ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЛИПИДНОГО ОБМЕНА ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ЗДОРОВЫХ ЮНОШЕЙ РАЗНОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ
Цатурян Л.Д., Шевякова А.А.
ГОУ ВПО Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь
Адаптация человека к природно-климатическим условиям характеризуется чрезвычайно сложными изменениями обмена веществ, механизм которых можно изучить только при обследовании различных групп населения с учетом пола, возраста, национальной принадлежности, а также влияния геомагнитных и других факторов. В процесс адаптации вовлекаются все системы организма, все виды обмена. С точки зрения профилактической медицины, в том числе и физиологии, нарушения липидного обмена являются одним из основных факторов риска развития сердечно-сосудистой патологии, в частности атеросклероза и ишемической болезни сердца. На сегодняшний день все более актуализируется проблема сердечно-сосудистых заболеваний. Согласно исследованиям последних десятилетий сердечно-сосудистая патология продолжает оставаться главной причиной заболеваемости и смертности в мире. Знание особенностей метаболизма липопротеинов в норме позволяет лучше представлять механизмы тех нарушений, которые лежат в основе наиболее часто встречающихся дислипидемий, более целенаправленно проводить коррекцию этих нарушений.
В связи с вышеуказанным, целью настоящего исследования явилось изучение особенностей липидного обмена у юношей разной национальности в аспекте оценки риска развития сердечно-сосудистых заболеваний.
В результате экспедиционных исследований нами обследовано 134 студента (17-21 год), проживающих на территории Северо-Кавказского региона. В ходе исследования выделено две группы: I группу составили 78 русских юношей (г. Ставрополь), II группу (n = 56) - юноши армянской национальности (г. Пятигорск, г. Кисловодск). Изучение липидного спектра проводили на автоматическом биохимическом анализаторе STAT-FAX с использованием наборов Фирмы «Vital Diagnostic» (Россия). Определяли содержание общего холестерина (ОбХС), триглицеридов (ТГ), холестерина липопртеинов высокой плотности (ХС-ЛПВП). апопротеинов (Апо-А и Апо-В) в сыворотке крови энзиматическим колориметрическим методом, проводили расчет коэффициента атерогенности (КА). Степень достоверности различий показателей определяли по критерию Стьюдента, уровень значимости считался достоверным при р<0,05.
Важным этапом профилактического направления медицины является выявление на доклинической стадии заболевания его морфологических и биохимических маркеров. При скрининговых обследованиях лиц молодого возраста очень важно оценивать содержание ОбХС, ХС-ЛПВП, так как их значения являются основанием для выявления риска развития сердечно-сосудистой патологии. Проведенный сравнительный анализ полученных данных позволил выявить статистически значимые различия по большинству изучаемых показателей липидного обмена. Концентрация ОбХС, ТГ и ХС-ЛПВП не превышала допустимых средних референтных величин. Уровень холестерина в сыворотке крови тем выше, чем выше содержание белков и жиров в рационе, и тем ниже, чем больше углеводов, кроме того содержание холестерина в крови в значительной мере определяется характером питания населения. Наибольшие величины ОбХС (4,48±0,15 ммоль/л) выявлены у русских юношей в сравнении с юношами армянской национальности (3,69±0,25 ммоль/л). Нами проведен анализ оценки риска развития атеросклероза с применением расчетного показателя КА. Обращает на себя внимание повышение КА у русских (3,04±0,24 усл. ед.) (р<0,01) юношей в сравнении с представителями II группы (2,04±0,24 усл. ед.). Повышенный КА выявлен у 32% русских студентов, а в выборке армянских студентов - лишь у 12,5%. Маркерная значимость КА в аспекте развития атеросклероза подтверждается достоверным (р<0,01) снижением Апо-А (1,12±0,02 г/л) у русских и повышением у армянских (1,24±0,04 г/л) студентов.
Таким образом, в ходе проведенного комплексного исследования выявлены различия показателей липидного обмена у юношей разной национальности. Наибольший риск развития сердечно-сосудитой патологии характерен для русских юношей, кроме того маркерной значимостью в аспекте риска развития данной патологии выступает КА и Апо А.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва