Психологические
аспекты
профессиональной
подготовки
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ АЙКИДО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ
Е. И. Троян
В статье на примере сотрудников Учебного центра при ГУВД по Тюменской области приведено теоретическое и практическое обоснование психолого-педагогических методов использования приемов обезоруживания и задержания правонарушителей. Детализированное использование психологических принципов айкидо и, в особенности, его техники способствуют обеспечению профессионального долголетия и более эффективному развитию профессионально значимых качеств личности современного сотрудника милиции.
Ключевые слова: психолого-педагогические методы, служебно-прикладная физическая подготовка, профессиональное долголетие, приемы обезоруживания, принцип выведения соперника из равновесия, точка приложения силы тяжести.
Служебно-прикладная физическая подготовка в современных условиях служит важнейшей составляющей профессионализма действующих сотрудников милиции и залогом высокого уровня профессиональной готовности выпускников образовательных учреждений МВД России. Формирование профессионально значимых качеств личности, знаний, умений и навыков современного сотрудника милиции, формирование высокой психологической готовности к стрессовым ситуациям, сохранение и развитие его здоровья, обеспечение профессионального долголетия - вот лишь небольшой круг проблем, которые призвана решать физическая подготовка.
Изучение боевых приемов борьбы является необходимым компонентом подготовки специалистов. Полученные навыки грамотного, юридически обоснованного использования приемов задержания правонарушителей будут способствовать эффективному выполнению сотрудниками ОВД служебных обязанностей и требований нормативных актов.
Значимость обучения сотрудников боевым приемам борьбы сложно переоценить. При осуществлении учебно-тренировочного процесса выявлен ряд проблем, связанных с организацией, методикой и средствами подготовки, возрастными особенностями обучающихся.
Анализ научных статей, диссертационных исследований в области физической подготовки сотрудников ОВД свидетельствует о развитии инновационных процессов в организации и методике обучения боевым приемам борьбы. Однако проблема отбора арсенала технических приемов, используемых сотрудниками милиции в своей профессиональной деятельности, современной нау-
кой освещена неполно. Необходимы приемы, отдельные технические действия, которые соответствуют направленности всей системы служебно-прикладной физической подготовки. С этой целью в результате исследования различных систем боевых искусств были выявлены отличительные особенности и различия выполнения техники защиты от ударов ножом, тяжелым предметом, способов болевого удержания, защиты от группового нападения, практикуемых в айкидо, с одной стороны, и боевых приемов борьбы, практикуемых в МВД, с другой.
В айкидо, в отличие от боевых приемов борьбы, практикуемых в МВД, при выполнении защиты от удара ножом или тяжелым предметом выполняется вывод противника из равновесия, перед тем как воздействовать на захваченную руку болевым приемом.
Необходимо пояснить, что принцип выведения соперника из равновесия традиционно используется в различных спортивных видах борьбы. В борьбе дзюдо, например, к основным двигательным действиям, составляющим ее технику, относятся действия, выполняемые с целью нарушения устойчивого состояния соперника. М. Вахун в своей книге «Дзюдо: Основы тренировки» также выделяет технику выведения из равновесия - «куд-зуси» как важнейшую часть броска [1, с. 49]. А. А. Хар-лампиев в своей книге «Техника борьбы самбо» подробно останавливается на подготовке к проведению бросков с целью приведения противника в неустойчивое положение [2, с. 30]. Е. М. Чумаков в своем пособии «Сто уроков борьбы самбо» при описании спортивных приемов обращает внимание на технику выведения из равновесия соперника с целью подготовки и проведения самого приема [3, с. 35].
Техника выведения из равновесия является важнейшей частью выполнения многих приемов карате, ушу, джиу-джитсу. Но среди неспортивных видов единоборств исключительно важное и принципиальное значение умению выводить противника из равновесия при выполнении того или иного приема уделяется только в айкидо и родственных ему видах, например, айкибудо.
Г. П. Пархомович определил процесс выведения из равновесия как «.. .выведение проекции общего центра тяжести за пределы площади опоры, в результате чего тело теряет равновесие и оно его либо восстанавливает, либо падает» [4, с. 28]. С. А. Иванов-Катанский определяет общий центр тяжести как точку приложения силы тяжести, которая может находиться «.и вне пределов его тела (при сильном наклоне или прогибе)» [5, с. 16]. Данные авторы уточняют, что если боец стоит, то площадь опо-
ры образуется опорной поверхностью стоп и площадью, заключенной между линиями, соединяющими носки и пятки ног. Наиболее благоприятное положение стоп для устойчивости тела - когда общий центр тяжести находится ближе к площади опоры. Степень устойчивости тела увеличивается с увеличением площади опоры. Одной из важнейших задач соперников при выполнении этого приема борьбы являются действия по смещению общего центра тяжести к пределам площади опоры (лабильное равновесие) или за его пределы (нарушенное равновесие). В спортивных видах борьбы, а также в джиу-джитсу, айкибудо и айкидо определены способы и направления вывода из равновесия. Использование техники выведения из равновесия повышает надежность выполнения приема. Оказавшись выведенным из равновесия, противник почти не может продолжать комбинированную атаку, например, ножом. По той же причине противнику тяжело вырвать атакующую руку из захвата и далее повторно атаковать. На рис. 1 и 2 показана фаза выведения из равновесия после ухода с линии атаки и захвата за атакующую руку в приеме защиты от удара ножом в живот рычагом руки внутрь (рис. 1) и наружу (рис. 2).
Рис. 1. Прием защиты Рис. 2. Прием защиты
от удара ножом в живот от удара ножом в живот
рычагом руки внутрь рычагом руки наружу
В спортивных видах борьбы для выведения из равновесия и проведения дальнейших технических действий используются также захваты за одежду, туловище, ноги, шею. В айкидо, некоторых приемах джиу-джитсу в большинстве случаев для выведения из равновесия используются захваты за кисти рук, ноги и шею. В спортивных видах борьбы техника выведения из равновесия используется для выполнения спортивного броска в соответствии с определенными правилами. В айкидо техника выведения из равновесия используется для выполнения всех приемов, среди которых: приемы защиты от ударов холодным оружием, тяжелым предметом, приемы защиты от группового нападения [6, с. 52; 7, р. 110].
Как уже было отмечено, для обучения боевым приемам борьбы представителей силовых структур традиционно используется бокс, боевое самбо, рукопашный бой и джиу-джитсу. Анализ учебно-методических пособий по данным видам единоборств выявил отсутствие техники выведения из равновесия в подавляющем большинстве приемов защиты от ударов холодным оружием, тяжелым предметом, в приемах защиты от группового нападения, хотя в данных приемах используются захваты за руки, ноги, туловище и голову нападающего. Авторы многих учебно-методических пособий, изданных в МВД, справедливо уделяют внимание такому важному техническому действию в приеме, как уход с линии атаки. Од-
нако они также игнорируют необходимость вывода из равновесия противника при защите от ударов холодным оружием. Аналогичные методы изложены и в различных пособиях по русскому стилю и самообороне.
В результате проведенного исследования было выявлено, что техника выведения из равновесия, используемая в айкидо, является важным условием выполнения многих спортивных и боевых приемов борьбы, однако данная техника не применяется для обучения сотрудников ОВД, в частности, в приемах защиты от ударов ножом или тяжелым предметом. Тем не менее, одним из достоинств относительно молодой системы подготовки, практикуемой в МВД являются ее универсальность и открытость, способность воспринимать и органично встраивать в свою структуру приемы различных видов боевых искусств.
Использование техники выведения из равновесия в приемах защиты от ударов ножом, тяжелым предметом, практикуемой в айкидо, позволит значительно повысить уровень владения приемами рукопашного боя сотрудников ОВД.
1. Вахун М. Дзюдо. Основы тренировки. Минск, 1987. 127 с.
2.ХарлампиевА. А. Техника борьбы самбо. М., 1960. 127 с.
3. ЧумаковЕ. МСто уроков борьбы самбо. 3-е изд., испр., доп. М., 1988. 304 с.
4. Пархомович Г. П. Основы классического дзюдо: учебно-методическое пособие для тренеров и спортсменов. Пермь, 1993. 302 с.
5. Иванов-Катанский С. А. Джиу-джитсу. Техника боевых приемов. М., 1996. 336 с.
6. ВестбрукА. Айкидо и динамическая сфера. Киев, 1997. 336 с.
7. Stevens J. Aikido. The Way of Harmony. Boston-London, 1985. 198 р.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
А. А. Диденко
В статье освещаются вопросы формирования информационной компетентности военных специалистов в современных условиях. Рассматриваются предпосылки трансформации вооруженных сил и связанные с этим проблемы подготовки кадров в высших военных учебных заведениях.
Ключевые слова: информационное общество, внутренние войска, информационная компетентность, профессиональная компетентность, модификация вооруженных сил, сетецентричные войны, новые информационные технологии.
Вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий
Д. А. Медведев
Сегодня, когда человечество, несомненно, подошло к невидимому рубежу, который отделяет одну эпоху от другой, мы с уверенностью можем утверждать, что цивилизация будущего станет радикально отличаться от современной. «Мы организуем совершенно новое общество», - пишет Э. Тоффлер, подразумевая под этим дискурс «информационное общество», находящийся в центре внимания современных западных и отечественных