10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК811.11Г27:366.63
UDC 811.11 Г27:366.63
АЛ. БАБИЧЕВА
студент, 3 курс, филологический факультет, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева МЛ, ШИНКОВ
кандидат филологических наук, доцент, кафедра журналистики и связей с общественностью, Орловский государственный университет имени И.С, Тургенева
A.A. BABICHEVA
3-d year student, philological faculty, Orel State University
named after I.S. Turgenev M. A. SHIN KO V
Candidate of Philology, Associate Professor, Department of journalism and public relations, Orel State University
named after I.S. Turgenev
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ PRODUCT PLACEMENT В ФИЛЬМЕ «КАДРЫ» USE OF PRODUCT PLACEMENT IN THE MOVIE «SHOTS»
В статье рассматриваются особенности применения product placement в фильме «Кадры», а также уделяется внимание цели использования данной техники в конкретном случае.
Ключевые слова: типы Product placement, фильм «Кадры», Гугл.
In the article the features of application ofproduct placement in the movie «Shots» are considered The attention is paid to the purpose of use of this equipment in a concrete case.
Keywords: product placement types, film "Shots", Google.
В качестве предмета исследования был избран прием product placement (далее - РР, продакт плейсмент) в кинематографе, а именно в америакнской комедии «Кадры». Такой инструмент активно используется как в отечественном, так и в зарубежном кино. т.к. имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, возможность точечно воздействовать на определенную аудиторию, продвижение с помощью авторитетных лиц (в данном случае - знаменитых актеров, режиссеров).
Продакт-плейсмент (англ. product placement, дословный перевод - размещение продукции) - это размещение определенного товара, торговой марки или услуги в кино, теле- и радиопередачах, в газетах и жу рналах, в Интернете, компьютерных играх, в мультфильмах, литературе, поэзии, в песнях и музыкальных клипах, в комиксах и т. п. - во всех «продуктах», которые имеют сюжет и которые адресованы среднестатистическому потребителю. Это техника вплетения бренда, товара или услуги в сюжет произведения, а значит, в жизнь кино - или телегероя, в его образ жизни и его окружение [1, с. 12].
По мнению некоторых исследователей, первым шагом к появлению product placement был фильм Луи Люмьера «Игра в карты» («Partie de cartes»), вышедший еще в 1896 году. Frank Claire, владелец пивоварни в Лионе, аккуратно разливает бутылку пива для себя и двух своих товарищей.
Следующей ступенью в развитии данной технологии принято считать фильмы Томаса Эдисона. Им было снято 52 ленты с участием поездов одной и той же железнодорожной компании.
Уже к 1915 году фильмы рассматривались как воз-
можность показать положительный эффект от использования товара.
По другой версии, РР появился вместе с американскими мультфильмами про моряка Папая. Данный персонаж был создан в 1929 г. «История умалчивает, что появилось первым - сам Папай или идея включить его образ в общенациональную кампанию по оздоровлению образа жизни американцев, но достоверно известно, что после появления этого мультфильма рост потребления консервированного шпината вырос на 30% по всей территории США» [2].
П. Киселева выделяет четыре типа размещения продакт плейсмент.
1. Визуальный показ (демонстрация) - показ продукта в кадре с обязательным условием читаемости логотипа.
2. Использование (употребление, кинестетический вид) - это любое взаимодействие персонажа с продуктом с обязательным условием читаемости логотипа.
3. Вербализация, или аудиальный, тип - упоминание названия торговой марки вслух персонажем сериала/фильма.
4. Специальная сцена - это:
• использование продукта с комментариями персонажей, специально вписанных в сценарий согласно брифу клиента (с возможной вербализацией бренда);
• сцена, в которой продукт становится одним из центральных элементов сцены [3, с.39].
Как и любое явление, продакт плейсмент имеет и свои минусы, например высокую стоимость, невозможность частого повторения и некоторые другие; но задачи
© A.A. Бабичева, М.А. Шинков © A.A. Babicheva, M. A. Shinkov
Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (70), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 70. 2016
подробно рассмотреть их в данной статье не стоит.
Невооруженным взглядом можно заметить, что фильм «Кадры» является явной рекламой компании Google, однако облеченной в форму классической американской комедийной ленты. В главных ролях всеми любимые Вине Вон и Оуэн Уилсон, известные по таким фильмам, как «Незваные гости», «Старски и Хатч», «Марли и я». «Мистер и миссис Смит» и др. Если фильм снимается в сугубо рекламных целях, то привлечение узнаваемых актеров - половина дела. Все. что остается сделать - придумать увлекательный незамысловатый сценарий и собственно снять кино.
90% действия на экране разворачивается в офисе Google (Такая опция размещения РР называется «сюжет»). Всячески показывается удобство и красота помещений, сплоченность коллектива, максимально комфортные условия работы и другие преимущества, которые дает работа в данной компании.
Два зрелых мужчины, которых как раз настиг кризис среднего возраста, теряют работу. Они уже близки к тому, чтобы разочароваться во всем на свете, но волею судьбы попадают в Гугл. Им приходится преодолеть немало препятствий, но в итоге, конечно ж, благодаря новой работе, они снова обретают радость жизни.
Приведем несколько примеров использования РР в «Кадрах».
Впервые логотип Google появляется на экране на 13-й минуте. Герой ищет в гугле варианты работы и его осеняет - а если попытаться найти в гугле работу* в гугле? Такой визуальный и кинестетический РР довольно эффективен, так как логотип хорошо запоминается зрителю и является прочной основой для последующих вставок.
Уже в конце 16-й минуты появляется аудиальное упоминание бренда.
«Гугл», - заявляет воодушевленный герой своему другу. «Гугл?!» «Там офигенно! Кабинки для сна, массажные кабинеты, волейбольная площадка, у них там все пироги, это самое лучшее место работы в Америке!»
Кроме того, мужчина призывает как бы своего товарища, но в то же время всех смотрящих: «Гугл нуждается в нас и Гугл зовет нас!»; «Ник, нас ждет наше будущее».
С 25-й минуты действие перемещается непосредственно в офис компании, но пока без главных героев. Мы видим работников, периодически мелькает эмблема. К слову, здесь также эпизодически появляется и визуальный РР компании Apple - все сотрудники пользуются Макбуками.
Спустя минту нам показывают офис снаружи. Его
изображение чередуется с красивейшими пейзажами Сан-Франциско и выходящими из такси друзьями-соискателями. Всё это в какой-то мере символизирует то, что герои попали в настоящую сказку, в место, о котором так мечтали.
Далее до самого конца фильма следует «кричащий», повсеместный продакт плейсмент: абсолютно все стажеры носят странноватые головные уборы, окрашенные в корпоративные цвета, многие одеты в футболки с надписью "Google", кругом лого и другая символика компании. На протяжении почти всей комедии от гугла рябит в глазах.
Несомненно, фильм воодушевляет, возможно, даже дарит надежду людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Следовательно, после просмотра у зрителя в основном остается исключительно позитивное представление как о кино, так и о упомянутой в нем компании.
Однако появляется вопрос: зачем и без того всемирно известной компании нужен такой активный продакт плейсмент? Да, любой организации необходимо поддерживать свой имидж, но съемки полностью рекламного фильма - большая редкость.
Оказывается, идея создания фильма пришла в голову Винсу Бону, который впоследствии исполнил главную роль. После прочтения в журнале «PCmag» статьи о том, что Google стоит на вершине списка лучших мест работы, актер написал сценарий для киноленты, и компания его поддержала.
Как утверждает Ларри Пейдж исполнительный директор Google, целью фильма было совсем не повышение рейтингов вышеупомянутой фирмы, а привлечение внимания молодежи к точным наукам и инженерным специальностям. Он говорит, что они «ввязались в эту историю» для того, чтобы разрешить «имиджевую проблему ГГ>>.
Таким образом, если верить словам Ларри Пейджа, смысл создания фильма в том, чтобы обеспечить мировую IT-индустрию, и Google в частности, квалифицированными программистами.
Получается, что реклама в данном случае - всего лишь приятный бонус для Гугл. Они спонсируют претворение задумки Винса Вона в жизнь, а взамен получают полноценную качественно снятую кинокомедию, в которой постоянно мелькает символика поисковика.
Возможно, все было именно так, как утверждает Пейдж. но факт применения техники продакт плейсмент остается фактом, и этого никак нельзя не заметить.
Библиографический список
1. Березкгма О.П. Product Placement. Технологии скрытой рекламы. М.: Вершина, 2009. 208 с.
2. http://www.marketing. vuzlib. sii/book_o011 _page_4 .html
3. Киселева ПЛ. Product Placement по-русски. M. : Вершина, 2008. 152 с.
References
1. Berezkina О.Р. Product placement. Technologies of the embedded advertizing. M.: Vershina, 2009. 208 p.
2. http://www.marketing .vuzlib. su/book_o011 _page_4 .html
3. Kiselyova P. A. Product Placement in Russian. M.: Vershina, 2008. 152 p.