Научная статья на тему 'Использование понятийного аппарата стоимостной оценки бизнеса в современном законодательстве: проблемы и пути их решения'

Использование понятийного аппарата стоимостной оценки бизнеса в современном законодательстве: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
399
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оценка бизнеса / стоимостная оценка бизнеса / понятийный аппарат оценки бизнеса / оценочное законодательство / проблемы оценки / субъективность оценки бизнеса. / business valuation / concepts of the business valuation / valuation legislation / business valuation problems / business valuation subjectivity.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А Г. Шмагина

Данная статья просвещена изучению проблемы использования понятийного аппарата стоимостной оценки бизнеса в российском законодательстве. В результате анализа нормативно-правовой базы стоимостной оценки в России был определен ряд проблем методологического и прикладного характера: неоднозначность толкования некоторых ключевых понятий, таких как: бизнес, предприятие, стоимость, а также субъективность получаемой оценки бизнеса. Целью работы является систематизация выявленных проблем в использовании понятийного аппарата стоимостной оценки бизнеса и определение основных направлений по совершенствованию законодательства в области оценочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTS OF THE BUSINESS VALUATION IN MODERN LEGISLATION: PROBLEMS AND SOLUTIONS

This article is referred to the problem of using the concepts of the business valuation in Russian legislation. After the analysis of the regulatory framework of the business valuation in Russia, there were identified a number of problems in the interpretation of certain key concepts, such as: business, enterprise, value, and also the problem of subjectivity of evaluation. The aim of the article is to classify the main problems and determine possible directions of improving legislation in business valuation activities.

Текст научной работы на тему «Использование понятийного аппарата стоимостной оценки бизнеса в современном законодательстве: проблемы и пути их решения»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА СТОИМОСТНОЙ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ

РЕШЕНИЯ

А.Г. Шмагина, студент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Научный руководитель: А.Ф. Глисин, канд. экон. наук, доцент (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10173

Аннотация. Данная статья просвещена изучению проблемы использования понятийного аппарата стоимостной оценки бизнеса в российском законодательстве. В результате анализа нормативно-правовой базы стоимостной оценки в России был определен ряд проблем методологического и прикладного характера: неоднозначность толкования некоторых ключевых понятий, таких как: бизнес, предприятие, стоимость, а также субъективность получаемой оценки бизнеса. Целью работы является систематизация выявленных проблем в использовании понятийного аппарата стоимостной оценки бизнеса и определение основных направлений по совершенствованию законодательства в области оценочной деятельности.

Ключевые слова: оценка бизнеса, стоимостная оценка бизнеса, понятийный аппарат оценки бизнеса, оценочное законодательство, проблемы оценки, субъективность оценки бизнеса.

Оценка стоимости предприятия, на сегодняшний день, является обоснованной необходимостью в деятельности большинства компаний в условиях рыночной экономики. Стоимостная оценка бизнеса формирует конкурентные преимущества компаний различных секторов экономики и является объективным показателем устойчивости. В зарубежной практике оценка стоимости бизнеса широко используется при принятии управленческих и инвестиционных решений, в то время как для менеджмента российских компаний использование механизма оценки - не столько распространенное явление.

Законодательно установлено, что оценочная деятельность в Российской Федерации регламентируется нормами Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 N 135-ФЗ, международными договорами Российской Федерации, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом под оценочной деятельностью понимается «профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности,

направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости» [1]. Обстоятельства использования оценки, а также объекты оценки и субъекты оценочной деятельности строго определены. Тем не менее, существует некоторая ограниченность понимания оценочной деятельности и ее применения на практике. Речь идёт, прежде всего, о стоимостной оценке бизнеса.

В первую очередь, затруднение вызывает определение понятия «бизнес». В российском праве бизнес чаще всего приравнивается к понятию «предпринимательская деятельность» [2, с. 4]. Согласно Гражданскому кодексу РФ деятельность юридического лица признается предпринимательской, если она осуществляется самостоятельно, на свой риск, и направлена на «систематическое получение прибыли» [3]. Тем не менее, бизнес на практике не всегда преследует цель извлечения прибыли и повышения благосостояния его собственников, когда речь идёт о деятельно-

сти некоммерческих организаций, которые также могут выступать в качестве объекта оценки.

В российском законодательстве существует некоторая специфика определения объекта оценочной деятельности, которая становится очевидна при углубленном изучении отношений, регулируемых Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Хотя законодательно предусмотрено широкое понимание категории «объект оценки», обязательную процедуру оценки проходят лишь объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также имущество, оценка которого необходима для совершения сделок или для урегулирования имущественных конфликтов [1].

В случае проведения стоимостной оценки бизнеса в законе предложена следующая формулировка объекта оценки: «совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия)» [1]. При этом согласно статье 132 Гражданского кодекса РФ предприятие представляет с собой «имущественный комплекс, который используется для осуществления предпринимательской деятельности» [3]. Тогда становится очевидным, что согласно законодательству, процесс стоимостной оценки бизнеса касается непосредственно оценки стоимости имущественного комплекса коммерческих организаций. Можно сказать, что подобное определение не раскрывает сущности оценочной деятельности компании, и не объясняет реальной практической значимости ее стоимостной оценки. Таким образом, согласно дефинициям, заложенным в российском законодательстве, оценочная деятельность носит скорее общий характер, определяя формирование оценки в качестве конечной цели деятельности.

В действительности при определении стоимости бизнеса оценщику необходимо принять в расчет различные факторы, влияющие на деятельность компании, оценить возможные риски, присущие данной фирме и отрасли в целом, учесть прогноз-

ные значения ключевых показателей эффективности, выбрать наиболее релевантный метод оценки [4, с. 3]. На практике для руководителей компании значимым представляется определение стоимости компании на основе ее объективной оценки с целью поддержания имиджа компании, привлечения клиентов, подтверждения эффективности ее деятельности [5]. Таким образом, существенным ограничением в определении сущности оценочной деятельности в России является «узость» в понимании значимости результатов оценки для бизнеса.

Методология стоимостной оценки бизнеса в российской практике носит также неоднозначный характер, в том числе за счет существования разнообразных трактовок понятия стоимости. Категория стоимости в ретроспективе экономической теории изменялось под влиянием времени, пройдя путь от «затратного подхода» к её определению, до рассмотрения стоимости как единицы информации. В правовом смысле стоимость объекта определяется, согласно Федеральному стандарту оценки №1, как «расчетная величина цены объекта оценки, определенная на дату оценки в соответствии с выбранным видом стоимости». При этом цена есть ничто иное, как денежный эквивалент ценности объекта, фигурирующий при совершении сделки с этим объектом [6,7]. При оценке стоимости бизнеса оценщик стремится к установлению «рыночной стоимости», отражающей реальную ценность компании на рынке в условиях конкуренции [2, с. 8]. Для простоты понимания и в целях сравнительного анализа часто оценивают рыночную стоимость акции компании. Существующая неопределенность понятия стоимость проявилась в формировании трех методов ее оценки: доходном, затратном и сравнительном. Данные методы оценки имеют различные ограничения и допущения при их использовании. Например, затратный подход применяется, когда «существует возможность заменить объект оценки другим объектом, который либо является точной копией объекта оценки», а сравнительный предполагает наличие достоверной и доступной для анализа инфор-

мации о ценах и характеристиках объектов-аналогов [6].

Для оценочной деятельности, в целом, характерна некоторая степень допущения. Даже в требованиях к отчету об оценке предполагается раскрытие допущений и ограничительных условий, используемых оценщиком при проведении оценки [8]. Этот факт подтверждает существование еще одной значимой, по мнению автора, проблемы - субъективности оценки. Во многом, результаты оценки зависят не столько от объективных факторов деятельности компании, как от выбранного метода оценки, места и времени ее проведения, личности оценщика и определенных ограничений в оценке.

Стоит сказать, что нормативная база оценочной деятельности в Российской Федерации достаточно обширная, а российские стандарты оценки во многом согласуются с общепринятыми международными принципами оценки. Более того, в России регулирование оценочной деятельности осуществляется не только на уровне федеральных органов власти, но и на уровне саморегулируемых организаций оценщиков (СРО), что соответствует зарубежной практике оценочной деятельности. Речь идет, в первую очередь, о деятельности международных и европейских негосударственных организаций, принимающих международные стандарты оценки, таких как Международный комитет по стандартам оценки или Европейская группа ассоциаций оценщиков.

Тем не менее, сущность ключевых понятий стоимостной оценки бизнеса, раскрываемая в нормативной базе, имеет неоднозначную трактовку со стороны компаний, преследующих цель не в непосредственном получении объективной оценки стоимости предприятия, а в оценке эффективности деятельности компании. Используемые в законодательстве категории значительно ограничивают оценочную деятельность в сфере бизнеса, и сводят процесс оценки к определению цены компании на рынке через оценку ее имущественного комплекса. Кроме того, получаемая оценка, по законодательству, применима только при условии участия компа-

нии в гражданском обороте, то есть при совершении сделки (например, при продаже данной компании ее собственниками).

В результате, оценочная деятельность, которая имеет место на практике, не координируется ни государством, ни СРО, а имеет скорее стихийный характер. Получаемая оценка, даже при полном соответствии стандартам оценочной деятельности, может носить субъективный характер и формироваться под значительным влиянием специфики работы оценщика.

Таким образом, по мнению автора, неоднозначность понятийного аппарата стоимостной оценки бизнеса, узость трактовки целей оценки в законодательстве непосредственно проявляется в субъективности результата, получаемого при осуществлении оценочной деятельности.

Стоит отметить, что поправки в оценочном законодательстве, в частности, в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» 1998 г. относительно корректировки понятий «оценочная деятельность», «объект оценки» не вносились. Более того, некоторые категории стоимостной оценки бизнеса, такие как «бизнес», «стоимость», либо не имеют законодательного определения, либо характеризуются недостаточно полно. Эти факты непосредственно находят отражения в несовершенной методологии оценочной деятельности в России.

Очевидно, что ввиду неразвитости российского финансового рынка и особенностей существования российского акционерного капитала, оценочная деятельность в России приобретает определенную специфику. По результатам проведенного анализа можно сделать однозначный вывод о том, что в связи со значимостью оценки в деятельности современных российских компаний, необходимо сделать акцент на существующих недостатках в нормативной и методологической базах этого процесса. Возможно разработать единую систему стоимостной оценки бизнеса, которая могла бы выступать в качестве основного объективного показателя деятельности компании, и при этом однозначно трактоваться как внутренними, так и внешними пользователями данной информации.

Библиографический список

1. Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19586/ (дата обращения: 28.09.2018)

2. Ахмадеева О.А., Кошкина И.А. Проблемы оценки стоимости бизнеса // СИСП. 2014. №2 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-otsenki-stoimosti-biznesa (дата обращения: 28.09.2018).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 01.09.2018). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/7b14f3572ac092fdf0b4b29126a3b93 bf96e05b7/ (дата обращения: 28.09.2018)

4. Шапиро Н.А., Перехожева К.В. Теория предпринимательства и оценочные практики // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Экономика и экологический менеджмент, 2018. №2. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35128900_60377480.pdf (дата обращения: 28.09.2018)

5. Елкин С.Е., Елкина О.С. Особенности применения стоимостного подхода к оценке экономической эффективности // Теоретическая экономика. 2018. №1 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-stoimostnogo-podhoda-k-otsenke-ekonomicheskoy-effektivnosti (дата обращения: 28.09.2018).

6. Приказ Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.labrate.ru/laws/20070720_prikaz_mert_256_fso-1_appraisal-approaches.htm (дата обращения: 28.09.2018)

7. Приказ Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 255 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.labrate.ru/laws/20070720_prikaz_mert_255_fso-2_valuation-purposes.htm#fso2 (дата обращения: 28.09.2018)

8. Приказ Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.labrate.ru/laws/20070720_prikaz_mert_254_fso-3_appraisal-report.htm (дата обращения: 28.09.2018)

CONCEPTS OF THE BUSINESS VALUATION IN MODERN LEGISLATION:

PROBLEMS AND SOLUTIONS

A.G. Shmagina, student

Financial university under the Government of the Russian Federation Supervisor: A.F. Gleasin, candidate of economic sciences, associate professor (Russia, Moscow)

Abstract. This article is referred to the problem of using the concepts of the business valuation in Russian legislation. After the analysis of the regulatory framework of the business valuation in Russia, there were identified a number of problems in the interpretation of certain key concepts, such as: business, enterprise, value, and also the problem of subjectivity of evaluation. The aim of the article is to classify the main problems and determine possible directions of improving legislation in business valuation activities.

Keywords: business valuation, concepts of the business valuation, valuation legislation, business valuation problems, business valuation subjectivity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.