Научная статья на тему 'Использование принципов формообразования сюрреализма и поп-арта в дизайн-проектировании мебели'

Использование принципов формообразования сюрреализма и поп-арта в дизайн-проектировании мебели Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1346
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Художественный метод / принципы формообразования / методы формообразования / Сюрреализм / поп-арт / дизайн-проектирование мебели / образ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шутёмова Елена Анатольевна

Статья посвящена проблеме использования в дизайн-проектировании мебели принципов изобразительного формообразования на основе разрабатываемой теории о художественном методе как нормативном инструменте дизайн-деятельности. Автор определяет взаимосвязь между содержанием образов и характером универсальных принципов формообразования в сюрреализме и поп-арте. На примерах мебели рассматривается действие нескольких сюрреалистических и поп-артовских принципов формообразования, проводится сравнительный анализ их возможностей. Вводятся понятия о методах формообразования, выделяются их принципы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование принципов формообразования сюрреализма и поп-арта в дизайн-проектировании мебели»

УДК 7.036 ШУТЁМОВА Е. А.

Использование принципов формообразования сюрреализма и поп-арта

в дизайн-проектировании мебели

Статья посвящена проблеме использования в дизайн-проектировании мебели принципов изобразительного формообразования на основе разрабатываемой теории о художественном методе как нормативном инструменте дизайн-деятельности. Автор определяет взаимосвязь между содержанием образов и характером универсальных принципов формообразования в сюрреализме и поп-арте. На примерах мебели рассматривается действие нескольких сюрреалистических и поп-артовских принципов формообразования, проводится сравнительный анализ их возможностей. Вводятся понятия о методах формообразования, выделяются их принципы.

Ключевые слова: художественный метод, принципы формообразования, методы формообразования, сюрреализм, поп-арт, дизайн-проектирование мебели, образ.

SHUTEMOVA E. A.

USE OF PRINCIPLES FORMATIONS OF THE FORM SURREALISM AND POP-ART IN DESIGNING OF FURNITURE

In article the problem of use in designing of furniture of principles graphic formations of the form is investigated on the basis of the developed theory about an art method as the normative tool of design-activity. The interrelation between the contents of images and character of universal principles formations of the form in surrealism and pop-art is defined. On examples of furniture action several surrealistic and the pop-artistic of principles formations of the form is considered, the comparative analysis of their opportunities will be carried out. Concepts about methods formations of the form are entered, their principles are allocated.

Keywords: art method, principles formations of the form, methods formations of the form, surrealism, pop-art, designing of furniture, an image.

Шутёмова Елена Анатольевна

доцент кафедры дизайна среды УралГАХА, соискатель ученой степени кандидата наук E-mail:

[email protected]

Чем индивидуальнее потребности человека XXI в., тем большего разнообразия предметно-пространственных форм, выполняющих одну и ту же функцию, но удовлетворяющих различным вкусам и запросам, требует социум от дизайнеров. Это делает актуальным поиск способов создания новых и разных решений в дизайне, а также выработку критериев оценки качества дизайнерских изделий. При этом образы искусства, используемые в дизайне мебели, оказывают заметное художественное влияние на основные утилитарно-технические и эстетические параметры проектируемых объектов: форму, функцию, материал, конструкцию.

Стремление дизайнеров создавать яркие, неповторимые, эмоционально-выразительные формы мебели приводит к использованию в

процессе проектирования художественных методов. Это условие закономерно. Только метод искусства способен вырабатывать выразительные образы-знаки, зримо несущие в своей форме скрытую, закодированную содержательную информацию о чувствах, переживаниях, отношениях. В свою очередь, именно эмоциональная составляющая образа делает индивидуальным его носителя и запоминается воспринимающим.

Художественный метод расширяет творческие возможности проектировщиков, если они осмысленно применяют этот специфический инструмент деятельности в проектной работе. Так, дизайнеры могут не только заимствовать готовые образы искусства ХХ в., но и, подобно художникам, самостоятельно вырабатывать новые проектные образы в рамках известных художественных концепций формообразования

Рисунок 1. Ф. Старк. Табурет Tooth

Рисунок 2. Детская машина-колыбель

неклассического искусства. В этом случае искусство как бы подсказывает проектировщику направление поиска нового. Однако для действительно плодотворной и грамотной работы дизайнерам необходимо знать художественные методы, принципы формообразования, их сущность и механизм действия.

Предшествующий анализ понятия «художественный метод»1 позволяет утверждать, что в дизайн-проектировании метод искусства используется в двух аспектах. С одной стороны -как система регулятивных принципов, задающих определенное социокультурное направление дизайн-деятельности и регламентирующих характер художественного содержания и формы создаваемых проектных образов. С другой стороны - как инструмент, помогающий осуществлению процессов формообразования и смысло-образования в соответствии с мировоззрением творца и потребителя. Это означает, что художественный метод требует соблюдения определенных установок и правил, а при условии их выполнения практически гарантирует появление новых - целесообразных для данного конкретного изделия и конкретного потребителя - решений. Необходимо заметить, что художественные методы использовались творцами практически всегда, но только сравнительно недавно, в первой половине XIX в., они стали предметом рефлексии: художники не только осмысляли и размышляли по их поводу, но и пытались зафиксировать их особенности за пределами произведений искусства. Такой подход до некоторой степени облегчает дизайнеру как освоение информации о художественном методе, так и последующую работу с ним.

В соответствии со своими представлениями об окружающем мире и месте в нем человека художники ХХ в. разработали разнообразные творческие методы, зафиксированные в программах и манифестах как художественные концепции формообразования. Поскольку эти интеллектуальные продукты возникали на всем протяжении периода, то, согласно классификации М. С. Кагана, они относятся к социально-историческим формам художественного метода2. Это кубизм, футуризм, абстракционизм, неопластицизм, супрематизм, конструктивизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, оп-арт и др. Каждый из этих методов является универсальным, так как может быть использован и в искусстве, и в дизайне, притом для достижения различных целей, от поиска мотива или формы до создания системного целого, воплощающего в себе весь комплекс представлений творца

о мире. Предъявляя конкретные нормативные требования к создаваемым образам, каждый метод ограничивает и вместе с тем направляет в определенное русло творческие возможности художников. Так, одни творцы вынуждены работать с изобразительными образами, другие художники являются сторонниками упрощенных, схематичных, ассоциативных образов, третьи предпочитают абстрактные, отвлеченные образы. Безусловно, в дальнейшем это сказывается в том числе и на формообразовании - процессе, которым в особенности интересуется дизайнер, обращающийся к тому или иному художественному методу.

Соответственно сказанному, среди всего многообразия художественных образов выделяется три типа: геометрические, ассоциативные, изобразительные. Анализируя конкретно-исторический материал, можно

объединить социально-исторические формы художественного метода в три группы: изобразительные методы - сюрреализм, поп-арт; ассоциативные методы - кубизм, футуризм, экспрессионизм; архитектонические методы - супрематизм, неопластицизм, конструктивизм. Каждая группа включает в себя ряд универсальных принципов.

К принципам изобразительного и ассоциативного формообразования можно отнести: 1) агглютинацию, 2) замену свойства на противоположное данному, 3) удвоение образа, 4) гиперболизацию, 5) акцентирование, 6) добавление или удаление свойства, 7) расчленение, 8) повторение, 9) заимствование, 10) перечисление, 11) перевоплощение.

Принципы архитектонического формообразования включают: врезку, пронизывание, наложение, смещение, расчленение, вращение, скручивание, скосы, наклоны и др3. В профессиональной деятельности дизайнера эти принципы формообразования являются ведущими. Они позволяют художественно выразить в предметной форме функциональные, конструктивные, технологические качества, при этом не пренебрегая композиционными и художественными средствами (ритм - метр, контраст - нюанс, симметрия - асимметрия, пропорции, масштабность, цвет, конфигурация, текстура, фактура).

Данная статья посвящена исследованию проблемы влияния художественных методов искусства ХХ в. на дизайн-проектирование и имеет целью рассмотреть результаты не слишком частого использования изобразительных методов (сюрреализма и поп-арта) в формообразовании мебели.

1 См. об этом подробнее: Шутёмова Е. А. Роль художественного метода в искусстве и дизайне // Вестник ОГУ. 2010. № 1 (107), январь. С. 28-34.

2 См.: Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., 1971.

3 Все существующие принципы формообразования архитектонических форм в дизайне и архитектуре систематизированы и наглядно представлены К. Прахтом в работе «Мебель и архитектура».

Рисунок 3. П. Виткаускас. Многоногий стул

Рисунок 4. Т. Прайс. Кресло PP BLUE ROPE

Для подтверждения разрабатываемой теории о художественном методе как нормативном инструменте дизайн-деятельности будет проведен сравнительный анализ принципов сюрреализма и поп-арта. Такое сопоставление является показательным, так как рассматриваемые принципы создают образы, сходные по виду знаковой формы (в искусстве - иконическая форма, в дизайне - символическая и ассоциативная формы), но различные по смысловому содержанию.

Создавая непохожие образы, творцы изменяют характер проявления универсальных принципов формообразования. Так, например, художники-сюрреалисты и художники поп-арта по-разному трансформируют принципы изобразительного и ассоциативного формообразования. В результате первым удается создать мистическую атмосферу иных миров, зримо выразить уровни бессознательного - галлюцинации, сновидения, а вторым - превратить вещи в художественные объекты.

Изучение отдельных произведений художников-сюрреалистов и поп-художников помогает выявить и сравнить сюрреалистические и поп-артовские особенности универсальных принципов формообразования.

В сюрреализме универсальные принципы изобразительного формообразования приобретают иррациональный характер. Это предопределено познавательной и ценностной установками сюрреализма, требующими создания загадочного, фантастического, сверхъестественного образа. Поэтому в основе сюрреалистических принципов формообразования лежит отрицание логики, абсурдность, противоречивость.

В поп-арте универсальные принципы формообразования имеют рациональный характер, а образы становятся реалистичными. В отличие от сюрреализма использование принципов изобразительного формообразования в поп-арте не преследует цели опоэтизировать реальность.

В дизайне, так же как и в искусстве, процесс формообразования зависит от возникающих смыслов, следует за ними. Поэтому, прежде чем анализировать результаты использования сюрреалистических и поп-артовских принципов формообразования в дизайн-проектировании, определим содержательный характер образов сюрреализма и поп-арта.

Содержательная сторона сюрреалистических образов в искусстве основана на мистических ценностях, иррациональных знаниях о человеке и мире. Источником смысловых образов в сюрреализме является сфера бессознательного. Человек с парадоксальными жизненными установками видит в реальной действительности абсурдность, загадочность, таинственность. Его поведение непредсказуемо, возможности неограниченны, мотивы, движущие им, неясны. Человек, свободный от диктата рассудка, воспринимает мир как единое целое, неразделимое на живое и неживое, разумное и неразумное.

Дизайн-объекты приобретают абсурдные качества, если их утилитарно-практическое и художественное содержание наполняется сюрреалистическим смыслом. Алогичность может проявляться в функции, форме, материале, конструкции мебели. Дизайнеры, видящие красоту в соединении несовместимого или противоречии разумному, создают ироничные, экспрессивные, мистические, загадочные вещи. Однако иррациональная, метафоричная мебель не может потерять своей функциональности и технологичности. Она должна оставаться дизайнерским объектом, а не превращаться в уникальное художественное произведение.

Смысловое содержание образов поп-арта определяется потребительскими ценностями. Смыслом жизни

человека-потребителя является накопление и приобретение большого количества зачастую ненужного, бесполезного товара. Человек с меркантильными интересами познает мир с материальной стороны. Он видит реальность как нечто рациональное, повседневное, обыденное, а не сверхъестественное, загадочное. Такой человек, пытаясь приспособиться к вещному миру, становится его частью. В этом процессе активную роль играют средства массовой информации, в том числе и такие, как реклама. Источником смысловых образов в поп-арте являются вещи, продукты массовой культуры, средства рекламы.

Привлекая эти смысловые образы в проектный процесс, дизайнеры изменяют существующие формы мебели, наполняя их новым утилитарно-практическим и художественным содержанием.

Рассмотрим подробнее действие нескольких сюрреалистических и поп-ар-товских принципов формообразования в дизайн-проектировании мебели.

Принцип удвоенного образа основан на совмещении в одной форме двух разных смысловых образов. Причем в результате такого совмещения с точки зрения сюрреализма должна получаться форма-загадка, с точки зрения поп-арта - форма-копия. Примером использования в дизайнерской практике этого приема является известный сюрреалистический табурет-зуб, придуманный Ф. Старком (рисунок 1). Загадочный предмет мебели дизайнер наделяет двумя абсурдно читающимися значениями: скульптура-посвящение зубу и форма мебели для сидения. Встает этический вопрос: уместна ли предлагаемая форма в качестве сиденья?

Следующий пример демонстрирует образ поп-арта, воплощенный дизайнерами в детской машине-колыбели при помощи принципа удвоения. Форма детской колыбели является одновременно формой машины (рисунок 2).

Принцип гиперболизации заключается в значительном уменьшении или увеличении размеров формы, количества ее частей или веса. Однако сюрреалистическая гиперболизация отличается от гиперболизации поп-арта. Первая преследует цель - достичь абсурда, а вторая - сделать символическую копию.

Например, дизайнер, добавив стулу лишние шесть ножек, легко изменил традиционную форму сиденья, довел ее в определенном смысле не только до абсурда, но и сделал выразительной, запоминающейся (рисунок 3). При этом стул не потерял своих фун-

кциональных качеств, а, наоборот, приобрел новое свойство - стал качающимся.

В дизайне мебели к числу образов поп-арта, полученных с помощью принципа гиперболизации, можно отнести кресло-клубок (рисунок 4). В этой выразительной форме сиденья нет ничего от сюрреалистических образов. В ней нет намека на абсурд или загадку. Сферическая форма вполне пригодна для сиденья. Английский дизайнер Т. Прайс подметил это свойство и воспользовался найденной образной темой. Для того чтобы обыкновенный клубок стал эмоционально-выразительной и функциональной формой кресла, дизайнер значительно увеличил размеры, нитки заменил полипропиленовым канатом. В результате повторного использования каната и удачно выполненного технологического эксперимента с расплавлением пластика получился оригинальный дизайнерский объект сродни произведению современного искусства4.

Принцип добавления-исключения свойства. Суть его заключается в том, что изменяются привычные свойства объекта, а следовательно, меняется и он сам. Однако сюрреалистические превращения приводят к созданию иллюзорных, фантастических образов, обладающих необычными, сверхъестественными качествами. В поп-арте изменяются не свойства предметов, а привычная для них среда пребывания. Предметы изолируются от свойственного себе окружения, вырываются из контекста, переносятся в чуждую среду, т. е. изменяются их функция, «поведение».

Зная об этих особенностях анализируемого принципа, дизайнеры создают выразительные объекты мебели как в образах сюрреализма, так и в образах поп-арта. Например, сюрреалистический образ дизайнеры воплотили в форме «пляшущей» скамейки (рисунок 5). Приподнятый конец плоскости сиденья повлиял не только на внешнюю форму неустойчивой скамейки-качели, но и на функцию. Дизайнеры нарушили физическое и визуальное равновесие и тем самым превратили процесс сидения на скамейке в абсурд.

Другой дизайнерский объект -стол-колесо — выполнен в образе поп-

4 См. об этом подробнее: Vanchenko А. Meltdown Tom Price // LAB. 2008. № 1 (40). С. 49-56.

арта и демонстрирует использование принципа добавления-исключения свойства (рисунок 6). Благодаря этому принципу дизайнеры превратили журнальный столик на ножках-колесиках с круглой стеклянной столешницей в художественную форму. Обычное колесо от машины вырывается из привычной среды и приспосабливается в форму другого предмета.

Заключение

Несмотря на художественность формы, все рассмотренные мебельные объекты являются воплощенными проектными решениями благодаря продуманной технологии изготовления. Художественность формы не умаляет мебельной функциональности.

Проведенный сравнительный анализ мебели в сюрреалистических и поп-артовских образах показывает, что в проектировании дизайнеры по-разному используют художественную технологию формообразования. Такое формообразование позволяет им выразить в мебели мысли, идеи, эмоции, основанные на собственных ощущениях мироустройства. Чтобы создать впечатление абсурдности, противоречивости или обострить ситуацию, сделать из старого новое, невиданное, дизайнеры используют одни и те же принципы художественного формообразования, но при этом изначально задают разные требования образу конечной формы и используют отличные подходы к выбору источника образной формы.

Художественные принципы переводят функциональную мебельную форму в разряд художественной формы. При этом их действие не проявляется во внешнем декорировании, стилизации, а затрагивает более глубокие структурные уровни предметной формы - функцию, материал, технологию.

Проектируемая мебель может приобретать эмоционально-выразительные сюрреалистические или поп-артовские формы, если они созвучны мировоззрению потребителей, и дизайнеры используют соответствующие художественные принципы формообразования.

Поиск художественно-выразительных решений мебельных форм требует от дизайнера проявления индивидуального мышления, развитого воображения, креативности.

Рисунок 5. Пляшущая скамейка

Рисунок 6. Стол-колесо

Список использованной литературы

1 Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., 1971.

2 Каган М. С. Метод как эстетическая категория // Вопросы литературы. 1967. № 3. С. 109-132.

3 Vanchenko А. Meltdown Tom Price // LAB. 2008. № 1 (40). С. 49-56.

4 Прахт К. Мебель и архитектура. М., 1993.

5 Шутёмова Е. А. Роль художественного метода в искусстве и дизайне // Вестник ОГУ. 2010. № 1 (107), январь. С. 28-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.