Научная статья на тему 'Использование профессионально адаптивного тестирования в процессе обучения иностранному языку курсантов военных вузов'

Использование профессионально адаптивного тестирования в процессе обучения иностранному языку курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО АДАПТИРОВАННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ / ВОЕННЫЕ ВУЗЫ / PROFESSIONAL COMPUTER-BASED TESTING / TESTS / RATING / MILITARY UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова Т.Н., Гусева Н.В.

В статье рассматриваются особенности и перспективы применения профессионально адаптивного тестирования в процессе обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Уделяется внимание использованию инновационных адаптивных методик при создании теста. В процессе решения проблемы разработки профессионально адаптивного компьютерного тестирования реальные составляющие адаптивной технологии преобразуются в этапы проекта предварительного анализа, последующего прогноза, формулирования концепции, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. Авторы делают вывод о том, что профессионально адаптивное тестирование можно рассматривать как инновационный метод педагогической диагностики, позволяющий надёжно и правильно оценить уровень обученности иностранному языку при использовании минимальных ресурсов. А гибкость оценивания результатов ответа и учёт временных параметров с использованием возможностей вычислительной системы позволяет реализовать принцип индивидуальности в обучении. Это становится возможным за счёт построения алгоритма адаптивного одиночного тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF PROFESSIONAL COMPUTER-BASED TESTING SYSTEMS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN MILITARY UNIVERSITIES

The article discusses the features and perspectives of professional computer-based testing systems in the process of foreign language teaching in military universities. Particular attention has been paid to the innovative principles of such a system. In the process of solving a problem of development of professional computer testing of adaptive real components of adaptive technologies are converted into project phases of the preliminary analysis, the subsequent forecast, the formulation of concepts, which are interrelated and interdependent. The authors conclude that professionally adaptive testing can be considered as innovative pedagogical diagnostics method that enables you to securely and properly assess the level of teaching a foreign language when you use minimum resources. Flexibility evaluation of response results and accounting time parameters using the power of computer system allows to realize the principle of individuality. It becomes possible to build adaptive algorithm of a single test.

Текст научной работы на тему «Использование профессионально адаптивного тестирования в процессе обучения иностранному языку курсантов военных вузов»

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 3 (76) 2019

УДК 378

Gerasimova T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Military University of Ministry of Defense of Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: gerta05@mail.ru

Guseva N.V., senior teacher, Department of Romanic Languages, Military University of Ministry of Defense of Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: englevel-1@mail.ru

THE USE OF PROFESSIONAL COMPUTER-BASED TESTING SYSTEMS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN MILITARY UNIVERSITIES. The article discusses the features and perspectives of professional computer-based testing systems in the process of foreign language teaching in military universities. Particular attention has been paid to the innovative principles of such a system. In the process of solving a problem of development of professional computer testing of adaptive real components of adaptive technologies are converted into project phases of the preliminary analysis, the subsequent forecast, the formulation of concepts, which are interrelated and interdependent. The authors conclude that professionally adaptive testing can be considered as innovative pedagogical diagnostics method that enables you to securely and properly assess the level of teaching a foreign language when you use minimum resources. Flexibility evaluation of response results and accounting time parameters using the power of computer system allows to realize the principle of individuality. It becomes possible to build adaptive algorithm of a single test.

Key words: professional computer-based testing, tests, rating, military university.

Т.Н. Герасимова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, ФГКВОУ ВПО «Военный университет», г. Москва, E-mail: gerta05@mail.ru

Н.В. Гусева, ст. преп., ФГКВОУ ВПО «Военный университет», г. Москва, E-mail: englevel-1@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО АДАПТИВНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

В статье рассматриваются особенности и перспективы применения профессионально адаптивного тестирования в процессе обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Уделяется внимание использованию инновационных адаптивных методик при создании теста. В процессе решения проблемы разработки профессионально адаптивного компьютерного тестирования реальные составляющие адаптивной технологии преобразуются в этапы проекта предварительного анализа, последующего прогноза, формулирования концепции, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. Авторы делают вывод о том, что профессионально адаптивное тестирование можно рассматривать как инновационный метод педагогической диагностики, позволяющий надёжно и правильно оценить уровень обученности иностранному языку при использовании минимальных ресурсов. А гибкость оценивания результатов ответа и учёт временных параметров с использованием возможностей вычислительной системы позволяет реализовать принцип индивидуальности в обучении. Это становится возможным за счёт построения алгоритма адаптивного одиночного тестирования.

Ключевые слова: профессионально адаптированное тестирование, компьютерное тестирование, система оценки, военные вузы.

Одним из основных направлений развития российского военного образования является достижение качества предоставляемых профессиональных образовательных услуг Наиболее эффективным средством достижения данной цели является использование современных информационных технологий не только в ходе всего обучения, но и в процессе иноязычной подготовки. Данный процесс обозначает существенные изменения в учебно-воспитательном комплексе в высших военных учебных заведениях.

Качество военного образования как универсальная категория всеобъемлющей диагностики деятельности высшего военного образовательного учреждения находит свое непосредственное отражение в условиях, созданных для положительного усвоения и приобретения знаний, навыков и умений. Знания являются главными, так как они служат основой для развития навыков и умений и формирования профессиональных и лингвистических компетенций. Помимо этого, знания составляют основные элементы фундаментальной базы образовательной и научной деятельности военного вуза, на которой строится карьерный, научный, личностный рост военных специалистов. Знания, основанные на мыслительной работе (а не заучивании), генерирующей новые знания, являются основной целью для высшей военной школы Российской Федерации [1 - 5].

Сегодня педагогическая диагностика процесса обучения иностранному языку курсантов военных вузов становится все более функциональной, выявляя недостатки и причинно-следственные связи между результатами обучения, педагогической деятельностью и возможностями самого курсанта. Педагогическая диагностика отражает формирование профессиональной компетентности курсанта, и в то же время количественно и качественно оценивает деятельность профессорско-преподавательского состава.

В настоящее время требования к педагогической диагностике процесса обучения иностранному языку курсантов военных вузов включает:

- педагогическое обоснование требований к процессу обучения иностранному языку;

- систематичность проведения работ по педагогической диагностике;

- профессиональную разработку инструментария педагогической диагностики;

- синхронизацию результатов мониторинга качества иноязычного обучения.

На этом фоне процесс педагогической диагностики в военном вузе приобретает автономный характер и вступает в роли системообразующего звена качественного воспитательно-образовательного процесса [2].

В этом случае виртуальная обучающая среда - это развитие и накопление педагогического контента, выраженного в форме электронных ресурсов и тестов, гибких и адаптивных на всех этапах процесса обучения иностранному языку. Поскольку иностранный язык позволяет современному военному специалисту достаточно быстро адаптироваться к изменениям, происходящим как в мирное, так и в военное время, а также овладеть необходимыми професси-

ональными компетенциями и деятельно подходить к решению поставленных задач.

Нельзя не отрицать тот факт, что тестовые задания на основе компьютерных учебных программ составляют основу диагностирования уровня обученно-сти по любому предмету. Существующая научная теория тестов методологически и методически признает четыре основные формы тестовых заданий, а именно:

- открытая форма ответа;

- закрытая форма ответа;

- соотнесение ответов;

- установление последовательности ответов.

Такие задания являются универсальным средством обучающего воздействия, поскольку учебная деятельность реализуется в системе «теория - практическое применение - контроль» [4]. Но в настоящее время существенный недостаток тестовых заданий закрытого типа все более отмечается учеными и исследователями, так как усвоение и контроль знаний происходит только на уровне узнавания. Следовательно, компьютерные стандартизированные тесты, как различного рода диагностические механизмы в электронном виде, теряют свою актуальность в рамках новой, инновационной образовательной среды [5, с. 72 - 79]. Современные реалии требуют от педагогической диагностики создания более эффективных систем тестирования, которые позволят определить уровень качества обучения иностранному языку при минимальных временных и ресурсных затратах. Такое тестирование должно быть систематизировано и обладать интеллектуальностью, открытостью, гибкостью и адаптивностью под процесс обучения иностранному языку в высшем учебном военном заведении.

Появление балльно-рейтингового обучения требует от традиционных средств педагогической диагностики быстроты и совместимости с процессом обучения. Применяемые технологии должны быть объективными и фронтальными, выявляющими положительные и отрицательные стороны новых методов и средств обучения иностранному языку. Одним из самых эффективных методов мониторинга уровня обученности может выступать адаптивное тестирование, которое содержит не только меньше заданий, но и требует меньше времени для выполнения. Адаптивное тестирование может варьироваться в зависимости от уровня владения иностранным языком курсантом и поставленной задачи.

Профессионально адаптированное тестирование основывается на уровне владения иностранным языком и определяет уровень сложности вопроса. При каждом правильном ответе уровень сложности последующих заданий повышается, и при каждом неправильном ответе уровень сложности выполняемых курсантами заданий понижается.

Такая компьютерная профессионально адаптивная система тестирования строится на модульном принципе, все тестовые задания нелинейно воспроизводят тестируемый контент в зависимости от коэффициента сложности. Персонификация такой диагностики позволяет индивидуализировать процесс обучения иностранному языку под конкретные особенности и потребности каждого курсан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.