Научная статья на тему 'Использование подходов к оценке рыночной стоимости гостиничного бизнеса'

Использование подходов к оценке рыночной стоимости гостиничного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2010
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕДВИЖИМОСТЬ / СДЕЛКА / ГОСТИНИЦА / ДОХОДНЫЙ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ / ЗАТРАТНЫЙ / ПОДХОД / ЦЕНОВЫЕ МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ / МЕТОД СДЕЛОК / ОЦЕНКА / СТОИМОСТЬ / ЦЕНА ПРОДАЖИ / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / INCOME/CAPITALIZATION / REAL ESTATE / TRANSACTION / HOTEL / COMPARATIVE / COST / APPROACH / SELLING PRICE / EVALUATION / VALUE / HOTEL BUSINESS / PRICEANIMATORS / TRANSACTION METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларионова Анна Анатольевна

В статье рассмотрена возможность применения сравнительного, доходного, затратного под­хода в оценке гостиничного бизнеса. Проведено исследование тенденций на рынке коммерческой недвижимости. Особое внимание уделено рассмотрению сделок на рынке гостиничной недвижи­мости Москвы. Дана характеристика использования метода сделок, метода ценовых мульти­пликаторов с учетом специфики гостиничного бизнеса. Представлены расчеты значений муль­типликаторов «цена продажи гостиницы/количество номеров», «цена/выручка»», «цена/ чистая прибыль». Определены стандартные элементы: объем прав на недвижимость, землю, бренд го­стиницы, вместимость и местоположение, качество управления, наличие и срок эксплуатации дополнительных подразделений, постпродажные расходы инвестора на реконструкцию, модерни­зацию номерного фонда, условия продажи: сроки закрытия сделки, привлечение заемных средств, используемые при внесении поправок в сравнительном подходе к оценке гостиничного бизнеса. По­казана необходимость применения доходного подхода на основе оценки дисконтированных денеж­ных потоков. Рассмотрены ограничения в использовании затратного подхода для оценки гости­ничного бизнеса, располагающего зданием, представляющим собой уникальный архитектурный объект. Дана характеристика преимуществ и недостатков рассмотренных подходов к оценке гостиничного бизнеса. Обосновано, что качество оценки зависит от полного учета особенностей гостиничной отрасли. Оценены перспективы использования доходного, сравнительного, затрат­ного подхода в оценке гостиничного бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование подходов к оценке рыночной стоимости гостиничного бизнеса»

УДК 338.46; 336.64 DOI: 10.12737/3898

I ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ I СТОИМОСТИ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

Ларионова Анна Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и бизнес-технологий, annla@list.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

В статье рассмотрена возможность применения сравнительного, доходного, затратного подхода в оценке гостиничного бизнеса. Проведено исследование тенденций на рынке коммерческой недвижимости. Особое внимание уделено рассмотрению сделок на рынке гостиничной недвижимости Москвы. Дана характеристика использования метода сделок, метода ценовых мультипликаторов с учетом специфики гостиничного бизнеса. Представлены расчеты значений мультипликаторов «цена продажи гостиницы/количество номеров», «цена/выручка», «цена/ чистая прибыль». Определены стандартные элементы: объем прав на недвижимость, землю, бренд гостиницы, вместимость и местоположение, качество управления, наличие и срок эксплуатации дополнительных подразделений, постпродажные расходы инвестора на реконструкцию, модернизацию номерного фонда, условия продажи: сроки закрытия сделки, привлечение заемных средств, используемые при внесении поправок в сравнительном подходе к оценке гостиничного бизнеса. Показана необходимость применения доходного подхода на основе оценки дисконтированных денежных потоков. Рассмотрены ограничения в использовании затратного подхода для оценки гостиничного бизнеса, располагающего зданием, представляющим собой уникальный архитектурный объект. Дана характеристика преимуществ и недостатков рассмотренных подходов к оценке гостиничного бизнеса. Обосновано, что качество оценки зависит от полного учета особенностей гостиничной отрасли. Оценены перспективы использования доходного, сравнительного, затратного подхода в оценке гостиничного бизнеса.

Ключевые слова: недвижимость, сделка, гостиница, доходный, сравнительный, затратный, подход, ценовые мультипликаторы, метод сделок, оценка, стоимость, цена продажи, гостиничный бизнес

Высокий уровень инвестиций отмечается в 2011—2013 гг. практически во всех секторах коммерческой недвижимости. Рост арендных ставок, низкий уровень свободных площадей, институциональное качество проектов позволяют инвесторам рассматривать вложения в недвижимость как стабильный бизнес с уровнем доходности, превышающим европейские показатели.

Первое полугодие 2013 г. стало рекордным по объёму закрытых сделок на рынке коммерческой недвижимости. Общий объем инвестиций в коммерческую недвижимость в России за указанный период составил $3,81 млрд, при этом на долю московского региона пришлось 88% объема сделок.

По экспертным оценкам, инвестиции в российскую коммерческую недвижимость в первом полугодии 2013 г. по сравнению

с аналогичным периодом прошлого года выросли почти на 30% [1].

Почти половина сделок приходится на офисную и торговую недвижимость (рис. 1). По сравнению с I полугодием 2012 г. в аналогичном периоде 2013 г. доля этого сегмента возросла на 7,1% и составила 49,3%. Отмечается рост доли сделок по гостиницам с 4% до 6,4% от общего объема сделок с недвижимостью [1].

■ торговые офисы ■ гостиницы ■ склады «прочие центры

1 полугодие

39,4 I 49,3 N14

полугодие 2012 г. 40,1 | 42,2 40 123

Рис. 1. Структура сделок с коммерческой недвижимостью за 1 полугодие 2012 и 2013 гг., %

85

ТУРИЗМ

5,1

4,7

2007 г. 2008 г. 2009г, 2010 г 2011г. 2012 г.

■ 2007 г. ■ 2008 г. И2009г, ■ 2010 г ■ 2011 г. 2012 г.

Рис. 2. Динамика численности лиц, размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения Москвы за 2007—2012 гг., млн человек [4]

Гостиницы стремительно наращивают фонды номеров, ориентируясь, прежде всего, на спрос со стороны среднего класса. Международные гостиничные операторы расширяют свое присутствие на российском рынке, заключая крупные сделки. Наиболее часто происходят сделки с гостиницами категории 3*. На них приходится примерно половина общего числа сделок.

Указанный факт объясняется тем, что более качественные гостиницы на рынке покупки-продажи выставляются реже, и цены на них существенно выше. В то же время в стоимостном выражении на трехзвездочные гостиницы пришлась лишь четверть сделок. Самая высокая активность на рынке покупки-продажи гостиниц отмечается в Москве. На столицу приходится 47% публичных сделок с гостиницами. Рынок возвращается к активной жизни, и во многом благодаря тому, что восстановился объем деловых поездок, почти сошедший на нет в кризисный период [2]. Российский гостиничный сектор в целом восстанавливается после экономического кризиса 2008—2009 гг., особенно успешно этот процесс идет в крупных городах, в частности в Москве и Санкт-Петербурге.

За период 9 месяцев 2013 г. количество международных прибытий в г. Москва выросло на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 4,4 млн человек [3].

Основные операционные показатели всех гостиничных сегментов за 2012 год оказались выше, чем предполагали аналитики. В Москве, например, загрузка отелей вышла на докризисный уровень (рис. 2), средняя цена за номер ста-

Таблица 1

Сделки по приобретению гостиниц г. Москвы за 2011—2013 гг.

Название гостиницы Год сделки Сумма сделки Номерной фонд Категория гостиницы

Гостиница «Националь» 2011 $156 млн — 4,675 млрд рублей [5] 202 5*

30% общей доли гостиницы HiltonMoscowLeningradskaya 2012 $ 36 млн 1 083 271 291 рублей [6] 270 4*

«Метрополь» 2012 $296 млн 8.7 млрд рублей заявка, продажа 8,847 млрд рублей [5] 362 5*

«Будапешт» 2012 $ 34,5 млн 1,036 млрд. рублей [7] 116 4*

«Radisson SAS Славянская» 2012 $175 млн — $5, 27 млрд [8] 410 4*

«Союз» 2011 600 млн рублей 115 3*

«Мелодия» 2011 206,1 млн рублей 60 3*

«Байкал» 2011 426,5 млн рублей 52 3*

«RitzCarlton» 2011 21 000 млн рублей 334 5*

«Пекин» 2011 $60 млн [9] 134 4*

Renaissance Moscow Olympic 2013 До $ 160-170 млн — $5,100 млрд [10] 487 4*

Алроса (сеть из 6 отелей) 2013 351 млн рублей + погашение долга 1,8 млрд рублей [11] 563 3*-4*

86

научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 2

Использование подходов к оценке рыночной стоимости гостиничного бизнеса

билизировалась. Прогнозы развития рынка гостиничной недвижимости также оптимистичны.

Москва по-прежнему является приоритетным городом для большинства гостиничных девелоперов и инвесторов. В российской столице сохраняется возможность для строительства новых отелей всех категорий — от люксовых (но в ограниченном количестве) до экономкласса. В последние годы наблюдается рост интереса со стороны инвесторов на покупку гостиниц в Москве, который сдерживается ограниченным объемом предложения. Интерес к покупке отелей в других городах России очень ограничен, тогда как активность локальных девелоперов в строительстве новых объектов в регионах остается довольно высокой.

При этом 2012 г. стал годом крупнейших сделок на рынке гостиничной недвижимости Москвы (табл. 1).

С развитием рынка коммерческой недвижимости все чаще появляется необходимость проведения оценки гостиничного бизнеса для определения стоимости покупки-продажи. Несмотря на множество общепринятых подходов и методов оценки стоимости гостиничного бизнеса, требуется учет уникальных особенностей каждого конкретного объекта. В данной статье рассматривается использование классических подходов к оценке бизнеса (доходного, сравнительного и затратного) при оценке рыночной стоимости гостиничного бизнеса.

Рис. 3. Стандартные элементы, используемые при внесении поправок в сравнительном подходе к оценке гостиничного бизнеса

Сравнительный подход в оценке гостиничного бизнеса заключается в сопоставлении объекта оценки с аналогичными, в отношении которых имеется информация о цене покупки-продажи. В рамках данного метода используются метод сделок и метод отраслевых коэффициентов. Метод сделок основан на сравнении цен приобретения схожих объектов гостиничного бизнеса. На первый взгляд, это наиболее достоверный и простой метод оценки. Сложность его применения связана с поиском заслуживающей доверия ценовой информации о проданных объектах. Они должны быть схожи с оцениваемым по основным характеристикам, представленным на рис. 3.

Но даже при наличии такой информации очень сложно определить истинные мотивы покупателя и продавца, и цена продажи оглашается редко. Например, сумма сделки по продаже Renaissance Moscow Olympic является конфиденциальной, а по экспертным оценкам разброс суммы сделки составляет от $100 млн до $170 млн [10].

Метод отраслевых коэффициентов заключается в использовании различных мультипликаторов с учетом внесения поправок (рис. 2) на существующие различия. Ценовой мультипликатор — это соотношение между рыночной ценой гостиничного бизнеса и финансовым показателем. На практике для сравнения возможно применение различных финансовых показателей — активы предприятия, прибыль, денежный поток, выручка, чистая прибыль. Остановимся на трех ценовых мультипликаторах: цена в расчете на один номер, цена / выручка и цена / прибыль.

При использовании нескольких мультипликаторов формула расчета стоимости гостиничного бизнеса будет выглядеть следующим образом:

Стоимость = К L х Mix Si, (1)

где n — количество показателей деятельности, используемых при оценке стоимости гостиничного бизнеса; К — показатель деятельности оцениваемого гостиничного бизнеса; Mi — мультипликатор по i-му показателю; Bi — вес i-го мультипликатора.

Мультипликатор цена в расчете на один номер находится как деление цены продажи гостиничного бизнеса на количество номеров.

Ниже приводится значение этого мультипликатора, рассчитанного по данным, представленным в табл. 1.

87

ТУРИЗМ

Анализ данных, представленных в табл. 2, показывает, что для действующих гостиниц 3* диапазон ценового мультипликатора «цена продажи/количество номеров» составляет 5217—8201 тыс. рублей за номер, при этом 5200—6800 тыс. рублей характерно для объектов, требующих реконструкции, 8200 тыс. рублей, для действующих гостиниц класса 3. Однако для того чтобы использовать этот мультипликатор с высокой долей значимости при расчете рыночной стоимости гостиничного бизнеса, статистическая база должна быть значительно больше, чем 2—4 сделки.

Для небольших объектов используется мультипликатор цена/выручка, цена/чистая прибыль. На данный сегмент приходится большинство продаваемых объектов гостиничного бизнеса, и соответственно база для расчета мультипликаторов представлена шире.

Умножая полученный мультипликатор на выручку оцениваемого гостиничного бизнеса (или прибыль), получаем общий (индикативный) ориентир стоимости. Например, если выручка гостиничного бизнеса (недвижимость на условиях аренды) составляет 4 000 000 рублей, то рыночная стоимость такого объекта находится в интервале 1080—2760 тыс. рублей.

На первый взгляд, метод достаточно прост. Последовательность и тщательность — основные правила использования этого мультипликатора. Несмотря на большое количество продаваемых объектов, необходимо с осторожностью подбирать аналоги для сравнения.

Для расчета можно использовать только сопоставимые объекты. Необходимо также учитывать все элементы, отражающие различия в сравниваемых объектах.

Преимуществом сравнительного подхода при оценке стоимости гостиничного бизнеса является его рыночный характер, потому что для расчета используются конкретные сделки покупки-продажи, близкие к дате проведения оценки.

Препятствием для широкого использования сравнительного подхода при оценке гостиничного бизнеса следует отнести закрытость информации о состоявшихся сделках покупки-продажи гостиничного бизнеса. Для расчета значения мультипликаторов, указанных в табл. 3, автор использовал данные предложений о продаже, потому что информация о состоявшихся сделках закрыта. Главное условие применения сравнительного подхода — осторожность в выборе объектов-аналогов, пригодных для сравнения.

По мере развития рынка продаж гостиничного бизнеса, увеличения числа аукционов открытость информации повышается, и степень достоверности применения сравнительного подхода будет возрастать.

Особенности конкретного объекта гостиничного бизнеса в большей степени учитывают методы доходного подхода, в частности, метод дисконтированных денежных потоков. Подход с точки зрения дохода основан на том, что ориентиром для покупателя является теку-

Таблица 2

Значение мультипликатора цена продажи/количество номеров» по г. Москва, тыс. рублей

Категория гостиницы Количество сделок Минимальное значение Максимальное значение

5* 2 23 143 24 439

4* 4 8 000 13 432

3* 3 5 217 8 201

* При расчете мультипликатора использованы данные по сделкам покупки-продажи гостиниц, приведенные в табл. 1, подтвержденные официальными источниками.

Таблица 3

Значение мультипликатора цена/выручка, цена/чистая прибыль по г. Москва

Объем прав на недвижимость цена/выручка цена/ чистая прибыль

Минимальное Максимальное Минимальное Максимальное

значение значение значение значение

Аренда 0,27 0,69 0,97 1,48

Собственность 3,0 5,6 н/д н/д

88

научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 2

Использование подходов к оценке рыночной стоимости гостиничного бизнеса

щая стоимость будущих доходов гостиничного бизнеса. Есть несколько способов расчета величины денежного потока, наиболее распространенный — денежный поток для собственного капитала: он определяет денежный поток как чистую прибыль гостиничного бизнеса плюс амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам с учетом изменения величины оборотного капитала и долговой нагрузки. Указанный метод основывается на детальном прогнозе доходов гостиничного бизнеса по всем видам деятельности и тщательной оценке операционных и капитальных затрат на прогнозный период. Метод используется для оценки рыночной стоимости объектов гостиничного бизнеса, имеющих определенную историю развития, потому что рыночная стоимость определяется на основе прогноза будущих доходов, приведенных к текущей оценке. Приведение будущих доходов к моменту оценки осуществляется с помощью дисконтирования стоимости.

Для прогнозирования денежных потоков необходимо учитывать отраслевые и макроэкономические условия, в которых ведется бизнес. Отраслевые условия гостиничной отрасли меняются быстрее, чем где-либо, потому что операционная деятельность чувствительна к экономической активности на международном и страновом уровне. В связи с этим указанный подход предполагает наряду с использованием ретроспективной информации проведение макроэкономических и маркетинговых исследований.

Доходный подход при оценке стоимости гостиничного бизнеса, как правило, используется всегда, несмотря на неопределенность и трудоемкость прогноза.

Затратный подход основан на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта гостиничного бизнеса с учетом его износа. На практике его использование ограничено. Это связано, прежде всего, с тем, что он не учитывает будущие доходы гостиничного бизнеса. К тому же, если здание построено много лет назад, затратный

подход не всегда адекватно отражает значительные изменения, прошедшие за это время в архитектурно-планировочных и технических решениях, предъявляемых к современным гостиницам. В рамках данного подхода учитывают все затраты, которые владелец бизнеса осуществил при её постройке и доведении до нынешнего состояния, начиная с заложения фундамента, приобретения оборудования, мебели, деталей интерьера, посуды и заканчивая продвижением сайта.

Проблематично применить затратный подход для гостиничного бизнеса, располагающего зданием, имеющим историческую ценность, представляющим собой уникальный объект со сложными архитектурными решениями. В этом случае определить стоимость такого здания можно только приблизительно.

Подводя итоги сказанному, следует отметить, что все три подхода потенциально применимы в случае оценки рыночной стоимости гостиничного бизнеса, но все три имеют особенности при использовании. Применение только одного подхода при оценке рыночной стоимости гостиничного бизнеса тоже не даст достоверного результата.

Таким образом, необходимо анализировать результаты всех подходов, и в случае, если подход по каким либо причинам не может быть принят, необходимо серьёзно обосновать причины такого отказа. Необходимо обязательно рассматривать применимость результатов каждого подхода с учетом объектов оценки, видов стоимости, целей и задач оценки, а также наличия необходимой и достаточной информации, применяемой при оценке гостиничного бизнеса.

Еще раз подчеркнем: не существует одинаковой оценки рыночной стоимости гостиничного бизнеса, как и не существует одинаковых объектов. Несмотря на использование общепринятых моделей оценки, каждая оценка содержит уникальные аспекты. Следовательно, качество оценки гостиничного бизнеса зависит от полного учета особенностей объекта гостиничной отрасли.

Литература

1. Геращенко Е., Макарова Е. Инвесторы разошлись по офисам. Коммерсанта [Электронный ресурс] // http://www.kommersant.ru/doc/2226310 (дата обращения: 24.03.2014).

2. Жарков С. «Картина маслом»: гостиницы и номера в отелях дорожают [Электронный ресурс] // http://www. im.ru/articles/30976.html (Дата обращения: 15.03.2014).

89

ТУРИЗМ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Новости Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы. Туристов в Москве стало на 10% больше, а Китай вышел в лидеры [Электронный ресурс] // http://moscomtour.mos.ru/presscenter/news/ detail/884951.html (дата обращения: 27.03.2014).

4. О деятельности Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы в 2012 году и планах на 2013 год [Электронный ресурс] // http://www.slideshare.net/mos_ru/2012-2013-24756697 (дата обращения: 27.11.2013).

5. Продана гостиница «Метрополь». Департамент внешнеэкономических и международных связей г. Москвы [Электронный ресурс] // http://investinmoscow.ru/ru/news/byid/prodana_gostinitsa_metropol. (дата обращения: 19.10.2013).

6. Продана доля Москвы в здании гостиницы «Hilton Moscow Leningradskaya» Департамент городского имущества г. Москвы [Электронный ресурс] // http://dgi.mos.ru/presscenter/news/detail/648716.html. (дата обращения: 19.10.2013).

7. Столичная гостиница «Будапешт» продана на аукционе за 1 миллиард [Электронный ресурс] // http:// moscow21.ru/articles/602. (дата обращения: 19.03.2014).

8. Московские власти продали «Radisson SAS Славянскую» [Электронный ресурс]//http://ruЫevkaplus.ru/ news/moskovskie-vlasti-prodali-radisson-sas-slavyanskuyu. (дата обращения: 19.03.2014).

9. Гостиницу «Пекин» закроют на ремонт в 2014 году [Электронный ресурс] // http://realty.lenta.ru/ news/2013/04/26/pekin/ (дата обращения: 19.10.2013).

10. Александр Клячин переживает Renaissance Коммерсанта [Электронный ресурс] // http://www.kommersant. ru/doc/2199723? isSearch=True. (Дата обращения: 19.10.2013).

11. Щербакова А., Грибцова Ю., Зайцева Н. Алроса продала гостиницы с пятой попытки // Ведомости [Электронный ресурс] //http://www.vedomosti.ru/realty/news/11182711/alrosa_prodala_gostinicy_s_pyatoj_popytki. (Дата обращения: 19.03.2014).

APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF THE HOTEL BUSINESS MARKET VALUE: PRACTICAL ASPECTS

Larionova Anna, Candidate of Economics, Assistant Professor, Department of Management and Business Technologies, annla@list.ru,

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

The article considers the applicability of the comparative, income/capitalization, and cost approaches to hotel business evaluation. The author conducts research into the current trends that the market of commercial real estate demonstrates, paying special attention to transactions in Moscow’s hotel real estate market, and describes the application of the transaction and the price-animator method with reference to the hotel business specifics. As part of the research, the author calculates the values of such price animators as «hotel’s price rates/number of rooms», «price/revenue», «price/net profit», and identifies standard components used for amendments in the framework of the comparative approach. Among the components are scope of interest in land and real estate, hotel brand, hotel capacity and location, management quality, availability and lifecycle of additional divisions, investor’s aftersales reconstruction and inventory costs, sales terms (closing term, procurement of funds). On the basis of an assessment of the discounted cash flows, the author demonstrates the necessity of applying the income/capitalization approach, considers the limitations of the cost approach to evaluating a hotel business occupying an architecturally unique building, defines the advantages and drawbacks of the above-mentioned evaluation approaches as well as their application potential, and substantiates that the quality of evaluation depends on a comprehensive consideration of the specifics of the hotel industry.

Keywords: real estate, transaction, hotel, income/capitalization, comparative, cost, approach, price animators, transaction methods, evaluation, value, selling price, hotel business

References

1. Gerashchenko, E., and Makarova, E. Investory razoshlis’ po ofisam [Investors keeping to their offices]. Kommersant.ru. from http://www.kommersant.ru/doc/2226310. Accessed on March 24, 2014.

90

научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 2

Некоммерческий аутсорсинг в туризме

2. Zharkov, S. «Kartina maslom»: gostinitsy i nomera v oteliakh dorozhaut [Hotel accommodation prices going up]. http://www.im.ru/articles/30976.html. Accessed on March 15, 2014.

3. Novosti Komiteta po turizmu i gostinichnomu khoziaistvu Moskvy. Turistov v Moskve stalo na 10% bol’she, a Kitai vyshel v lidery. [Bulletin of the Committee for Tourism and the Hotel Industry of Moscow City Government. Moscow sees a 10% decline in tourist traffic, China tries on a leader’s gown]. http://moscomtour.mos.ru/presscenter/news/ detail/884951.html. Accessed on march 27, 2014.

4. O deiatel’nosti Komiteta po turizmu i gostinichnomu khoziaistvu Moskvy v 2012 godu i planakh na 2013 god [On the activity of the Committee for Tourism and the Hotel Industry of Moscow City Government in 2012 and plans for 2013]. http://www.slideshare.net/mos_ru/2012-2013-24756697. Accessed on November 27, 2013.

5. Prodana gostinitsa «Metropol» [The Metropol hotel sold]. Departament vneshneekonomicheskikh i mezhdunarodnykh sviazei goroda Moskvy [Department for Foreign Economic Activity and International Relations, Moscow City Government]. http://investinmoscow.ru/ru/news/byid/prodana_gostinitsa_metropol. Accessed on October 19, 2013.

6. Prodana dolia Moskvy v gostinitse «Hilton Moscow Leningradskaya» [Moscow sells its share of the Hilton Moscow Leningrandskaya Hotel]. Departament gorodskogo imushchestva goroda Moskvy [Department of City Property, Moscow City Government]. http://dgi.mos.ru/presscenter/news/detail/648716.html. Accessed on October 19, 2013.

7. Stolichnaia gostinitsa «Budapeshcht» prodana na auktsione za 1 milliard [Moscow-located «Budapest» hotel brought to the hammer for 1 billion rubles]. Retrieved on march 19, 2014 from http://moscow21.ru/articles/602.

8. Moskovskie vlasti prodali «Radisson SAS Slavianskuiu» [Moscow municipal authorities sell the «Radisson SAS Slavianskuia»]. http://rublevkaplus.ru/news/moskovskie-vlasti-prodali-radisson-sas-slavyanskuyu. Accessed on March 19, 2014.

9. Gostinitsu «Pekin» zakroiut na remont v 2014 godu [The Peking Hotel to close for reconstruction in 2014]. http://realty.lenta.ru/news/2013/04/26/pekin/. Accessed on October 10, 2013.

10. Aleksandr Kliachin perezhivaet Renaissance [Aleksandr Kliachin enjoying a period of Renaissance]. Kommersant.ru. http://www.kommersant.ru/doc/2199723? isSearch=True. Accessed on October 19, 2013.

11. Shcherbakova, A., Gribtsova, Iu., Zaitseva, N. Alrosa prodala gostinitsy s piatoi popytki [Fifth time lucky: Alrosa finally sells its hotels]. Vedomosti. http://www.vedomosti.ru/realty/news/11182711/alrosa_prodala_gostinicy_s_pyatoj_ popytki. Accessed on march 19, 2014.

УДК 334.012.46 DOI: 10.12737/3899

I НЕКОММЕРЧЕСКИЙ АУТСОРСИНГ В ТУРИЗМЕ

Петрачкова Зинаида Зульфировна, аспирантка, zina_4@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

Кафедра экономики на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства Института туризма и гостеприимства (Москва) (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Российская Федерация

В статье дано определение некоммерческих организаций. Раскрыта сущность некоммерческого аутсорсинга в сфере туризма, что не рассматривалось ранее. Приведены две категории некоммерческих организаций — туристские информационные центры и саморегулируемые организации, которые могут выступать в роли аутсорсеров и выполнять определенные функции туристских компаний, способствуя развитию внутреннего, въездного и выездного туризма. Предложена схема взаимоотношений саморегулируемых организаций в туризме и их членов.

Ключевые слова: некоммерческий сектор, аутсорсинг, туризм, некоммерческая организация, туристский информационный центр, саморегулируемая организация, функции

Сегодня множество компаний добиваются успеха в отличие от других посредством аутсорсинга. Мировая практика применения аутсорсинга показывает, что модель наиболее

успешной компании полностью базируется на его модели.

В России интерес к теме аутсорсинга возрастает с каждым годом. Аутсорсинг — это

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.