52
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
- игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур («Матрешка», «Геометрическая мозаика» и т.д.);
- игры на развитие ориентировки в пространстве («Мастерская ковров», «Найди похожую»).
Работа в данном направлении, ориентирована на формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством сказки и призвана помочь педагогам и родителям в организации работы по интеллектуальному развитию, подготовке детей к школе и по формированию у них устойчивой положительной мотивации к изучению математики.
Список литературы
1. Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Раз - ступенька, два - ступенька... Ч. 1-2 / Л.ГПетерсон, Н.П. Холина. -Баласс, 1998.
3. Математика до школы / А.А. Смоленцова, О.В. Пустовайт. - СПб.: Акцидент, 1998.
4. Веселая арифметика / В.В.Волина. - Екатеринбург, 1999.
5. И учеба, и игра: математика / Т.И. Тарабанина, Н.В. Елкина. - Ярославль, 1997.
6. Детям о времени / Т.И. Тарабанина. - Ярославль, 1996.
7. Путешествие Бима и Бома в страну Математику / Т. Ахутина, Н. Пылаева, Н. Монелис, Т. Хотылева. - М., 1999.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА ДРАМАТИЗАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ)
© Орлова Д.А.*
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск
В данной статье рассматривается один из приемов осмысленного чтения в начальной школе - прием драматизации.
Ключевые слова: начальная школа, литературное чтение, драматизация.
* Студент 2 курса кафедры Педагогики и методики начального образования. Научный руководитель: Суховей Е.А., доцент кафедры Педагогики и методики начального образования, кандидат филологических наук.
Теория и методика обучения и воспитания
53
В последние годы всё больше прослеживается тенденция угасания интереса и любви к чтению художественной литературы. Эго происходит по многим различным причинам, но главная из них - научно-технический прогресс, и как следствие его - компьютеризация, механизация, информационность современного мира. Достижения науки и техники настолько прочно вошли в нашу жизнь, что заполняют почти всё свободное время: просмотр телевизора, работа и игры за компьютером, разговоры, переписки, игры в телефонах и смартфонах, и, конечно, времяпрепровождение во Всемирной паутине - Интернет. Мы видим, что люди окружены техникой как на работе, так и дома, и они вынуждены её использовать, но не все пользуются ей только по назначению. Такие оборотные, отрицательные проявления научно-технического прогресса стали замечать не только обычные люди, но и ученые, политики, глава государства. Поэтому в настоящее время проводится множество различных программ и мероприятий, имеющих целью привлечь внимание населения к литературе. 2015 год в России официально объявлен Годом литературы, по всей стране пройдут массовые выставки, ярмарки и фестивали.
На мой взгляд, данные мероприятия должны помочь в активизации читательских потребностей народа, но всё-таки я считаю, что прививать любовь к литературному чтению и интерес к художественной литературе нужно с детства. Передо мной как перед будущим учителем начальных классов встает вопрос: «Каким образом и с помощью чего я могу привлечь внимание детей и заинтересовать их при изучении художественного произведения?».
Ответ на данный вопрос мне предстояло найти в этом году на педагогической практике, которую я проходила в МКОУ Прогимназия «Зимородок» под руководством кандидата филологических наук, доцента кафедры педагогики и методики начального образования института детства НГПУ Елены Алексеевны Суховей и учителя начальных классов Лилии Геннадьевны Албул.
Практика проходила в 3 классе, на литературном чтении ребята изучали сказку Д.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех». В ходе наблюдения за уроком мною было отмечено, что у детей присутствует познавательный интерес к художественным произведениям, наблюдается высокая активность учащихся, в классе царит позитивная рабочая атмосфера. Возможно, это зависело от системы обучения самой школы, так как в Прогимназии «Зимородок» работают по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова. В отличие от традиционных систем, здесь учитель использует проблемный метод обучения, системно-деятельностный подход, вопросно-ответную форму взаимодействия между учителем и учениками. Все это уже способствует пробуждению мотивации к деятельности. Но тем не менее актуальным остается вопрос, каким образом повысить интерес обучающихся к изучению предмета литературное чтение?
Одним из приемов, используемых учителем, была драматизация. Этот прием широко используется в педагогической практике, его эффективность
54
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
подтверждена исследованиями психологов. Так, Л.С. Выготский указывает на несомненную пользу драматизации: «во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием; во-вторых, она ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, то есть содержит в себе элементы самых различных видов творчества» [1].
В зависимости от задач, методики проведения, степени активности и самостоятельности учителя и учеников исследователи-методисты выделяют несколько видов драматизации. Наиболее полно этот вопрос разработан Л.Д. Мали, она выделяет следующие виды драматизации:
- чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию;
- чтение по ролям с предварительным устным описанием портретов, одежды, поз, жестов, интонации, мимики героев;
- постановка «живых картин» к произведению;
- составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен, интонаций, поз, мимики;
- драматические импровизации;
- развёрнутые драматические представления с декорациями, костюмами и прочее [4].
К вышеперечисленным видам О.В. Сосновская добавляет еще одну форму работы - пантомиму [3].
Данные приемы помогают детям понять, прожить и прочувствовать художественное произведение. Поэтому, когда урок литературного чтения предстояло провести мне, я решила, что буду использовать чтение по ролям и драматическую импровизацию. Также для достижения цели - осмысленного чтения художественного произведения - нужно грамотно выстроить ход урока.
Дети были знакомы с двумя первыми частями сказки Д.Н. Мамина-Си-биряка «Умнее всех», чтение третьей части было задано на дом. В начале урока мы повторили основные события и героев первых двух частей и перешли к обсуждению третьей части. Дети назвали основных действующих персонажей, события, которые произошли в последней части, и высказывали свои впечатления о прочитанном. Дальше мы перешли к описанию героев, учащиеся описывали характер, внешность и поведение Индюка, Индюшки, Утки, Петуха, Гусака, Куриц и Ежа. Дети не просто высказывали свои соображения о героях, а находили подтверждение своим словам в тексте произведения. Так, по обоснованному мнению детей, Индюк был глупым, хвастливым, высокомерным, невежественным, а Индюшка отличалась скромностью и добротой. Описание героев помогло детально изучить всех персонажей и понять их поведение. Аргументирование своих предположений
Теория и методика обучения и воспитания
55
способствовало быстрому ориентированию в тексте. Затем мы с детьми повторили основные события, которые произошли в первой главе и разделили её на две сценки: 1) «Беседа Индюка и Индюшки»; 2) «События во дворе». После этого мы перешли к чтению по ролям, перечитав выбранный отрывок несколько раз, мы оценили чтение ребят, назвали достоинства и недостатки чтения учеников.
Затем мы перешли к другому виду драматизации - драматической импровизации. Ученики должны были разыграть диалог Индюка и Индюшки перед всем классом (с опорой на текст). Желающих было много, поэтому для начала мы устроили «актерские пробы», все ученики, претендующие на роли, по очереди выходили и разыгрывали монолог того или иного персонажа. Всем классом с помощью голосования мы утвердили «актерский состав», и, чтобы остальные ученики не просто наблюдали за актерской игрой, им была назначена роль жюри. Учащиеся по пятибалльной шкале должны были оценить актеров по следующим критериям: уровень актерского мастерства, выразительность игры, творческий подход, использование мимики и жестикуляции, умение держаться на публике, знание текста. Далее несколько раз был разыгран диалог Индюка и Индюшки. Ребята, играющие роль героев сказки, замечательно справились со своей задачей, выступления показали, что ученики не только поняли характеры героев, но и смогли их воспроизвести, многие грамотно использовали интонацию и жестикуляцию. Дети, выполняющие роль жюри, очень ответственно подошли к своей задаче, оценивали актеров честно и справедливо. В ходе этой деятельности в классе царила дружеская атмосфера, ребята поддерживали, благодарили и хвалили друг друга.
Данный прием способствовал не только налаживанию микроклимата в классе, но и развитию коммуникативных навыков учеников: умение держаться на публике, умение работать в группе, умение использовать вербальную и невербальную коммуникации, умение оценивать самого себя и окружающих. Также эта деятельность способствовала развитию личностных навыков: развитие творческого потенциала, развитие речи, развитие эмоциональной и нравственной сфер.
Прием драматизации на уроке литературного чтение помог вовлечь детей в познавательную деятельность. В ходе описания главных героев дети анализировали текст, работали с его содержанием, высказывали свое личное мнение, давали оценку поведению героев, устанавливали причинно-следственные связи, делали выводы о героях по их поведению. В процессе чтения по ролям дети пробовали прочувствовать и интонационно передать характеры персонажей. Также на этом уроке дети расширили свой читательский кругозор познакомившись с понятием драматическая инсценировка. В процессе самой инсценировки дети применяли теоретические знания о героях произведения на практике. Такой комплексный подход к изучению художе-
56
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
ственного произведения способствовал лучшему усвоению текста, осмысленному чтению, развитию умений работы с текстом. Благодаря детальному анализу текста дети смогли заметить, что в данной сказке автор не только высмеивает глупость Индюка, но и показывает глупость и ограниченность остальных героев. Ведь Петух, Гусак, Утка и остальные жители двора спорили с Индюком только до тех пор, пока не появился Еж и не назвал его глупым, тогда птицы не смогли смириться с тем, что кто-то посторонний смеет критиковать знатного члена этого общества и встали на сторону Индюка, хотя на самом деле они тоже побоялись показать свою «неумность». Тем самым следует отметить, что чтение сказки «Умнее всех» способствует развитию нравственной сферы детей, ученики, анализируя поведение героев, определяют отрицательных и положительных персонажей, отделяют хорошие поступки от плохих, переносят события произведения в реальную жизнь. Дети делают вывод: в нашей жизни тоже есть глупые и высокомерные люди, считающие себя самыми умными, также есть люди, которые в любой ситуации соглашаются с этими «глупцами», потому что для них согласиться удобнее, чем противоречить.
В ходе анализа урока руководители практики сделали мне ценное содержательное замечание: они отметили, что в процессе инсценировки мне не нужно было читать слова автора («Индюшка спросонья долго кашляла и потом уже ответила...», «успокаивала его Индюшка, начиная поправлять сбившиеся за ночь перышки»), а следовало обсудить с учениками отличие художественного текста и драматической постановки и заменить слова автора действиями «актеров».
Таким образом, на данном уроке дети были вовлечены в процесс изучения художественного произведения, они выступали не только в пассивной позиции слушателей, но и занимали активную позицию актёров, чтецов, жюри. Данный урок способствовал комплексному изучению произведения, дети выполняли множество различных операций: искали информацию в тексте, анализировали, устанавливали связи, делали выводы и творчески воспроизводили прочитанное. Такое построение урока позволило каждому ребенку заниматься определенной деятельностью, которая была направлена не только на удовлетворение личных потребностей (личного интереса), но и не противоречило цели урока - достижению осмысленного чтения художественного произведения. Прием драматизации помогает пробудить мотивацию учеников к литературному чтению. Если учитель будет грамотно использовать различные виды драматизации, то в классе заметно возрастет успеваемость и активность. Итак, мы на личном опыте убедились, что использование различных творческих приемов, в том числе драматизации, способно вернуть нашему обществу потребность в литературе, уважение и любовь к ней.
Теория и методика обучения и воспитания
57
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
2. Каленчук О.М., Суховей Е.А. Приемы развития творческого воображения младших школьников средствами русского языка и литературы // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2013. - С. 79-83.
3. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Академия, 2011. -464 с.
4. Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения / Л.Д. Мали // Начальная школа. - 1981. - № 3. - С. 27.
5. Мамин-Сибиряк Д.Н. Аленушкины сказки / Д.Н. Мамин-Сибиряк. -М.: Детская литература, 2008. - 269 с.
6. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Т.Г. Рамзаева, М.П. Воюшина, Г. С. Щеглова. -М.: Высшая школа, 2003. - 166 с.