Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДХОДОВ CDIO В РАЗВИТИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДХОДОВ CDIO В РАЗВИТИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научноисследовательская работа студентов (НИРС) / наука / технический вуз / молодой ученый / подход CDIO / английский язык / students’ scientifi c research work (SSRW) / science / technical institution / young researcher / CDIO approaches / English

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксенова Наталия Валерьевна, Шепетовский Денис Владимирович

Статья посвящена изучению формирования научного интереса к научноисследовательской работе студентов (НИРС) в техническом вузе. Подход CDIO (Conceive — Design — Implement — Operate), используемый в работе со студентами, доказал свою эффективность, т. к. благодаря внедрению данного подхода в образовательный процесс студенты становятся более мотивированными к участию в олимпиадных и конкурсных мероприятиях. Актуальность работы объясняется возрастающим спросом ключевых стейкхолдеров на рынке: будущих работодателей, заинтересованных в целеустремленных специалистах, самих вузов как научных сообществ, стремящихся получить новую научную смену, и, безусловно, молодых амбициозных талантов, которые готовы использовать свои ресурсы и умения (hard skills, soft skills) для достижения поставленных целей. Обозначена практическая значимость внедрения данного подхода в образовательный процесс. Выявлены оптимальные решения и выделены преимущества для студентов неязыковых специальностей в совершенствовании навыков, необходимых для НИР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF CDIO APPROACHES TO FURTHER DEVELOPMENT OF RESEARCH WORK IN A TECHNICAL TERTIARY EDUCATION INSTITUTION

This article is devoted to studying formation of a scientifi c interest to students’ scientifi c research work (SSRW) in a technical tertiary education institution. CDIO (Conceive — Design — Implement — Operate) approaches used in work with students proved to be relevant as due to its implementation into educational process students became more motivated to participate in skill competitions and contests. The relevance of the work is determined by raising demand of key stakeholders on the market: future employees, interested in ambitious specialists, the educational institutions as scientifi c societies gaining to get new scientifi c successors and, certainly, young gifted people who are ready to use their resources and hard and soft skills for achieving set goals. Practical signifi cance of this approach implementation into educational process is noted. Best practices are determined and the advantages for students of non-linguistic majors in improving skills needed for students’ scientifi c research work are identifi ed.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДХОДОВ CDIO В РАЗВИТИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

УДК/UDC 378.147

DOI10/54509/22203036_2024_1_191 EDN UEPFEE

Аксенова Наталия Валерьевна

кандидат филологических наук, доцент, доцент отделения иностранных языков Школы общественных наук, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», доцент кафедры английского языка в сфере научной коммуникации факультета иностранных языков, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томск

Шепетовский Денис Владимирович

старший преподаватель кафедры английского языка в сфере научной коммуникации факультета иностранных языков, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томск

PB

Aksjonova Natalija V.

Candidate of Philology Sciences, Associate Professor,

Docent of Foreign Languages Department,

School of Social Sciences, National Research Tomsk

Polytechnic University, Docent of the Department

of English in Science Communication of the Faculty

of Foreign Languages, National Research Tomsk State University,

Tomsk

Shepetovskij Denis V.

Senior Lecturer of the Department of English in Science Communication of the Faculty of Foreign Languages, National Research Tomsk State University, Tomsk

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДХОДОВ CDIO В РАЗВИТИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

APPLICATION OF CDIO APPROACHES TO FURTHER DEVELOPMENT OF RESEARCH WORK IN A TECHNICAL TERTIARY EDUCATION INSTITUTION

Аннотация. Статья посвящена изучению формирования научного интереса к научно-исследовательской работе студентов (НИРС) в техническом вузе. Подход CDIO (Conceive - Design - Implement - Operate), используемый в работе со студентами, доказал свою эффективность, т. к. благодаря внедрению данного подхода в образовательный процесс студенты становятся более мотивированными к участию в олимпиадных и конкурсных мероприятиях. Актуальность работы объясняется возрастающим спросом ключевых стейк-холдеров на рынке: будущих работодателей, заинтересованных в целеустремленных специалистах, самих вузов как научных сообществ, стремящихся получить новую научную смену, и, безусловно, молодых амбициозных талантов, которые готовы использовать свои ресурсы и умения (hard skills, soft skills) для достижения поставленных целей. Обозначена практическая значимость внедрения данного подхода в образовательный процесс. Выявлены оптимальные решения и выделены преимущества для студентов неязыковых специальностей в совершенствовании навыков, необходимых для НИР.

Abstract. This article is devoted to studying formation of a scientific interest to students' scientific research work (SSRW) in a technical tertiary education institution. CDIO (Conceive - Design - Implement - Operate) approaches used in work with students proved to be relevant as due to its implementation into educational process students became more motivated to participate in skill competitions and contests. The relevance of the work is determined by raising demand of key stakeholders on the market: future employees, interested in ambitious specialists, the educational institutions as scientific societies gaining to get new scientific successors and, certainly, young gifted people who are ready to use their resources and hard and soft skills for achieving set goals. Practical significance of this approach implementation into educational process is noted. Best practices are determined and the advantages for students of non-linguistic majors in improving skills needed for students' scientific research work are identified.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов (НИРС), наука, технический вуз, молодой ученый, подход CDIO, английский язык.

Keywords: students' scientific research work (SSRW), science, technical institution, young researcher, CDIO approaches, English.

Введение

В современном мире возрастает значимость подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих различными необходимыми компетенциями и готовыми умениями. Перед высшим учебным заведением стоят определенные задачи: подготовить не только востребованных будущим работодателем и обществом (значимым стейкхолдерам) специалистов, готовых подтвердить на практике полученные знания и умения, но и подготовить себе смену - молодых, амбициозных научных сотрудников, готовых на практике доказать свою состоятельность как научных специалистов. Безусловно, современное общество выдвигает ряд требований, которым должны соответствовать будущие специалисты, и в том числе владение иностранным языком на том уровне, который будет достаточным для продуктивного общения на профессиональные темы. Актуальность нашего исследования доказывается на примере использования предлагаемой нами концепции CDIO для вовлечения молодежи в НИР. Данная концепция (при корректной своевременной имплементации, мы полагаем, работа должна начаться уже с момента зачисления студентов на 1-й курс) в действительности будет положительно влиять на инженерную деятельность будущих специалистов (участие в индивидуальной и групповой проектной деятельности, участие в мероприятиях различного уровня как внутренних, так и внешних: региональных, российских, международных), что поможет их формированию как успешных специалистов. Также мы предлагаем использовать подходы CDIO для подготовки высококвалифицированных кадров, т. к. одним из преимуществ, на наш взгляд, является выбор траектории обучения самими обучающимися. И, что также существенно, научить студентов управлять своим учебным процессом, а именно ежесеместрово, через опрос студентов, беседы непосредственно с руководителями образовательных программ, директорами институтов, вносить корректировки в учебный план для получения лучшего результата. Цель данной работы - выявить наиболее эффективные педагогические приемы, которые будут положительно влиять на мотивацию к НИР, а также продемонстрировать на практике полученные достижения в НИР у студентов 1-2-х курсов Томского политехнического университета. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: выявить способы достижения наилучших результатов в науке,

проанализировать мотивацию студентов к занятиям по английскому языку в вузе с выделением мотива-ционных доминант, определить значимые мероприятия НИР в соответствии с концепцией CDIO, в которых студенты могут принять участие, имплементировать в учебный процесс те из них, которые после пилотирования проявят лучшие результаты.

Методология

В данной работе мы опирались на труды следующих исследователей: А. И. Чучалина, Р. А. Долженко, А. П. Исаева, Л. В. Плотникова, Э. Кроули, Й. Малмквиста, Г. Линглинга и др.

Предлагаемая нами концепция CDIO (Conceive -Design - Implement - Operate), определяется как «комплексный интегративный подход в организации учебного процесса, или же, другими словами, личностно-ориентированный» [1; 2], целью которого является подготовить высококвалифицированных специалистов (инженеров) нового образца, готовых к постоянному саморазвитию и самообучению. В основе нашего исследования [3; 4], из всех имеющихся 12 стандартов, мы использовали следующие стандарты: Стандарт 7 «Новые методы обучения» и Стандарт 8 «Активное обучение». На наш взгляд, именно эти стандарты отвечают за развитие и совершенствование дополнительных навыков, нацеленных на достижение коммуникативной языковой практики, а также позиционирование активной жизненной позиции, направленной именно на вовлечение студентов в образовательную деятельность и их активное участие в модернизации образовательного процесса. В качестве методов исследования нами были использованы: социологический опрос, сравнительный анализ, анализ статистических данных.

Объектом нашего исследования выступили студенты 1-2-х курсов ТПУ. Предметом исследования -влияние имплементации стандартов CDIO на рост интереса к НИР у студентов технического вуза.

Большой интерес к данной концепции проявил А. И. Чучалин [5; 6] и Р. А. Долженко [7]; позволим согласиться с мнениями уважаемых коллег относительно значимости и перспективности имплементации данной концепции в образовательную программу, т.к. модернизация имеющейся образовательной стратегии более, чем вероятно, приведет к росту числа студентов, замотивированных к участию в НИР, начиная с момента поступления их в учебное заведение.

Безусловно, мнения зарубежных коллег [8; 9] об изменении и совершенствовании учебного процесса сильно повлияли на становление и продвижение данной концепции среди технических образовательных

заведений как в Европе, так и в России в том числе, целью которых является формирование конкурентно-способной системы обучения, позволяющей продуктивно оказывать образовательные услуги. Также согласимся с мнениями А. П. Исаева и Л. В. Плотникова [10] о необходимости изменения методики определения нормативных затрат для получения максимально обучающего эффекта и получения в качестве готового продукта всесторонне образованных инженеров.

Инициатива CDIO по трансформации технического образования была на пике популярности с 2011 г. по 2016 г., за этот временной промежуток к вышеупомянутой ассоциации присоединилось 16 отечественных вузов, и Томский политехнический университет первым из российских вузов вступил в ассоциацию CDIO в 2011 г., тем самым продемонстрировав готовность к инициированию изменений в учебном процессе.

Результаты

Выстраивание образовательной траектории с учетом заложенных в концепцию основных идей - это и стояло перед нами в качестве смыслообразующей цели. Введение в учебный план новых факультативных дисциплин («Иностранный язык для программ академической мобильности», «Английский язык для академической коммуникации», «Профессиональная и бизнес-коммуникация средствами английского языка»), выстроенных с учетом практико-ориенти-рованного и личностно-ориентированного подхода, и является одной из особенностей обучения с учетом подходов CDIO. Интеграция стандартов CDIO позволит укрепить и усовершенствовать междисциплинарные связи посредством использования коммуникативной иноязычной речи в различных практиках (научно-исследовательских семинарах и конференциях, конкурсах по переводу, олимпиадах и эссе).

Наш эксперимент по построению обучения на основе стандартов CDIO продолжается с 2019 г. и по сей день, студенты подключаются к курсу по английскому языку, и им на первом вводном занятии объясняются цели и задачи курса с формированием персонифицированной образовательной траектории (обучение рассчитано на два года) и предполагаемыми результатами обучения при условии выполнения необходимого минимума поставленных перед ними задач. Студенты выполняют диагностический тест с целью выявления их желаний и потребностей, безусловно, учитывается мнение студентов относительно обучения иностранному языку. Один из вопросов теста касается уточнения мотивационной составляющей, после чего студентам предлагается выбрать индивидуаль-

Какие возможности даст знание иностранного языка

Общаться с носителями

Читать научную литературу

Жить за границей Узнавать новости Путешествовать

Повысить самооценку Писать статьи

Читать художественную литературу

Работать за границей Смотреть фильмы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рис. 1. Ожидаемые студентами варианты применения английского языка

ную траекторию обучения иностранному языку. Также студентам объясняются ключевые задания, которые должны быть выполнены и сданы в срок или ранее (на усмотрение самих обучающихся) и проговаривается то количество баллов, которое они имеют возможность получить. В тот же момент студентам разъясняются требования к дополнительным заданиям, которые могут быть ими выбраны для ускоренного получения необходимых для зачета баллов, оговариваются критерии, которым они должны соответствовать для получения так называемого определенного набора преимуществ.

По завершению каждого семестра студенты проходят в личном кабинете небольшой опрос «Преподавание учебных дисциплин» с целью совершенствования результатов обучения или изменения их образовательной траектории. Преподавателю доступны результаты опроса в анонимном виде для поддержания валидно-сти проведенного анкетирования. Полученные результаты опроса направлены на совершенствование учебного процесса.

Апробация внедрения стандартов СРЮ в учебный процесс по иностранному языку состояла из планирования траектории обучения с учетом включения студентов в проектную деятельность, что давало им возможность включаться в научно-исследовательскую работу (НИР) с начала семестра, т.е. используется Стандарт «Активное обучение» с последующим развитием мягких навыков у студентов: лидерских качеств, умения

выступать на публике, и, как показывает практика, студенты экспериментальной группы (всего было два типа групп: экспериментальная группа, обучение данных студентов выстраивалось согласно индивидуальной траектории обучения, и контрольная, обучение студентов, включенных в данную группу, проходит по тому календарно-тематическому плану, который заявлен на сайте вуза) продолжают заниматься НИР не только в определенные временные рамки, но и используют свое внеурочное и каникулярное время для написания проектных заданий или научных статей. Добровольное участие в проектной научно-исследовательской деятельности выстраивается самими студентами согласно их графику в индивидуальном составленном учебном плане. НИР для студентов экспериментальной группы тесно связан с изучением иностранного языка, т. к. это не только отдельно вынесенная дисциплина (дисциплина «Учебно-исследовательская работа студентов» (УИРС) включена в учебную программу [11] и реализуется на 3-м курсе), но и с возможностью пройти высокооплачиваемую практику на ведущих предприятиях как в России, так и за рубежом, и возможностью продолжить обучение в магистратуре в других странах (Италия, Китай, Япония продолжают принимать российских студентов), и, конечно же, получать дополнительные стимулирующие выплаты и стипендии, выделенные для талантливых молодых ученых.

Мы полагаем, что Стандарт 7 «Новые методы обучения» позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, избегая изучения неактуальных лексико-грамматических тем, которые изучает основная масса студентов, выделяя время, отведенное на изучение английского языка, на проведение проектных работ - написание научно-исследовательских

статей в тандемах. Первоначально студентам предлагается самим выбрать научно-творческий тандем, в котором им предстоит работать, правильно выбранная команда - залог успешности, получения высоких результатов. К концу 2-го курса, как мы убедились на практике, складывается от 4 до 8 устойчивых тандемов, количество человек в команде варьируется от 2 до 8 в зависимости от конечной цели проекта. Преподаватель английского языка выступает как научный консультант или как тьютор по ведению того или иного проекта при условии, что работа должна быть написана на английском языке. Данные стандарты подтверждают успешность своего введения в учебный процесс (табл. 1) по полученным итоговым результатам НИР студентов. Помимо работы в научно-творческих тандемах, студентам было предложено читать художественную литературу на английском языке в свободное от занятий время, и для желающих был создан литературный кружок «Turn the page» (название студенты выбирали сами путем голосования во ВКонтакте, на базе данного сообщества была давно создана и функционирует группа для студентов) с целью совместного обсуждения прочитанного на встречах, которые проходят как минимум один раз в месяц. Участие в данных встречах - это и приобщение к общему совместному делу, которым заниматься проще, чем одному, и мотивация к более глубокому пониманию прочитанного и развитию умения излагать свои мысли. Взаимосвязь между чтением художественной литературы на языке оригинала, выступлением с научным докладом на английском языке на студенческом форуме или конференции и развитием критического мышления и умением использовать научный подход в решении поставленных задач обусловлена качественной подготовкой моло-

Таблица 1

Результаты экспериментальной группы с использованием индивидуальной образовательной траектории

2020 2021 2022 2023 Среднее по другим преподавателям кафедры за 2022 год

Общее количество студентов, участвующих в мероприятиях 40 45 45 45 45

Количество статей в журналах РИНЦ 11 12 11 15 1

Количество полученных дипломов на конференциях 4 7 11 11 1

Количество полученных дипломов в олимпиадах и конкурсах по проф. переводу 9 12 14 16 1,3

Количество полученных дипломов в конкурсах эссе/ др. мероприятиях/олимпиадах по непрофильным дисциплинам на английском языке 10 9 16 23 1

Количество полученных дополнительных стипендий 1 2 6 8 0

Количество студентов, сдавших на сертификат по английскому языку (при ТПУ) 10 14 18 24 2

дого специалиста к его будущей профессиональной деятельности. Он становится разносторонне развитым специалистом, со сформированными компетенциями по готовности инициировать и поддерживать коммуникацию, преодолев психологический барьер устных выступлений на публике на начальном этапе под руководством преподавателя английского языка.

В таблице приведены данные, взятые из ежегодных отчетов преподавателя о проделанной работе за четыре прошедших календарных года. Для сравнения в последней колонке продемонстрированы данные, полученные усреднением показателей трех других преподавателей того же отделения ТПУ, имеющих аналогичную учебную нагрузку (3 группы по 15 человек). Цифры в таблице говорят сами за себя: по всем рассматриваемым параметрам студенты, работа которых строилась с учетом индивидуальной образовательной траектории (в основе которой заложены подходы CDIO), демонстрируют преимущество. Из данных в таблице видно, что в среднем каждый четвертый или каждый третий студент, обучающийся с подходом CDIO, опубликовал статью в индексируемом журнале (РИНЦ): статьи на гуманитарные темы, появившиеся благодаря личным интересам студентов (например, статья «Special aspects of translating military vocabulary in Warhammer 40,000-related literature», написанная студентом, увлекающимся настольной игрой Warhammer 40 000™), так и статьи, прямо или косвенно связанные с тематикой их будущей специальности (например, «Use of Information technology by engineers in the oil and gas industry» и «Comparing toxicity to humans of various synthetic pesticide», написанные будущими геологом и экологом соответственно). На материале, лично близком обучающемуся, хорошо усваиваются общие принципы научного исследования, начиная от планирования временных затрат и заканчивая правильным оформлением результатов для представления перед аудиторией. Позже эти компетенции применяются студентами уже в их собственных исследованиях по специальности. Количество дипломов, которое выросло более чем в два раза за время внедрения подхода CDIO, говорит о том, что растущий преподавательский опыт работы со студентами в рамках выбранного подхода трансформируется в более высокое качество студенческих исследовательских работ.

Можно сказать, что использование подхода CDIO повышает общую активность студентов не только в преподаваемом нами предмете (английском языке), что видно по растущему количеству студентов, получивших дополнительные стипендии, для получения которых одним из требований является хорошее освое-

ние профильных предметов. Мы связываем это с тем, что, во-первых, у студентов растет информированность о проводимых мероприятиях и о разных возможностях, открытых для них в современном вузе, т. к. работа в рамках изучения предмета «Иностранный язык (английский)» приучает их к поиску полезной информации, во-вторых, полученные в рамках СР10 навыки работы с информацией, подтвержденные положительным опытом (участием в мероприятиях, призовыми местами и т.п.), переносятся на другие предметы, где также дают свои плоды. Так, за прошедший год трое из студентов, участвовавших в проекте, приняли участие в международном академическом обмене (Китай, Италия).

Для получения качественного результата в НИРС на основе вышеизложенного опыта нами была предложена своя концепция (с взаимодействием стандартов «Активное обучение» и «Методы обучения»), которая включает в себя следующие ключевые особенности:

1. Научить студентов правильно планировать свое время.

2. Информировать студентов о предстоящих мероприятиях трижды: первый раз - сразу же после появления информации, второй раз через месяц после донесения информации и третий - за две недели до сдачи итогового результата.

3. Стимулировать студентов для участия в мероприятиях, честно предлагая бонусы за получение призового места (лучший бонус - выбрать одно занятие, на которое можно не приходить).

4. Обязательно репетировать доклады как очно, так и в онлайн-формате.

Заключение

На основании проведенного исследования мы пришли к выводу, что наиболее продуктивным приемом, оказывающим положительную мотивацию и благоприятную динамику вовлечения обучающихся в НИР во взаимодействии с подходами СР10, является метод проектов, т.к. проектная деятельность способствует формированию новых компетенций и умений, необходимых для будущих исследователей. Участие в различных проектах с междисциплинарными связями является гарантом успешности студентов-исследователей (академические обмены, защита дипломов в качестве стар-тапов, получение двойных дипломов - все это доказательства успешности будущих ученых-исследователей).

Результаты нашего исследования также продемонстрировали, что имплементированные в образовательный процесс подходы увеличили количество студентов, задействованных в написании научных статей по своим

профессиональным отраслям, т.е. индивидуальная образовательная траектория, которая была выбрана для обучающихся самими обучающимися с учетом уже имеющихся компетенций и профессиональных навыков, доказала свою эффективность количеством статей, написанных на английском языке как индивидуально, так и в тандеме, полученными дипломами и занятыми призовыми местами, а также выигранными грантами (два студенческих проекта-стартапа были признаны лучшими (из 60 заявленных) на Всероссийском конкурсе презентаций стартапов 2023). Смеем надеяться, что выбранная нами траектория (а именно личностно-ориентированный подход) на основе стандартов CDIO является эффективным решением для более широкого привлечения студентов к НИР.

Литература

1. The CDIO Initiative [Электронный ресурс]. URL: http://www. cdio.org/ (accessed 27.01.2024).

2. Всемирная инициатива CDIO: стандарты [Электронный ресурс]. Томск : Изд-во ТПУ 2011. URL: http://www.cdio.org/ files/standards/CDIO_standards_rus_TPU.pdf (дата обращения: 20.01.2024).

3. Аксенова Н. В. Использование подхода CDIO при организации учебного процесса по английскому языку в техническом ВУЗе (на примере ТПУ) // Иностранные языки: инновации, перспективы исследования и преподавания : сб. материалов IV Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Белорусского государственного университета, Минск, 26-27 марта 2021 года. Минск : Белорусский государственный университет, 2021. С. 570-573. EDN GNGBYW.

4. Аксенова Н. В., Миронова В. Е. Использование концепции CDIO в элективном курсе «Иностранный язык для программ академической мобильности» // Иностранные языки: инновации, перспективы исследования и преподавания : сб. материалов V Международной научно-практической конференции, посвященной памяти М. А. Черкаса, Минск, 24-25 марта 2022 года. Минск : БГУ 2022. С. 268-272. EDN TWQMJK.

5. Чучалин А. И. О применении подхода CDIO для проектирования уровневых программ инженерного образования // Высшее образование в России. 2016. № 4. С. 17-32.

6. Кроули Э. Ф., Малмквист Й., Остлунд С., Бродер Д. Р., Эдстрем К. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO / под ред. А. И. Чучалина. М. : Высшая школа экономики, 2015. 502 с.

7. Долженко Р. А. Промежуточные итоги и направления дальнейшего использования концепции CDIO в университетах РФ // Инженерное образование. 2017. № 22. С. 88-95. EDN VAQNMW.

8. Crawley E. F., Malmqvist J., Ostlund S., Brodeur D. R., Edstrom K. Rethinking Engineering Education; the CDIO Approach. NY, USA : Springer. 2014. 326 р.

9. Guo L., Tang G., Fu Y., Li J., Zhao W. Research and practice on CDIO-based application-oriented practical teaching system of computer major // IERI Procedia. 2012. Vol. 2. P. 24-29.

10. Исаев А. П., Плотников Л. В. «Учебный инжиниринг» в контексте реализации идеологии CDIO // Высшее образование в России. 2016. № 12. С. 45-52. EDN XEQCPJ.

11. Учебный план для студентов, обучающихся на бакалавриате по направлению «Программная инженерия» в ТПУ [Электронный ресурс]. URL: https://up.tpu.ru/specializaciya/view. html?fsid=40329 (дата обращения: 30.01.2024).

References

1. The CDIO Initiative. URL: http://www.cdio.org/ (accessed 27.01.2024). (In English).

2. Vsemirnaja iniciativa CDIO: standarty [CDIO Global Initiative. Standards]. Tomsk, 2011. URL: http://www.cdio.org/files/stand-ards/CDIO_standards_rus_TPU.pdf (accessed 20.01.2024). (In Russian).

3. Aksjonova N. V. Ispol'zovanie podhoda CDIO pri organizacii uchebnogo processa po anglijskomu jazyku v tehnicheskom VUZe (na primere TPU) [Using CDIO approach in ESL teaching in a technical tertiary education institution (as exemplified by TPU)] Inostrannye jazyki: innovacii, perspektivy issledovanija i prepoda-vanija. Sb. materialov IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 100-letiju Belorusskogo gosudarst-vennogo universiteta, Minsk, 2021, pp. 570-573. (In Russian).

4. Aksjonova N. V., Mironova V. E. Ispol'zovanie koncepcii CDIO v jelektivnom kurse "Inostrannyj jazyk dlja programm akademich-eskoj mobil'nosti" [Application of CDIO concept in the Foreign Language for Academic Mobility online course]. Inostrannye jazyki: innovacii, perspektivy issledovanija i prepodavanija. Sb. materialov V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj pamjati M. A. Cherkasa, Minsk, 2022, pp. 268-272. (In Russian).

5. Chuchalin A. I. O primenenii podhoda CDIO dlja proektirovanija urovnevyh programm inzhenernogo obrazovanija [On application of CDIO approach to designing multi-level curricula for engineering education]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2016, no. 4, pp. 17-32. (In Russian).

6. Krouli Je. F., Malmkvist J., Ostlund S., Broder D. R., Jeds-trem K. Pereosmyslenie inzhenernogo obrazovaniya. Podkhod CDIO [Rethinking the engineering education. CDIO approach]. Moscow, 2015. 502 p. (In Russian).

7. Dolzhenko R. A. Promezhutochnye itogi i napravleniya dal'nejshego ispol'zovaniya kontseptsii CDIO v universitetakh RF [Interim results and further prospects of the CDIO concept in the Russian universities]. Engineering Education, 2017, no. 22, pp. 88-95. EDN VAQNMW. (In Russian).

8. Crawley E. F., Malmqvist J., Ostlund S., Brodeur D. R., Edstrom K. Rethinking Engineering Education; the CDIO Approach. New York, 2014. 326 p. (In English).

9. Guo L., Tang G., Fu Y., Li J., Zhao W. Research and practice on CDIO-based application-oriented practical teaching system of computer major. IERI Procedia, 2012, vol. 2, pp. 24-29. (In English).

10. Isaev A. P., Plotnikov L. V. «Uchebnyj inzhiniring» v kontekste realizacii ideologii CDIO [Instructional Engineering in the context of implementation of the CDIO ideology]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2016, no. 12, pp. 45-52. (In Russian).

11. Uchebnyj plan dlja studentov, obuchajushhihsja na bakalavriate po napravleniju «Programmnaja inzhenerija» v TPU [Curriculum for Bachelor's degree students majoring in Software Engineering]. URL: https://up.tpu.ru/specializaciya/view.html?fsid=40329 (accessed 30.01.2024). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.