Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

408
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная методика / коммуникативная компетенция / ключевые компетенции / иностранный язык / обучение в старших классах / английский язык / project methodology / communicative competence / key competencies / foreign language / high school education / English language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева Аминат Асадовна, Султанов Казимурза Гаджиевич

Выявляются особенности использования проектной методики в школьном курсе иностранного языка. Даётся определение «коммуникативной компетенции» и ключевым компетенциям, её составляющим. Анализируется возможность использования проектной методики при изучении иностранного языка на старшем этапе обучения посредством изучения методической литературы. Описывается вариант использования проектной методики по конкретному УМК, а также обосновывается эффективность этого метода для формирования коммуникативной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF PROJECT METHODOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AT THE SENIOR STAGE OF EDUCATION

The features of the use of project methodology in the school course of a foreign language are revealed. The definition of "communicative competence" and the key competencies that make up it is given. The possibility of using the project methodology in the study of a foreign language at the senior stage of training through the study of methodological literature is analyzed. A variant of using the project methodology for a specific QMS is described, and the effectiveness of this method for the formation of communicative competence is justified.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

Библиографический список:

1. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика [Текст] / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез; учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз высш. пед. учеб заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Петрова С.В. Нескучная фонетика английского языка: учебник/ Петрова С.В., Рудавин О.Н., Бенина А.Е. - М.: АСТ: Торсинг, - 2005. - 29-30 с.

3. Гебель С.Ф. Использование песни на уроках иностранного языка/С.Ф. Гебель//Иностранные языки в школе. - 2009. - №5. - с.28-33.

УДК 1751

Гаджиева Аминат Асадовна Hajiyev Aminat Asadova

Студент Student

Султанов Казимурза Гаджиевич Sultanov Kazimurza Gadzhievich

к.ф.н., доцент Ph. D., Associate Professor Дагестанский государственный университет Dagestan state University

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ

ОБУЧЕНИЯ

USE OF PROJECT METHODOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AT THE SENIOR STAGE

OF EDUCATION

Аннотация: Выявляются особенности использования проектной методики в школьном курсе иностранного языка. Даётся определение «коммуникативной компетенции» и ключевым компетенциям, её составляющим. Анализируется возможность использования проектной методики при изучении иностранного языка на старшем этапе обучения посредством изучения методической литературы. Описывается вариант использования проектной методики по конкретному УМК, а также обосновывается эффективность этого метода для формирования коммуникативной компетенции.

Ключевые слова, проектная методика; коммуникативная компетенция; ключевые компетенции; иностранный язык; обучение в старших классах; английский язык.

Abstract: The features of the use of project methodology in the school course of a foreign language are revealed. The definition of "communicative competence" and the key competencies that make up it is given. The possibility of using the project methodology in the study of a foreign language at the senior stage of training through the study of methodological literature is analyzed. A variant of using the project methodology for a specific QMS is described, and the effectiveness of this method for the formation of communicative competence is justified.

Keywords: project methodology; communicative competence; key competencies; foreign language; high school education; English language.

Введение

Необходимость постоянного совершенствования системы обучения иностранному языку обусловлена в наше время переменами, происходящими в различных сферах человеческой деятельности. В связи с такой модернизацией, одной из важнейших задач, стоящих перед школой, становится формирование ключевых компетенций обучения иностранному языку. Процесс их формирования чётко отражается в компетентностном подходе, который сейчас внедрен в нашу систему образования. И в последнее время в различных источниках всё больше обсуждается и утверждается, что самой важной среди выделяемых ключевых компетенций в иностранном языке является коммуникативная компетенция.

Данная компетенция предполагает готовность и способность учащегося к общению на иностранном языке, что позволяет им «войти» в иное культурное пространство и чувствовать себя там вполне комфортно. Иностранный язык имеет множество возможностей для создания такого иноязычного пространства и становления личности учащегося. Задача, стоящая перед нами, может быть достигнута посредством использования различных новых педагогических технологий.

Цель исследования —раскрыть теоретическую основу коммуникативной компетенции и экспериментально проверить эффективность «метода проектов» при формировании коммуникативной компетенции в обучении английскому языку у старших школьников.

Компетентностный подход в обучении иностранным языкам

Термин «компетенция» в наше время имеет неоднозначное значение. Существует многочисленные толкования этого определения.

В современной методике преподавания иностранного языка «коммуникативная компетенция» определяется, как способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности [11, 316].

Целью обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода является формирование «коммуникативной компетенции», которая представляет собой единство других ключевых компетенций, таких как: языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенция.

Процесс развития коммуникативной компетенции разносторонний, реализован он в трёх сферах: обучение, развитие и воспитание. Обучение способствует формированию знаний, умений и навыков, которые нужны для общения на иностранном языке. Развитие делает акцент на важности когнитивных факторов в самом обучении. Воспитание формирует личность, систему отношений. [9, 60].

Определение понятия «проектная методика» и требования, предъявляемые к её использованию.

Одной их технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании, является проектная методика. Именно «проектная методика» включает в себя обучение в сотрудничестве. В отличие от других педагогических технологий проектная методика предоставляет возможность учителю включить всех учащихся в реальное общение относительно темы проекта.

Метод проектов — совокупность приёмов овладения конкретной областью практического и теоретического знания в учебной деятельности. Поэтому, всякий проект, должен сопровождаться получением конечного результата для достижения цели обучения через проектную деятельность [7, 81].

Опыт использования проектной методики на уроках английского языка в старших классах

В качестве примера реализации проектной методики с целью формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в старшей школе, проанализируем практическое использование проектной методики Суязовой Д. С [7, 82].

Основное содержание работы было построено на УМК: М. З. Биболетова, Н. В. Добрынина, Н. Н. Трубанева «Enjoy English11». Содержательная структура учебника представлена следующим образом, в нём 8 тематических разделов:

1. Topics;

2. Word Focus и Grammar Focus;

3. Dialogue Vocabulary;

4. Culture guide;

5. Learning Strategies;

6. Progress Check;

7. Grammar Rederence;

8. Key Vocabulary.

В конце каждого тематического раздела учащимся предлагается подготовить тематический проект, на подготовку которого отводится 2-3 урока. Стоит отметить, что авторами учебника предлагается выполнять проекты в парах, группах или индивидуально.

Создание проекта по пройденному материалу актуально хотя бы потому,

что:

учащиеся должны понять ту языковую структуру, которую им необходимо использовать в их проектной работе;

это поможет им преодолеть языковой барьер и оценить свои знания и возможности;

в этом виде деятельности у каждого ученика есть возможность проявить себя, создать что-то уникальное, продумать все свои действия с творческой стороны, что может быть реализовано в написании интересного, оригинального текста, рисунке картины, плаката, создании видеофильма и др.

Самой важной задачей здесь является вовлечение учителем учащихся в проектную деятельность.

Были проведены следующие проекты по различным разделам основного УМК. В первом разделе был сделан мини проект — A poster "Foreign language in my life [2, 19]."

Основная цель проекта, которая стояла перед учащимися заключалась в развитии монологической речи учащихся на английском языке.

Решались следующие задачи:

обобщить и закрепить изучаемый материал раздела;

развить умение спонтанно говорить на иностранном языке;

развить умение подготовки и проведения презентаций.

Выделим наиболее важные этапы в работе над проектом.

Первый этап. Здесь было произведено определение темы и цели проекта. На этом этапе, учителем было оглашено название проекта "Foreign language in my life."

Второй этап. Была проведена работа в группах с целью обсуждения структуры проекта, составление примерного плана работы. На этом этапе учителем была организована работа учащихся в группах, по 3 -4 человека, и разъяснено, что он должны следовать конкретным пунктам задания.

Необходимые пункты:

Why is learning a foreign language important to you? Write a list of reasons (Почему для вас важно изучение иностранного языка? Напишите список причин).

Read through the list of reasons you have written and ^oose the most important factors (Прочтите список причин, по которым вы написали, и выберите самые важные факторы).

Think about how these factors influence \ could influence your life (Подумайте, как эти факторы влияют \ могут повлиять на вашу жизнь).

Plan your presentation. Write the key points and the supporting arguments (Спланируйте презентацию. Напишите ключевые моменты и поддерживающие аргументы).

Make a presentation (Сделайте презентацию).

Третий этап. Учащимися был проведен сбор информации по теме проекта, они также обращались к уже имеющимся знаниям и собственному жизненному опыту. Учащиеся создали собственные системы хранения информации. Учитель в свою очередь скоординировал работу разных групп. Началась подготовка презентации проекта.

Четвертый этап. Была организована демонстрация результатов проекта. На этом этапе нами было распределено учебное время таким образом, чтобы у каждой группы была возможность выступить, время не более 10 минут.

Пятый этап. Были подведены итого всей подготовки проекта и дана оценка. На этом этапе учитель реализует контроль усвоения языкового материала, развитие речевой и коммуникативной компетенции и общую оценку проекта, которая касается его содержания, конечного результата, участия учащихся в организации проекта, работы учителя. После презентаций было проведено обсуждение работ в форме круглого стола. Учителем были выставлены отметки,

ориентируясь на «критерии оценивания монологической речи ЕГЭ-2020» (см. Рис. 1).

Критерии оценивания мололо!ического высказывания <М) Баллы

Ml Выполнение коммуннка 1 нвнои задачи

Участник справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют ]

Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но допустил фактические ошибки, н/нли привел менее 10 фраз. по теме высказывания 0

M2 Учет условии речевой ситуации

Учтены условия речевой ситуации ]

Условия речевой ситуации не учтены 0

M3 Речевое оформление монологического высказывания (МР)

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена ]

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более) 0

Максимальное количество баллов 3

Рис. 1. Критерии оценивания монологической речи

В качестве результата проведенной проектной деятельности приведем слайды оформления презентации одной из групп учащихся на заключительном этапе, где данная презентация была представлена (см. Рис. 2, Рис. 3).

Рис. 2. Презентация учащихся по мини-проекту: "Foreign language in my life."

Рис 3. Презентация учащихся по мини-проекту: "Foreign language in my life."

Сформулируем основные методические рекомендации учителю, которые помогут ему в организации проектной деятельности учащихся:

- тема исследования должна быть интересна для ученика;

- необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;

- при использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам.

- учитель должен продумать весь ход работы над проектом, на уроке вся эта информация должна быть лишь в поле зрения самого учителя в качестве ориентира в организации деятельности учащихся;

Вывод

Основной целью этой работы было раскрытие теоретической основы коммуникативной компетенции и экспериментальная проверка эффективности «метода проектов» при формировании коммуникативной компетенции в обучении английскому языку у старших школьников.

Данная работа была направлена на составление и дальнейшее применение полученных теоретических и практических знаний по использованию проектной методики в рамках обучения иностранному языку, которые могут быть использованы в качестве методического пособия для студентов высших педагогических учебных заведений, а также практикующих педагогов.

Библиографический список:

1. Английский язык: Enjoy English: 10 класс. Учебник / Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. — Обнинск: Титул, 2011. — 216 с.

2. Английский язык: Enjoy English: 11 класс. Учебник / Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. — Обнинск: Титул, 2011. — 200 с.

3. Балыхина, Т.М. Словарь терминов и понятий лингводидактической теории ошибки / Т.М. Балыхина. — М.: Изд-во РУДН, 2006. — 41 с.

4. Манаенкова М. П. Содержание и структура речевой компетентности личности / М. П. Манаенкова //Вестник ТГУ. — 2015. — №4 (4). — С. 53-61.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева [и др.]/ под ред. Е.С. Полат — М.: Академия, 2008. — 272 с.

6. Сиденко А. С. Виды проектов и этапы проектирования / А. С. Сиденко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2008. — №2. — С. 76-79.

7. Суязова Д. С. Использование проектной методики на уроках английского языка на старшем этапе обучения / Д. С. Суязова // Достижения науки и образования. — 2017. — №6 (19). — С. 81-82.

8. Шейлз Джо. Коммуникативность в обучении современным языкам/ Джо Шейлз. — Совет Европы Пресс, 1995. — 349 с.

9. Щепилова А.В. "Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному / А. В. Щепилова. — М.: центр ВЛАДОС, 2005. — 245 с.

10. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. — 4-е изд. — М.: Филоматис: Изд-во «Омега-Л», 2010. — 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.