Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
188
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ / СТЕПЕНЬ КОНФЛИКТНОСТИ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волчегорская Евгения Юрьевна, Жукова Марина Владимировна

В статье рассматриваются возможности использования потенциала позитивного школьного климата в профилактике школьной травли в классном коллективе младших школьников. В исследовании приняли участие учащиеся 10-11 лет в количестве 26 человек. Для определения уровня виктимизации у детей младшего школьного возраста была использована «Многофакторная шкала виктимизации» . Для выявления специфики коллективных отношений младших школьников использован опросник «Мой класс», который позволяет выявить степень удовлетворенности школьной жизнью, степень конфликтности в классе, степень его сплоченности. Для проверки статистической значимости выявленных взаимосвязей был использован корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Полученные результаты показали наличие статистически значимой взаимосвязи между показателями виктимности младших школьников и их степенью удовлетворенностью школьной жизнью (rs = - 0.466), конфликтности (rs = - 0.847) и степенью сплоченности в классе (rs = - 0.541). Статистически подтвержденная взаимосвязь между отношениями внутри школьного коллектива и склонность школьников к проявлению буллинга является важным фактором для разработки практических рекомендаций для учителей по созданию эмоционально безопасной школы и класса. Полученные данные свидетельствуют о признании важности использования потенциала детского коллектива в профилактике буллинга у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Волчегорская Евгения Юрьевна, Жукова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE POTENTIAL OF THE CHILDREN'S COLLECTIVE IN THE PREVENTION OF BULLYING IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article considers the possibilities of using the potential of a positive school climate in the prevention of school bullying in the classroom of younger schoolchildren. The study involved students aged 10-11 years in the number of 26 people. To determine the level of victimization in children of primary school age, a "Multifactorial Victimization Scale"was used. To identify the specifics of the collective relations of younger schoolchildren, the questionnaire "My Class" was used, which allows us to identify the degree of satisfaction with school life, the degree of conflict in the classroom, the degree of its cohesion. To check the statistical significance of the identified relationships, a correlation analysis (Spearman's rank correlation coefficient) was used. The obtained results showed the presence of a statistically significant relationship between the indicators of victimization of younger schoolchildren and their degree of satisfaction with school life (rs = - 0.466), conflict (rs = - 0.847) and the degree of cohesion in the classroom (rs = - 0.541). The statistically confirmed relationship between the relationships within the school team and the propensity of schoolchildren to manifest bullying is an important factor for the development of practical recommendations for teachers to create an emotionally safe school and classroom. The obtained data indicate the recognition of the importance of using the potential of the children's collective in the prevention of bullying in younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ВОЛЧЕГОРСКАЯ Евгения Юрьевна и другие ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКОГО...

V7TK" ^71 О IS Г©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

•УД1^ J ' 1.W1J |(сс) кУ<$) I TEis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1004-0007 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 290646 SPIN: 7588-0170 ORCID: 0000-0001-6764-7747 ScopusID: 57191516743

ВОЛЧЕГОРСКАЯ Евгения Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой

«Педагогика, психология и предметные методики»

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, е-mail: evgvolch@list.ru)

AuthorlD: 633635

SPIN:1759-5356

ORCID: 0000-0003-1184-9977

ЖУКОВА Марина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Педагогика, психология и предметные методики» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, е-mail: gukovamv@cspu.ru) Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования потенциала позитивного школьного климата в профилактике школьной травли в классном коллективе младших школьников. В исследовании приняли участие учащиеся 10-11 лет в количестве 26 человек. Для определения уровня виктимизации у детей младшего школьного возраста была использована «Многофакторная шкала виктимизации». Для выявления специфики коллективных отношений младших школьников использован опросник «Мой класс», который позволяет выявить степень удовлетворенности школьной жизнью, степень конфликтности в классе, степень его сплоченности. Для проверки статистической значимости выявленных взаимосвязей был использован корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Полученные результаты показали наличие статистически значимой взаимосвязи между показателями виктимности младших школьников и их степенью удовлетворенностью школьной жизнью (г = - 0.466), конфликтности (г = - 0.847) и степенью сплоченности в классе (г = - 0.541). Статистически подтвержденная взаимосвязь между отношениями внутри школьного коллектива и склонность школьников к проявлению буллинга является важным фактором для разработки практических рекомендаций для учителей по созданию эмоционально безопасной школы и класса. Полученные данные свидетельствуют о признании важности использования потенциала детского коллектива в профилактике буллинга у младших школьников.

Ключевые слова: буллинг, детский коллектив, удовлетворенность школьной жизнью, степень конфликтности, дети младшего школьного возраста.

USING THE POTENTIAL OF THE CHILDREN'S COLLECTIVE IN THE PREVENTION OF BULLYING IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

© The Author(s) 2021

VOLCHEGORSKAYA Evgenia Yuryevna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department

"Pedagogy, Psychology and Subject Methods" South Ural state University of Humanities and education (454091, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: evgvolch@list.ru) ZHUKOVA Marina Vladimirovna, candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Department

"Pedagogy, Psychology and Subject Methods" South Ural state University of Humanities and education (454091, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: gukovamv@cspu.ru) Abstract. The article considers the possibilities of using the potential of a positive school climate in the prevention of school bullying in the classroom of younger schoolchildren. The study involved students aged 10-11 years in the number of 26 people. To determine the level of victimization in children of primary school age, a "Multifactorial Victimization Scale"was used. To identify the specifics of the collective relations of younger schoolchildren, the questionnaire "My Class" was used, which allows us to identify the degree of satisfaction with school life, the degree of conflict in the classroom, the degree of its cohesion. To check the statistical significance of the identified relationships, a correlation analysis (Spearman's rank correlation coefficient) was used. The obtained results showed the presence of a statistically significant relationship between the indicators of victimization of younger schoolchildren and their degree of satisfaction with school life (rs = - 0.466), conflict (rs = - 0.847) and the degree of cohesion in the classroom (rs = - 0.541). The statistically confirmed relationship between the relationships within the school team and the propensity of schoolchildren to manifest bullying is an important factor for the development of practical recommendations for teachers to create an emotionally safe school and classroom. The obtained data indicate the recognition of the importance of using the potential of the children's collective in the prevention of bullying in younger schoolchildren.

Keywords: bullying, children's collective, satisfaction with school life, degree of conflict, children of primary school age.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Начальная школа является той стартовой ступенью процесса социализации, которая позволяет младшему школьнику приобрести первоначальный социальный опыт. Успешность этого процесса для ребенка во многом зависит от того, какие взаимоотношения складываются у школьников в классе, как выстраивает педагог

свои отношения внутри детского коллектива. При этом у всех участников образовательного процесса растет понимание того, что верно выстроенная школьная коммуникация, основанная на признании оптимального безопасного общения, играет ведущую роль в организации эффективного процесса обучения в начальных классах. Вместе с тем, в современной школьной среде все чаще поднимается вопрос о проявлении агрессии в коллективе младших школьников.

VOLCHEGORSKAYA Evgenia Yuryevna and others USING THE POTENTIAL OF THE CHILDREN'S...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

Школьная травля - это явление, широко распространенное как в России, так и за рубежом. Хотя некоторые учителя высказывают точку зрения, что буллинг является одним из показателей нормального протекания процесса социализации детей и проявлений конкуренции в их среде [1], для большинства участников буллинга наблюдаются негативные последствия для развития личности, к которым относятся нарастание депрессивной симптоматики, суицидальные тенденции, нарушения психоэмоционального развития, потеря учебной мотивации, приводящей к отказу от посещения школы, снижение академической активности, увеличение риска формирования аддиктивного поведения [2; 3].

Проявления буллинга в классе также отрицательно сказываются на формировании благоприятного школьного климата. Обширный метаанализ, проведенный Г. Гини и др. [4], показал, что значимым коррелятом агрессивного поведения среди детей является их моральное разобщение, ухудшение взаимоотношений в группе. Дополнительным фактором, способствующим существованию и развитию буллинга в школе, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов, использовать потенциал детского коллектива. Между тем, исследования подтверждают роль психосоциального климата школ в контексте агрессии и запугивания [5; 6]. Было также доказано более низкое проявление издевательств, связанных с позитивным школьным климатом [7; 8].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

В школьные годы издевательства являются одним из наиболее распространенных проявлений насилия в среде сверстников. При этом одни исследователи рассматривают агрессоров как людей, которым не хватает социальных навыков, у которых низкая самооценка, недостатки в обработке социальной информации, низкий социальный статус в группе сверстников и другие проблемы адаптации. Другие рассматривают запугивание как функциональное, адаптивное поведение, связанное с получением определенной выгоды [9]. Исследования, проводимые на основе изучения социальной когнитивной структуры, показали, что хулиганы чувствуют уверенность в использовании агрессии, ожидают положительных результатов для агрессии (например, одобрение сверстников), рассматривают агрессию как приемлемый способ поведения и в целом положительно оценивают ее использование [10]. Между тем, традиционно социальная компетентность рассматривается как поведение, которое является социально приемлемым и связанным с тем, что человека любят другие люди. Однако ее можно также определить, как способность быть успешным в достижении своих целей, т.е. дети, которые успешно достигают своих целей либо с помощью просоциальных, либо принудительных стратегий, могут рассматриваться как социально компетентные [11].

Управление агрессией в классном коллективе младших школьников должно опираться не только на констатацию и выяснение причин школьной травли, но и на активную превенцию ее возникновения. Превенция буллинга должна опираться на изучение особенностей поведения детей младшего школьного возраста в коллективе сверстников, мотивационной структуры деятельности отдельных учеников в классе, на стремление изучать пути и осуществлять процесс консолидации классного коллектива в единую команду [12].

Школьный климат, с одной стороны, определяется спецификой функционирования социальной группы, а с другой - влияет на отношения как между учениками, так и между младшими школьниками и учителем начальных классов. Восприятие школьного климата субъективно. Как отмечают Т. А. Чиркина и Т.Е. Хавенсон, критерии его оценки всеми участниками образовательного процес-

са в конкретной образовательной организации включают несколько основных параметральных характеристик:

1. Нормы, правила, материальные характеристики, обеспечивающие физическую и эмоциональную безопасность детей в школе.

2. Академические результаты и степень академической поддержки учеников; удовлетворенность их обучением или степень отчужденности от учебного процесса.

3. Взаимоотношения между учащимися, учителями, родителями и администрацией [13].

Среди конкретных показателей, определяющих позитивный школьный климат, преимущественно выделяются не объективные характеристики образовательного процесса, а критерии, которые определяют эмоциональное субъективное восприятие школы, такие как степень единства и чувство общности в классе; наличие дискриминации или наоборот выделения отдельных учеников со стороны учителей; более высокий уровень учебной мотивации; сотрудничество, озабоченность благополучием других. Для учителей позитивный школьный климат связан с более высокой удовлетворенностью и эффективностью работы; использованием инновационных подходов к преподаванию; меньшим проявлением эффекта выгорания [14]. Как отмечает Ю. Дерновска в статье «Восприятие учителями и учениками школьного климата», безопасная и тщательно продуманная школьная среда обеспечивает оптимальную основу для обучения [15].

Многие исследования, направленные на выявление индивидуальных предикторов поведения младших школьников [16; 17], уделяют особое внимание переживаниям социальной, эмоциональной и физической безопасности детей в школе и классе, так как многие учащиеся не чувствуют себя физически и психически в безопасности из-за неудач межличностных отношений, формирующих характер школьного климата. Одним их подходов предотвращения насилия в начальной школе является создание учебной среды, способствующей развитию позитивных социальных навыков, эффективному решению проблем и ответственному разрешению конфликтов [18-20]. Важным фактором, который может способствовать превенции школьной травли (в том числе переводу ее в конструктивный канал) в классе младших школьников, является психологическая совместимость и гармоничность отношений внутри школьного коллектива.

В этой связи мы осуществили эмпирическое исследование, направленное на выявление склонности к бул-лингу и таких параметров школьного климата как конфликтность, сплоченность и степень удовлетворенности школьной жизнью.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи.

Цель исследования - рассмотреть возможности позитивного школьного климата в профилактике школьной травли в классном коллективе младших школьников.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии.

В выборочную совокупность вошли 26 учащихся начальных классов 10-11 лет, среди них 12 мальчиков и 14 девочек. Для исследования школьного буллинга была использована «Многофакторная шкала виктимизации» [21]. Данный диагностический инструмент содержит 16 вопросов по четырем субшкалам: физическая вик-тимизация (как часто ребенок был подвержен физическим проявлением агрессии, таким как удар или пинок); словесная виктимизация (в том числе, обзывание или поддразнивание); социальное манипулирование (распространение слухов, сплетен, раскрытие секретов); посягательства на собственность (повреждение или кража имущества). Каждый пункт оценивается по трехбалльной шкале Ликерта: 0 = не совсем, 1 = один раз и 2 = более одного раза, причем участники указывают, как ча-

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ВОЛЧЕГОРСКАЯ Евгения Юрьевна и другие ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКОГО...

сто в течение учебного года они испытывали каждый из 16 случаев виктимизации. Общие баллы виктимизации варьируются от возможных 0 до 32, а баллы субшкалы - от 0 до 8. Более высокие баллы указывают на то, что ребенок подвергался большему количеству случаев виктимизации со стороны сверстников. Опросник «Мой класс» Ю.З. Гильбух [22] состоит из 15 вопросов, разделенных на пять блоков. В каждом отдельном блоке из трех вопросов первый вопрос измеряет степень удовлетворенности ребенка школьной жизнью, второй - то как младший школьник осознает конфликтность в классе; третий - как отражается в сознании учащегося степень сплоченности класса.

Статистическая обработка проводилась с помощью пакета прикладных программ SPSS for Windows, версия 13.0. Полученные данные были обработаны при помощи дескриптивных методов и представлены в виде средней арифметической. Для выявления взаимосвязей между исследуемыми показателями применялся корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Проверка статистических гипотез осуществлялась при критическом уровне значимости Р=0.05.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов

Результаты эмпирического исследования показали, что никто из опрошенных младших школьников не продемонстрировал высокий уровень удовлетворенности школьной жизнью. Более того, у половины детей (50 %) по данному параметру был выявлен низкий уровень, т.е. школьники негативно воспринимают свой класс в целом и одноклассников в частности, испытывают дискомфорт при общении, указывают на непростые отношения с одноклассниками.

Что касается оценки степени конфликтности в классе, то ответы всех без исключения детей (100 %) продемонстрировали ее низкий уровень, т.е. дети воспринимают взаимоотношения в школьном коллективе как достаточно неконфликные, спокойные и благоприятные.

Результаты оценки уровня сполоченности в классе показали преобладание среднего уровня: лишь треть детей (31 %) оценили свой классный коллектив как низкосплоченный, разобщенный, с отсутствием общих интересов. 69 % младших школьников отметили наличие взаимопомощи, доброжелательности, правда, проявляющейся ситуационно, не постоянно.

Методика «Многофакторная шкала виктимизации» позволила выявить, что физической виктимизации подвергались 52 % опрошенных детей, вербальной - 34 % младших школьников. Социальную манипуляцию испытывали 34 % детей, нападению на имущество подвергались 59 % учащихся начальных классов.

Для изучения характера взаимосвязей между показателями виктимности и показателями межличностных отношений детей нами был проведен корреляционный анализ, результаты которого представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Зависимость показателей виктимности и межличностных отношений (средний балл; r; n=26)

Виктимизация (интегральный показатель) Степень удовлетворенности школьной жизнью Степень конфликтности в классе Степень сплоченности

10,38 7,65 3,85 8,31

-0.466* -0.847** -0.541**

Примечания: *- Р<0.05; **- Р<0.01.

Корреляционный анализ показал наличие статистически значимой взаимосвязи между показателями вик-тимности младших школьников и их степенью удовлетворенностью школьной жизнью (г = - 0.466), конфликтности (г = - 0.847) и степенью сплоченности в классе (г = - 0.541). Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что чем выше уровень виктимазации детей младшего школьного возраста,

тем ниже они оценивают отношения внутри школьного коллектива, доброжелательность, взаимопомощь и не-конфликность своих одноклассников.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.

Полученные нами результаты отчасти согласуются с полученными нами ранее данными исследования, показавшего, что дети с более высоким уровнем виктими-зации менее склонны находить у себя проявление таких качеств как коллективизм, справедливость, лидерские качества. Они также достоверно ниже оценивают сфор-мированность у себя самоконтроля, благоразумия и смирения [23].

ВЫВОДЫ

Выводы исследования.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют рассматривать такие параметры благоприятного школьного климата в коллективе младших школьников как неконфликтность, сплоченность и удовлетворенности школьной жизнью как важный фактор превенции буллинга в начальной школе, обеспечивая доказательную базу для более рационального выстраивания вмешательства учителей начальных классов для смягчения этого тревожного школьного явления.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Исследование благоприятного школьного климата в коллективе младших школьников может быть продолжено в выявлении роли сформированных эмпатических способностей младших школьников в становлении навыков позитивного взаимодействия в классном коллективе на начальной ступени общего образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Kochenderfer-Ladd B., Pelletier M.E. Teachers' views and beliefs about bullying: Influences on classroom management strategies and students' coping with peer victimization // Journal of School Psychology. 2008. Vol. 46. P. 431-453.

2. Arseneault L., Bowes L., Shakoor S. Bullying victimization in youths and mental health problems: much ado about nothing? // Psychol Med. 2010. № 40(5). P. 717-729.

3. Str0m I.F., Thoresen S., Wentzel-Larsen T., Dyb G. Violence, bullying and academic achievement: A study of 15-year-old adolescents and their school environment // Child Abuse & Neglect. 2013. № 37(4). P. 243- 251.

4. Gini G., Pozzoli T., Hymel S. Moral disengagement among children and youth: a meta-analytic review of links to aggressive behavior // Aggress Behav. 2014. № 40(1). P. 56-68.

5. Cohen J., Thapa A. A review of School Climate // Review of Educational Research. 2013. P. 357-385.

6. Hanuliakova J., Barnova S. Positive School Climate (A Theoretical Empirical Conspectus). 2015. P. 68-73.

7. Smith D., Sandhu D. Toward a Positive Perspective on Violence Prevention in Schools: Building Connections // Journal of counseling and development, 2004. № 82(3).

8. Gage N.A. et al. School Climate and Bullying Victimization: A Latent Class Growth Model Analysis // American Psychological Association. School Psychology Quarterly. 2014. № 3. P. 256-271.

9. Menesini E., Salmivalli C. Bullying in schools: the state ofknowledge and effective interventions // Psychology, Health & Medicine. 2017. № 22(1). P. 240-253.

10. Huitsing G. et al. The healthy context paradox: Victims' adjustment during an anti-bullying intervention // Journal of Child and Family Studies. 2018.

11. Kennedy A.S. Promoting the Social Competence of Each and Every Child in Inclusive Early Childhood Classrooms // Early Childhood Education. 2018.

12. Волчегорская Е.Ю., Жукова М.В., Фролова Е.В., Шишкина К.И., Носкова Д.Н. Буллинг как актуальная проблема современной начальной школы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2020. № 5(158). С. 239-252.

13. Чиркина Т.А., Хавенсон Т.Е. Школьный климат. История понятия, подходы к определению и измерение в анкетах PISA //Вопросы образования. 2017. № 1. С. 207-229.

14. Maxwell S. et al. The Impact of School Climate and School Identification on Academic Achievement: Multilevel Modeling with Student and Teacher Data //Front. Psychol. 2017.

15. Dernowska U. Teacher and student perceptions of school climate. Some conclusions from school culture and climate research // Journal of Modern Science. 2017. № 1(32). P. 63-82.

16. Tapia-Fonllem et al. School Environments and Elementary School Children's Well-Being in Northwestern Mexico // Front. Psychol. 2020.

17. Wilk P. et al. Examining individual, interpersonal, and environmental influences on children's physical activity levels // Popul Health. 2018. № 4. P. 76-85.

VOLCHEGORSKAYA Evgenia Yuryevna and others USING THE POTENTIAL OF THE CHILDREN'S..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

18. Garandeau C.F., Lee I.A., Salmivalli C. Decreases in the proportion of bullying victims in the classroom: Effects on the adjustment of remaining victims. International // Journal of Behavioral Development. 2018. № 42(1). P. 64-72.

19. Kaufman T.M.L., Kretschmer T., Huitsing G., Veenstra R. Why does a universal anti-bullying program not help all children? Explaining persistent victimization during an intervention //Prevention Science. 2018. № 19(6). P. 822-832.

20. Morrow M.T., Hubbard J.A., Sharp, M.K. Preadolescents' daily peer victimization and perceived social competence: moderating effcts of classroom aggression // Journal ofClinical Child & Adolescent Psychology. 2018.

21. Mynard, H., Joseph, S. Development of the multidimensional peer-victimization scale //Aggressive Behavior. 2000. № 26(2). P. 169-178.

22. Гильбух Ю. З. Психодиагностика в школе. М.: Знание. 1989. 79 с.

23. Volchegorskaya E.Y.; Zhukova M.V.; Frolova E.V.; Shishkina K.I., Kalugina E.V. Self-evaluation of individual dignity as a predictor of bullying among primary school children // Espacios. 2020. Vol. 41. № 4. P.13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 05.07.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.