УДК 330.322
Ю.С. Провоторова, ассистент кафедры менеджмента, +79046897499, [email protected], (Россия, Липецк, ЛГТУ)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Дан обзор подходов к определению понятия «государственно-частное партнерство» и применение его форм, приемов и методов в системе здравоохранения.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, участники государственно-частного партнерства в здравоохранении, инвестиционные проекты.
В области здравоохранения необходимы реформы, способствующие эффективному использованию имеющихся в отрасли ресурсов. Действующая система обязательного медицинского страхования также нуждается в реформировании.
Согласно ст. 41 первого раздела Конституции России органами государственной власти осуществляются меры по развитию трех систем здравоохранения — государственной, муниципальной, частной.
Определение данных понятий прописано в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22 июля 1993 г. № 5487-1) (ред. от 07 марта 2005 г.). Так, согласно ст. 12 раздела III «Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации» задачей государственной системы здравоохранения является планирование и осуществление мер по охране здоровья населения.
Согласно ст. 13 медицинская помощь, оказываемая в учреждениях, относящихся к муниципальной системы здравоохранения, финансируется за счет средств муниципальных образований, обязательного медицинского страхования и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 14 дает определение понятия «частной медицины». «К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. В частную систему здравоохране-
ния входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами» [1].
Государственно-частное партнерство выражается в форме поиска механизма наиболее эффективного взаимодействия органов государственной власти и представителей частного бизнеса. Государственно-частное партнерство выступает важным инструментом развития различных отраслей экономики в период социально-экономической модернизации.
В литературе существует несколько подходов к определению понятия «государственно-частное партнерство».
Аналитик «^апёагё&Роог'Б» Е. Коровин под государственно-частным партнерством понимает «среднесрочное или долгосрочное сотрудничество между общественным и частным сектором, в рамках которого происходит решение политических задач на основе объединения опыта и экспертизы нескольких секторов и разделения финансовых рисков и выгод» [2].
Профессор кафедры теории и практики государственного управления Высшей школы экономики В.Г. Варнавский считает, что государственно-частное партнерство — это «институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг [3].
Д.М. Амунц высказывает мнение, что государственно-частное партнерство — своеобразная форма выстраивания отношений в области экономики между государством и бизнесом на базе сбалансированности их предпочтений и обязательств [4].
А. Чонка рассматривает понятие «государственно-частное партнерство» как формы взаимодействия между бизнесов и государством, независимо от социальной направленности и формы проявления, лишь при условия равного разделения прав и ответственности [5].
Государственно-частное партнерство характеризуется в первую очередь наличием базовых признаков:
- участниками государственно-частного партнерства выступают государство и частный бизнес;
- параметры осуществления совместной деятельности указанных сторон государственно-частного партнерства закрепляются документом, имеющим юридическую силу;
- форма проявления этапов реализации государственно-частного партнерства имеет общественную направленность в целях удовлетворения интереса со стороны государства к определенной сфере деятельности;
-реализация на практике проектов государственно-частного партнерства не возможна без объединения активов сторон;
- деятельность между частным бизнесом и государством осуществляется на условиях равного разделения прав и ответственности независимо от социальной направленности и итогов реализации проектов.
В экономическом отношении государственно-частное партнерство отождествляют с косвенной приватизацией, которая выражается в перераспределении обязанностей между органами государственной власти и частным бизнесом в развивающихся отраслях, на которые у государства недостаточно средств для дальнейшего развития и которые не могут быть приватизированы. К таким отраслям относятся жилищно-коммунальное хозяйство, социальная сфера, транспорт, благоустройство населенных пунктов, объекты культурного наследия и др.
В настоящее время в целях социально-экономического развития региона активно обсуждается вопрос взаимодействия органов государственной власти и бизнеса. Так, наиболее инвестиционно-привлекательной для бизнеса является транспортная инфраструктура (рисунок).
18%
□ транспортная инсфаструктура ш жилищно-коммунальное хозяйство
□ энергетика т строительство
□ промышленность □ здравоохранение
Процентный приоритет участия частного бизнеса в государственно-частном партнерстве
Реализация на практике существующих механизмов государственно-частного партнерства может привести к приватизации частным бизнесом объектов данных отраслей. В связи с этим важной составляющей успешного развития государственно-частного партнерства является сохранение за
государством правовых полномочий в отношении управления хозяйственной собственности.
Политика здравоохранения касается каждого гражданина, именно поэтому она должна быть в числе приоритетных направлений государственной политики. Сфера здравоохранения всегда вызывала интерес для предпринимателей как сфера бытовых услуг, имеющая устойчивый спрос. Нельзя не отметить сильную зависимость здравоохранения от государственной политики и явную заинтересованность бизнеса в данной сфере. Это в совокупности и явилось предпосылками развития государственно-частного партнерства в здравоохранении.
Область взаимных интересов участников государственно-частного партнерства в здравоохранении разнообразна, в частности объектов сотрудничества может выступать строительство медицинских объектов, управление инфраструктурой, создание высокотехнологичного оборудования. В основу концепции развития зарубежной медицины за счет механизмов государственно-частного партнерства лежит совпадение целей его участников, а именно: повышение эффективности функционирования объектов здравоохранения, сокращение трудовых и экономических расходов.
В области здравоохранения можно выделить две модели ГЧП:
1) традиционную модель инвестиционного договора;
2) потенциально перспективную концессионную модель.
Несмотря на то что развитие государственной и частной систем
здравоохранения идет параллельно, они практически не взаимодействуют друг с другом.
У каждой из систем есть свои преимущества и недостатки. Так, преимущества государственного финансирования заключаются в контроле над средствами и обеспечение реализации общенациональных приоритетов, а также отсутствие финансовых ограничений, у частников — эффективное управление, современное оборудование и более квалифицированные кадры.
Среди недостатков государственной системы здравоохранения следует выделить отсутствие целостной политики реформирования отрасли здравоохранения, низкое качество управления и уровень технологической оснащенности, теневая медицина, неэффективное медицинское страхование. Также имеют место и административные барьеры, препятствующие участию частного сектора здравоохранения в исполнении государственного заказа. В результате качество оказываемой медицинской помощи снижается, а недовольство населения — растет.
В сложившейся ситуации обе системы испытывают кризис и не могут развиваться без консолидации усилий, разработки единых стандартов и единой системы контроля и управления.
С одной стороны, здравоохранение — специфическая отрасль, где эффективность для общества важнее эффективности с точки зрения хозяйствующего субъекта. Учреждения здравоохранения не могут быть приватизированы ввиду их социально-политической значимости. С другой сто-
роны, в государственном бюджете не предусмотрен необходимый объем финансовых ресурсов, позволяющих обеспечивать нормальное функционирование всего учреждения
Для формирования грамотной политики в области экономики здравоохранения необходимо уже сейчас эффективно развивать взаимодействие государства и частного бизнеса. Данное партнерство поспособствует повышению инновационной активности, развитию экономической и социальной инфраструктуры.
Законодательное закрепление прав пользования объектами государственной системы здравоохранения за частными компаниями, предоставление правовых гарантий этим компаниям по возврату вложенных ими средств позволит значительно сократить риски частных инвестиций.
Преимущества модели государственно-частного партнерства в здравоохранении заключается в том, что ее использование позволит улучшить ситуацию в сфере здравоохранения по средствам оптимизации расходов, увеличения эффективности вложения средств, использования ресурсов и управления и создания условий для стабильного роста в отрасли, что со временем должно стимулировать рост частных инвестиций в сферу здравоохранения. Именно проекты государственно-частного партнерства являются наиболее используемыми для привлечения частных инвестиций.
Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения может быть представлено следующими формами:
1) долевое участие в уставных капиталах юридических лиц посредством предоставления им бюджетных инвестиций;
2) совместное участие при реализации инвестиционных проектов, предоставление имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в доверительное управление, аренду, в том числе на льготных условиях;
3) размещение государственного и муниципального заказа на выполнение работ, оказание услуг;
4) участие в функционировании особых экономических зон.
Использование механизмов частно-государственного партнерства
позволит:
1) уменьшить потребность в инвестициях в строительство зданий и покупку нового оборудования за счет использования имеющихся у частного здравоохранения ресурсов;
2) повысить эффективность управления медицинской сетью;
3) новые источники привлечения финансовых средств для обеспечения массовой доступности высокотехнологичных методов лечения;
4) сформировать здоровую конкуренцию на рынке поставщиков медицинских услуг и инвесторов;
5) сформировать межрегиональные связи в целях обмена опыта и правильной координации сил в решении общих вопросов;
6) обеспечить возможность осуществления социально-значимых проектов в наиболее короткие сроки.
Несмотря на положительные моменты, механизм осуществления государственно-частного партнерства в регионах сталкивается со следующими сдерживающими факторами:
1) отсутствие хорошо проработанной законодательной базы по вопросам регулирования государственно-частного партнерства, в том числе механизма передачи государственной собственности во временное частное владение;
2) в российском законодательстве на сегодняшний день не существует четкого определения государственно-частного партнерства;
3) недостаточно проработана нормативно-правовая база в вопросах внедрения государственно-частного партнерства в медицину;
4) нехватка высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт работы в области государственно-частного партнерства;
5) многоканальная система финансирования;
6) частные медицинские организации при выполнении программы государственных гарантий сталкиваются с административными барьерами;
7) отсутствует экспертный совет, задачами которого должно являться анализ ситуации и решение возникающих проблем государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения;
8) не отлажен механизм взаимодействия участников государственно-частного партнерства.
Как было уже сказано, законодательная база государственно-частного партнерства требует серьезной доработки. В нормативно-правовых актах не прописаны положения, касающиеся защиты интересов и деятельности участников партнерства. Все недостатки в законодательной базе государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения создают барьер организационному развитию и реализации политики в области охраны здоровья граждан. Принципы рыночной экономики также не могут реализовываться в сфере здравоохранения должным образом. Развитие полноценного рынка медицинских услуг заметно замедляется. Совокупность ограничений и недостаточного контроля со стороны государства приводит к тому, что вновь созданные предприятия в области здравоохранения не могут выйти на рынок из-за завышенных стандартов на оказываемые услуги населению, имеет место нарушение прав предприятий, выражающееся по средствам наложения произвольных финансовых взысканий, штрафов. Предприятия, в деятельности которых принимают участие органы государственной власти, находятся в более выигрышном положении — они имеют возможность монополизировать отдельные рынки и ресурсы, исключая конкуренцию из частного сектора.
Сложившаяся в государственном управлении ситуация нередко может стать причиной появления затруднений в сфере формулирования роли и функций отдельных государственных структур. Вследствие чего возможно повторение функций управления и контроля в деятельности отдельно взятых департаментов. В настоящий момент среди лечебно-профилактических учреждений существует разделение на коммерческие и
некоммерческие, однако момент организации деятельности по управлению данными типами медицинских учреждений не отражен должным образом, что приводит к неэффективному их развитию.
По средствам применения механизма государственно-частного партнерства могут быть осуществлены приоритетные направления национального проекта «Здоровье», такие, как внедрение новых медицинских технологий, модернизация и замена устаревшего оборудования, введение более эффективного менеджмента, а также другие мероприятия.
Механизм государственно-частного партнерства способствует снижению нагрузки на бюджеты всех уровней, обеспечивает реализацию инвестиционных проектов при сохранении прежних объемов финансирования. При этом необходимо помнить, что цель использования механизма государственно-частного партнерства — гарантия получения бесплатной медицинской помощи для населения.
Действия органов государственной власти направлены на повышение интереса инвесторов к сфере оказания медицинских услуг. В свете активного внедрения информационных технологий при осуществлении лечебно-диагностического процесса целесообразно внедрение государственно-частного партнерства и в данную область медицины.
Одним из направлений развития государственно-частного партнерства в здравоохранении является и строительство предприятий по собору и переработке медицинских отходов в ряде регионах.
Регионы должны самостоятельно разрабатывать необходимые нормативные акты в соответствии с имеющимся законодательством. Так, в Липецкой области для осуществления национальных проектов в области здравоохранения и образования, развития частно-государственного партнерства на основе концессионной деятельности и развития малого и среднего бизнеса используют наличие развитой сети учреждений социальной сферы.
Стратегическим направлением развития здравоохранения является реализации программ реформирования здравоохранения, которые могут осуществляться по средствам использования механизмов государственно-частного партнерства.
Наиболее перспективным государственно-частное партнерство в здравоохранении видится в развитии первичного звена — создании общих врачебных практик на базе частных медицинских центров, а также реабилитационных центров и домов ухода за людьми старшего поколения.
Реализация третьего приоритетного направления национального проекта «Здоровье» «Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи» является примером частно-государственного партнерства в здравоохранении.
Библиографический список
1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: федер. закон: принят 07 марта 2005 г. № 15-ФЗ.
2. Коровин Е. Кредитный риск проектов частно-государственного партнерства и механизмы поддержки: выступление на круглом столе «Федеральные инструменты поддержки инвесторов», 10 октября 2006 г. // Сайт «Регионалистика». Режим доступа: http ://regionalistica.ru/project/investproject/fed instr.
3. Варнавский В.Г. Частно-государственное партнерство // Сайт «Экспертный канал Открытая экономика». Режим доступа: http://www.opec.ru/article doc.asp?d no=50578.
4. Амунц Д.М. Концессионные соглашения как форма государственно-частного партнерства в экономике России // Управление собственностью: теория и практика. 2005. № 3. С. 49-57.
5. Чонка А. Государственно-частное партнерство: симбиоз государства и бизнеса // Бюджет. 2009. № 7. C. 28-31.
U.S. Provotorova
Use ofpotential of state-private partnership in public health services
In article the review of approaches to concept definition «public-private partnership» and application of its forms, receptions and methods in public health services system is given.
Key words: public-private partnership, participants of public-private partnership in public health services, investment project.
УДК 332.025.1
Н.Ю. Сорокина, канд. экон. наук, доцент, 8(4872)471278, N [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ)
МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА В СООТВЕТСТВИИ СО СТРАТЕГИЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ
Предложена методология формирования трудового потенциала региона, реализация которой позволит обеспечить сбалансированное развитие территории путем интеграции общей стратегии социально-экономического развития региона и функциональной стратегии формирования его трудового потенциала.
Ключевые слова: стратегия регионального социально-экономического развития, стратегия формирования трудового потенциала региона.
Проблема формирования стратегий является одной из актуальных проблем современной теории и практики региональной экономики. Исследованию закономерностей и стратегических аспектов регионального соци-