Научная статья на тему 'Использование подхода межстрановых сопоставлений для оценки резервов собираемости налогов в Российской экономике'

Использование подхода межстрановых сопоставлений для оценки резервов собираемости налогов в Российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / РЕЗЕРВЫ СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / TAX SYSTEM / TAX RESERVES / MACROECONOMIC INDICATORS / INTERNATIONAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таран Ирина Михайловна

В статье осуществлена оценка налогового резерва российской экономики посредством выделения основных макроэкономических показателей и проведения межстрановых сопоставлений. Для выделения макроэкономических показателей проведен анализ наиболее актуальных работ по данной тематике. Среди макроэкономических показателей выделены следующие: ВВП на душу населения, оборот внешней торговли, структура промышленности, степень развития финансовых институтов. В результате оценка проведена за период с 2002 по 2010 года, где оценка 2009 и 2010 основывалась на прогнозных показателях с учетом кризиса 2008-2009гг. Мировой опыт учитывался в составлении рекомендаций по увеличению резервов собираемости налогов. Основные рекомендации направлены на построение прозрачной системы налогообложения в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using cross-country comparison approach to assess the reserves tax collection in the Russian economy

There is evaluation of tax reserve Russian economy in the article by macroeconomic indicators and international compare. The analyze of actual works creates the row of importance macroeconomic indicators. There are the following indicators: GNP per person, the share of international trade, industry structure, the level of modern the financial institutes. As the result the evaluation spreads for the period form 2002 to 2010 years. The figures of 2009 and 2010 are based on forecast statistics. The international experience is the base for recommendations for improving the tax reserves. The aim of recommendations comes to create the clearer tax system in Russia.

Текст научной работы на тему «Использование подхода межстрановых сопоставлений для оценки резервов собираемости налогов в Российской экономике»

15.5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДХОДА МЕЖСТРАНОВЫХ СОПОСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗЕРВОВ СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Таран Ирина Михайловна, соискатель, Российская Академия предпринимательства

Место работы: ВГУП ОПТК №114 при спецстрое России, зам. главного бухгалтера

Контакты автора: irina66_08@bk.ru

Аннотация. В статье осуществлена оценка налогового резерва российской экономики посредством выделения основных макроэкономических показателей и проведения межстрановых сопоставлений. Для выделения макроэкономических показателей проведен анализ наиболее актуальных работ по данной тематике. Среди макроэкономических показателей выделены следующие: ВВП на душу населения, оборот внешней торговли, структура промышленности, степень развития финансовых институтов.

В результате оценка проведена за период с 2002 по 2010 года, где оценка 2009 и 2010 основывалась на прогнозных показателях с учетом кризиса 20082009гг.

Мировой опыт учитывался в составлении рекомендаций по увеличению резервов собираемости налогов. Основные рекомендации направлены на построение прозрачной системы налогообложения в России.

Ключевые слова: налоговая система, резервы собираемости налогов, макроэкономические показатели, международный опыт

USING CROSS-COUNTRY COMPARISON APPROACH TO ASSESS THE RESERVES TAX COLLECTION IN THE RUSSIAN ECONOMY

Taran Irina Mikhailovna, applicant, the Russian Business academy

Place of employment: VGUP OPTK №114 at Russia special-building, the deputy of the chief accountant

Annotation: There is evaluation of tax reserve Russian economy in the article by macroeconomic indicators and international compare. The analyze of actual works creates the row of importance macroeconomic indicators. There are the following indicators: GNP per person, the share of international trade, industry structure, the level of modern the financial institutes.

As the result the evaluation spreads for the period form 2002 to 2010 years. The figures of 2009 and 2010 are based on forecast statistics.

The international experience is the base for recommendations for improving the tax reserves. The aim of recommendations comes to create the clearer tax system in Russia.

Keywords: tax system, tax reserves, macroeconomic indicators, international experience

Одним из способов оценить резерв повышения собираемости налогов является предположение о том, что поступления по налогам должны меняться пропорционально изменению макроэкономических показателей, характеризующих базу по данному налогу [0]. Исходя из сделанного выше сопоставления темпов изменения макроэкономических показателей, характеризующих налоговую базу, с динамикой поступления налогов, проведем оценку резервов собираемости налогов.

В статье приводятся оценки для России (таблица 1), построенные на основе модели стохастической границы. Основное отличие от стандартных оценок состоит в том, что оценкой являются максимальные налоговые сборы, которые могли бы быть собраны в конкретной стране, исходя из набора объясняющих переменных. Такая оценка лучше отражает именно потенциальные возможности повышения налоговых сборов.

Здесь для страны на панельных данных оценивается несколько величин:

• максимальное значение налоговых сборов (налоговый потенциал);

• отклонение текущих налоговых сборов от налогового потенциала (также называется оценкой «неэффективности»);

• стохастическая составляющая (включает в себя неучтенные факторы, нерегулярную случайную составляющую);

Факторы, используемые в модели, следующие:

A. ВВП на душу по ППС. Характеризует уровень развития экономики. Известно, что более развитые в экономическом плане страны, как правило, имеют более высокие налоговые сборы [0].

Б. Оборот внешней торговли, %ВВП. В соответствии с данной гипотезой, уровень налоговой нагрузки на экономику зависит от степени вовлеченности страны в мировую торговлю.

B. Доля ВДС промышленности. Структура экономики является одним из основных факторов, определяющих налоговую нагрузку. Известно, страны с большей долей сельского хозяйства в выпуске собирают меньше налогов. Промышленно развитые страны и страны с большей долей сектора услуг в выпуске характеризуются большей производительностью и способны собирать больше налогов [0].

Г. Монетизация ВВП. Данный показатель характеризует уровень развития финансовых институтов, степень «легализации» экономики (обратный показатель - доля используемой наличности), «прозрачности» финансовой системы.

В таблице 1 приводятся оценки для налоговых сборов консолидированного правительства России.

В соответствии с полученными результатами, уровень валового продукта на душу населения, как и в предыдущих случаях, статистически значимо связан с уровнем налоговой нагрузки на экономику. Также налоговый потенциал положительно связан с оборотом внешней торговли, доли промышленности в выпуске и монетизацией экономики.

Даная спецификация содержит значительно меньше значимых факторов, что объясняется, по-видимому, более низкой мощностью тестов модели стохастической границы. В модель также включена переменная монетизации ВВП, хотя значимость этого фактора ниже 90%. Существенность данного фактора подтверждается другими методами оценки, поэтому он был оставлен в модели.

Таран И.М.

ОЦЕНКА РЕЗЕРВОВ СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ

Таблица 1.

Результаты оценки модели со стохастической границей _______________________[00]_________________________

Наименование показателя Coef. Std. Err. z P>z [95% Conf. Intervall

ВВП на душу (ППС) 0,072 0,023 3,080 0,002 0,026 0,118

Оборот внешней торговли, %ВВП 0,165 0,028 5,820 0,000 0,110 0,221

Доля ВДС промышленности, % 0,295 0,040 7,450 0,000 0,217 0,372

М2/ВВП 0,027 0,019 1,470 0,142 0,009 0,064

cons 1,269 0,241 5,260 0,000 0,797 1,742

/mu 0,561 0,080 7,000 0,000 0,404 0,718

/lnsigma2 1,836 0,205 8,970 0,000 2,237 1,435

/ilgtgamma 2,365 0,232 10,210 0,000 1,911 2,819

sigma2 0,159 0,033 0,107 0,238

gamma 0,914 0,018 0,871 0,944

sigma u2 0,146 0,033 0,082 0,210

sigma v2 0,014 0,001 0,012 0,015

Примечание: численность наблюдений 800 (несбалансированная панель по 150 странам с 1965 г.), оценка проводилась в логарифмах.

Из проведенного анализа видно, что, используя подход межстранового сопоставления, Россия обладает налоговым потенциалом в диапазоне от 38 до 42% ВВП, при этом потенциал налоговых сборов в 2010 году по сравнению с 2002 годом снизился по причине экономического кризиса и падения налоговых сборов с 11,6 до 6,7% ВВП.

В таблице 2 приводятся результаты оценок на основе рассмотренной выше модели для России.

Таблица 2.

Оценка налогового потенциала для России на основе мо-

Резервы повышения собираемости НДФЛ существовали лишь в 2003 и 2005 гг. Причем если отставание темпов роста поступлений по НДФЛ от темпа роста денежных доходов населения за вычетом социальных выплат в 2003 году можно считать резервом повышения собираемости, то в 2005 году данное отставание явилось во многом результатом изменения налогового законодательства. Полученные результаты свидетельствуют о частичной «легализации» доходов вследствие налоговой реформы и о прогрессивности поступлений НДФЛ к доходам населения. Таким образом, в перспективе после 2010 года резерв повышения собираемости налога по НДФЛ фактически исчерпан.

Аналогичная ситуация состоит с резервом повышения собираемости налога на прибыль организаций с учетом экономического кризиса 2008-2009 гг. В ближайшей перспективе повышение уровня собираемости налога на прибыль зависит от направления развития экономики: дальнейший спад или рост.

Относительно ЕСН ситуация неоднозначна. Реформа 2009-2010 гг. свелась к замене ЕСН социальными возносами, который привел к существенному росту тарифов. В связи с этим может наблюдаться обратная тенденция: снижение эффек-тивной налоговой ставки вследствие активного применения схем налоговой оптимизации по данному виду налогов.

Налог на добавленную стоимость. В условиях сохранения действующих ставок налогов источниками повышения собираемости НДС и акцизов может являться как улучшение качества администрирования налогов, так и расширение налоговой базы. Перспективы роста собираемости НДС напрямую связаны с выполнением следующих мер.

1. Введение системы регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС

Создание специальной системы регистрации налогоплательщиков НДС (НДС-регистрации) позволяет рассчитывать на повышение собираемости налога по ряду оснований: в первую очередь, налоговые органы смогут сфокусировать свои усилия на проверке ограниченного круга налогоплательщиков, что, в свою очередь, будет способствовать как упрощению налогового администрирования, так и повышению качества налогового контроля по исчислению и уплате НДС. В то же время будет расширена налоговая база НДС за счет включения в качестве плательщиков НДС организаций и предпринимателей, осуществляющих торговопосреднические операции и находящиеся на специальных налоговых режимах, которые, вероятнее всего, предпочтут добровольно зарегистрироваться, чтобы сохранить свою конкурентоспособность перед организациями, работающими на общем налоговом режиме.

2. Сокращение действующего перечня освобождений от уплаты НДС

В целях дальнейшей гармонизации российского и европейского законодательства в части НДС и расширения налоговой базы представляется целесообразным и возможным включить в состав товаров (работ, услуг), реализация которых подлежит обложению НДС, целый ряд товаров и услуг.

Таким образом, перечень освобождений необходимо сократить лишь до «стандартных» по международной практике освобождений от уплаты налога, а также освобождений, обусловленных особенностями хозяйственной деятельности в России. Принимая во внимание социальную значимость ряда действующих освобождений, их отмена должна сопровождаться предоставлением бюджетных субсидий либо использованием альтернативных инструментов социальной политики.

3. Переход к практике выборочных проверок

Данная мера будет способствовать повышению эффективности налогового администрирования как посредством роста качества таких проверок, так и экономии трудозатрат по сравнению с действующим принципом сплошных проверок. Налоговые органы должны концентрировать свои ресурсы на проверке тех случаев, где наиболее вероятен риск злоупотреблений либо масштабы налоговых поступлений в бюджетную систему страны значительны.

Акцизы. В части повышения собираемости акцизов можно сформулировать следующие меры.

1. Введение дифференцированного подхода к индексации ставок акцизов на нефтепродукты на основе соответствия автомобильного топлива экологическим стандартам

Данная мера основывается на необходимости в ближайшее время опережающими темпами индекси-

дели межстрановых сопоставлений

Наименование показателя 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Фактические доходы консолидирова нно го правительства, %ВВП 28,6 28,0 29,4 32,5 32,5 33,4 33,8 33,2 33,5

Оценка налогового потенциала, %ВВП 40,9 40,6 40,5 41,3 41,3 42,1 39,2 38,5 38,7

Потенциал роста налоговых сборов, %ВВП 11,6 11,5 11,7 9,7 9,7 9,5 6,4 6,3 6,7

Примечание: 2009 и 2010 гг. - прогноз.

ровать ставки акцизов на нефтепродукты в части видов топлива, не удовлетворяющих экологическим стандартам. В дальнейшем при осуществлении индексации специфических ставок акцизов на нефтепродукты возможно рассмотреть вариант с выделением в ставке двух компонентов - фискальной и экологической составляющих. При этом потребности в индексации ставки фискальной составляющей следует определять в соответствии с направлениями налоговой политики на среднесрочную перспективу, а экологическую компоненту ставки акциза, выполняющую функцию сбора за загрязнение окружающей среды, необходимо индексировать ежегодно с учетом темпов инфляции в стране. В результате такой дифференциации акциз должен создавать стимулы для отказа от использования более экологически вредного вида топлива в пользу топлива с низким содержанием загрязняющих веществ .

2. Расширение перечня подакцизных товаров

По мере отлаживания дифференцированного подхода к взиманию акцизов на нефтепродукты необходимо в среднесрочной перспективе предусмотреть возможность расширения перечня подакцизных товаров за счет включения в него отдельных видов биологических масел, используемых в качестве отопительного или автомобильного горючего, и электрической энергии, что вполне соответствует международной практике, в частности, налоговому законодательству ЕС.

Подобные меры могут привести к росту резервов собираемости налогов в РФ, а также гармонизации налогообложения и созданию конкурентоспособной налоговой системы по сравнению с налоговыми системами развитых государств.

Список литературы:

1. Bird R.M., Martinez-Vazquez J., Torgler B., Societal Institutions and Tax Effort in Developing Countries, 2004.

2. Martin A., Lewis W.A., Patterns of Public Revenue and Expenditure, Manchester School, Sep. 1956.

3. Oshima H.T., “Share of Government in Gross National Product for Various Countries” The American Economic Review, Vol. 47, No. 3. (Jun., 1957), pp. 381-390.

4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalog.ru, свободный.

5. Официальный сайт Министерства финансов России.

[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.minfin.ru/ru, свободный.

РЕЦЕНЗИЯ

В статье проведена оценка резервов собираемости налогов в России на основе межстрановых сопоставлений. Практический интерес представляет статья в разрезе выделения основных факторов, влияющих на сравнительные характеристики налоговых режимов. Анализ ведущих мировых работ показывает детальную проработку вопроса.

Безусловно, представленный автором прогноз базируется на общих сравнительных характеристиках уровня развития экономики России по сравнению с ведущими развитыми странами.

Также в статье приведены рекомендации для повышения уровня собираемости налогов, направленные на создание более прозрачной системы налогообложения в России. Представленные рекомендации также базируются на анализе международного опыта, что представляет дополнительный практический интерес

при рассмотрении в действии описанных рекомендаций.

Рецензируемая статья оригинальна, основана на исследовании современных практических материалов. Статья рекомендуется к публикации в экономическом издании,внесенном в список ВАК.

Научно-редакционный отдел

ИД "НАУКОМ"

к.э.н. А. А. Тихонова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.