Список литературы / References
1. Боровская М.А., Гриненко С.В., Задорожная Е.К., Макарова Е.Л., Масыч М.А., Паничкина М.В., Ракитин А.А., Семерникова Е.А., Синявская И.А., Соханевич С.В. Мониторинг студентов и выпускников вуза как инструмент системы управления востребованностью молодых специалистов на рынке труда. Административно-управленческий портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m1523/2_1.htm/ (дата обращения: 24.02.2017).
2. Хачатурова С.С. Информационные технологии и их значение в современном мире. Вестник науки и образования, 2016. № 6 (18). С. 34-35.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Лямзин Р.В. Email: [email protected]
Лямзин Роман Викторович — преподаватель, кафедра иностранных языков, Омский государственный технический университет, г. Омск
Аннотация: в данной статье описываются основы использования проектного метода для формирования межкультурной компетенции у студентов экономических специальностей, а также анализируется эффективность данного метода в обучении профессиональному иностранному языку на примере проекта «Идеальная компания». Преподавание основ устной и письменной деловой коммуникации на иностранном языке у студентов экономического профиля должно проходить в интерактивных формах работы с образцами документов, с аутентичными текстами для усвоения терминологии и расширения социокультурных знаний, а также выработке умений применять эти знания при моделировании ситуаций делового общения. Ключевые слова: иностранный язык, проектный метод, идеальная компания, межкультурная компетенция, профессиональное образование.
USING PROJECT METHOD IN TEACHING ENGLISH LANGUAGE TO STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALITIES AT UNIVERSITY
Lyamzin R.V.
Lyamzin Roman Victorovich — English teacher, FOREIGN LANGUAGES DEPARTMENT, OMSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY, OMSK
Abstract: this article describes the basics of using the project method for the formation of the intercultural competence of students who study economics, as well as analyzes the effectiveness of this method in teaching field-oriented foreign language based on the project example "Ideal Enterprise". Teaching students the fundamentals of oral and written business communication in a foreign language must take place in an interactive work forms with samples of authentic documents and texts for learning terminology and expanding social and cultural knowledge, as well as for the development of skills that will help to apply this knowledge in real situations of business communication. Keywords: foreign language, project method, ideal enterprise, intercultural competence, professional education.
УДК 331.225.3
Структура межкультурной компетенции отражает характер образовательной компетенции и представляет собой сложное личностное образование, включающее знания о родной и иной культуре, умения и навыки практического применения своих знаний, а также совокупность качеств личности, способствующих реализации этих знаний, умений и навыков, и, наконец, практический опыт их использования в ходе взаимодействия с представителями иной
культуры. Межкультурная компетенция является образовательной компетенцией при изучении иностранного языка и иноязычной культуры, при этом объектом реальной действительности при формировании межкультурной компетенции является процесс общения представителей различных культур [2, с. 3].
Необходимость формирования межкультурной компетенции обусловлена развитием современного информационного общества, что, в числе прочего, включает глобализацию социальных и экономических отношений, а, следовательно, расширение контактов между культурами. При этом возникает проблема взаимопонимания между представителями различных культур, что выражается в обострении глобальных проблем человечества. Большинство учащихся не обладают такими качествами, как толерантность, эмпатия, стремление познавать иностранную культуру, критическое отношение к явлениям родной и изучаемой культуры. Воспитание данных качеств, на мой взгляд, является главной задачей формирования межкультурной компетенции учащихся.
Исследованием проектного метода обучения занимаются многие современные исследователи в России и за рубежом: М. Ворчауэр, Л.В. Загрекова, Е.С. Полат, А.Ю. Уваров, и другие. Некоторые учёные отмечают эффективность и необходимость применения проектного метода при формировании межкультурной и социокультурной компетенции [2, с. 15]. На взгляд американского учёного Марка Ворчауэра, проект является наиболее эффективным формой организации обучения иностранному языку.
Рассмотрим, как реализуется проектный метод обучения в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся на примере проекта Ideal Enterprise.
Если говорить о профессионально ориентированном обучении иностранному языку, проект выступает в качестве специально организованного преподавателем и самостоятельно выполняемого студентом комплекса действий, завершающихся созданием творческого продукта.
При этом необходимо, чтобы проекты не только были ориентированы на внешний, наглядный результат, но и действительно реализовывали основные принципы метода проектов и органично решали задачи обучающего творческого характера.
Проектная методика отличается особой формой организации. Организуя работу над проектом, важно соблюдать следующие условия. Во-первых, проблема, предлагаемая студентам, формулируется так, чтобы ориентировать учащихся на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Важно научить студентов пользоваться справочной литературой, использовать таблицы, энциклопедии, аутентичные материалы. Таким образом, метод проекта можно считать непростым, но эффективным этапом в формировании критического мышления. Во-вторых, проект отличается от иных проблемных методов тем, что в результате определенной поисковой, исследовательской, творческой деятельности учащиеся не только приходят к решению поставленной проблемы, но и создают конкретный продукт [5, с. 1].
В данном случае это разработка идеальной компании.
Подготовка проектной работы проходит в четыре этапа. Проблемно-целевой этап включает определение темы, проблемы и цели проекта. Этап практической работы включает презентацию необходимого языкового материала и предкоммуникативную тренировку, сбор информации, работу с источниками информации, работу в группах, регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную ими работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала. [6, с. 3]. На этапе предварительной защиты осуществляется анализ собранной информации, координация действий разных групп; подготовка, презентация проекта. Заключительный этап - демонстрация результатов проекта.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Примером может служить творческий проект «Идеальная компания» (Ideal Enterprise).
Цели и задачи проекта:
1. расширение и углубление знаний студентов в области создания компаний с учетом различных факторов, таких как структура компании, выбор организационно-правовой формы, учет других особенностей; профессиональный подход ко всем составляющим деятельности компании;
2. анализ литературы, интернет-источников, систематизация материала, его оформление, публичное представление результатов своей работы;
3. повышение мотивации к изучению профессионального английского языка.
Ход проекта:
1. Разработка индивидуальных задач, определение целей, определение ресурсов. Разработка данного проекта была ориентирована на то, чтобы проект стал действительно органичной частью учебного процесса, а после его выполнения можно было бы не только увидеть результат работы, но и оценить уровень усвоения языкового материала. Структура проекта: PROJECT TASK Ideal Enterprise
Your task is to create an idea of an ideal enterprise (you can choose any sector of your interest). In your presentation you should pay attention to the following points:
1. General info.
2. Business segment for products/services i.e (market niche).
3. Corporate structure + functions of departments.
4. What's your employment policies?
• dress code (dress down Friday), open plan offices, status symbols...
• conduct at work
• career opportunities
• recruitment policy
5. What kind of public image do you have?
6. Weaknesses and strengths.
7. Is there room for innovation and expansion on foreign markets?
Важным аспектом проектной деятельности являются обсуждения, которые способствовали не только развитию навыков устной речи, но и лучшему пониманию, анализу полученной информации [2, с. 16].
2. Обсуждение и выбор методов поиска информации, самостоятельная работа, оформление проекта. Проект готовился в течение семестра. Практическим результатом должен был стать проект идеальной компании.
3. Оценивание проекта.
Умение публично представить идеальную компанию, хорошо ее рекламировать, показать достоинства и возможные направления эффективного развития является очень ценным качеством. Презентация вырабатывает навыки публичного общения, формирования своего собственного имиджа и имиджа компании [4, с. 15].
Примеры проектных работ студентов говорят о самоорганизации и ответственности участников проекта, их интересе к выполнению данного вида работы.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что применение проектной методики обеспечивает наиболее успешное усвоение информации, достижение целей обучения, возможность реального общения на изучаемом языке. Метод проектов обеспечивает оптимальные условия для развития речевых умений, т.к. учащиеся вынуждены пользоваться языком как средством извлечения информации и общения.
Список литературы / References
1. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. Н.Ф. Коряковцева. М., 2002.
2. Кочетурова Н. А. Метод проектов в обучении языку: теория и практика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.itlt/ (дата обращения: 13.03.2017).
3. Ломакин А.В. Технология проектного обучения // Народ.ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ladlav.narod.ru/teh_proekt.htm/ (дата обращения: 05.01.14).
4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе, 2000. № 2. С. 14-17.
5. Фролова Г.З. Проектное обучение в вузовском образовании // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, 2012. С. 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jurnal.org/articles/2012/ped36.html/ (дата обращения: 09.01.2014).
6. Что такое проектное обучение? // Проектное обучение, 2011. Июнь. С. 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sites.google.com/site/projekt/ (дата обращения: 13.03.2017).