пени медь, а свинец обусловливает вегетативное размножение. Роль цинка не совсем очевидна.
Таким образом, результат фитотестирования с применением метода витального окрашивания для более точного анализа указывает на то, что действие смеси катионов задействованных в эксперименте металлов на тестовый организм L. minor однозначно менее негативно, чем их влияние по отдельности, т.е. проявляется так называемый эффект «антагонизма ионов». Это показывает целесообразность модификации уже имеющихся методик биотестирования и создание новых на принципе комплексного подхода для более точной оценки возможных последствий загрязнения окружающей природной среды для её обитателей.
Список литературы:
1. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование: учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / О.П. Мелехова, Е.И. Сарапульцева, Т.И. Евсеева и др.; под ред. О.П. Мелеховой и Е.И. Са-рапульцевой. - 2-е изд., испр. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 288 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
© Цветкова Л.И.
Ульт-Ягунская средняя общеобразовательная школа, с.п. Ульт-Ягун
Цель данной работы: показать эффективность технологии проблемного обучения, которая способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся, становлению личности ученика, готовности выпускников школы использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Анализ современной педагогической и психологической литературы позволил установить, что в данное время актуальным остается изучение применения проблемных методов обучения. Их применение позволяет активизировать познавательные процессы учащихся, так как проблемное обучение обеспечивает переход от регламентации, алгоритмизации процесса обучения к интенсивным поисковым формам и методам, создает условия для нормального, разностороннего развития личности. Планируя учебно-воспитательный процесс с применением проблемных методов, учитываю содержание материала, уровень подготовленности уча-
щихся класса, уровень проблемности учебных заданий и выбираю соответствующие этим требованиям методы и приемы. И неважно, что не всегда ребята на таких уроках приходят к единому мнению, главное, что они думают, переживают, отстаивают свои точки зрения, а значит - творят. Одним из свидетельств эффективности проблемных уроков - творческие работы учащихся. Я считаю, что такая форма работы помогает учащимся лучше воспринять и усвоить учебный материал, способствует расширению кругозора учащихся, позволяет развивать их творческие способности, фантазию, способствует развитию самостоятельности учащихся.
Т.о. можно убедиться, что проблемные уроки оказываются эффективно действующими средствами обучения, т.к. на них вырабатывается ораторское мастерство, развивается гражданская грамотность, воспитывается свободная личность.
Школьная биология была и остается важным звеном в системе общего образования. Любому специалисту, связанному со школой, очевидно, что процесс обучения биологии тесно связан и должен быть приведен в соответствие с современным состоянием биологической науки со способами передачи знаний современными средствами.
Ребенок пришел в школу учиться-приобретать знания. Конечно, он выучит необходимые правила и законы, сумеет пересказать то, о чем узнает. Но он должен научиться также применять знания в новых, неожиданных ситуациях, находить свои нестандартные решения, обнаруживать противоречия и самому ставить вопросы. Его успехи в школе будут зависеть от желания узнавать новое, от веры в свои силы и от умения работать, то есть думать.
Проблемное обучение - система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.
Технология проблемного обучения была разработана и получила развитие благодаря трудам крупных отечественных дидактов, таких как И.Я. Лер-нер, М.М. Махмутов, В. Оконь, A.M. Матюшкина. По И.Я. Лернеру проблемное обучение-такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала.
Ушинский К. Д. считал, что в обучении серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины. «Самостоятельность головы учащегося, - подчеркивал великий педагог, - единственное прочное основание всякого плодотворного учения».
Наиболее существенными элементами проблемного обучения являются: - создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи;
- возбуждение самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, направленной на поиск решения познавательной задачи и овладение новыми знаниями;
- расширение, углубление и уточнение новых знаний в процессе тренировочно-творческих упражнений;
- осознание и овладение учащимися приемами умственной деятельности по приобретению новых знаний, как в процессе решения поисковой задачи, так и в системе тренировочно-творческих упражнений.
Возникающие и побуждающие к познавательной деятельности проблемы служат не только средством активизации мышления, но нередко определяют развитие склонностей и способностей человека. Однако проблемную ситуацию создает не всякий вопрос, задача или противоречие. Если на тот или иной вопрос, задачу у ученика имеется готовый ответ, здесь не требуется по существу никаких мыслительных усилий, кроме припоминания и воспроизведения уже известных знаний. Познавательная же проблема характеризуется тем, что выводит ученика за пределы имеющихся него знаний. При этом в ней есть что-то неизвестное, требующее поиска, мыслительной деятельности. Наличие познавательной задачи является лишь одной из черт проблемной ситуации. Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи и т.д. с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к познавательном поиску. Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т.к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся. Вопрос становится проблемным при следующих условиях:
1. он может иметь логическую связь с ранее изученными понятиями и с тем, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации;
2. содержит познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного;
3. вызывает чувства удивления при сопоставлении нового с ранее известным, не удовлетворяет имеющимся запасам знаний, умений, навыков.
Задача может быть проблемной и не проблемной не только по методам её постановки, но и по содержанию. Если решение задачи прежними способами невозможно, требуется новый способ решения, то это проблемная ситуация. При составлении биологических задач, в том числе и творческих на уроках биологии использую алгоритмы В.А. Бухвалова:
Задачи на выбор информации. Выберите признаки, характерные для...
Задачи на исправление ошибок. Читается текст и по ходу исправляются ошибки
Задачи на сравнение и составление выводов. Сравните строение, функции, образ жизни.
Задачи иа установление взаимосвязей. .установите взаимосвязи между питанием и фотосинтезом; строением и образом жизни...
Задачи на выявление приспособлений. Какие приспособления имеют-сяурастений, животных конкретного вида?
Задачи на выявление противоречий. Существуют два вида муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток. Объясните активность муравьев в разное время суток?
Задачи на постановку опытов. Предложите опыты для выяснения причин, например, листопада или механизмы испарения воды листьями.
Задачи на выдвижение гипотез. Предложите гипотезы для объяснения факта илиявления: например, замедление дыхания во время спячкиумедведя.
Задачи на объяснения результатов опыта. Объясните результаты данного опыта.
Задачи на анализ гипотезы. Согласно одной из гипотез жизнь зародилась на глине. Проанализируйте эту гипотезу.
Следует сказать о некоторых требованиях к системе заданий:
- задания должны охватывать достаточный объем учебного материала;
- в заданиях предусматривается возможность контроля и самоконтроля;
- и та же проблема может предъявляться в разных контекстах.
Проблемное обучение реализуется с помощью следующих методов:
проблемного изложения материала, исследовательского, эвристического.
Показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:
- возникновение проблемной ситуации и постановки проблемы;
- выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
- проверка правильности решения проблемы.
Их применение эффективно тогда, когда учителем ставится задача: на базе уже имеющихся знаний и умений сформировать качественно новые способы деятельности - умение школьников самостоятельно формулировать и решать обнаруженные или поставленные проблемы, умение предлагать гипотезы и способы их проверки, планировать эксперименты.
Исследовательский метод предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений. В курсе биологии этот метод применяется в лабораторных работах, при решении задач, при самостоятельном проведении лабораторных экспериментов. Исследовательская работа формирует у учащегося качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации, независимо от будущей профессии. Исследовательский метод обучения эффективен только тогда, когда учителем целостная система обучения, в которой этому методу отводится значительная роль. Бессистемное применение проблемных задач малоэффективно. Проблемные задачи могут быть разной степени сложности.
Примеры проблемных задач, которые я использую на уроках биологии.
Тема «Семя».
Задача 1. Один юннат рассказал об опыте, который он начал за 2 недели до урока. Он вырастил проросток фасоли и, когда стебель достиг 15 см, срезал его верхушку примерно настолько, насколько прищипывал корешок проростка. Ежедневно наблюдал, что происходит с этим растеньицем. Делал записи в дневнике наблюдений. Предположите, как выглядели результаты опыта.
Задача 2. Желая подготовить семена к посеву, ученик поместил их в две пробирки с водой. В одной пробирке семена проросли, а в другой -нет. Как это можно объяснить?
Задача 3. Дачник-любитель посеял весной семена моркови, но большинство из них не проросли. Как объяснить эту неудачу? Что необходимо было предварительно сделать дачнику? Выскажите всевозможные предположения.
Тема «Корень»
У каких растений - болотных, луговых или пустынных - корневая система должна уходить в землю на большую глубину? Почему вы так считаете?
Ситуационные задачи.
Представьте ситуацию, проанализируйте, составьте диалоги, возможно инсценирование:
1. мама пришла домой, где увидела подруг своей дочери (сына), распивающих спиртные напитки. Представьте решение этой проблемы;
2. во время стирки родители находят в карманах одежды сына (дочери) таблетки неизвестного названия. Как решить данную проблему?
3. вы в случайной компании видите, что употребляют наркотики. Обозначьте проблемы, представьте пути их решения.
Создание проблемной ситуации на основе высказываний:
1. «кто не любит природу, тот не любит человека». Ф. Достоевский;
2. «грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое дело даром». А. Герцен;
3. известный географ и путешественник А. Гумбольт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый?
Использование проблемного подхода в обучении биологии, позволяет мне достигать результатов:
1. обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
2. у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к биологии;
3. возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
4. коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда. Аспектами успешного урока биологии являются:
1. формирование предметной компетентности;
2. развитие познавательной активности и самостоятельности;
3. формирование информационной культуры;
4. развитие мышления;
5. развитие творческих способностей;
6. формирование коммуникативной компетентности и толерантности;
7. создание психологически комфортной среды.
Список литературы:
1. Бояринцева H.H. Развивающее обучение // Биология в школе. - 1999. -
№ 3.
2. Лернер И.Л. Проблемное обучение. - М., 1994.
3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М., 2007.
4. Петрушин О.В. Методы проблемного обучения на уроках биологии // Образование в современной школе. - 2003. - № 6.
5. Интернет-ресурсы