Научная статья на тему 'Использование проблемного метода в обучении студентов коммуникативным навыкам на занятиях по иностранному языку'

Использование проблемного метода в обучении студентов коммуникативным навыкам на занятиях по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД / PROBLEM SOLVING METHOD / ОБСУЖДЕНИЕ В ГРУППЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ / ENHANCE COMMUNICATION SKILLS / ОПОРЫ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ / DEVELOPMENT OF STUDENTS' LANGUAGE ABILITIES / GROUP COMMUNICATION / SUPPORTING TEACHING RESOURCES / MODEL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Елена Сергеевна, Студенникова Надежда Кимовна

Рассматривается проблема обучения студентов коммуникативным навыкам с использованием проблемного метода на занятиях по иностранному языку. Анализируется вопрос понимания проблемного метода в процессе обучения студентов с привлечением различных точек зрения известных ученых в этой области. Показано, что проблемный метод обучения тесно связан с групповым, так как приобретение коммуникативных навыков не может быть абстрактным, оно обязательно вызвано интересом к той или иной проблеме. Общение в группе рассматривается как основная форма организации учебных занятий по совершенствованию навыков разговорной речи и развитию лексико-грамматических навыков. Определяется роль самостоятельной работы студентов в процессе совершенствования их коммуникативных навыков. Обосновано, что развертыванию проблемной ситуации способствует использование опор различного характера. Опоры определяют содержание самостоятельной работы студентов в процессе предварительного планирования и дальнейшего развертывания группового общения. Отмечается разнообразие приемов самостоятельной работы при подготовке к обсуждению определенной проблемы: выделяются этапы работы, определяются ее виды, предлагаются различные типы текстов. Утверждается, что для овладения навыками обсуждения проблемных вопросов необходимо выполнять специальные упражнения, в которых усваиваются средства оформления реплик, формулировки оценочных суждений, устойчивые выражения, что способствует формированию речевых способностей студентов. В качестве примеров приводятся разговорные темы, на которых отрабатываются и совершенствуются коммуникативные навыки при изучении английского языка и русского языка как иностранного. Показывается значение использования проблемного метода, который способствует развитию коммуникативных навыков, позволяет моделировать общение в различных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Елена Сергеевна, Студенникова Надежда Кимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE PROBLEM SOLVING METHODIN THE EDUCATION OF STUDENTS TO DEVELOP COMMUNICATION SKILLS AT THE LESSONS OF A FOREIGN LANGUAGE

The article focuses on the problem of students’ education to develop communication skills with the use of the problem solving method at the lessons of a foreign language. The question of understanding the problem solving method in the process of students’ education with the involvement of different points of view of famous scientists in this field is considered. It is stated that the problem solving method is closely connected with the group one as acquiring of communication skills can’t be abstract, it is definitely aroused by the interest to this or that problem. Group communication is considered to be the basic form of organization of studies to enhance communication and lexical and grammatical skills. The role of students’ independent work in the process of enhancing their communication skills is determined. It is pointed out that the use of supporting teaching resources such as schemes and charts contributes to the situation development. Special attention is paid to the character of supporting teaching resources which determine the content of students’ independent work in the process of preliminary planning and further development of group communication. A variety of methods of students’ independent work while preparing for the discussion of a certain problem are emphasized. The stages of work are distinguished, the types of work are determined, different types of texts are given. It is stated that to acquire the skills of problematic questions discussion it is necessary to do special exercises in which the means of making sayings, formulating evaluation arguments, set expressions would be digested and which contributes to the development of students’ language abilities. Conversation all topics in which enhancement of communications kills is trained are given as examples. The importance of usage of the problem solving method which contributes to the development of communication skillsand allows to model communication in different situations is shown.

Текст научной работы на тему «Использование проблемного метода в обучении студентов коммуникативным навыкам на занятиях по иностранному языку»

ofprofessional selection of the person (operator) can be taken: physiological, psychophysiological and professional direction. Each area in this case can set the features of quality assessment, which can be viewed and used separately or comprehensively. Every direction can have a number of properties, allowing to assess a person in a particular situation. The level of professional suitability is determined by the level offormation of professional competence (comprehensive assessment). Obtaining low level offormation ofprofessional competence in the process of stage 1 of the professional selection, says that a student should be sent for retraining.

Keywords: professional competence, professional orientation, the system man - machine, professional skills, professional selection.

Original article submitted 23.02.2015;

revision submitted 09.04.2015

Lуudmila V. Sorokina (PhD, associate professor), associate professor of the chair "Safety to vital activity", Samara State Technical University.

УДК 378

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КОММУНИКАТИВНЫМ НАВЫКАМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Е.С. Степанова1, Н.К. Студенникова2

1 Самарская государственная областная академия (Наяновой) 443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 196

E-mail: Stepanova1980@bk.ru

2 Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: kimovna1954@yandex.ru

Рассматривается проблема обучения студентов коммуникативным навыкам с использованием проблемного метода на занятиях по иностранному языку. Анализируется вопрос понимания проблемного метода в процессе обучения студентов с привлечением различных точек зрения известных ученых в этой области. Показано, что проблемный метод обучения тесно связан с групповым, так как приобретение коммуникативных навыков не может быть абстрактным, оно обязательно вызвано интересом к той или иной проблеме. Общение в группе рассматривается как основная форма организации учебных занятий по совершенствованию навыков разговорной речи и развитию лексико-грамматических навыков. Определяется роль самостоятельной работы студентов в процессе совершенствования их коммуникативных навыков. Обосновано, что развертыванию проблемной ситуации способствует использование опор различного характера. Опоры определяют содержание самостоятельной работы студентов в процессе предварительного планирования и дальнейшего развертывания группового общения. Отмечается разнообразие приемов самостоятельной работы при подготовке к обсуждению определенной проблемы: выделяются этапы работы, определяются ее виды, предлагаются различные типы текстов. Утверждается, что для овладения навыками обсуждения проблемных вопросов необходимо выполнять специальные упражнения, в которых усваиваются средства оформления реплик, формулировки оценочных сужде-

Елена Сергеевна Степанова, кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и межъязыковой коммуникации.

Надежда Кимовна Студенникова, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики.

ний, устойчивые выражения, что способствует формированию речевых способностей студентов. В качестве примеров приводятся разговорные темы, на которых отрабатываются и совершенствуются коммуникативные навыки при изучении английского языка и русского языка как иностранного. Показывается значение использования проблемного метода, который способствует развитию коммуникативных навыков, позволяет моделировать общение в различных ситуациях.

Ключевые слова: проблемный метод, обсуждение в группе, совершенствование коммуникативных навыков, опоры, моделирование общения, формирование речевых способностей студентов.

Проблемный метод является средством повышения эффективности обучения иностранному языку: активизируется познавательная деятельность студентов, совершенствуется их самостоятельная деятельность, развивается творческий подход к овладению знаниями, умениями и навыками при изучении иностранного языка [1].

Для повышения эффективности проведения дискуссии по той или иной проблеме следует провести подготовительный этап, куда входит составление студентами вопросов по теме дискуссии, определение последовательности высказываний при соблюдении этических норм, использование устойчивых выражений в речи, установление количества речевых фраз, составление аргументированных формулировок.

С этой целью некоторые ученые (Р.П. Мильруд [1], В.П. Коростелев [2], М.В. Ляховицкий, Е.И. Вишневский и др.) на своих занятиях используют различные стимулы и опоры.

В качестве опор часто берутся различные схемы, таблицы, рисунки и т. д. Применение разнообразных опор на подготовительном этапе позволяет разграничить самостоятельную работу студентов исходя из их уровня языковой подготовки, интересов и эрудиции. При изучении иностранного языка привлечение опор на занятиях создает условия для заинтересованного овладения различными видами речевой деятельности: чтением, говорением, слушанием, письмом. Появляется возможность комплексного обучения данным видам речевой деятельности. В связи с этим роль и содержание самостоятельной работы студентов с разнообразными опорами в процессе подготовки к групповым дискуссиям и участием в них являются важными и необходимыми.

Необходимо заметить, что проблемный метод и групповой должны рассматриваться совместно, так как групповая дискуссия не может быть отвлеченной, в основе ее лежит конкретное событие, явление, проблема, к которым проявлен интерес со стороны коммуникантов.

В свою очередь, групповая дискуссия как форма обучения может рассматриваться как итоговое занятие [3] и как занятие по развитию коммуникативных навыков различных видов речевой деятельности, сюда включается совершенствование разговорной речи, расширение лексического запаса студента, усвоение грамматических норм языка.

Обсуждая данный вопрос в методической литературе, ученые пришли к мнению, что организация коммуникации студентов во время таких занятий должна происходить на основе знакомства с разными текстами.

В этом случае традиционная форма занятия окажется невозможной, но, как считает Е.И. Пассов, «откроется возможность иной организации, которая сможет учесть различия в интересах студентов для создания общего речевого коллектива и использовать коммуникативную мотивацию его членов» [2].

Представим работу с текстами и разговорными темами на примере изучения английского языка и русского языка как иностранного.

В обоих случаях студентам предлагается подготовленный комплект материалов, включающих сами тесты или темы, которые будут обсуждаться в группе; вопросы к текстам или темам, которые различаются по характеру ожидаемых ответов, по заключенному в них содержанию, по функциям; языковые клише, которые студенты должны будут использовать при формулировке ответов.

Опорой может являться текст, который предлагается одному студенту или всей группе. Текст является лингвистической опорой для высказывания студента. Все тексты должны соответствовать одной теме или быть ассоциативно связанными между собой. При таком условии раскрываются возможности самостоятельной работы студентов в соответствии с их интересами и взглядами на обсуждаемую проблему.

В процессе подготовки к обсуждению определенной темы самостоятельная работа с текстами может быть различной. Для ознакомления с обсуждаемой проблемой студенту может быть предложен текст, который он изучает самостоятельно. На начальном этапе обсуждение не является сюжетным. Задача состоит в том, чтобы сформировать лексико-грамматические навыки, и носит не формальный, а коммуникативный характер.

Возьмем для обсуждения тему «Поиск работы». В ходе беседы со студентом, который ознакомился с текстом "Why don't you get aproper job", преподаватель предлагает ответить на определенные вопросы, которые связаны не только с содержанием данного текста, но и имеют непосредственную связь с проблемой, которую планируется обсудить. Преподаватель может спросить:

- Do you believe that obtaining good job today is easier or more difficult than in your parents' day? Why?

- Are you sure/unsure about your career path?

- Do you want to be self-employed or work as an employee? Why? [4].

Выстраивание логического высказывания с опорой на прочитанный текст может

быть не только репродуктивным, но и творческим. Студент выступает в качестве активного партнера в процессе коммуникации, а содержание текста становится предметом высказывания. Языковые единицы, использованные в тексте, будут являться средством оформления его собственной речи.

Обсуждение темы носит информационный и одновременно познавательный характер. Для того чтобы у студентов было больше информации, необходимо использовать несколько текстов, которые связаны тематически. Обсуждение проблемы не должно затрагивать только определенную точку зрения, оно должно выходить за рамки этой темы и переходить на другие. Использование текстов-опор позволяет индивидуализировать самостоятельную работу студентов.

Например, студентам, работающим в парах, могут быть предложены два текста, которые тематически связаны, - "Love-hate relation ships", "Mobile phones".

Student A. Read about good things about mobile phones. Tell your partner about them.

Student B. Read about bad things about mobile phones. Tell your partner about them.

Студентам следует предложить следующие дополнительные опоры для описания того, что нравится и не нравится: I really love ...; I really hate ...; I don't like ... a tall; I'm really/very/quite interested in ...; ... really get(s) on my nerves; I'm really/very/quite keen on .; I think ... is/are really boring/annoying; I think ... is/are great/ brilliant/wonderful [5].

Перед началом дискуссии по той или иной проблеме на занятии студентам необходимо предъявлять тексты для самостоятельной переработки, а значит, для совершенствования спонтанной устной разговорной речи. Задача состоит в извлечении максимума необходимой информации для использования в решении обсуждаемой

проблемы. Данная информация может носить не только информативный, но и познавательный характер.

Студент, анализируя текст, формирует свою точку зрения на характер информации. В этом случае, работая самостоятельно, он будет проходить следующие этапы:

- выделение главной мысли;

- нахождение аргументов, подтверждающих главную мысль (это могут быть факты, цифры, высказывания известных людей, мнения экспертов и т. д.);

- осмысление дополнительной информации;

- общее понимание содержания текста.

Студент обращает внимание на языковое оформление текста, формулирует фразы, которые он будет использовать в ходе дискуссии.

Следующий этап работы студента - это включение его в канву дискуссии. Студент должен выступать в тот момент, когда информация прочитанного им текста оказывается уместной и актуальной в данном месте дискуссии. Он может соглашаться с высказываниями предыдущих студентов по проблеме, продолжать их или вносить дополнения в них, а может не соглашаться с их точкой зрения на обсуждаемую проблему, опровергать ее, предлагать свое решение проблемы.

В этом случае важным является умение студента перестраивать свои высказывания по ходу дискуссии, правильно формулировать мысли в зависимости от высказываний коммуникантов. Данная ситуация требует от студента следующих языковых действий:

- сравнить содержание прочитанного текста с проблемой дискуссии;

- сравнить содержание прочитанного текста с мотивами и целями партнеров по общению;

- выбрать из отобранной текстовой информации ту, которая поможет формулировать высказывания по ходу дискуссии;

- сформулировать свою точку зрения и отношение к информации, которая содержится в анализируемом тексте;

- свернуть или развернуть информацию по тексту, используя дополнительные знания;

- выделить в тексте отдельные фразы, которые помогут оформить высказывания;

- производить языковые и речевые изменения по ходу высказываний.

В ходе дискуссии студент может понять, что дополнительная информация анализируемого текста более востребована по сравнению с главной. Такая ситуация потребует от него быстрой языковой перестройки высказывания относительно первоначально подготовленной формулировки.

Таким образом, развитие коммуникативных умений и навыков у студентов происходит на основе их самостоятельной работы с текстами-опорами при решении проблемы и в ходе ее решения.

В настоящее время уделяется внимание совершенствованию коммуникативных умений и навыков, которые помогут оформить связный текст, высказаться по теме, логически расположить материал исходя из основной идеи текста. Но в методике обучения иностранному языку теория данного вопроса изучена недостаточно.

Для проведения дискуссии студентам могут быть предъявлены опоры в виде тезисов, кратких формулировок основных взглядов на проблему или высказываний известных людей:

- The only thing we have to fear on this planet is man (Carl Jung);

- If you poison the environment, the environment will poison you (Tony Follari)

Характер опор определяет содержание самостоятельной работы студентов в ходе предварительного планирования и дальнейшего развертывания проблемной дис-

куссии. В одном случае коммуниканты получают для анализа только проблемные ситуации, вопросы, и тогда развитие и аргументация проблемы осуществляются непосредственно студентами, которые используют весь свой запас коммуникативных навыков и умений. В другом случае коммуниканты получают комплект второстепенных языковых опор, доказательства в защиту их мнений по обсуждаемой проблеме, формулировки оценочных суждений на иностранном языке, и тогда студенты должны будут воспользоваться собственным опытом, эрудицией, которые у всех разные, при решении проблемы. Следовательно, вербальные опоры будут стимулировать активную речемыслительную деятельность студентов, так как доказательства оппонентов неизвестны. Как отмечает Е.И. Пассов, опора всегда содержит больше того, что в ней непосредственно выражено. Она задает движение мысли, способствуя ее развитию [2].

Следует отметить, что для проведения дискуссии по тому или иному проблемному вопросу нужно не только уметь перерабатывать текстовую информацию, формулировать высказывания на основе представленных опор, но и владеть коммуникативными навыками, навыками говорения, которые помогут студенту свободно участвовать в обсуждении проблемы. Для того чтобы овладеть коммуникативными навыками и умениями, нужно выполнять специальные задания, с помощью которых студент усвоит реплики взаимодействия, сможет сократить или увеличить эти реплики, сформулировать оценочные суждения, некоторые способы выражения модальности, устойчивые выражения, сможет выразить одну и ту же мысль разными языковыми средствами. Задача преподавателя состоит в том, чтобы отобрать необходимые ситуации-проблемы на конкретном материале, подготовить карточки-задания для каждого студента (с подсказкой о характере деятельности), распределить роли, поставить задачу, по которой студенты должны высказывать свою точку зрения, продумать предполагаемые ответы и реплики [7].

Проиллюстрируем вышесказанное примером (изучение английского языка). При обсуждении темы "The role of women in modem Japan" студентам предлагается послушать интервью с журналистом для того, чтобы ответить на вопросы о роли женщины в современной Японии.

Преподаватель начинает дискуссию: "Modem Japanese women are generally obliged to follow customs and traditions. One of these traditions is, of course, to marry. The typical age for marriage these days is around 27" [4]. Now listen to the interview with the journalist and answer the questions" («Послушайте интервью с журналистом и ответьте на вопросы»).

После прослушивания преподаватель предъявляет студентам функционально-смысловую таблицу (ФСТ) на иностранном языке (табл. 1). Он читает вопрос из предъявленной таблицы, четко выделяет каждое слово, акцентируя внимание на новых словах. Это делается для того, чтобы студенты могли правильно усвоить произношение нового слова и повторить его.

Таблица 1

The role of women in modern Japan

Вопрос Клише 1 Клише 2 Клише 3

Are women put on display before or on their wedding day? to pay detectives to check out a partner family back ground

Are women obliged to learn the tea ceremony? full-time job to learn traditional arts to train daughters at home

What does a typical Japanese housewife do? to reserve a seat on a train to be involved in the daily routine to make a traditional lunch

Вероятно, с первого предъявления студенты могут формулировать ответы во внутренней речи, знакомясь с новыми словами, а затем озвучить их во внешней речи.

Затем преподаватель может задать вопрос: "How similar is the role of women in your country to that of women in modern Japan?". На доске следует написать дополнительные опоры: In my opinion ...; It seems to me that ...; I consider it to be ...; I think ...; I believe.

Привлечение дополнительных опор дает возможность студентам выполнять задания с интересом, расширять индивидуальный запас речевых средств, а значит, способствует развитию навыков иноязычной речи.

При обсуждении темы «Развитие космонавтики» (изучение русского языка как иностранного) студенты знакомятся со следующими текстами: «Из истории космонавтики», «Константин Эдуардович Циолковский», «Сергей Павлович Королёв», «Первый космонавт планеты». Для проверки понимания текстов преподавателем предлагаются упражнения и вопросы. Упражнения могут быть следующих видов:

- из нескольких предложений выбирается одно, соответствующее по смыслу данному тексту;

- дается предложение, и студенты должны сказать, соответствует ли оно содержанию текста;

- составить несколько вопросов к тексту;

- разделить текст на смысловые части;

- передать текст в 1-2 фразах;

- пересказать по опорным словам.

Вопросы различаются по характеру ожидаемых ответов, по заключенному в них содержанию, по функциям. Важным вопросом является вопрос, который требует от студента развернутого аргументированного ответа.

В конце обсуждения данной темы студенты должны ответить на вопрос «Зачем нужно изучать космонавтику?». Для формулировки ответа студентам предлагаются мнения разных людей по поводу исследования космоса. Отвечая на вопросы, студенты могут опираться на предоставленные преподавателем языковые клише (табл. 2).

Таблица 2

Развитие космонавтики

Вопрос Клише 1 Клише 2 Клише 3

Почему К.Э. Циолковского называют «отцом космонавтики»? Основать науку о полетах в космос Доказать возможность использования ракеты для межпланетных полетов Разработать теорию движения ракеты

Какую роль сыграл С.П. Королёв в развитии практической космонавтики? Разработать серию многоступенчатых носителей Запустить первый в истории человечества искусственный спутник Земли Создать первый пилотируемый космический корабль

Зачем нужно изучать космонавтику? Решать экологические проблемы Решать проблемы связи Решать проблемы освоения недр Земли

Проведение групповой дискуссии с использованием проблемного метода обучения способствует эффективному развитию самостоятельной работы студентов, принятию ими самостоятельных решений по той или иной проблеме, приобретению навыков и умений самостоятельного высказывания на иностранном языке.

В ходе эксперимента производилась диагностика уровня сформированности навыков и умений устной разговорной речи по авторским многоуровневым тестам.

Результаты свидетельствуют о том, что количество студентов, овладевших навыками разговорной речи на базовом уровне, увеличивается на 31,5 %, а количество студентов, получивших высокие баллы за умение поддержать беседу на конкретные темы, увеличивается на 38,5 %.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильина Т.А. Проблемное обучение // Вестник высшей школы. - М., 1976. - № 2. -С. 25-29.

2. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. - Минск: Лексис, 2003.

3. Проблема навыков и умений в обучении иностранным языкам: Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. Сер. Методика обучения иностранным языкам № 7.

4. Bob Obee, Virginia Evans. Upstream. Upper Intermediate Student's book. Express Publishing, 2003.

5. Chris Redston and Gillie Cunningham. Face2Face. Intermediate Student's book. Cambridge University Press.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Маслова Н.П., Студенникова Н.К. Формирование языковой личности студента в аспекте коммуникативно-речевого поведения // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 1(19). - С. 79-86.

7. Степанова Е.С. Ролевая игра в обучении межкультурной коммуникации специалистов по связям с общественностью // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 1(19). - С. 156-162.

8. Goethals M. A description of the teaching strategy // ITL. Review of applied Linguistics. -2012. - № 41-42. - 87-117 pp.

9. Littlewood W.G. Role-performance and Language Teaching // International Review of Applied Linguistics in Language Teaching. - 2011. - № 3. - 199-208 pp.

10. Крапивина М.Ю. Обучение иноязычному профессионально-ориентированному общению в современных условиях университетской лингвистической подготовки: Монография. - Оренбург: ОГУ, 2011. - 158 с.

11. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2002. - 156 с.

Поступила в редакцию 06.04.2015; в окончательном варианте 10.04.2015

UDC 378

USE OF THE PROBLEM SOLVING METHODIN THE EDUCATION OF STUDENTS TO DEVELOP COMMUNICATION SKILLS AT THE LESSONS OF A FOREIGN LANGUAGE

E.S. Stepanova1, N.K. Studennikova2

1 Samara Region State Academy (Nayanova) 196, Molodogvardeiskaya st., Samara, 443001 E-mail: Stepanova1980@bk.ru

2 Samara State Technical University

244, Molodogvardeiskaya st., Samara, 443100 E-mail: kimovna1954@yandex.ru

The article focuses on the problem of students' education to develop communication skills with the use of the problem solving method at the lessons of a foreign language. The question of

understanding the problem solving method in the process of students ' education with the involvement of different points of view of famous scientists in this field is considered. It is stated that the problem solving method is closely connected with the group one as acquiring of communication skills can't be abstract, it is definitely aroused by the interest to this or that problem. Group communication is considered to be the basic form of organization of studies to enhance communication and lexical and grammatical skills. The role of students ' independent work in the process of enhancing their communication skills is determined. It is pointed out that the use of supporting teaching resources such as schemes and charts contributes to the situation development. Special attention is paid to the character of supporting teaching resources which determine the content of students' independent work in the process of preliminary planning and further development of group communication. A variety of methods of students ' independent work while preparing for the discussion of a certain problem are emphasized. The stages of work are distinguished, the types of work are determined, different types of texts are given. It is stated that to acquire the skills of problematic questions discussion it is necessary to do special exercises in which the means of making sayings, formulating evaluation arguments, set expressions would be digested and which contributes to the development of students ' language abilities. Conversation all topics in which enhancement of communications kills is trained are given as examples. The importance of usage of the problem solving method which contributes to the development of communication skillsand allows to model communication in different situations is shown.

Keywords: problem solving method, group communication, enhance communication skills, supporting teaching resources, model communication, development of students ' language abilities.

Original article submitted 06.04.2015;

revision submitted 10.04.2015

Elena S. Stepanova, PhD in Philological Sciences, associate professor, Department of Linguistics and Interlanguage Communication.

Nadegda K. Studennikova, senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogics. УДК 37.016:54

ОСОБЕННОСТИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Н.В. Суханкина

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка 220050, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская, 18 E-mail: sukhankina@inbox.ru

Аналитическая химия как учебная дисциплина занимает особое место в системе университетской подготовки будущих учителей химии, составляя наряду с другими дисциплинами фундаментальную основу общехимической подготовки специалиста. Это новый этап в процессе обучения студентов, основанный на преемственности и согласованности содержания вузовских химических дисциплин как между собой, так и с содержанием школьного курса химии. В статье приводятся результаты анализа современных белорусских школьных программ по химии в проекции к вузовским курсам химических дисциплин. Показано, что на разных этапах обучения в школьном курсе химии рассматриваются отдельные вопросы, «созвучные» содержанию практически всех ву-

Наталья Владимировна Суханкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.