Научная статья на тему 'Использование приемов пескотерапии в процессе развития связной речи детей с ЗПР'

Использование приемов пескотерапии в процессе развития связной речи детей с ЗПР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1207
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ / ПЕСКОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беседина Виктория Константиновна

Развитие связной речи является важнейшим направлением в структуре коррекционнопедагогического воздействия. Построение связного высказывания требует от ребенка достаточного уровня развития вербального мышления с одной стороны и овладения речеязыковой системой, с другой. У детей, имеющих задержку психического развития, наблюдается выраженное отставание в формировании этих процессов. Научные исследования в области изучения состояния связной речи детей с задержкой психического развития С.Г. Шевченко, Р.И. Лалаевой, Д.И. Бойкова, Н.Ю. Боряковой, Е.С. Слепович, свидетельствуют о значительных нарушениях внутреннего программирования и языкового оформления связных высказываний. Все это обуславливает необходимость поиска новых технологий обучения, способствующих более эффективному овладению детьми процессом построения связного высказывания. В связи с тем, что одним из основных принципов коррекции является опора на сохранные звенья, актуальна апелляция к чувственному опыту детей. Сенсорная стимуляция оптимизирует психическую активность детей, повышая эффективность усвоения новых знаний. Одним из способов такой стимуляции является использование технологий пескотерапии. Являясь психокоррекционной технологией, направленной на создание положительного эмоционального настроя у ребенка, пескотерапия также способствует концентрации внимания, развитию памяти, мышления и других психических функций и может успешно применяться в процессе формирования у детей связной речи. Одним из основных методических приемов, используемых в процессе обучения детей построению связного высказывания, является наглядное моделирование, эффективность применения которого можно усилить, перенеся его на песок. Самостоятельное рисование ребенком на песке, к примеру, плана пересказа, способствует качественно иному переживанию этого процесса. Переводя зрительные опоры, используемые при построения связного высказывания, в наглядно-действенный план через изображение их на песке, мы активизируем психические процессы, способствуя более эффективному усвоению смысловой программы связного высказывания. На песке мы можем использовать следующие вид наглядных опор: изображение пунктов плана при обучении пересказу; изображение детьми графических схем, используемых при составлении описательного рассказа; изображение пиктограммами фрагментов рассказа. Так на занятиях при обучении составлению описательного рассказа логопед учит детей описывать объект, опираясь на нарисованные ими наглядные опоры, которые помогают ребенку определить последовательность высказывания. Сначала логопед с детьми устно проговаривают план рассказа-описания и обозначают каждый пункт плана соответствующей картинкой-символом, изображая его на песке. А затем ребенок самостоятельно, опираясь на изображенный им план, составляет рассказ. К примеру, при составлении описательного рассказа на тему «Насекомые» дети изображают следующие наглядные опоры: «знак вопроса» название насекомого, «бабочка с отставленными в пространстве частями тела» части тела, «жук, бегущий по травке» как передвигается и звучит, «ромашка» чем питается насекомое. Перенос наглядного моделирования на песок отлично подходит и в процессе обучения пересказу текста. При подготовке к пересказу логопед задает детям вопросы, касающиеся содержания прочитанного текста, стимулируя их тем самым к самостоятельному составлению вербального, а потом и зрительного плана. Ребенок, определив «ключевые» фрагменты текста, обозначает их на песке соответствующим графическим символом, что способствует правильной передаче последовательности событий в тексте. Так при пересказе текста «Зима» дети с помощью логопеда последовательно называют и изображают символом опорные слова, обозначающие определенные смысловые части текста: 1)изменения в природе, 2)изменения в жизни животных, 3)как одеваются люди зимой, 4)какие развлечения есть у детей. Используя технологию пескотерапии можно обучать детей творческому придумыванию, к примеру, окончания или продолжения рассказа. После составления плана пересказа логопед вопросами направляет внимание детей на то, чтобы рассказать и нарисовать конец истории или ее продолжение. Так у ребенка появляется дополнительная наглядно-действенная опора, позволяющая ребенку не только выстроить и удержать все части предлагаемого текста, но и помимо этого активизировать прогностические функции мышления и речи. В процессе обучения рассказыванию ребенок учится самостоятельно выбирать необходимые наглядные опоры и строить с их помощью связное высказывание. Занятия с использованием приемов пескотерапии целесообразно проводить в форме индивидуальных занятий или малыми группами, что позволяет каждому ребенку стать активным участником творческого процесса создания связного высказывания. Помимо самостоятельного схематического изображения наглядных опор также можно использовать готовые формочки, например, при обозначении героев сказки. Активизируя межфункциональное взаимодействие, использование приемов пескотерапии значительно повышает качество усвоения детьми принципов построения связного высказывания, поскольку позволяет представить задания не только в наглядном, но и в действенном плане. Таким образом, оказывая стимулирующее влияние на протекание познавательных процессов, первично страдающих у детей с задержкой психического развития, использование технологии пескотерапии позволяет повысить эффективность обучения детей приемам построения связного высказывания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование приемов пескотерапии в процессе развития связной речи детей с ЗПР»

Использование приемов пескотерапии в процессе развития связной речи детей с ЗПР

Беседина Виктория Константиновна ГБОУ Школа № 2117Э, г. Москва

Ключевые слова:

развитие связной речи, пескотерапия

Развитие связной речи является важнейшим направлением в структуре коррекционно-педагогического воздействия. Построение связного высказывания требует от ребенка достаточного уровня развития вербального мышления с одной стороны и овладения рече-языковой системой, с другой. У детей, имеющих задержку психического развития, наблюдается выраженное отставание в формировании этих процессов. Научные исследования в области изучения состояния связной речи детей с задержкой психического развития С.Г. Шевченко, Р.И. Лалаевой, Д.И. Бойкова, Н.Ю. Боряковой, Е.С. Слепович, свидетельствуют о значительных нарушениях внутреннего программирования и языкового оформления связных высказываний. Все это обуславливает необходимость поиска новых технологий обучения, способствующих более эффективному овладению детьми процессом построения связного высказывания. В связи с тем, что одним из основных принципов коррекции является опора на сохранные звенья, актуальна апелляция к чувственному опыту детей. Сенсорная стимуляция оптимизирует психическую активность детей, повышая эффективность усвоения новых знаний. Одним из способов такой стимуляции является использование технологий пескотерапии. Являясь психокоррекционной технологией, направленной на создание положительного эмоционального настроя у ребенка, пескотерапия также способствует концентрации внимания, развитию памяти, мышления и других психических функций и может успешно применяться в процессе формирования у детей связной речи. Одним из основных методических приемов, используемых в процессе обучения детей построению связного высказывания, является наглядное моделирование, эффективность применения которого можно усилить, перенеся его на песок. Самостоятельное рисование ребенком на песке, к примеру, плана пересказа, способствует качественно иному переживанию этого процесса. Переводя зрительные опоры, используемые при построения связного высказывания, в наглядно-действенный план через изображение их на песке, мы активизируем психические процессы, способствуя более эффективному усвоению смысловой программы связного высказывания. На песке мы можем использовать следующие вид наглядных опор: - изображение пунктов плана при обучении пересказу; - изображение детьми графических схем, используемых при составлении описательного рассказа; - изображение пиктограммами фрагментов рассказа. Так на занятиях при обучении составлению описательного рассказа логопед учит детей описывать объект, опираясь на нарисованные ими наглядные опоры, которые помогают ребенку определить последовательность высказывания. Сначала логопед с детьми устно проговаривают план рассказа-описания и обозначают каждый пункт плана соответствующей картинкой-символом, изображая его на песке. А затем ребенок самостоятельно, опираясь на изображенный им план, составляет рассказ. К примеру, при составлении описательного рассказа на тему «Насекомые» дети изображают следующие наглядные опоры: «знак вопроса» - название насекомого, «бабочка с отставленными в пространстве частями тела» - части тела, «жук, бегущий по

травке» - как передвигается и звучит, «ромашка» - чем питается насекомое. Перенос наглядного моделирования на песок отлично подходит и в процессе обучения пересказу текста. При подготовке к пересказу логопед задает детям вопросы, касающиеся содержания прочитанного текста, стимулируя их тем самым к самостоятельному составлению вербального, а потом и зрительного плана. Ребенок, определив «ключевые» фрагменты текста, обозначает их на песке соответствующим графическим символом, что способствует правильной передаче последовательности событий в тексте. Так при пересказе текста «Зима» дети с помощью логопеда последовательно называют и изображают символом опорные слова, обозначающие определенные смысловые части текста: 1)изменения в природе, 2)изменения в жизни животных, 3)как одеваются люди зимой, 4)какие развлечения есть у детей. Используя технологию пескотерапии можно обучать детей творческому придумыванию, к примеру, окончания или продолжения рассказа. После составления плана пересказа логопед вопросами направляет внимание детей на то, чтобы рассказать и нарисовать конец истории или ее продолжение. Так у ребенка появляется дополнительная наглядно-действенная опора, позволяющая ребенку не только выстроить и удержать все части предлагаемого текста, но и помимо этого активизировать прогностические функции мышления и речи. В процессе обучения рассказыванию ребенок учится самостоятельно выбирать необходимые наглядные опоры и строить с их помощью связное высказывание. Занятия с использованием приемов пескотерапии целесообразно проводить в форме индивидуальных занятий или малыми группами, что позволяет каждому ребенку стать активным участником творческого процесса создания связного высказывания. Помимо самостоятельного схематического изображения наглядных опор также можно использовать готовые формочки, например, при обозначении героев сказки. Активизируя межфункциональное взаимодействие, использование приемов пескотерапии значительно повышает качество усвоения детьми принципов построения связного высказывания, поскольку позволяет представить задания не только в наглядном, но и в действенном плане.

Таким образом, оказывая стимулирующее влияние на протекание познавательных процессов, первично страдающих у детей с задержкой психического развития, использование технологии пескотерапии позволяет повысить эффективность обучения детей приемам построения связного высказывания.

Список литературы:

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. 2002. Практикум по песочной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева - СПб.: Речь.

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. 2008. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: Речь.

Инновации - в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. 2008. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС.

Набойкина. Е.Л. 2006. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е.Л. Набойкина - СПб.: Речь. Сакович Н. А. 2006. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович - СПб. : Речь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.