DSMAX, BLENDER IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

in the age of incessant digitalization, the question of the use of computer technologies in the education of future specialists increasingly arises. We need to use cutting-edge technology to ensure that our students receive the most relevant education in an extremely fast period. For such training, it is necessary to use the optimal software that guarantees maximum efficiency. In this article, we will describe a couple of programs for three-dimensional modeling of objects, using the example of 3dsmax and blender, and by comparing them, we will determine the most optimal option for their use in educational activities.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММ 3DSMAX, BLENDER В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММ 3DSMAX, BLENDER В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Порохонская К.В. Email: [email protected]

Порохонская Кристина Владимировна - студент, факультет иностранного языка, Елабужский институт Казанский федеральный университет, г. Елабуга

Аннотация: в век непрекращающейся цифровизации всё чаще возникает вопрос использования компьютерных технологий в образовании будущих специалистов. Нам необходимо использовать передовые технологии, чтобы наши студенты получали самое актуальное образование в крайне быстрый период. Для подобного обучения необходимо использовать оптимальное программное обеспечение, дающее гарантии максимальной эффективности. В этой статье мы опишем пару программ для трехмерного моделирования объектов на примере 3dsmax и blender и методом их сравнивания определим самый оптимальный вариант их использования в образовательной деятельности. Ключевые слова: моделирование, объект, образовательная деятельность, программное обеспечение. лицензирование.

USING PROGRAMS 3DSMAX, BLENDER IN EDUCATIONAL

ACTIVITIES Porokhonskaya K.V.

Porokhonskaya Kristina Vladimirovna - Student, FACULTY OF FOREIGN LANGUAGE, YELABUGA INSTITUTE KAZAN FEDERAL UNIVERSITY, ELABUGA

Abstract: in the age of incessant digitalization, the question of the use of computer technologies in the education of future specialists increasingly arises. We need to use cutting-edge technology to ensure that our students receive the most relevant education in an extremely fast period. For such training, it is necessary to use the optimal software that guarantees maximum efficiency. In this article, we will describe a couple ofprograms for three-dimensional modeling of objects, using the example of 3dsmax and blender, and by comparing them, we will determine the most optimal option for their use in educational activities.

Keywords: modeling, object, educational activity, software, licensing.

УДК-004

С начала 2000-го года 3D моделирование стало неотъемлемой частью жизни человека. Модели, спроектированные с помощью компьютерных систем, окружают нас повсюду, от медиа культуры до производств и науки. Можно уверенно сказать, что любая отрасль просто не может обойтись без использования 3D моделирования. Так же, как и всё остальное это не могло не коснуться и образовательной деятельности. В этом материале я постараюсь изучить и описать использование 3D моделирования в образовательных целях на примере таких программ как 3DSMAX и Blender3D.

Когда мы рассматриваем компьютерные программы для использования их в образовании, следует обратить внимание на некоторые факторы как: способ лицензирования (способ приобретения лицензии на использование ПО в сфере образования), функционал,

107

определённые нюансы и сфера использования конкретного ПО, сложность обучения и технические требования к ресурсам персональных компьютеров.

3DSMAX

Первая версия программы под названием 3D Studio DOS была выпущена в 1990 году. Тогда разработками 3DSMAX занималась независимая студия Yost Group, возглавленная программистом Гари Йостом. Autodesk в первое время занимался только изданием пакета. Есть информация, что Гари Йост покинул прежнее место работы после переговоров с Эриком Лайонсом (Eric Lyons), в то время директором по новым проектам Autodesk. С тех времён программа претерпела множество обновлений и модернизаций. Теперь 3DSMAX используется в огромном множестве всевозможных отраслей. Гибкость программы позволяет использовать её для моделирования двигателей, сложных схем, спецэффектов для фильмов, анимационных мультфильмов и визуализации физических процессов. Масштабы применения 3DSMAX поражают воображение.

к

)

МАХ

V

Рис. 1. Логотип

3DSMAX обладает гибким лицензированием для личного использования, коммерческих целей и образования. Лицензии на любое использование 3DSMAX являются платными с возможностью воспользоваться программой бесплатно в течении 3 -х лет в образовательных целях. Для этого необходимо заполнить анкету на официальном сайте программы и получить одноразовый ключ для активации продукта.

Функционал 3DSMAX крайне обширен. В нём можно построить визуализацию движения планет в солнечной системе для преподавания физики в школах, строить точные модели -чертежи для демонстрации работы сложнейших механизмов молодым инженерам. Однако, насколько не был бы огромен его функционал, всё же бывают случаи, когда стандартного инструментария может не хватать. Для этого необходимо приобретение дополнительных плагинов и аддонов, расширяющих функционал программы, позволяя выполнять специфические узконаправленные действия или же на порядок облегчающие имеющиеся возможности. Подобные дополнения к 3DSMAX могут быть как бесплатными, так и с возможностью разовой покупки или же подписочной модели лицензии.

Что касается сложности использования 3DSMAX, программа разрабатывается с 90-х годов, и пусть разработчики активно поддерживают актуальный пакет, множество проблем использования 3DSMAX остаются до сих пор. В перечень таких проблем входит неинтуитивный интерфейс, его перегруженность. Часто встречается случаи, когда 3DSMAX отказывается работать без сбоев в сочетании с некоторым аппаратным обеспечением, в частности процессорами и видеокартами компании AMD, из-за чего приходится уделять отдельное внимание на аппаратное обеспечение рабочих или учебных персональных компьютеров. Нередки бывают сбои без видимой на то причины, обычно связанных с использованием несовместимых версий плагинов, аддонов и вспомогательных программ. Кроме этого, 3DSMAX крайне прожорлив к ресурсам персональных компьютеров, потребляя огромное количество оперативной памяти при моделировании сложных объектов и сцен.

Рис. 2. Скриншот из программы

Blender3D

Blender был разработан как рабочий инструмент голландской анимационной студией NeoGeo (не имеет отношения к игровой консоли Neo-Geo). Название Blender произошло от одноимённой песни группы Yello, из альбома Baby, которую NeoGeo использовали в своём шоурил. В июне 1998 года автор Blender^, Тон Розендаль (Ton Roosendaal), основал компанию Not a Number (NaN) с целью дальнейшего развития и сопровождения Blender. Программа распространялась по принципу shareware.

blender

Рис. 3. Логотип

В 2002 году компания NaN обанкротилась. Усилиями Тона Розендаля кредиторы соглашаются на изменение лицензии распространения Blender в пользу GNU GPL с условием единовременной выплаты 100 тысяч евро. 18 июля 2002 года началась программа по сбору спонсорских пожертвований на покрытие необходимой суммы. Уже 7 сентября 2002 года было объявлено о том, что необходимая сумма набрана, и о планах перевести в ближайшее время исходный код и сам Blender под лицензию GPL.

109

13 октября 2002 года компания Blender Foundation представила лицензированный под GNU GPL продукт.

В настоящее время Blender является проектом с открытым исходным кодом и развивается при активной поддержке Blender Foundation.

Что касается самой программы, то в последнее время Blender 3D пользуется большой популярностью среди пользователей со всего мира, выступая, как быстрая и лёгкая замена 3DSMAX. Он отлично подходит для создания качественных и моделей и сцен, однако не так хорошо подходит для точных схем и чертежей. К примеру, создать 3D модель комнаты куда удобней и быстрее сделать в 3DSMAX чем в Blender. Так же Blender пользуется большой популярностью у мультипликаторов и художников благодаря своему режиму скульптинга, позволяющего лепить модель будто из глины.

Но у Blender 3D есть ряд неоспоримых плюсов. Первый из которых это открытый исходный код, и как в следствии полностью бесплатная лицензия. Можно установить его на любой компьютер и пользоваться сколько угодно времени, не тратя ни копейки на покупку лицензии.

В плане образования Blender обладает ещё парой увесистых плюсов. Он интуитивно понятен, интерфейс выглядит не перегруженным, а при первом запуске пользователя встретит короткое обучение и ссылки на дополнительные статьи, обучающие пользоваться программой.

Второй плюс Blender это его лёгкость. При весе около 80-ти мегабайт вы получаете программу для моделирования со всеми необходимыми инструментами и работающую на любом аппаратном обеспечении.

Рис. 3 Скриншот из программы

Blender просто внедрять в образовательный процесс начинающим художникам, аниматорам и просто людям, желающим начать своё знакомство с 3D моделированием.

Заключение и выводы

Исходя из всего вышеперечисленного, следует достаточно простой вывод: инструментарий каждой из описанных программ крайне обширен, однако каждая из них заточена под определённые задачи. Когда 3DSMAX старается сохранить весь свой инструментарий в погоне за корпоративными клиентами, которые привыкли реализовывать на нём свои проекты, Blender старается идти в ногу со временем предлагая простой и дешёвый вариант моделирования. Он больше обращается к новым пользователям только-только начинающих свой пусть в мире 3D моделирования. Однако, всё же, если вам необходима программа, которая с лёгкостью сможет проглотить 3D схему со сложными математическими данными и физической моделью, скажем при работе с людьми, получающими техническое образование, вам однозначно подойдёт 3DSMAX. Blender же будет пользоваться популярностью у людей, получающих профессию художников, мультипликаторов и тому подобное.

Список литературы /References

1. Уроки blender3d. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://blender3d-ru.ru/blender-3d-uroki/ (дата обращения:16.11.2021).

2. 3DSMAX - системные требования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://3 dclub. com/blog/kakim-dolzhen-byt-kompyuter-dlya-renderinga/ (дата обращения:16.11.2021).

3. Технологии 3D моделирования для создания образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/846/74846/files/3d_modelling.pdf/ (дата обращения: 16.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.