Научная статья на тему 'Использование платформы "You Tube" в системе образования бакалавров направления подготовки "Реклама и связи с общественностью"'

Использование платформы "You Tube" в системе образования бакалавров направления подготовки "Реклама и связи с общественностью" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"YOU TUBE" / ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / БАКАЛАВРЫ / ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕКЛАМА / ИНТЕРНЕТ / САМООБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / EDUCATION / STUDENTS / BACHELORS / TRAINING / HIGHER EDUCATION / ADVERTISING / INTERNET / SELF-EDUCATION / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сипко Е.С.

Самая популярная в мире видеоплатформа "You Tube" сегодня рассматривается пользователями в основном как один из способов развлечения в сети Интернет. Однако одной из функций данной видеоплатформы является обучающая функция, которая становится весьма важной в современном мире, где все более популярно самообразование. Сегодняшнее образование студентов-бакалавров направлено в целом на самостоятельное обучение, то есть в университете студенты получают только часть необходимых знаний, остальную работу они должны проводить самостоятельно. Если учитывать тот факт, что текущее поколение студентов привыкло к «экранному» образу жизни (восприятию жизни через экран), то обучающую функцию видеоплатформы "You Tube" не стоит оставлять в стороне, используя ее в качестве дополнительного интерактивного инструмента для обучения во время лекций и практических занятий. В данной статье рассматриваются методы обучения бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» с использованием платформы "You Tube" и современных инновационных технологий, демонстрируются возможности этого видеохостинга для самостоятельного обучения студентов, а также проводится анализ эффективности данной методики в ходе проведения занятий для бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE "YOU TUBE" PLATFORM IN THE SYSTEM OF MODERN EDUCATION OF BACHELOR TRAINS OF "ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS" TRAINING

The most popular in the world video platform "You Tube" is today regarded by users mainly as one of the ways of entertainment on the Internet. However, one of the functions of this video platform is the learning function, which becomes very important in the modern world, where self-education is becoming a popular phenomenon. Modern education of bachelor students is generally aimed at self-study, that is, at the university, students receive only part of the necessary knowledge, they have to carry out the rest of the work themselves. If we take into account the fact that the current generation of students is accustomed to the “screen” (perception of life through the screen) way of life, then the teaching function of the "You Tube" video platform should not be left aside. This advantage of video hosting "You Tube" can be used in the right direction, applying new teaching methods in the course of training. It is possible that this method of self-study students will be very effective. In addition, "You Tube" can be used as an additional interactive tool for training during lectures and practical exercises. We consider it expedient to study the effectiveness of using the "You Tube" video platform as a modern tool for self-education of bachelor students in the “Advertising and Public Relations” training area. This article examines the methods ofteaching bachelors of the “Advertising and Public Relations” training using the Yotube platform and modern innovative technologies, demonstrates the capabilities of the "You Tube" video hosting for students' self-study, and also analyzes the effectiveness of this methodology in conducting classes for bachelors

Текст научной работы на тему «Использование платформы "You Tube" в системе образования бакалавров направления подготовки "Реклама и связи с общественностью"»

УДК 366.636

DOI 10.18413/2075-4574-2019-38-1 -98-104

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАТФОРМЫ "YOU TUBE" В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

USE OF THE "YOU TUBE" PLATFORM IN THE SYSTEM OF MODERN EDUCATION OF BACHELOR TRAINS OF "ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS" TRAINING

Е.С. Сипко E.S. Sipko

Ростовский государственный университет путей сообщения,

Россия, 344038, Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2

Rostov State University of Communications, 2 pl. Rostov Rifle Regiment People Militia, Rostov-on-Don, 344038, Russia

E-mail: leliksipko@yandex.ru

Аннотация

Самая популярная в мире видеоплатформа "You Tube" сегодня рассматривается пользователями в основном как один из способов развлечения в сети Интернет. Однако одной из функций данной видеоплатформы является обучающая функция, которая становится весьма важной в современном мире, где все более популярно самообразование. Сегодняшнее образование студентов-бакалавров направлено в целом на самостоятельное обучение, то есть в университете студенты получают только часть необходимых знаний, остальную работу они должны проводить самостоятельно. Если учитывать тот факт, что текущее поколение студентов привыкло к «экранному» образу жизни (восприятию жизни через экран), то обучающую функцию видеоплатформы "You Tube" не стоит оставлять в стороне, используя ее в качестве дополнительного интерактивного инструмента для обучения во время лекций и практических занятий. В данной статье рассматриваются методы обучения бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» с использованием платформы "You Tube" и современных инновационных технологий, демонстрируются возможности этого видеохостинга для самостоятельного обучения студентов, а также проводится анализ эффективности данной методики в ходе проведения занятий для бакалавров.

Abstract

The most popular in the world video platform "You Tube" is today regarded by users mainly as one of the ways of entertainment on the Internet. However, one of the functions of this video platform is the learning function, which becomes very important in the modern world, where self-education is becoming a popular phenomenon. Modern education of bachelor students is generally aimed at self-study, that is, at the university, students receive only part of the necessary knowledge, they have to carry out the rest of the work themselves. If we take into account the fact that the current generation of students is accustomed to the "screen" (perception of life through the screen) way of life, then the teaching function of the "You Tube" video platform should not be left aside. This advantage of video hosting "You Tube" can be used in the right direction, applying new teaching methods in the course of training. It is possible that this method of self-study students will be very effective. In addition, "You Tube" can be used as an additional interactive tool for training during lectures and practical exercises. We consider it expedient to study the effectiveness of using the "You Tube" video platform as a modern tool for self-education of bachelor students in the "Advertising and Public Relations" training area. This article examines the methods of

teaching bachelors of the "Advertising and Public Relations" training using the Yotube platform and modern innovative technologies, demonstrates the capabilities of the "You Tube" video hosting for students' self-study, and also analyzes the effectiveness of this methodology in conducting classes for bachelors

Ключевые слова: "You Tube", образование, студенты, бакалавры, обучение, высшее образование, реклама, Интернет, самообразование, университет.

Key words: "You Tube", education, students, bachelors, training, higher education, advertising, Internet, self-education, university.

Введение

Современный подход к образованию подразумевает использование новейших информационных технологий. «С ростом объемов информации в современном мире растет когнитивная нагрузка на студентов. Усвоение учебного материала определяется индивидуальными когнитивными способностями студента и особенностями его взаимодействия с различными компонентами образовательной среды вуза. В связи с этим, высшая школа находится в процессе поиска подходов, обеспечивающих повышение эффективности образовательного процесса. Бурное развитие различных инновационных технологий может решить проблему качественного высшего непрерывного образования, поэтому следует пересмотреть концепцию организации учебной деятельности», - пишут М.А. Морозова, С.А. Климова [Морозова, 2015, с. 819].

Преподаватели выстраивают обучающий процесс, включая в него интерактивные занятия и мультимедийные лекции, чтобы привлечь внимание студентов, привыкших получать информацию в электронном виде через экраны телевизора, компьютера, телефона, планшета. «На экранах телевизоров, компьютеров, на рекламных щитах человек находит решения своих насущных и профессиональных вопросов. Реклама охотно подскажет, какую профессию выбрать. Многочисленные баннеры и упоминания брендов в Сети ориентируют, какую выбрать машину, какой купить телефон, куда пойти учиться, где провести вечер. «Экранная культура» является замечательной технологией управления современным «экранным» поколением», - отмечает А. С. Денисюк [Денисюк, 2013: 241].

Сегодня тема медиаобразования является довольно популярной [Коханая, 2011; Киуру, 2013; Короченский, 2015; Смеюха, 2015; Смеюха, 2016]. Исследователи рассматривают общее и профессиональное медиаобразование, направления его развития и проблемы реализации. Вопрос использования в медиаобразовании интерактивных занятий, интернет-коммуникаций мало изучен в научной литературе, но, тем не менее, стоит отметить труды некоторых авторов, которые в той или иной степени его затрагивали. Н.С. Егорова [2015] рассматривает платформу "You Tube" как популярный сервис для образования и досуга современной молодежи, она предлагает классификацию контента видеохостинга. П.В. Борботько [2010] анализирует современные тенденции в системе высшего образования и изучает возможность использования инновационных технологий в ходе образовательного процесса. М.В. Кораблина [2018] предлагает использование смарт-технологий, в том числе и видеоуроков, в процессе изучения иностранных языков.

Студенты направления подготовки «Реклама и связи с общественностью», как правило, являются творческими и разносторонними личностями, готовыми к экспериментам и новым открытиям. Поэтому в их образовании должно быть больше практических занятий, включающих в себя использование интерактивных видеотехнологий. В рамках данной статьи на примере обучения бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС) показана эффективность использования информационных технологий в образовательном процессе, особое внимание уделено методам использования обучающих материалов видеоплатформы "You Tube" в целях повышения профессиональных компетенций учащихся.

Цель нашей работы - изучить возможности интернет-портала "You Tube", позволяющие реализовывать самостоятельный процесс обучения, а также проанализировать эффективность методики обучения с использованием информационных технологий. Задачи: продемонстрировать особенности специализированных обучающих каналов на портале "You Tube", определить возможности использования данного портала во время учебных занятий и для самообразования.

Основная часть

"You Tube" - популярная видеоплатформа. Ежедневно она пополняется новыми видеороликами различного характера. Стоит отметить, что изначально данная платформа создавалась в качестве сайта знакомств, куда можно было загружать видео о себе. Но пользователи сами определили будущую стратегию развития видеохостинга и начали выкладывать ролики не только о себе, но и о том, что происходит вокруг. Поэтому создатели платформы провели ребрендинг и сделали "You Tube" таким, каким мы знаем его сейчас. «По причине простоты и удобства использования You Tube стал популярным видеохостингом и вошел в тройку сайтов по количеству посещений в мире. На сайте представлены как профессионально снятые фильмы, клипы, видеостудии, анимации, так и любительские видеозаписи, включая видеоблоги», - отмечает Н.С. Егорова [Егорова, 2015, с. 64].

Видеохостинг "You Tube" содержит не только видео развлекательного характера. Плюс его в том, что пользователи создают обучающие каналы разного рода: обучение танцам или вокалу, игре на гитаре, резьбе по дереву, иностранным, работе с фотоаппаратом, в графических редакторах и т.д. Некоторые из них представляют собой пошаговую инструкцию, направленную на достижение определенного результата. А некоторые видеозаписи имеют формат больших образовательных проектов. Такие каналы пользуются большой популярностью среди зрителей и являются весьма познавательными и необходимыми для самостоятельного обучения.

Курс «Основы медиапроизводства» входит в учебный план бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» (РГУПС), предполагает изучение основ работы в графических редакторах и программах для видеомонтажа. Данную дисциплину студенты изучают в третьем семестре. Следовательно, уже в начале изучения теории и практики рекламы студенты получают навыки создания рекламных макетов, видеороликов, что является необходимым в процессе дальнейшего обучения и во время прохождения практики на предприятии.

В рамках курса «Основы медиапроизводства» студенты знакомятся с особенностями работы в графическом редакторе "Adobe Photoshop". Данный графический редактор является довольно сложным для изучения. Для закрепления теоретических знаний и совершенствования практических навыков студентам можно рекомендовать ознакомиться с обучающим видеоконтентом. На платформе "You Tube" есть большое количество каналов, которые предлагают уроки работы в "Adobe Photoshop".

Мы выбрали два канала, которые рекомендуем учащимся:

1. «Фотошоп Кво. Уроки Photoshop для начинающих»,

2. «Уроки Фотошоп».

Уроки на данных каналах выстроены таким образом, что научиться работе в программе сможет даже начинающий пользователь. Первый урок предлагает знакомство с базовыми знаниями изучения интерфейса программы. Каждый новый урок становится сложнее и интереснее. Автор урока показывает пошаговые действия при работе с графикой. Студентам необходимо повторять эти действия, тем самым они развивают навыки работы в изучаемом графическом редакторе. Как выглядят видеоуроки по работе в графическом редакторе "Adobe Photoshop" можно увидеть на рис. 1.

®Как в фотошопе сделать 3d эффект. 3D эффект города в Photoshop. Уроки Текстовый эффект в фотошопе. Как в фотошопе сделать красивый текст. Уроки

фотошопа фотошопа. Взрывной текст

Рис. 1. Уроки работы в графическом редакторе "Adobe Photoshop" на портале "You Tube"

Fig. 1. Lessons of work in the graphic editor "Adobe Photoshop" on the portal "You Tube"

Зачастую в группе студентов находятся от 2 до 4 человек, которые имеют базовые навыки работы в изучаемом графическом редакторе. Но большинство студентов работать в "Adobe Photoshop" не умеют. Поэтому такие уроки помогают каждому студенту определить то, какие знания ему необходимо получить о графическом редакторе. Исходя из этого, домашнее задание для студентов можно сформулировать, как изучение урока на портале "You Tube" и его закрепление посредством выполнения собственной работы.

Студентам дается возможность комплексного изучения работы графического редактора в течение одного семестра, в конце которого они представляют к защите готовые рекламные макеты, выполненные с помощью графического редактора "Adobe Photoshop". Полученные навыки студенты используют в процессе подготовки работ для студенческих конкурсов по рекламе (например, «Галерея рекламы», «Байбак» и др.). Так, студенты 3-го курса направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» РГУПС приняли участие в фестивале «Галерея рекламы» (2017 г.) и заняли призовое место, представив на конкурс наружную коммерческую рекламу (рис. 2).

Используется платформа "You Tube" и для формирования теоретической базы учащихся в сфере рекламы. Например, изучая виды рекламных видеороликов, мы демонстрируем студентам яркие примеры вирусной, коммерческой, имиджевой, социальной рекламы, чтобы они лучше понимали отличия одного вида рекламы от другого. Таким образом студенты с помощью визуальных примеров лучше воспринимают теоретическую информацию.

Рис. 2. Наружная коммерческая реклама, подготовленная студентами 3-го курса направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» РГУПС Fig. 2. Outer commercial advertising prepared by the students of the third course direction "Advertising and public relations", Rostov State University of Railway Transport

С целью формирования профессиональных навыков, а также развития творческого мышления можно практиковать прохождение тестов по логике, креативности и т.д., которые представлены на платформе "You Tube". В данных видеороликах предлагаются различного рода задания, которые необходимо выполнить за определенный промежуток времени (рис. 3).

Что вы видите, глядя на эту картинку? какой правильным?

Рис.3. Примеры тестов на платформе "You Tube", используемых во время занятий для студентов Fig.3. Examples of tests on the "You Tube" platform used in the classes for students

Такие тесты мы предлагаем студентам во время лекционных и практических занятий в качестве «гимнастики для мозга». Как показывает практика, подобные перерывы помогают лучше усваивать теоретическую информацию и развивают креативное мышление.

Заключение

Итак, рассмотрев и проанализировав возможности использования современных технологий и интернет-платформы "You Tube" в обучении бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью», мы выяснили, что подобные способы проведения занятий необходимы. Включение в образовательный процесс обучающего контента, располагающегося на платформе "You Tube", способствует закреплению теоретического материала, совершенствованию профессиональных навыков, развитию логики и креативного мышления.

Список литературы References

1. Борботько П.В. 2010. Принципы формирования дискурса. Москва, 288.

Borbot'ko P.V. 2010. Printsipy formirovaniya diskursa [Principles of discourse]. Moskva, 288.

2. Денисюк А.С. 2013. «Экранная культура» как технология управления современным поколением. В кн.: Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме. Томск, 240-243.

Denisyuk A.S. 2013. "Ekrannaya kul'tura" kak tekhnologiya upravleniya sovremennym pokole-niem" ["Screen culture" as a technology of modern generation management], in: Transformaciya nauch-nyh paradigm i kommunikativnye praktiki v informacionnom sociume [Transformation of scientific paradigms and communicative practices in the information society], Tomsk, 240-243. (in Russian)

3. Егорова Н.С. 2015. Youtube - популярный интернет-сервис для досуга и образования молодежи. В кн.: Сборник материалов II профессионального форума «Инновационные подходы к работе с молодежью». Курган, 64-68.

Egorova N. S. 2015. Youtube - populyarnyj internet-servis dlya dosuga i obrazovaniya mo-lodezhi [Youtube is a popular online service for leisure and education of youth], in: Sbornik materialov II professional'nogo foruma «Innovacionnye podhody k rabote s molodezh'yu» [Collection of materials of the II professional forum "Innovative approaches to work with youth"], Kurgan, 64-68. (in Russian)

4. История создания YouTube. URL: http://www.seoded.ru/istoriya/internet-history/youtube.html (дата обращения: 15.09.2018).

Istoriya sozdaniya YouTube [The history of Youtube creation]. URL: http://www.seoded.ru/istoriya/internet-history/youtube.html (accessed: 15.09.2018). (in Russian)

5. Киуру К. В. 2013. Содержание обучения технологии работы с новыми медиа в профессиональной подготовке бакалавров рекламы и связей с общественностью. Сибирский педагогический журнал, 4: 217-222.

Kiuru K. V. 2013. Soderzhanie obucheniya tekhnologii raboty s novymi media v professional'noj podgotovke bakalavrov reklamy i svyazej s obshchestvennost'yu [Content of training technology of work with new media in professional training of bachelors of advertising and public relations]. Sibirskij peda-gogicheskij zhurnal [Siberian pedagogical journal], 4: 217-222. (in Russian)

6. Куратёва А.О. 2017. Youtube как образовательный ресурс в системе дистанционного обучения. В кн.: Эволюционное развитие современной науки. Актуальные вопросы медицинской науки и здравоохранения. Волгоград, 62-64.

Kuratyova A.O. 2017. Youtube kak obrazovatel'nyj resurs v sisteme distancionnogo obucheniya [Youtube as an educational resource in the system of distance learning], in: Evolyucionnoe razvitie sov-remennoj nauki. Aktual'nye voprosy medicinskoj nauki i zdravoohraneniya [Evolutionary development of modern science. Topical issues of medical science and health], Volgograd, 62-64. (in Russian)

7. Кораблина М.В. 2018. Смарт-технологии в процессе обучения иностранным языкам. В кн.: Эмиховские чтения. Тюмень, 52-59.

Korablina M. V. 2018. Smart-tekhnologii v processe obucheniya inostrannym yazykam [Smart technologies in the process of teaching foreign languages], in: Emihovskie chteniya [Emikhov Readings], Tyumen', 52-59. (in Russian)

8. Короченский А.П. 2015. Мировая журналистика: история, теория, практика. Белгород,

240.

Korochenskiy A.P. 2015. Mirovaya zhurnalistika: istoriya, teoriya, praktika [World journalism: history, theory, practice], Belgorod, 240. (in Russian)

9. Коханая О. Е. 2011. Медиаобразование как фактор информационной безопасности общества. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, № 3, 182188.

Kohanaya O. E. 2011. Mediaobrazovanie kak faktor informacionnoj bezopasnosti obshchestva [Media education as a factor of information security of society]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow state University of culture and arts], № 3, 182188. (in Russian)

10. Кузнецова Д.Д. 2016. Принципы работы с видеоблогами с сат-системами при обучении переводу. Вестник Международного института рынка, № 1, 165-172.

Kuznecova D.D. 2016. Principy raboty s videoblogami s sat-sistemami pri obuchenii perevodu [Principles of working with video blogs with sat-systems when learning to translate]. Vestnik Mezhdu-narodnogo instituta rynka [Bulletin of the International Market Institute], № 1, 165-172. (in Russian)

11. Морозова М.А. 2015. Использование видео сервиса YouTube на занятиях по иностранному языку. Молодой ученый, № 3, 819-821.

Morozova M. A., Klimova S. A. 2015. Ispol'zovanie video servisa YouTube na zanyatiyah po in-ostrannomu yazyku [Using the YouTube video service in a foreign language class]. Molodoj uchenyj [The young scientist], №3, 819-821. (in Russian)

12. Смеюха В.В. 2015. Возможности развития образовательных процессов: от чтения книг к общению в социальных медиа. В кн.: Высшее образование XXI века. Материалы Международной научной конференции. М.: Московский гуманитарный университет, 101-106.

Smeyuha V.V. 2015. Vozmozhnosti razvitiya obrazovatel'nyh processov: ot chteniya knig k ob-shcheniyu v social'nyh media [Opportunities for the development of educational processes: from reading books to social media], in: Vysshee obrazovanie XXI veka. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konfer-encii [Higher education of the XXI century. Materials of the International Scientific Conference], Moskva, 101-106. (in Russian)

13. Смеюха В. В. 2017. Медиакоммуникации современного города: монография. Ростов н/Д: РГУПС, 174.

Smeyuha V. V., Podobed D. A., Sipko E. S. 2017. Mediakommunikacii sovremennogo goroda [Media communication of a modern city], Rostov-on-Don, 174. (in Russian)

14. Смеюха В. В. 2016. Медиакоммуникации: теория, практика, профессиональное образование: монография. Ростов н/Д.: РГУПС, 307.

Smeyuha V. V. 2016. Mediakommunikacii: teoriya, praktika, professional'noe obrazovanie [Media communications: theory, practice, professional education], Rostov-on-Don, 307. (in Russian)

15. Тен М. Г. 2015. Современные подходы развития пространственного воображения студентов технического вуза в условиях интенсификации учебного процесса. Мир науки, культуры, образования, № 3 (52), 115-118.

Ten M. G. 2015. Sovremennye podhody razvitiya prostranstvennogo voobrazheniya studentov tekhnicheskogo vuza v usloviyah intensifikacii uchebnogo processa [Modern approaches to the development of spatial imagination of technical college students in conditions of intensification of the educational process]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education], № 3 (52), 115-118. (in Russian)

16. Федоров А.В. 2013. Медиаобразование: история, теория и методика. М.: Директ-Медиа, 708.

Fedorov A.V. Mediaobrazovanie: istoriya, teoriya i metodika [Media education: history, theory and methodology], Moscow, 708. (in Russian)

Ссылка для цитирования статьи Reference to article

Сипко Е.С. Использование платформы " Youtube " в системе образования бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 38, № 1. С. 98-104. DOI: 10.18413/2075-4574-2019-38-1-98-104.

Sipko E.S. Use of the "You tube" platform in the system of modern education of bachelor trains of "advertising and public relations" training // Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities series. 2019. V. 38, № 1. P. 98-104. DOI: 10.18413/2075-4574-2019-38-1-98-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.