ФЁДОРОВ Михаил Васильевич
Доктор экономических наук, доктор геолого-минералогических наук, профессор, ректор
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-17-00 e-mail: [email protected]
ЯНДЫГАНОВ Яков Яныбаевич
Доктор географических наук, профессор кафедры экономики сферы услуг, здравоохранения и природопользования
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-77 e-mail: [email protected]
ВЛАСОВА Екатерина Яковлевна
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики сферы услуг, здравоохранения и природопользования
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-77 e-mail: [email protected]
Использование природно-ресурсной ренты в целях регионального развития
Ключевые слова: трансформация природных ресурсов; природно-ресурсная рента; формирование природно-ресурсной ренты; изъятие; использование; эффективность; инновации в природопользовании.
Аннотация. В статье исследуется трансформация потребительских свойств, качеств природных ресурсов и объектов в потребительную стоимость на основе приложения труда природо-пользователя. Этот процесс рассматривается как основа формирования природно-ресурсной ренты, часть которой должна оставаться у природопользователя для осуществления эффективных предупредительных природоохранных мероприятий в целях регионального развития.
Необходимость научного обоснования эффективного использования природно-ресурсной ренты обусловлена прежде всего тем, что это ключевая категория экономического анализа взаимодействия хозяйственной деятельности субъектов при использовании природных объектов, природных ресурсов разработана недостаточно, имеет односторонний характер. Реализация природно-ресурсной ренты (ПРР) не отражает особенности ее выявления (формирования), а также принципы оптимального распределения между собственником природных ресурсов и предпринимателем, чьим трудом формируется экономическое содержание ПРР и кому вменяется в обязанность поддерживать природно-ресурсный потенциал - естественную базу формирования ПРР.
Подход к оценке, а впоследствии к использованию природно-ресурсной ренты как в условиях плановой экономики, так и в настоящее время, в рамках переходной
© Фёдоров М. В., Яндыганов Я. Я., Власова Е. Я., 2012
экономики, остается односторонним, ведомственным, узкоотраслевым, как и подход к самому процессу природопользования.
Сущность категории природно-ресурсной ренты, на наш взгляд, более всего отражают определения, представленные в Словаре иностранных слов. Рента (нем. Rente, фр. Rente < лат. reddita - отданная назад) - регулярно получаемый доход с капитала, имущества или земли, не требующий от получателя ведения предпринимательской деятельности, но реализуемый только при участии труда предпринимателя [1].
Недра, ресурсы - достояние населения, проживающего на конкретной территории. Можно в самом общем случае допустить, что они являются достоянием всех землян. Но в силу исторических процессов образовались суверенные государства с определенными границами, население обособилось в этих пределах и общепринято положение, что население страны является собственником ресурсов, отнесенных во владение го-сударства1.
В силу указанных факторов распределение природной ренты должно осуществляться в интересах собственника - населения страны, а также арендатора этих ресурсов по праву нахождения в собственности и по затратам на их добычу и превращение в товар (стоимость)2.
В процессе использования природных ресурсов, объектов осуществляется взаимодействие в системе «человек - природа», в результате чего происходят изменения в количественном и качественном балансе ПРП, как в целом, так и его элементов. Человеческая деятельность приспосабливает ресурсы и природные объекты, их отдельные свойства, элементы, или ухудшая первоначальное состояние, или в ряде случаев улучшая.
Происходят изменения, причем не только форм внешних проявлений, а самой их сущности как объективной реальности (материи), т. е. изменения в структуре, содержании функций. Часть ресурсов превращается в предметы труда для последующей обработки, переработки, часть превращается в орудия труда и предметы непосредственно потребления, а часть - в отходы. То же самое (только в иной форме, не всегда связанной с непосредственным изъятием и потреблением вещественной, энергетической субстанции) происходит с объектами природы, природными условиями, т. е. имеет место процесс реализации их свойств, который принятый называть природопользованием.
Процесс трансформации веществ и энергии (сил) природы для удовлетворения разнообразных потребностей сопровождается преобразованием, превращением, переходом из одного качественного состояния в другое веществ природы, их комплексов, соединений. В аспекте природопользования важно отметить процесс изменения свойств под влиянием целенаправленной трудовой деятельности человека, имея в виду преобразование первоначальных свойств природных ресурсов и объектов, их количественных значений в заданное состояние.
Важно подчеркнуть, что такие изменения, превращения происходят и в естественных условиях, без вмешательства человеческой деятельности (труда). В этом случае процессы превращения подчинены законам природы, они более инерционны и не направлены на удовлетворение потребностей, хотя нельзя забывать, что это в определенной мере и потребность самой природной системы в процессе ее функционирования.
1 В этой связи нелогичным и даже кощунственным представляется вмешательство во внутренние дела других стран, примером чего является высказывание бывшего госсекретаря США М. Олбрайт о принадлежности территории (и ресурсов) от Енисея до Тихого океана всему миру (и Америке!), а также объявление «Большого энергетического эллипса» зоной экономических интересов США.
2 Авторы придерживаются точки зрения, что поскольку природные ресурсы, объекты не созданы трудом, то они не могут служить предметом «купли-продажи», а могут лишь быть арендованы для целевого использования.
Целенаправленная антропогенная деятельность способна ускорять, разнообразить процессы трансформации и задавать им «нужный» вектор (не стоит забывать и тезис Ф. Энгельса о том, что непродуманное воздействие на природу может вызвать неожиданную реакцию с ее стороны - «месть»).
Раскрытие сущности процессов взаимодействия в системе «человек - природа», процессов трансформации свойств, качеств природных ресурсов обусловлено рядом специфических особенностей, в свою очередь, имеющих большое значение для раскрытия сущности, особенностей, специфики формирования ПРР:
1) природные ресурсы, объекты, их свойства и качества - объективная реальность, в их создании человек как потребитель и пользователь не принимал никакого участия, он сам был создан природой наравне с ресурсами и в ходе их развития, эволюции и органически связан с ними;
2) человек не может не потреблять природные ресурсы, свойства объектов природы и, только приспосабливаясь к ним, может функционировать как биологический элемент природы, удовлетворяя свои потребности;
3) как часть единого целого (общего) человек никогда не сможет повторить те процессы, которые происходят в этом целом, ни по количеству, ни по качеству. Он способен бесконечно познавать свойства природной среды, отдельных ресурсов, но не сможет достичь полных знаний - абсолютной истины (то же самое в свойствах природы)1;
4) поскольку природная среда планеты Земля (во взаимодействии с другими планетами) есть единое целое, то в ее рамках ничто не может быть выиграно или потеряно и ничто не может являться объектом всеобщего улучшения: все, что было извлечено, изъято и потреблено из природной среды человеческим трудом, должно быть возмещено. Можно утверждать: платы за «полученное удовольствие» (удовлетворение потребностей) избежать невозможно; ее можно лишь отсрочить, или полагаясь на ассимиляционный потенциал природного комплекса, или, как это сегодня пытается делать человек, ликвидируя внесенные изменения и предупреждая последствия;
5) очевидно, что человек не способен создать безотходное производство и безотходные технологии, он может лишь минимизировать отходы и создавать «природощадящие» технологии - малоотходную, ресурсосберегающую. При этом долю последствий своих действий он вынужден «доверять» ассимиляционному потенциалу природы, передавая часть отходов в круговорот веществ в природе;
6) поскольку человек только часть единого целого (объективной природы), то это единое целое уже «позаботилось» о возможности существования этой самой части и обеспечило условиями жизни и жизнедеятельности. Человеку надо не так уж много -только приспосабливаться к «жизни» этого единого целого, не нарушать его законы, а следовать им и, конечно же, не доходить до дикости и абсурда, пытаясь «покорить природу». Это кощунственно, все равно что пытаться покорить свою мать.
Процессы приспособления к законам природы, изменения в ней в ходе потребления природных ресурсов, свойств объектов природы должны в соответствии с вышесказанными особенностями, обстоятельствами осуществляться по принципу рационального природопользования, т. е. удовлетворять потребности и одновременно способствовать сохранению, поддержанию природно-ресурсного потенциала - условий, позволяющих удовлетворять потребности не только нынешнего, но и будущих поколений человечества.
Учет названных предпосылок и условий предполагает формирование и функционирование малого круговорота веществ, энергии, потребляемых человеком, на основе более полной реализации свойств природных ресурсов.
1 Природа «знает» лучше - четвертый закон экологии Б. Коммонера.
В процессе добычи, использования природных ресурсов происходит трансформация экономических отношений (категорий), потребительских свойств (например, нефти, созданной природой и более никем) в потребительную стоимость. Возможность реализации потребительских свойств, превращаемых приложением труда «ресурсодо-бытчика» в потребительную стоимость, зависит от факторов приложения труда предпринимателя и его масштабов.
Такая трансформация запускает процесс превращения категории «потребительские свойства» природных ресурсов и объектов в категорию «потребительная стоимость» в результате целенаправленной трудовой деятельности в ходе их вовлечения в воспроизводственный процесс, а в дальнейшем - в процессе обмена (участия в системе межотраслевого, межрегионального разделения труда) - в категорию «стоимость», в природно-ресурсную ренту [2].
Как и в базовом аналоге - преобразовании природных ресурсов в процессе природопользования, происходит трансформация экономических категорий.
Потребительские свойства природных ресурсов и объектов созданы не человеком, и не богом, как внушает религия, а как свойства самих трансформируемых природных ресурсов.
И поскольку они даны человеку объективно, во множественном разнообразии (как свойства большого, единого целого), то человек (как часть целого) с приложением даже небольших усилий вызывает «цепную реакцию» превращения этих потребительских свойств в результате приложения труда в потребительную стоимость. Это происходит по законам синергетики, в соответствии с которыми результат влияния отдельного фактора (небольшого по масштабам) оказывается большим, даже если иметь в виду сумму отдельных факторов воздействии. Применительно к процессу трансформации природных ресурсов и производных от него экономических категорий очевидно, что даже небольшое приложение труда к первоначальным (объективным) потребительским свойствам природных ресурсов обеспечивает результат (потребительные стоимости), многократно превосходящий размеры и масштабы приложения труда. Причем трансформация происходит по принципу триггера, т. е. скачкообразно по воздействию извне, как взрыв свойств, потребительных стоимостей1.
Экономической сущностью (содержанием) трансформации природных ресурсов в ходе удовлетворения потребностей является алгоритм формирования и использования природно-ресурсной ренты (см. рисунок).
При оценке этого процесса необходимо исходить из следующих концептуальных положений:
1) каждый природный ресурс и объект природы обладает бесконечным количеством качеств, которые раскрываются по мере получения новых знаний, создания новых технологий их использования;
2) поскольку эти качества (так же, как и сами природные ресурсы, условия, объекты) находятся в корреляционной взаимосвязи, то они формируют новые общие свойства по закону эмерджентности;
3) в процессе природопользования многообразие потребительских свойств природных ресурсов трансформируется в потребительную стоимость, причем незначительное количество труда вызывает «цепную реакцию» потребительной стоимости по закону синергетизма и триггерного эффекта;
4) потребительной стоимости создается гораздо (кратно) больше, чем было затрачено труда на добычу и первичную обработку ресурса, т. е. часть стоимости характе-
1 Это дает основание утверждать, что богата та страна, которая вывозит не природные ресурсы, а «труд». Более того, страны, получающие подготовленное сырье (полуфабрикаты), богатеют еще больше за счет оставления «грязи» (отходов добычи и первичной обработки) у поставщика.
ризуется как разница между стоимостью, создаваемой трудом, и объективно данной природой ценностью, повышая значимость получаемых при этом сырья, материалов, энергии на основе потребительских свойств ресурсов;
5) дополнительная потребительная стоимость создается без предпринимательской деятельности и носит название природно-ресурсной ренты;
6) исходя из вышесказанного, эта «незаработанная» ценность должна быть реализована в пользу собственника природных ресурсов, объектов, т. е. населения страны, через государственную деятельность по ее изъятию (для последующего использования).
Алгоритм (принципиальная схема) формирования и использования природно-ресурсной ренты
В данной статье поставлена цель не столько обосновать процесс изъятия природноресурсной ренты в пользу собственника, сколько доказать необходимость оставления ее части у природопользователя для последующего инвестирования в рациональное природопользование (более конкретно - в процессы воспроизводства и охраны природных ресурсов) [3-8].
Такой подход имеет объективную основу. Без целенаправленной трудовой деятельности природопользователя-предпринимателя невозможна реализация (выявление, создание) природно-ресурсной ренты. В ходе ее создания специфические основные
фонды - природные ресурсы и объекты - «изнашиваются», теряют первоначальные свойства, могут деградировать и даже исчезнуть физически как объект природопользования. Поэтому, как и основные фонды, созданные трудом, они нуждаются в амортизации, которую необходимо осуществлять, расходуя часть полученной природо-пользователем природно-ресурсной ренты. Это доказывается безуспешной попыткой ликвидировать ущерб, нанесенный экосистеме, а значит, и ее реципиентам. Реально эффективно то, что способствует предупреждению последствий в процессе природопользования. Более того, оставление «на потом» не только малорезультативно, но обычно и бесперспективно. Поэтому всякая попытка объяснить проблему охраны и воспроизводства природных ресурсов недостаточным финансированием строительства очистных сооружений несостоятельна.
Если без использования природных ресурсов и объектов не может происходить воспроизводство ни продукции, ни средств производства, ни главной производительной силы, то это так же невозможно без поддержания их в «работоспособном» состоянии. «Недостающие» финансовые ресурсы должны быть основаны на части природно-ресурсной ренты, оставляемой у природопользователей и направляемой на «амортизацию» специфических основных фондов (природных ресурсов и объектов).
При принятии практических решений объективно необходимым становится количественное определение, установление доли ПРР, оставляемой у природопользователя для осуществления системных мероприятий по максимальному предупреждению деградации ПРП.
Источники
1. Словарь иностранных слов. 16-е изд. М. : Рус. яз., 1988.
2. Власова Е. Я. Экология урбанизированных территорий. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007.
3. Методика расчета ренты по основным видам полезных ископаемых / С. Ю. Глазьев, В. А. Волоконский, А. И. Кузовкин, А. Ф. Мудрецов. М. : ИНЭС, 2003.
4. Львов Д. С. Общество должно быть владельцем тех ресурсов, на которых основывается жизнедеятельность всех его членов // Зеленый мир. Спец. выпуск. 2002. № 13-14.
5. Львов Д. С., Кимельман С. А. России нужна эффективная система недропользования // Журнал экон. теории. 2005. № 3.
6. Сининский С. К проблеме природно-ресурсной ренты // Рос. газ. 2004. 27 июня.
7. Яндыганов Я. Я. Экологическое воспроизводство : учеб. пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1998.
8. Яндыганов Я. Я., Власова Е. Я. Природно-ресурсная рента - экономическая база рационального природопользования / под ред. Я. Я. Яндыганова. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2011.