Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пластилинография / общее недоразвитие речи.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зухарь Виолетта Ивановна, Лихачева Кристина Николаевна, Савина Аксана Петровна

в статье рассматривается использование пластилинографии в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Эта нетрадиционная художественная техника работы с пластилином, как один из видов декоративно-прикладного искусства, позволяет эффективно развивать мелкую моторику рук, вовлекать в работу движения рук (ладоней, пальцев), тем самым помогая педагогу в более короткие сроки способствовать развитию речи ребенка. Описывается принцип данной технологии рисование пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Рассматривается важная роль пластилинографии в развитии различных групп мышц, мелкой моторики, сенсомоторики и, как следствие, улучшении речевого развития. Развивается познавательная деятельность, эмоционально–волевая сфера. Также в статье рассмотрены разнообразные приемы: выполнение декоративных налепов разной формы, прощипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем промазывания одной части к другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зухарь Виолетта Ивановна, Лихачева Кристина Николаевна, Савина Аксана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1 2 3

Зухарь В.И. , Лихачева К.Н. , Савина А.П.

1Зухарь Виолетта Ивановна - воспитатель; 2Лихачева Кристина Николаевна - учитель-логопед;

3Савина Аксана Петровна - тьютор, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 27, п. Разумное, Белгородский район, Белгородская область

Аннотация: в статье рассматривается использование пластилинографии в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Эта нетрадиционная художественная техника работы с пластилином, как один из видов декоративно-прикладного искусства, позволяет эффективно развивать мелкую моторику рук, вовлекать в работу движения рук (ладоней, пальцев), тем самым помогая педагогу в более короткие сроки способствовать развитию речи ребенка. Описывается принцип данной технологии - рисование пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Рассматривается важная роль пластилинографии в развитии различных групп мышц, мелкой моторики, сенсомоторики и, как следствие, улучшении речевого развития. Развивается познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера. Также в статье рассмотрены разнообразные приемы: выполнение декоративных налепов разной формы, прощипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем промазывания одной части к другой.

Ключевые слова: пластилинография, общее недоразвитие речи.

УДК 373.2

Чистая, правильная речь - одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. Общее недоразвитие речи относится к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия.

Чтобы повысить эффективность коррекционных занятий, ускорить процесс постановки звуков, сделать обучение осознанным, заинтересовать детей и включить их в педагогический процесс, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, инновационные технологии. Одной из таких технологий является «пластилинография». Эта нетрадиционная художественная техника работы с пластилином, как одна из видов декоративно-прикладного искусства, легко доступна детям младшего дошкольного возраста и позволяет эффективно развивать мелкую моторику рук, вовлекать в работу движения рук (ладоней, пальцев), тем самым помогая педагогу в более короткие сроки способствовать развитию речи ребенка.

Принцип данной технологии заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Допускается включение дополнительных материалов - бисера, бусинок, природного и бросового материалов. Также дети знакомятся с использованием разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прощипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем промазывания одной части к другой.

Этот процесс помогает развивать различные группы мышц, происходит развитие мелкой моторики, сенсомоторики и, как следствие, улучшение речевого развития. Развивается познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера. Тренируя пальцы рук, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. В интересной игровой форме обогащается словарь детей. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Это стимулирует речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание ребенком речи окружающих. А самое главное они учатся выполнять коллективные работы, действовать по словесной инструкции педагога.

Вся работа по обучению детей ведется в три этапа. На подготовительном этапе дети осваивают правильную постановку пальцев, прием отщипывания маленького кусочка пластилина от целого куска, учатся скатывать шарики между двумя пальцами, надавливать, вдавливать, размазывать пластилин подушечками пальцев, работать на ограниченном пространстве. На втором этапе (основном) дети научаются работать, не выходя за контуры рисунка, размазывать пластилин, закрашивая контур внутри, осваивают прием вливания одного цвета в другой, путем слияния двух или нескольких цветов получать новый цвет или оттенок. На третьем этапе, заключительном, дети учатся самостоятельно решать задачи, выбирать рисунок для работы и формировать отношение к результатам своей деятельности.

Практические занятия по лексическим темам с применением пластилинографии сделали коррекционную работу с детьми с ОНР более результативными. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций.

Работа по развитию речи с применением пластилинографии сделала коррекционный логопедический прогресс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут технологии логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.

Список литературы

1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии. Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д. Изд. «Феникс», 2008.

2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д. Изд. «Феникс», 2011.

3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М., 2008.

4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 192 с.

5. Лыкова И.А. Я Будущий скульптор. М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. 48 с.

6. РузинаМ.С. Страна пальчиковых игр. СПб «Кристал», 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.