Н. М. Смирнов, А. А. Азанова,
И. Г. Давлетбаев
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ КУРТКИ ДЛЯ МОТОЕЗДЫ
Ключевые слова: мотоодежда, куртка, защитные свойства.
Рассмотрены эргономические и защитные требования, предъявляемые к курткам для мотоезды. Разработана модель женской куртки для мотоциклистов. Согласно проведенной опытной носке куртка успешно прошла испытания и рекомендована к запуску в производство.
Keywords: clothing for motorcycle, jacket, protective properties.
The article deals with the ergonomic and safety requirements for the jackets for a ride on a motorcycle. A model of women’s jackets for motorcyclists. According to a test wearing jacket has been tested and is recommended to run in
production.
Одежда, предназначенная для езды на мотоцикле, должна соответствовать ряду требований. Согласно Директиве 89/686/EEC Средства индивидуальной защиты (Personal protective equipment directive, PPE) все производители (поставщики) одежды, экипировки и оборудования, "предназначенного для ношения или использования человеком для защиты от одного или нескольких факторов, представляющих опасность для здоровья и безопасности", обязаны разделять свою продукцию на ту, которая соответствует Директиве PPE и является защитной, и на ту, которая не является защищающей [1]. Европейский стандарт EN 13595 «Защитная одежда для профессиональных мотоциклистов. Куртки, брюки и цельные или раздельные мотокомбинезоны» описывает требования,
предъявляемые к экипировке профессиональных мотоциклистов. Согласно его требованиям, различается несколько зон одежды, требующих защиты (рис.1).
Качество специальной одежды для езды на мотоцикле определяется комплексом требований, учитывающих условия эксплуатации изделия. На форму однжды значительное влияние оказывает структура, гибкость и упругость материалов [2]. Выбор материалов обусловлен, прежде всего, условиями климата: их свойства должны отвечать защитным, эксплуатационным, гигиеническим и эстетическим требованиям. Покрой, внешнее оформление и характеристики защитных элементов должны соответствовать виду мотоцикла.
С учетом требований, предъявляемых к мотоодежде, разработана модель женской куртки, внешний вид которой представлен на рис. 2. Изделие относится к низкоценовой группе, однако по своим защитным свойствам и внешнему виду может конкурировать с изделиями среднеценовой группы.
Конструкция изделия построена по методике «Мюллер и сын» [3], увеличен сгиб локтя и смещена контрольная точка втачивания на окате рукава вперёд для более эргономичной посадки за рулём. Для соответствия защитным требованиям в изделии предусмотрены защитные несъёмные вшитые
элементы: в области плеч и локтей с двойным слоем ткани и вставленным между ними слоем пластины из пенополиуретана толщиной 7 мм. В области спины размещаются защитные детали из листов пенополиуретана и полистирола толщиной по 3 мм. Характеристики материалов, из которых изготовлены защитные листы, представлены в
табл.1.
Рис. 1- Зоны защиты человека:
0 Зона 1. На данных участках должны быть защитные вставки-протекторы.
И Зона 2. Данные участки должны быть защищены дополнительными слоями материала. И Зона 3. Данные участки подвержены умеренному риску истирания материала во время падения.
□ Зона 4. На данном участке можно
использовать материал, который обеспечивает вентиляцию и эластичность
б
Рис. 2 - Внешний вид мотоциклетной куртки для женщин: а - вид спереди, б - вид сзади
Таблица 1 - Характеристики полимерных
материалов, используемых при изготовлении защитных элементов мотоциклетной куртки
Материал
Пенополи-
уретан
Ударо-
прочный
полистирол
Марка
ИЬ4065
825ЕБ
Основные характеристики
- плотность - 39,5±1,0 кг/м3
- напряжение сжатия при 40% деформации - 6,7±0,6 кПа
- прочность при растяжении -не менее 20,0 МПа;
-модуль упругости при
растяжении - не менее 1300 МПа;
- относительное удлинение -не менее 45,0 %;
- прочность при изгибе - не менее 13,0 МПа;
- модуль эластичности - не менее 1800;
- коэффициент стабильности относительного удлинения при разрыве - не менее 70 %.
Полимерные прокладочные материалы, используемые в данном изделии, расположены в два слоя: наружный - защищает от удара и позволяет скользить после падения, а внутренний - смягчает удар при падении.
В качестве основного материала выбрана полиэфирная ткань «Грета», которая обладает низким коэффициентом тангенциального сопротивления и большой стойкостью к истиранию. Для подкладки используется полиэфирная ткань «Оксфорд 210» люминесцентного желто-зелёного цвета. Выбор люминесцентной окраски подкладочной ткани обусловлен тем, что она видна водителям издалека в темное время суток, когда куртка в вывернутом состоянии используется, как сигнальный жилет. Кроме
того «Оксфорд 210» обладает хорошими ветрозащитными свойствами, которые очень важны при скоростях более 120 км/час (особенно при пониженной температуре воздуха). Высокая стойкость к истиранию подкладочной ткани даёт дополнительные метры скольжения по асфальту во время падения с меньшими повреждениями для мотоциклиста. В качестве подкладочной ткани в лопаточной области использовано трикотажное полотно «лайкра», обладающее высокой
эластичностью и воздухопроницаемостью. Эти свойства необходимы для обеспечения вентиляции и необходимой при вождении свободы движения в области лопаток. Фурнитура включает
пластмассовые застежки-молнии тракторного типа, шириной 8 мм, металлические люверсы и металлические пуговицы, выработанные
штамповкой с пластиковым сердечником.
Для придания эргономичности модели предлагается ряд конструкторских решений. Складка на спинке у проймы с возвратным элементом - эластичной тесьмой и эластичная часть подкладки спинки дают свободу движения в области лопаток. Естественную вентиляцию пододежного слоя обеспечивают люверсы на складке и эластичная часть подкладки спинки. Для сохранения эстетичного внешнего вида и аэродинамичности предусмотрен возвратный элемент - эластичная тесьма по линии кокетки спинки. В куртке впервые представлена система охлаждения позвоночника при травме, который позволяет снять отёк или избежать кровоизлияния: в нижней части подкладки в области поясничного отдела имеется карман для охлаждающего пакета. Вид изделия со стороны подкладки представлен на рис.3.
Рис. 3 - Вид мотоциклетной куртки со стороны подкладки: а - трикотажное полотно «лайкра», б - сигнальная лента, в - карман для охлаждающего пакета
а
Описание модели: куртка женская
прилегающего силуэта. Полочка с кокеткой, основной, центральной и боковой частями полочки. В шве притачивания кокетки к полочке расположен карман в шве с пятиугольным клапанном и строчкой -имитацией притачивания кармана. По краю клапана и швам проложена двойная отделочная строчка 0,1 см от края и расстоянием между строчками 0,5см. Клапан застёгивается на прорезную петлю и пуговицу. Спинка с кокеткой, основной частью и отрезным бочком. Центральная часть спинки имеет вшитые защитные пластины, между которыми проложена двойная отделочная строчка. На кокетку настрочен двойной строчкой защитный элемент, разделённый на две части двойной строчкой. По шву притачивания кокетки проложена отделочная строчка на расстоянии 0,1 см от сгиба. Параллельно пройме от плечевого до бокового шва на 4 см от шва втачивания рукава имеется фигурная сборная складка с возвратным элементом. На внутренней части складки имеется 8 люверсов для вентиляции. По плечевому шву и рядом с боковым швом установлены блочки. По плечевому шву, рельефным швам спинки проложена двойная отделочная строчка на расстоянии 0,1 см от края и расстоянием между строчками 0,5см. Рукав двухшовный, имеет настроченную на плечо мягкую пятиугольную защиту, где по контуру проложена отделочная строчка. В области локтя имеется шестиугольная накладка, где вложена мягкая защита. По низу рукава проложена отделочная строчка 0,1см от края. В локтевом шве расположена застёжка молния. По локтевому шву и вокруг застёжки-молнии проложена отделочная строчка на расстоянии 0,1 см от края и расстоянием между строчек 0,5см. По бортам и низу проложена отделочная строчка 0,1 см от края и расстоянием между строчек 0,5см. Воротник-стойка с застёжкой на контактную ленту. По воротнику проложена отделочная строчка 0,1 см от края. На подкладке спинки в поясничном отделе настрочен двухсекционный накладной карман со
светоотражающей полосой и застёжкой на
контактную ленту. Кокетка подкладки спинки имеет две боковые эластичные отрезные части. На подкладке спинки располагается двухсекционный карман, в который вставлены охлаждающие пакеты.
Проведены ходовые испытания в
мотосалоне «Тулпар-моторс» на японских
мотоциклах Kawasaki VN 400 “Vulcan”- чоппер и Suzuki RF 400- спорт-турист. В ходе испытаний установлено, что эргономические свойства разработанной куртки признаны на уровне импортных аналогов, а уровень защиты сопоставим с более дорогими моделями. Испытателями и мотоциклистами со стажем отмечено решение фигурной складки с вентиляцией, защита спины, возможность использовать куртку, как сигнальный жилет ночью и охлаждение позвоночника при аварии. Таким образом, материалы и технические решения разработанной модели женской мотоциклетной куртки являются наиболее оптимальными и позволяют ей конкурировать с зарубежными аналогами (например в салоне «Grandex» [4]).
Литература
1. Защитная мотоэкиперовка. Часть II. Развитие европейских стандартов для сертификации защитной одежды для мотоциклистов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ddd-ce.com/article/show/1467.
2. Абдуллин И.Ш. Влияние потока плазмы на микроструктуру и свойства текстильных материалов для проектируемых моделей одежды /И.Ш. Абдуллин, Э.А.Хамматова, В.В. Хамматова // Вестник Казан. технол. ун-та - 2010. № 6. - С. 59-64.
3. Мюллер и сын платья и блузки.
http://obuk.ru/book/31610-platja-i-bluzki.-konstruirovanie..html
4. Grandex- салон мототехники. Экипировка.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.grandextreme.ru/cgi
© Н. М. Смирнов - студ. КНИТУ; А. А. Азанова - канд. техн. наук, доц. каф. моды и технологии КНИТУ, [email protected]; И. Г. Давлетбаев - канд. техн. наук, доц. той же кафедры.