2. Исмаилбеков М.С. Государственное управление в сфере рационального использования и охраны окружающей среды и природных ресурсов // Экономика, социология и право. 2017. № 2. С. 66-69.
3. Марьин Е.В. Место и роль платы за негативное воздействие на окружающую среду в экономическом механизме охраны окружающей среды // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 3. С. 636-640.
4. Махотлова М.Ш. Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования // Московский экономический журнал. 2018. № 4. С. 33.
5. Слободчикова И.В., Андреева С.Н., Манджиев М.В., Очиргоряева К.С. Зарубежная теория и практика государственной системы управления в области охраны окружающей среды и природопользования // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2017. № 1 (47). С. 27-31.
6. Тюрина Ю.Г., Троянская М.А. Зарубежный опыт налогообложения выбросов в атмосферный воздух: экономическое значение и направления реформирования // Финансы и кредит. 2018. Т. 24, № 5. С. 1005 - 10015
7. Тюрина Ю.Г., Троянская М.А. Теоретические предпосылки обложения выбросов в атмосферный воздух // Азимут научных исследований. 2018. № 3(23). С. 339-342.
8. Хрулев Д.А., Савченко И.А. Теория механизма государственного управления в области охраны окружающей среды // Теория и практика современной науки. 2016. № 5 (11). С. 1014-1016.
9. Аржаткина М.С. Эколого-экономический менеджмент - как объективный процесс экономического развития предприятий // История и педагогика естествознания. 2012. № 4. С. 49-50.
References:
1. Buchakova M.A. environmental Protection as an object of state management // Bulletin of Omsk University. Series: Law. 2009. no. 3 (20). Pp. 21-27.
2. Ismailbekov M.S. State management in the sphere of rational use and protection of the environment and natural resources // Economics, sociology, and law. 2017. no. 2. Pp. 66-69.
3. Maryin E.V. Place and role of payment for negative impact on the environment in the economic mechanism of environmental protection // Actual issues of modern economy. 2020. no. 3. Pp. 636-640.
4. Makhotlova M.SH. State management in the field of environmental protection and environmental management // Moscow economic journal. 2018. no. 4. P. 33.
5. Slobodchikova I.V., Andreeva S.N., Mandzhiev M.V., Ochirgoryaeva K.S. Foreign theory and practice of the state management system in the field of environmental protection and nature management // Bulletin of the Volga state University of service. Series: Economics. 2017. no. 1 (47). Pp. 27-31.
6. Tyurina Yu. G., Troyanskaya M. A. Foreign experience of taxation of emissions into the atmospheric air: economic significance and directions of reform // Finance and credit. 2018. Vol. 24, no. 5. Pp. 1005-10015
7. Tyurina Yu.G., Troyanskaya M.A. Theoretical prerequisites for taxation of emissions into the atmospheric air // Azimuth of scientific research. 2018. no. 3(23). Pp. 339-342.
8. Khrulev D.A., Savchenko I.A. Theory of the mechanism of state management in the field of environmental protection // Theory and practice of modern science. 2016. no. 5 (11). Pp. 1014-1016.
9. Arzhatkina M.S. Ecological and economic management - as an objective process of economic development of enterprises // History and pedagogy of natural science. 2012. no. 4. P. 49-50.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10923
М.А. Троянская - заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, д-р экон. наук, доцент, Оренбургский государственный университет, [email protected],
M.A. Troyanskaya - head of the Department of state and municipal management, doctor of Economics, associate Professor, Orenburg state University.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ USE OF PROFESSIONAL STANDARDS IN THE MUNICIPAL SERVICE
Аннотация. Исполнение основных обязанностей муниципального управления возложено на институт муниципальной службы, которая представляет из себя вид профессиональной служебной деятельности, обеспечивающая выполнение комплекса полномочий и обязательств муниципалитетов и муниципальных образований в РФ. В статье обобщены научные подходы, сложившиеся в современной управленческой науке, к определению термина «профессиональный стандарт». Уделено внимание возможностям использования профессиональных стандартов. Раскрыта ценность профессиональных стандартов для различных общественных групп (молодое поколение, работающие граждане, образовательные организации). Дана характеристика профессионального стандарта как действенного инструмента повышения качества квалификации служащего, способного обеспечить высокий жизненный уровень через достойное вознаграждение за качественный труд. Представлен план мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в администрациях муниципальных образований, что позволит обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов.
Abstract. The main responsibilities of municipal administration are assigned to the Institute of municipal service, which is a type of professional service that ensures the implementation of a set of powers and obligations of municipalities and municipalities in the Russian Federation. The article summarizes the scientific approaches developed in modern management science to the definition of the term «professional standard». Attention is paid to the possibilities of using professional standards. The value of professional standards for various social groups (the younger generation, working citizens, educational organizations) is revealed. The article describes the professional standard as an effective tool for
improving the quality of employee qualifications, which can provide a high standard of living through decent remuneration for quality work. The plan of measures for the introduction of professional standards in municipal administrations is presented, which will ensure the rational use of human resources.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, квалификационные требования, профессиональный стандарт, профессиональный стандарт служащего, муниципальная служба, образовательные стандарты.
Keywords: professional competence, qualification requirements, professional standard, employee professional standard, municipal service, educational standards.
Актуальность представленной статьи определяется в первую очередь тем, что в государственном и муниципальном управлении сосредоточены сферы деятельности и влияния основных субъектов конституционных отношений - это государство, общество и гражданин. Интересы государственности предполагают создание эффективной и действенной управленческой системы, сбалансированной структуры органов государственной власти, отлаженного механизма социально-политического взаимодействия гражданского общества, социума и личности; развитой системы государственных институтов для всемерного улучшения благосостояния и жизненного уровня всех граждан. Интересы социума направлены на то, чтобы государство через правовые и управленческие институты эффективно стимулировало инновационное развитие, разрабатывало инновационные стратегии, стимулировало инновационную деятельность для устойчивого развития и роста качества жизни населения. Личность заинтересована в обеспечении собственной безопасности, реализации всего комплекса прав и свобод в сочетании с комплексом гражданских обязанностей, и тем самым в улучшении собственного благосостояния. Таким образом, в государственном и муниципальном управлении сосредоточены интересы конституционных прав государства, социума и гражданина. И в представленной триаде важнейшим, ключевым социальным институтом является институт муниципальной службы, поскольку именно в этом институте население видит гарантии социальной справедливости и возрастающую роль государства в защите своих прав и свобод.
В новом веке Россия переживает структурные изменения в политической и социально-экономической сферах, общественная и государственная жизнь наполняются новым содержанием: появляются новые элементы, меняется вектор развития, социум выбирает для себя принципиально новые цели и задачи. Все эти факторы влияют на профессиональные компетенции государственных и муниципальных служащих.
Обзор литературных источников по профессиональным стандартам свидетельствует об их внедрении и применении. Так общие вопросы профессиональных стандартов и этапы перехода на них отражены Кузнецовой М.Е. [1]. Вопросы профессиональных стандартов при подготовке кадров в области землеустройства и кадастров исследованы Чепуриным Е.М. и Мурашевой А.А. [2]; в сфере графического дизайна - Королёвой Л.Ю. [3]; в области педагогики - Шайхразиевой Ф.Р. и Афлятуновой Г.Ш. [4]; в сфере сервиса - Устюжиной А.Ю. [5]; в области сельского хозяйства - Дабаховой Е.В. и Дабаховым М.В. [6], Городецким А.Е. [7]; социальной сфере -Ивановой А.Д. и Муруговой О.В. [8]; в области бухгалтерского учета - Фадейкиной Н.В. [9]; в сфере нефтегазодобычи - Алексеевичевой Ю.В. и Симаровой И.С. [10]; в области государственной гражданской службы -Коротаевой А.И. и Побродилиной В.Б. [11], Агеевой Е.А. и Тимченко В.А. [12], Володарской Е.П. и Глушненко-вой Л.Т. [13]. Однако, использование профессиональных стандартов на муниципальной службе в литературе в настоящий момент не рассматривается, хотя является перспективным направлением для научных и практических изысканий.
Изменения в области мирового рынка труда носят существенный характер. Действовавшая ранее практика работы человека по одной специальности на протяжении всей жизни остается в прошлом. Передвижение и использование профессионалов в разных сферах деятельности становится нормой [14]. Изменения технологий влекут за собой появление новых специальностей. Вследствие изменений рынок труда переходит в рынок квалификаций. При этом особенно важным является создание системы определения и нормативного подтверждения актуальных и четко сформулированных требований к профессиональной деятельности работников. Таким образом, создание профессиональных стандартов отвечает современным требованиям, поэтому они активно применяются в России и за рубежом для учителей, медсестер, библиотекарей, психологов, работников сферы информационных технологий и других профессий.
Профессиональные стандарты рассматриваются в настоящее время экспертами как один из способов создать устойчивое и эффективное взаимодействие сфер труда и образования, что позволит обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов.
Актуальность внедрения профессиональных стандартов также подтверждают профессиональные сообщества, которые выделяют одним из ключевых направлений своей деятельности - разработку профстандартов, их обсуждение и актуализацию.
В современной управленческой науке сложилось несколько научных подходов к определению термина «профессиональный стандарт»:
- профессиональный стандарт определяется в качестве «многофункционального нормативного документа, который определяет в конкретной экономической деятельности (либо профессиональной деятельности) совокупность требований к исполнению персоналом совокупных трудовых функций и комплекс необходимых для исполнения данных функций компетенций»;
- в следующем научном подходе «профессиональный стандарт рассматривается в качестве нормативного документа, который предназначен для создания перечня функциональных обязанностей, формирования запросов
развития служащего, профессиональной переподготовки и повышения уровня квалификации, для подбора, расстановки и повышения качественных характеристик кадровой политики и обоснованному проведению аттестации кадрового состава муниципальных образований» [15];
- «профессиональный стандарт - документ, который устанавливает требования к уровню знаний, умений, компетенций, к ценностям и личностным характеристикам, которые необходимы при выполнении определенной трудовой деятельности. Российские и зарубежные исследователи рассматривают профессиональный стандарт как управленческий инструмент, создающий устойчивые и эффективные взаимоотношения в сфере труда, обеспечивающий рациональный подход в управлении персоналом и содействующий в конечном итоге решению стратегических задач» [16];
- профессиональные стандарты возможно рассматривать как некие устойчивые характеристики либо квалификационные требования, которые необходимы служащему для служебной деятельности.
Исходя из статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) профессиональные стандарты - это определенные характеристики квалификаций, которые требуются работникам для профессиональной деятельности [17].
Внедрение системы профессиональных стандартов со стороны работодателей началось с 1 июня 2016 г. и с того времени стало обязательным условием в части требований к квалификациям, которыми обладает работник для исполнения трудовой деятельности, если таковые установлены Трудовым кодексом РФ, либо иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Возможности использования профессиональных стандартов представлены на рисунке 1.
Применение профессиональных стандартов
Обр азоват ельными
учреждениями профессионального обр азованил при разработке пр о фессиона льных образовательных программ
Работо дат елями при формировании кадровой пол ел ежи и в управлении персоналом, при организации обученЕШ и аттестации работников, разработке должностных инструкции, тарификациир аб от. присво е нил тар ифЕ1ых р азряд ов р аб отникам и устаиовл е Егаи
систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и упр авл е Е1ия
При разработке в установленном порядке федеральных го судар ственных образовательных стандартов профессионального образованЕШ
Рисунок 1 - Применение профессиональных стандартов
Уровень квалификационных требований к работнику / служащему, которыми он должен обладать, чтобы исполнять свои должностные обязанности, устанавливается для каждого вида профессиональной трудовой / служебной деятельности. Другими словами, каждый занимается тем, в чем он - профессионал и специалист.
Понятно, что профессиональную подготовку человек получил в результате обучения в соответствующем учебном заведении, следовательно, работодатели вправе предъявлять требования о наличии образования, специализации и квалификационного уровня работника.
Следовательно, профессиональные стандарты имеют большое значение при формировании кадровой политики организации, при подготовке образовательных программ в образовательных учреждениях. Однако, для разных групп общества ценность профессиональных стандартов имеет разную природу (рисунок 2).
Рисунок 2 - Значение профессиональных стандартов для различных общественных групп
В общем плане профессиональные стандарты выступают инструментом экономических преобразований и экономического развития, обеспечивают высокий жизненный уровень через достойное вознаграждение за качественный труд. Процесс внедрения системы профессиональных стандартов в организации, учреждении, на предприятии направлен на поступательное движение вперед, на улучшение финансово-хозяйственной деятельности, на совершенствование производственного процесса с использованием заложенного потенциала профессиональных стандартов.
В тоже время, ситуация сложилась таким образом, что профессиональные стандарты очень медленно начинают внедряться на государственной и муниципальной службах, поскольку функционирует своя система должностей и квалификационных требований для всех категорий работников. Для государственных гражданских служб существует Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ [18], а для муниципальных служб - Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.200 г. № 25-ФЗ [19].
Государственные и муниципальные служащие представляют особую социально-профессиональную группу, являющуюся основой кадрового персонала на государственной и муниципальной службе. Значение кадров на гражданской и муниципальной службе невозможно переоценить, поскольку от человеческого потенциала зависит эффективность гражданской и муниципальной службы, достижение целей успешного исполнения государственными органами своих государственных функций.
Проведение конкурса позволяет привлечь профессионалов, обладающих не только теоретическими знаниями и умениями в соответствующей области деятельности, но и практическими навыками, а также повысить качество профессиональной ориентации молодежи, стремящейся получить квалификацию и реализовать себя на муниципальной или государственной гражданской службе.
Законодателем установлено, что система профессиональных стандартов должна внедряться в следующих учреждения и организациях: органы государственной власти и органы местного самоуправления, муниципалитеты, государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации, государственные компании, хозяйственные общества, где более половины акций и долей уставного капитала принадлежит государственной или муниципальной собственности, унитарные предприятия. Внедрение системы профессиональных стандартов в указанных учреждениях (организациях, предприятиях) должно осуществляться последовательно, поэтапно; данными учреждениями должны быть разработаны планы, согласованные с представителями трудового коллектива данных учреждений. В большинстве администраций муниципальных образований необходимо закончить все процедурные вопросы по реализации профессиональных стандартов в деятельности муниципальных служащих.
Профессиональные стандарты муниципальных служащих - это действенные инструменты по решению задач и достижению целей деятельности муниципалитетов. Исходя из этого, профессиональные стандарты должны содержать не только ключевые компетенции муниципального служащего, но и определять порядок финансирования муниципальной службы, уменьшение издержек для содержания административного аппарата.
Системные и понятные профессиональные стандарты способствуют пониманию работодателями и муниципальными служащими не только собственных прав и обязанностей, а также ключевых компетенций, которым должен соответствовать муниципальный служащий, и функциональную нагрузку, которую он должен нести.
Система профессиональных стандартов делает все управленческие процессы на уровне муниципалитета ясными, прозрачными, организационно осуществимыми; решает проблемы и вопросы по принятию сотрудников на муниципальные должности, проверки вновь принимаемых на профессиональную пригодность и соответствие квалификационным уровням всех муниципальных служащих.
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности», в целях внедрения системы профессиональных стандартов в деятельность администраций муниципальных образований сформированы организационные меры по внедрению системы профессиональных стандартов в администрации муниципальных образований (таблица 1).
Подводя итог, отметим, что профессиональные стандарты рассматриваются в настоящее время экспертами как один из способов создать устойчивое и эффективное взаимодействие сфер труда и образования, что позволит обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов.
Таблица 1 - План мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в администрациях муниципальных образований
Наим еноЕ ание ы ероприятия Результат мероприятия
создание рабочей группы по организации поэтапного перехода на работу в ртшБвп действия профессшнальаых стандартов обеспечение системного подхода к внедрению проф ессиональных стандартов в деятельность алминист-ратгий муниципальных образований
утверждение локальных планов рабош по организации применения профессиональны?; стандартов поэтапное внелрение профессиональных стандартов в практику управления персоналом
анализ штатных расписаний. должностных инструкций муниципальных г.туляттшу нэрыашБНЫХ qv-iF г.ЕШ ЗКТОЕ КД ПреДНР! выявления оснований для обязательного применения в отношении отдельных муниципальных служащих гроф стандартов либо ыалификаиионных справочников (ЁШСнлиЁКС) утверждение перечня профессий, должностей муниципальных служащих. в отношении которых установлены обязательные требования к квалификации
анализ реестра профессиональных стандартов на сайте Минтруда России ^irofstaüdart.roimiiitmd.ni) и фор]иров ание перечня принятых профессиональных стандартов, подлежащих применению е соответствии с видом деятельности в администрациях муниципальных образований утверждение перечня профессиональных стандартов. планируемых к внедрению в администрациях муниципальных образований
выделение из сформиров энного перечня профессиональных стандартов, носяпшх обязательный характер е соответствии: - со ст. 57 ТЕ РФ в части наименования должностей, профессий или специальностей и кв алификаиионных требов аний к ним; - ш ст. 195.3 ТК РФ в части требований к квалификации работников. определение профессиональных стандартов, носяпшх обязательный характер
анализ законодательной базы и проверка (посредством аттестации муниципальных служащих) на соответствие требованиям проф ессиональных стандартсв: наименований должностей и проф есаи в штатном расписании: кв алификашш е части требований к образ ое анию. обучению, опьпу практической работы, соблюдению особых условий допуска; содержаний функций в должностных инструкциях. трудовых договорах, аналогичных компонентов в прочих документах. опредетение локальной нормативной и кадровой документации, требующей актуализации
анализ выявленных расхождений и актуализация локальной норм згиЕной и кадров ой локум ентапии приведение локальной нормативной и кадровой документации в соответствии с действующим з аконодагель ств ом
анализ инструментария. используемого для опенки квалификации в процедурах отбора, опенки и аттестации муниципальных служащих, сопоставление и приведение указ энного инструментария в соответствие с требованиями профессионального стандарта псЕышениезффекпсЕности системы опенки муниципальных служащих, конкретизация и актуализация требований к квалификации и функционалу соискателей по вакантным должностям
принятие кадровых решений при еыее лении несоответствия реальной квалификации муниципальных служащих администраций муниципальных образований требованиям профессиональных стандартов: оставление на должности; переименование должности; перевод на другую должность: уточнение должностных функций: формирование индивидуального плана обучения; направлен» е независимый центр опенки квалификаций для подтверждения соответствия квалификации муниципальных служащих квалификационным требованиям профессиональных стандартов соответствие реальной квалификации муниципальных служащих требованиям профессиональных стандартов
организация профессиональной подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования муниципальных служащих администраций муниципальных образований формование кадрового состава пол актуальные потребности администраций муниципальных образований. развитие кадров сто потенциала
проверка соответствия системы оплаты труда уровням квалификации по грофессиональным стандартам и ее корректировка при необходимости исключение дискриминации при установлении окладов муниципальных служащих с одинаковым уровнем тпалификэтши
мониторинг вновь разработанных грофессиональных стандартов и актуализация сфор]иров энного перечня принятых профессиональных стандартов, подлежащих применению е соответствии с видом деятельности учреждения зьлуализ алия утв ержленного перечня принятых профессиональных стандартов
Источники:
1. Кузнецова М.Е. Профессиональные стандарты: характеристика, этапы перехода // Вестник Сургутского государственного университета. 2019. № 1 (23). С. 93-99.
2. Чепурин Е.М., Мурашева А.А. Место профессиональных стандартов при подготовке кадров в области землеустройства и кадастров // Науки о Земле. 2016. № 1. С. 77-82.
3. Королёва Л.Ю. Разработка профессионального стандарта «графический дизайнер» на основе анализа утвержденных профессиональных стандартов // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 2 (17). С. 30-36.
4. Шайхразиева Ф.Р., Афлятунова Г.Ш. Моделирование профессионального развития педагога (в условия внедрения нового профессионального стандарта педагога) // Актуальные проблемы инновационного педагогического образования. 2018. № 1 (4). С. 12-15.
5. Устюжина А.Ю. Формирование профессиональных компетенций у бакалавров сервиса с учетом профессиональных стандартов // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 3. С. 23.
6. Дабахова Е.В., Дабахов М.В. Проблемы разработки профессиональных стандартов в области профессиональной деятельности «сельское хозяйство» // Инновации и инвестиции. 2017. № 11. С. 78-83.
7. Городецкий А.Е. О взаимодействии базового профессионального образования и создания профессионального стандарта для сельского хозяйства // Научные труды Вольного экономического общества России. 2017. Т. 206. № 4. С. 629-643.
8. Иванова А.Д., Муругова О.В. Реализация профессиональных стандартов и развитие профессиональных компетенций работников социальной службы // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2018. № 3. С. 184-196.
9. Фадейкина Н.В. Оценка возможности гармонизации профессиональных и образовательных стандартов в системе непрерывного профессионального образования в области бухгалтерского учета // Сибирская финансовая школа. 2018. № 4 (129). С. 106-119.
10. Алексеевичева Ю.В., Симарова И.С. Профессиональные стандарты для нефтегазовой отрасли // Наука и бизнес: пути развития. 2016. № 7 (61). С. 43-46.
11. Коротаева А.И., Побродилина В.Б. Обучение государственных служащих в преддверии внедрения профессиональных стандартов // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2015. № 8 (22). С. 36-39.
12. Агеева Е.А., Тимченко В.А. Внедрение профессиональных стандартов в систему подготовки и дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 12-1. С. 168-184.
13. Володарская Е.П., Глушненкова Л.Т. К вопросу о детализированной системе квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 119-122.
14. Боброва В.В., Троянская М.А. К вопросу практического применения проектной деятельности в подготовке экономистов и управленцев // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 38-41.
15. Прянишникова О.Д., Лейбович А.Н. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта // Режим доступа: https://docplayer.ru/26983823-Professionalnye-standarty-kratkiy-obzor-zarubezhnogo-opyta-1.html
16. Горшкова О.В., Фалько Л.Ю. Профессиональные стандарты: практика разработки и внедрения в России // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2012. № 5 (18). С. 93-103.
17. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Режим доступа: http://www.consultant.ru.
18. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Режим доступа: http://www.consultant.ru.
19. Федеральный закон от 02.03.200 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Режим доступа: http://www.consultant.ru.
References:
1. Kuznetsova M.E. Professional standards: characteristics, stages of transition // Bulletin of the Surgut state University. 2019. no. 1 (23). Pp. 93-99.
2. Chepurin E.M., Murasheva A.A. the Place of professional standards in the training of personnel in the field of land management and cadastre // earth Sciences. 2016. no. 1. Pp. 77-82.
3. Koroleva L.Yu. Development of the professional standard "graphic designer" based on the analysis of approved professional standards // Bulletin of the Mari state University. 2015. no. 2 (17). Pp. 30-36.
4. Shayhraziev F.R., Aflyatunov G.S. Modeling of professional development of teachers (in terms of introducing a new professional standard of the teacher) // Actual problems of innovative teacher education. 2018. no. 1 (4). Pp. 12-15.
5. Ustyuzhina A.Yu. Formation of professional competencies for service bachelors taking into account professional standards // Mir nauki. Pedagogy and psychology. 2019. Vol. 7. no. 3. P. 23.
6. Dabakhova E.V., Dabakhov M.V. Problems of development of professional standards in the field of professional activity "agriculture" // Innovations and investments. 2017. no. 11. Pp. 78-83.
7. Gorodetsky A.E. on the interaction of basic professional education and the creation of a professional standard for agriculture // Scientific works of the Free economic society of Russia. 2017. Vol. 206. no. 4. Pp. 629-643.
8. Ivanova A.D., Murugova O.V. Implementation of professional standards and development of professional competencies of social service employees // Bulletin of the Perm national research Polytechnic University. Social and economic Sciences. 2018. no. 3. Pp. 184-196.
9. Fadeikina N.V. Assessment of the possibility of harmonization of professional and educational standards in the system of continuing professional education in the field of accounting // Siberian financial school. 2018. no. 4 (129). Pp. 106-119.
10. Alekseevich Y.V., Samarovaи I.S. Professional standards for the oil and gas industry // Science and business: ways of development. 2016. no. 7 (61). Pp. 43-46.
11. Korotaeva A.I., Pobrodilina V.B. Training of civil servants on the threshold of implementing professional standards // Additional professional education in the country and the world. 2015. no. 8 (22). Pp. 36-39.
12. Ageeva E.A., Tknchenko VA. Introduction of professional standards in the system of training and additional professional education of civil servants // Social and humanitarian knowledge. 2016. no. 12-1. Pp. 168-184.
13. Volodarskaya E.P., Glushnenkova L.T. On the issue of a detailed system of qualification requirements for public civil service positions // Theory and practice of social development. 2015. no. 8. Pp. 119-122.
14. Bobrova V. V., Troyanskaya M. A. On the question of practical application of project activity in the training of economists and managers / / Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya. 2020. Vol. 9. No. 2 (31). pp. 38-41.
15. Pryanishnikova O.D., Leibovich A.N. Professional standards: a brief overview of foreign experience // Mode of access: https://docplayer.ru/26983823-Professionalnye-standarty-kratkiy-obzor-zarubezhnogo-opyta-1.html
16. Gorshkova O.V., Falko L.Yu. Professional standards: practice of development and implementation in Russia // Territory of new opportunities. Bulletin of the Vladivostok state University of Economics and service. 2012. no. 5 (18). Pp. 93-103.
17. Labor code of the Russian Federation No. 197-FZ of 30.12.2001 // Mode of access: http://www.consultant.ru.
18. Federal law No. 79-FZ of 27.07.2004 "On the state civil service of the Russian Federation" // Mode of access: http://www.consultant.ru.
19. Federal Law No. 25-FZ of 02.03.200 "On Municipal Service in the Russian Federation" / / Access mode: http://www.con-sultant.ru.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10924
Я.А. Хадуева - старший преподаватель кафедры Микробиология и биология, Чеченский государственный университет, [email protected],
Ya.A. Khadueva - Senior lecturer of the Department Microbiology and Biology, Chechen State University;
М.И. Хаджимуратова - к.э.н., Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова, [email protected],
M.I. Khadzhimuratova - candidate of Economics, Grozny State Oil Technical University Named After Academician M. D. Millionshchikov;
Ф.К. Ахмедов - ассистент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова, [email protected],
F.K. Akhmedov - Assistant of the Basic Department of the Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation " Development of human capital» Plekhanov Russian University of Economics.
ИНВЕСТИЦИИ ГОСУДАРСТВА В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ THE STATE'S INVESTMENT IN HUMAN CAPITAL
Аннотация. В статье описываются виды инвестиций в человеческий капитал, раскрываются их основные преимущества. Для государства выгодами от инвестирования в человеческий капитал являются рост населения, доходов, рост ВВП, развитие образовательной, медицинской, культурной и других сфер жизни граждан. Также статье учитывается структура инклюзивного процветания и роль человеческого капитала в его становлении. Показаны особенности и особенности процесса инвестирования в человеческий капитал на национальном уровне. Проанализировать издержки и выгоды инвестиций в человеческий капитал, в образование и здравоохранение.
Abstract. The article describes the types of investments in human capital, reveals their main advantages. For the state, the benefits of investing in human capital are the growth of the population, income, GDP growth, the development of educational, medical, cultural and other spheres of life of citizens. The article also takes into account the structure of inclusive prosperity and the role of human capital in its formation. The features and peculiarities of the process of investing in human capital at the national level are shown. Analyze the costs and benefits of investing in human capital, education, and healthcare.
Ключевые слова: Инвестиции, человеческие ресурсы, человеческий капитал, потенциал, образование, инновационные технологии, инвестиционная политика.
Keywords: Investment, human resources, human capital, potential, education, innovative technologies, investment policy.
Несомненно, понятие человеческого капитала сегодня интересует многих экономистов. Это одна из самых распространенных и звучащих в среде экономистов категория.
В условиях постиндустриального общества, когда рыночные отношения практически проникают во все сферы деятельности, термин «человеческий капитал» стал приобретать важное значение. Так, данное понятие стало значимым и в среде исследователей экономической сферы деятельности, и в среде отдельных компаний. Немаловажным для экономической науки стала и сама эволюция человеческих способностей.
Для того чтобы проследить динамику доли расходов на образование в расходах консолидированного бюджета РФ в период с 2008 по 2015 год, рассчитаем относительные и абсолютные показатели динамики: коэффициент роста, темп роста, темп прироста, абсолютный прирост (цепные и базисные)