Вестник Челябинского государственного университета.
2019. № 9 (431). Экономические науки. Вып. 66. С. 225—234.
УДК 331.5 DOI 10.24411/1994-2796-2019-10926
ББК 65.012.3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
А. А. Кельдюшов
Челябинский государственный университет, Челябинск. Россия
В процессе интеграции государств в разных областях деятельности возникают не только позитивные последствия, но и негативные. Феномен безработицы и ее нарастающие темпы роста относятся, скорее, ко второй группе. Изучение того, как влияют процессы глобализации на уровень занятости в различных странах, сегодня является весьма актуальным во всем мире. Цель статьи — проанализировать воздействие интеграционных процессов на международный рынок труда, изучить законодательство и опыт в сфере занятости граждан в условиях глобализации таких государств, как Норвегия и Япония, и выделить те моменты, которые Россия могла бы использовать на своей территории. Выбор стран основан на лидерстве таковых во всемирных рейтингах, характеризующих высокий уровень благосостояния этих государств и при этом достаточно низкий уровень безработицы. Особое внимание уделено проблеме безработицы в России. Продемонстрированы ее особенности и причины возникновения. Как отдельная отмечена проблема роста скрытой безработицы в стране (и с чем это связано). Подводя итоги, автор делает выводы по влиянию глобализации на мировое сообщество и, в частности, на безработицу, и рассуждает на тему того, как зарубежный опыт может способствовать улучшению положения на отечественном рынке труда.
Ключевые слова: безработица, глобализация, пособие по безработице, охрана труда.
Проблема безработицы не нова в современном мире, но по-прежнему является весьма актуальной в ряде стран. В связи с процессом глобализации и усиления интеграционных процессов между государствами проблема безработицы постепенно принимает международный характер. Сегодня отсутствует единый общепринятый комплекс мер по сокращению числа безработных и перенаправления их трудового потенциала в эффективное русло. Поэтому вопрос об анализе опыта государств, более успешных в вопросах занятости, и адаптации их политики на нашей территории, весьма актуальны.
Результаты исследования МОТ совсем не утешительны, и они наталкивают на мысль о необходимости предпринимать меры по устранению последствий всеобщей глобализации. Цель статьи — проанализировать воздействие интеграционных процессов на международный рынок труда, изучить законодательство и опыт в сфере занятости граждан в условиях глобализации таких государств, как Норвегия и Япония, и выделить те моменты, которые Россия могла бы использовать на своей территории.
Многие авторы научных работ пытаются обосновать причины становления безработицы как глобальной проблемы [1]. Так, например, У. Бек обвиняет в глобальном росте безработицы Транснациональные корпорации, которые, по его мнению, используют преимущества глобализа-
ции и информатизации в своих интересах. ТНК получили возможность вариативно переносить производства и целые отрасли из одних регионов в другие, фактически регулируя тем самым занятость в регионах [7].
Анализ, проведенный банком UBS, показал, что уровень безработицы в 48 наиболее развитых странах мира снизился до 5,2 %. Это ненамного выше минимальной отметки 5 %, зафиксированной в 1980 г. При этом стоит говорить также о качестве трудоустройства. По данным доклада Международной организации труда (МОТ), в 2018 г. 3,3 млрд чел. в мире имели работу [5]. Однако огромная часть из этих людей при этом получали крайне низкую заработную плату и трудились в тяжелых условиях. На сегодня можно отметить, что порядка 700 млн чел. в мире живут в бедности или даже в нищете, несмотря на то что у них есть работа. В МОТ сложившаяся ситуация получила название «дефицит достойной работы». Также в докладе было отмечено, что в гендерном вопросе пока нет прогресса: лишь 48 % женщин работают. Среди мужской части населения этот показатель равен 75 %. Особое опасение у авторов вызывает тот факт, что 20 % молодежи во всем мире не имеют постоянного места работы и при этом не получают образование. В докладе МОТ, кроме всего прочего, было упоминание о скрытой безработице.
По заявлению представителей данного органа сегодня в мире 2 млрд чел. заняты в неформальном секторе [12].
В Восточной Европе количество работающих людей уменьшится в ближайшие два года, однако вместе с тем значительно уменьшится и число трудоспособного населения. Таким образом, тенденция медленного снижения безработицы продолжится.
В Центральной Азии главной проблемой по-прежнему остается занятость в неформальном секторе экономики. По заявлению МОТ, 43 % трудоспособного населения не имеют официальной работы.
Неутешительные результаты наблюдаются в Европе. Там уровень безработицы опустился до самой низкой отметки за последнее десятилетие и, по прогнозам экономистов, будет продолжать снижаться вплоть до 2020 г. [6].
Сегодня в мире многие авторы продолжают строить теории и гипотезы по преодолению негативных последний связанных с безработицей. Так, например, о проблеме безработицы в условиях глобализации говорил М. Алле [7]. Он предлагал применять комплекс глобальных реформ, основная цель которых — переход к либеральному гуманистическому обществу, с новой, неглобалисткой экономикой. По словам М. Алле, либерализация международной торговли не только вносит значительный вклад в рост безработицы, но и приводит к усилению неравенства, постепенному разрушению промышленной ткани развитых стран и замедлению темпов повышения уровня жизни [11]. В этих условиях сегодня каждая страна находится перед выбором: проводить разумную политику тарифной защиты и контингентирования или продолжать политику безграничной свободы мировой торговли, соглашаясь на ее неизбежные последствия — значительный рост неравенства безработицы, что может привести к социальному взрыву и создать нетерпимую социальную ситуацию. «Поспешная и анархическая глобализация может всюду породить только безработицу, несправедливость, беспорядки и нестабильность и в конечно итоге окажется невыгодной для всех народов в целом. В ее нынешних проявлениях глобализация не является неизбежной, необходимой и желательной» [7]. М. Алле говорил: «Сегодня мир находится в исторически важном поворотном пункте, когда конечной целью общественной жизни следует признать не развитие торгового обмена как такового, а достижение счастья всех людей!». В качестве примера таких реформ было предложено установить на уровне Европейского союза комму -
нитарные преференции, то есть разумную и соответствующую защиту единого внутреннего рынка.
Другой известный экономист современности, Дж. Стиглиц, видел решение данной проблемы в переходе к «глобализации с человеческим лицом» путем формирования мирового правительства с целью обеспечения равноправного доступа для государств, социальных институтов и ТНК к принятию решений. Границы проблемы расширяются до гражданско-политической области, «современная безработица — это не безработица в условиях глобализации, а безработица в условиях мондиа-лизма», заявляет Дж. Стиглиц [15].
Аналитики МОТ утверждают, что невмешательство в процессы, протекающие на глобальном рынке труда это единственное решение в сложившейся ситуации. По их мнению, рынок труда способен к объективному и эффективному саморегулированию. Анализ официальных документов МОТ подтвердил наличие взаимосвязи между нарастанием темпов глобализации и ростом безработицы во всем мире. По мнению аналитиков МОТ, безработица становится долгосрочной, а занятость — неудовлетворительной, гарантии труда подрываются вследствие возникновения глобального предложения рабочей силы (демпинг стоимости труда со стороны стран Азии) [10].
Майкл Спенс в своих трудах, а в частности, в статье «Globalization and unemployment» в журнале Foreign Affairs говорит о проблеме занятости в США в условиях глобализации. Он подчеркивает современную важность глобализационных процессов и выступает сторонником продвижения идей развития глобальной экономики. Однако он отмечает, что при современной тенденции, при которой ТНК располагают свои производственные активы в других стран лишают граждан большого количества рабочих мест [1]. Тем самым возникает ситуация, при которой работу могут найти те, кто имеет высокий уровень образования, занятые в верхнем сегменте экономики страны. В нижних сегментах эта возможность сокращается с каждым годом. В качестве примера решения подобной проблемы М. Спенс ссылается на Германию, которая сумела сохранить высокоразвитые отрасли промышленности, сделав рынок труда более гибким и сознательно отдав приоритет не росту доходов, а созданию новых рабочих мест. На протяжении всего последнего десятилетия зарплата в Германии росла весьма умеренными темпами, при этом разрыв в уровне доходов здесь значительно ниже, чем в других странах [18].
Тем не менее у отдельных государств своя позиция по поводу решения проблемы безработицы в рамках собственной страны. Некоторые государства небольшими темпами пытаются адаптировать свою политику под современную ситуацию в условиях всемирной глобализации с целью предотвращению тех или иных воздействий безработицы, как на социальную жизнь страны, так и на её экономику [8].
В качестве наглядного примера настоящего положения в мире продемонстрируем в таблице рейтинги стран, а именно места конкретных стран в таких рейтингах. Были выбраны одобренные всем миром рейтинги, которые могут говорить либо об улучшении социального благосостояния граждан, либо об экономическом росте страны, либо о том и другом. Для большего понимания стоит пояснить некоторые моменты [17].
• При построении индекса процветания используются множество различных показателей, отражающие различные аспекты жизни общества и параметры общественного благосостояния. Среди категорий этих показателей можно выделить следующие: экология, безопасность, экономика, личные свободы, предпринимательство, управление, социальный капитал, образование, здравоохранение.
• Рейтинг «счастья» включает такие показатели, как уровень ВВП на душу населения, средняя продолжительность жизни в стране, наличие гражданских свобод, чувство безопасности, стабильность семей, гарантии занятости, уровень коррупции, а также косвенные показатели состояния общества, такие как уровень доверия, великодушие и щедрость. Кроме этих показателей, весомую часть исследования составляют результаты социологических опросов общественного мнения жителей разных стран о том, насколько счастливыми они себя чувствуют [14].
Взглянем на показатели одной из лидирующих стран в данных рейтингах, а именно Норвегии (табл. 1).
Таблица 1
Норвегия в различных мировых рейтингах
Название рейтинга Значение Место
Рейтинг стран мира по уровню процветания 80,98 (индекс процветания) 1-е из 149
Рейтинг стран мира по уровню валового внутреннего продукта 398,83 млрд $ 28-е из 194
Рейтинг стран мира по уровню счастья 7,554 (индекс счастья) 3-е из 156
Рейтинг стран по уровню безработицы 3,9 % безработных 59-е из 186
В Норвегии имеется два показателя безработицы. Первый представляет собой тех безработных, которые зарегистрировались в Министерстве труда и социального обеспечения на местах собственного проживания. Второй показатель — это данные Статистического управления Норвегии, которые основаны на опросах, опубликованных в Обзоре рабочей силы (LFS). Эти два разных показателя безработицы могут давать разные результаты, так как метод сбора и определения различны. Данные по показателю зарегистрированных безработных обычно ниже, чем данные опроса LFS. Поэтому для определения уровня скрытой безработицей часто используют разность второго и первого показателя [13].
Основным законом Норвегии, который призван регулировать вопросы труда является закон «О рабочей среде, рабочих часах и защите рабочих мест и т. д.», в котором рассматриваются правовые нормы, которые применяются между сторонами трудовых отношений, то есть отношениями между работодателем и работником [2]. Он обеспечивает безопасные, справедливые и удовлетворяющие общественность условия труда, инклюзивную трудовую жизнь и сотрудничество между работниками и работодателями. Закон регулирует многие аспекты рабочей среды, в том числе основные требования к рабочей среде, к уполномоченному по вопросам безопасности, к рабочему времени, к работе для детей и молодежи, к праву на отпуск, к защите от дискриминации и к правилам приема на работу и увольнения [10].
Работодатель несет ответственность за обучение своих подчиненных в области здравоохранения, охраны окружающей среды и техники безопасности, а также обеспечивать, чтобы работа была надежной, то есть чтобы была открыта для адаптации к жизненным условиям людей и не была опасной для здоровья. Это особенно актуально для молодых работников.
В трудовом договоре этой страны предусмотрены общие правила относительно того, что может содержать такой договор, а также условия и порядок его расторжения. Поскольку этот закон является законом о социальной защите, существуют строгие правила, которые устанавливают ограничения на возможности работодателя, особенно в отношении увольнения, когда небольшие формальные ошибки могут сделать увольнение недействительным [7].
При увольнении сотрудников происходит целый процесс, начиная от предварительной дискуссии с работником и его представителем и заканчивая
судебным слушанием с привлечением адвоката. При этом работник вправе занимать должность до законного принятия решения, которое может занять несколько лет.
Исторически сложилось так, что в Норвегии один из самых низких уровней безработицы в Европе. Причина, по мнению социологов, в том, что население страны доверяет своему правительству, как и правительство доверяет своим гражданам. Государство создает и осуществляет социально направленные законы, население в ответ добросовестно работает у официальных работодателей и платит налоги. К вопросу о налогах: в Норвегии физические лица платят налог в размере 24 % ежемесячного дохода, кроме этого необходимо вносить социальный сбор в размере 8,2%. Однако если доход не превышает 164,1 тыс. крон в год, то на физлица действует нулевая ставка НДФЛ (социальный сбор не уплачивается при доходе менее 55 тыс. крон в год). Важно отметить, что средняя заработная плата в этой стране составляет 4400 тыс. евро.
Пособие по безработице на 2019 год составляет 1502 евро, что составляется 34 % от среднего ежемесячного дохода гражданина Норвегии. Такая сумма является минимальной и может выдаваться только на срок до 104 недель (23 месяца). Цели, которые выполняет пособие следующие:
• Стимулирование поиска новой работы.
• Материальная помощь гражданам, которые попали в сложную жизненную ситуацию, связанную с потерей основного вида заработка [9].
Однако стоит отметить, что в последнее время в Норвегии замечается рост безработицы. От 2,4 % в 2008 г. в стране на 2019 г. количество безработных увеличилось до 3,9 %. Такое изменение за 11 лет нельзя назвать существенным, однако повышение показателя объясняется закрытием частных организаций из-за мирового кризиса и последующих увольнений.
Япония также является страной, которая находится в верхах представленных рейтингов. Она же является первой страной среди наиболее развитых по уровню безработицы.
Таблица 2
Япония в различных мировых рейтингах
Название рейтинга Значение Место
Рейтинг стран мира по уровню процветания 72,79 (индекс процветания) 23-е из 149
Рейтинг стран мира по уровню валового внутреннего продукта 4872,14 млрд $ 3-е из 194
Рейтинг стран мира по уровню счастья 5,886 (индекс счастья) 58-е из 156
Рейтинг стран по уровню безработицы 2,4 % безработных 29-е из 186
В Японии иначе обстоят дела в сфере труда. В этой стране вопросы, связанные с трудовыми отношениями решаются посредством трех законов: Закон о трудовых нормах, Закон о профсоюзах и Закон о регулировании трудовых отношений. Часто они упоминаются вместе и их коротко называют «три трудовых закона» [2].
При заключении трудового договора между работником и работодателем соблюдаются пять принципов:
• Принцип равенства труда и управления (трудовые договоры заключаются или изменяются работниками и работодателями на основании соглашения в равном положении).
• Принцип равновесного рассмотрения (трудовые договоры должны заключаться или изменяться работниками и работодателями с учетом баланса, в зависимости от фактической ситуации занятости).
• Принцип рассмотрения гармонии между работой и жизнью.
• Принципы добросовестности (работники и работодатели должны соблюдать трудовые договоры, осуществлять свои права и выполнять свои обязательства добросовестно).
• Принцип запрета злоупотребления правами (работники и работодатели должны сотрудничать в рамках закона и не допускать использование своих полномочий для достижения личных целей).
Японцы известны своей преданностью компании. В отличие от западных стран здесь приветствуется «пожизненное трудоустройство» и даже если условия труда не совсем подходят им, они и не мыслят о том, чтобы сменить место работы в поисках лучшего. По мнению японцев, система «пожизненного трудоустройства» создает в компании командный дух, который увеличивает произ-водимость в организации.
Это основная причина низкой безработицы в стране. Те, кто по каким-либо причинам не имеет работы, получают своего рода «пособие по безработице», которое называется «страхование занятости».
Страхование занятости — это система страхования от безработицы и продолжающейся занятости, основанная на Законе о страховании занятости. Страховщиком выступает правительство Японии. Средства оплачиваются работодателями в качестве социального страхования, а также финансируются правительством [6].
Средний размер пособия составляет 2400 долл. Однако система начисления выплата достаточно
строгая, от чего многие безработные в Японии остаются без выплат. Для получения выплат должны выполняться два основных условия:
1) продолжительность последней работы должна составлять более 6 мес.;
2) период занятости должен быть застрахован. Выплата взносов должна быть не менее 12 мес. подряд.
Кроме того, играет роль, по какой причине была потеряна работа: по собственному желанию или по решению работодателя.
Согласно Обследованию рабочей силы 2018 г., средний уровень безработицы составляет 2,4 %, а число безработных — 1,66 млн чел. Начиная с 2009 г. это значение становилось все меньше. После кризисного положения в 2009 г. уровень безработицы составлял 5,1 %, но год за годом ситуация в стране стабилизировалась. Также одним из немало важных фактов низкой безработицей является устоявшийся социальный институт труда в Японии. Быть безработным — это удар по авторитету человека, такое поведение порицается в обществе. Большая ценность устоявшихся традиций лишь укрепляет сложившуюся ситуацию.
В нашей стране проблема безработицы стоит не так остро, как в некоторых странах, и данная проблема имеет, скорее, региональный характер. В Северо-Кавказском федеральном округе уровень безработицы достигает 11,3 % (при этом уровень безработицы в России, по данным Госстата, на январь 2019 г. составляет 4,8 %). Наиболее проблемным регионом республика Ингушетия — 26,3 % безработных, что составляет 65,6 тыс. рабочего населения региона. Однако, согласно все той же статистике, в Москве и Санкт-Петербурге довольно низкий уровень безработицы — 1,2 % и 1,4 % соответственно [12]. Можно выделить ряд особенностей безработицы в России, которые основаны на исследовании отечественных ученых и статистических данных Ростат и индексов ВЦИОМ:
1) особенности общественного восприятия (тема безработицы постепенно теряет свою актуальность, но опасения населения перед возможностью увольнений сохраняются на прежнем уровне);
2) особенности регулирования (правительство фактически сняло с себя политическую ответственность за уровень занятости населения, изъяв прямые формулировки о праве каждого гражданина на труд из текста Конституции и ТК РФ и проводя политику «содействия», а не обеспечения занятости. В кризисные периоды при наличии угрозы социального взрыва, государство оказы-
вает административное давление на предприятия с целью предотвращения массовых увольнений. Это вынуждает бизнес сокращать реальное рабочее время путем административных отпусков и приостановления деятельности, что приводит к падению реальных заработных плат и уровня благосостояния всего населения страны) [7];
3) географические (региональные) особенности (российский рынок труда состоит из множества относительно самостоятельных региональных рынков, ситуация на которых, включая динамику безработицы, может значительно отличаться от общероссийских показателей; мероприятия по борьбе с безработицей должны также носить вариативный характер);
4) особенности российских безработных. Формирования социального слоя не происходит вследствие относительно небольшого уровня застойной безработицы (менее 30 %); высокой диф-ференцированности половозрастного, профессионального составов, наличия среди безработных лиц с различным уровнем образования, семейным положением, местом проживания; интегрирован-ности в различные социальные слои. На основании анализа статистических данных Росстат автор приводит портрет «среднестатистического» безработного [5]. Это чаще всего молодые люди (23 % — 30—39 лет, 19,8 % — 20—24 года, 16,1 % — 25—29 лет), мужчины (соотношение по РФ, ЦФО и ПФО в среднем 54/46 %); около половины (49 %) безработных — состоят в браке; большинство (более 60 %) проживают в городах; по уровню образования порядка 40 % безработных имеют среднее профессиональное, 29,5 % — среднее общее, 19 % — высшее образование (при чем доля лиц с высшим образованием неуклонно возрастает за последние 10 лет, что может служить индикатором несоответствия профессиональной структуры населения потребностям экономики); большинство безработных (74,4 %; 77,1 % — мужчины, 71,4 % — женщины) имеют опыт работы: 14,5 % — работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, 12,4 % — квалифицированные рабочие промышленных предприятий, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр; 9,7 % — операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин [4].
Как и в любой другой стране, в России налажена система, которая регламентирует организаторскую деятельность по обеспечению занятости граждан РФ, а также осуществляет борьбу с распространением безработицы в стране как явления.
Основным правовыми актами в этой сфере выступают закон РФ «О занятости населения Российской Федерации» № 1032-1 от 19.04.1991 и Трудовой кодекс РФ № 197-ФЗ от 30.12.2001. Согласно закону «О занятости» любой гражданин имеет право распоряжаться своим трудовым потенциалом так, как ему заблагорассудится. Помимо этого, в ст. 1 данного закона имеется упоминание о том, что отсутствие занятости у гражданина не может являться основанием для привлечения к какой-либо ответственности. Принуждение к труду в РФ запрещено законом. Об этом гласит ТК РФ в ст. 4. Стоит заметить, что «принудительный труд» имеет место быть в качестве приговора суда, вступившего в законную силу [2].
В России для получения официального статуса безработного необходимо выполнение следующих моментов:
• Не иметь работы и какого-либо заработка.
• Находится в поиске работы.
• Быть готовым приступить к работе в данный момент времени.
• Быть зарегистрированным в органах службы занятости (для этого необходим документ удосто -веряющий личность, документ об образовании и трудовая книжка, если таковая имеется).
• Не получить работу в органах занятости в течение 10 дней (причем отказ от двух предлагаемых вакансий лишает возможности получения статуса безработного) [8].
После этого специальная комиссия принимает решение о назначении статуса безработного. Получение официального статуса безработного предполагает получение пособия по безработице. В 2018 г. эта сумма составляла от 800 до 4900 р. Однако в начале 2019 года было принято решение об увлечении данного пособия в почти два раза, и в настоящий момент оно составляет от 1500 до 8000 р. (для граждан предпенсионного возраста до 11 280 р.). Данное решение сейчас весьма бурно обсуждается как экономистами страны, так и социологами, а конкретно — к каким результатам это приведет [3]. Несомненно, должен возрасти уровень безработицы в стране. Ранее граждане РФ практически не обращались в службы занятости по причине того, что весьма долгий и затянутый бюрократический момент не приносил должного результата. Помимо этого, у граждан страны отсутствует уважение к данным органам, поскольку первые считают, что биржа труда не сможет обеспечить их престижной и высокооплачиваемой работой, предлагая вместо этого работу, которую
они и сами в силах найти. Пособие по безработице в максимальном размере также не являлось дополнительной мотивацией для регистрации в органах занятости. Однако в данный момент ситуация может измениться. Многие авторы научных работ утверждают, что данное решение увеличит уровень безработицы в стране, но такое изменение будет небольшим. Они это обусловливают все тем же фактором — отсутствием авторитета органов занятости у граждан. Другим последствием такого решения может стать улучшение качества жизни в стране, поскольку это напрямую отразится на уровне дохода населения [9]. Однако опять же изменение если и возможно, то незначительное. Хоть уровень доходов населения среди остальных показателей качества жизни является основным, его изменение не принесет значительных подвижек без увеличения остальных показателей (в состав качества жизни включают около 12 показателей).
Еще одним, пока нереализованным решением по снижению уровня безработицы является внесение законопроекта о налоге на тунеядство. Руководствуясь опытом и наглядным примером Республики Беларусь, отечественные депутаты выдвинули на рассмотрение законопроект, который бурно обсуждался в первом полугодии 2019 г. [3]. В РБ такой закон действительно существовал. Декрет Президента РБ № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» вступил в силу 2 апреля 2015 г. и обязал граждан РБ, которые не участвовали в финансировании государственных расходов, выплачивать сбор в размере 20 базовых величин. По законодательству РБ в 2019 г. 1 базовая величина составляет 25,5 белорусских рублей. Таким образом, в переводе на российские рубли сумма «налога на тунеядство» в РБ составил бы 16 546,90 р. Однако в 2017 г. данный декрет был сначала приостановлен, а позднее и вовсе был заменен на декрет № 1 «О содействии занятости населения». Среди итогов действия Декрета № 3 можно отметить резкое увеличение зарегистрированных граждан в органах занятости, что существенно увеличило официальную безработицу в РБ и в разы уменьшилось количество свободных вакансий в центрах занятости. Помимо этих результатов можно отметить социальные недовольства, митинги, проходящие под лозунгами о нарушении Конституции РБ, некорректное исполнение данного правового акта, и, как отметил А. Г. Лукашенко, «некомпетентность чиновников в исполнении своих обязанностей». Все это привело к скорому приостановлению Декрета № 3.
Законопроект отечественного производства также столкнулся с градом критики. Логика данного преобразования крайне проста: снизить скрытую безработицу, при которой неофициальные безработные, имея сторонний заработок, не платят налоги и отчисления в пенсионный фонд, но при этом пользуются построенной государством инфраструктурой. По известным данным сумма такого налога колеблется от 8 тыс до 25 тыс. р. в год. Возможно, такая сумма привязана к минимальной сумме страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. По заявлению инициаторов данного законопроекта, он направлен в первую очередь на легализацию бизнеса, что приведет к официальному трудоустройству сотрудников «серых» компаний. Однако всплыли все те же проблемы, что были у союзного государства, а именно:
1) Плохая проработанность (законопроект был раскритикован во всех инстанциях, в Госдуме и Совете Федерации не нашел поддержки).
2) Недовольство граждан (проводились протесты в форме митингов, одиночных пикетов против принятия данного документа).
3) Слабая реализуемость (в парламенте было отмечено, что в настоящий момент в России 20 млн чел. находятся за чертой бедности и дополнительные налоги лишь усугубят ситуацию в стране).
На настоящий момент проект о «налогообложении безработицы» в Госдуму внесен не был. Документ не прошел процедуру согласования в Правительстве РФ. Будет ли он доработан и принят в будущем — неизвестно, как неизвестно и то, к каким результатам это приведет [15].
Таблица 3
Россия в различных мировых рейтингах
Название рейтинга Значение Место
Рейтинг стран мира по уровню процветания 57,07 (индекс процветания) 96-е из 149
Рейтинг стран мира по уровню валового внутреннего продукта 1 577, 52 млрд $ 11-е из 194
Рейтинг стран мира по уровню счастья 5,648 (индекс счастья) 68-е из 156
Рейтинг стран по уровню безработицы 4,7 % безработных 79-е из 186
Россия далека от первых мест по всем выше перечисленным рейтингам. Только уровень ВВП выделяется среди данного списка. Однако наша страна известна как нефтедобывающая страна, и большая часть ВВП принадлежит именно стоимости нефтепродуктов.
Так или иначе, Россия идет намеченным путем, наращивая темпы экономического роста, и это непо-
средственно отражается на решении вопросов безработицы. Официальная безработица не увеличивается, становиться безработным невыгодно в стране с пособием гораздо ниже прожиточного минимума (8000 р. — пособие, 11 653 р. — прожиточный минимум) и многие авторы считают такое положение дел вполне нормальным, поскольку это мотивирует граждан не быть на иждивенчестве у государства, а искать работу. Однако государство пока бессильно в борьбе со скрытой безработицей. При численности рабочей силы в 72,14 млн чел. и официально безработных 3,6 млн, по мнению Николая Волгина, доктора экономических наук, заведующего кафедрой труда и социальной политики Российской академии государственной службы при Президенте РФ, в России имеется еще около 6 млн скрытых безработных, и эта цифра только растет. Таким образом, людей, не имеющих официальной работы, около 10 млн, а это 13 % общего числа рабочей силы.
Это основное отличие российской безработицы от безработицы в Норвегии или Японии. В этих странах более приоритетна социально направленная политика. Пособие по безработице в этих странах играет весомую роль в поддержке безработных, является своего рода подушкой безопасности, которая обеспечивает граждан достойным пособием на период поиска работы. В России пособие нельзя назвать надежной опорой для незанятых. Для обеспечения собственного проживания этих денег не хватает и это подталкивает граждан искать занятость в неформальном секторе. Таким образом, государственная политика является первопричиной увеличения количества скрытых безработных.
Однако увеличение уровня пособия не решит всей проблемы, но позволит взглянуть и оценить реальную ситуацию на отечественном рынке труда. При должной поддержке государством незанятых граждан произойдет существенное сокращение объема скрытых безработных, что в свою очередь позволит по-новому взглянуть на ситуацию. Более полная информация позволит государству организовывать реально востребованные рабочие места. Некоторые политики выражают опасения по поводу осознанного перехода граждан из рядов занятых в безработные ради получения бесплатного достойного довольствия, тем самым вставая на иждивенчество у государства [13]. Однако этим опасениям не суждено сбыться, поскольку уже в настоящее время существует отработанная система, при которой невозможно находится на попечении у государства довольно продолжительное время. Как мы видим на примере «счастливых» стран, эта проблема у них не стоит, хотя уровень их пособия весьма
высок в сравнении со среднемесячным доходом в стране. В последние годы правительство нашей страны теряет авторитет среди населения по тем или иным причинам, и увеличение пособия до должного уровня способно поменять ситуацию и поменять гражданские настроения. Выращивание доверительных отношений между государством и гражданами станет вторым шагом к улучшению ситуации в стране [16].
Глобализация сегодня имеет место быть в каждой сфере, и сфера труда также не является исключением. Особенно ей подвержены наиболее развитые страны. Наблюдая опыт одних стран, другие страны используют его в рамках своей территории. Важную роль играют проблемы, которые становятся мировыми в условиях глобализации. И одной из них являются мировые кризисы, которые, в свою очередь, помимо остальных прочих негативных последствий, несут с собой безработицу. К сожалению, в настоящее время нет единой всемирной отработанной системы для предотвращения подобных последствий во всем мире. Поэтому государства справляются своими силами с помощью своих законодательных органов. Однако это приводит к разным результатам.
В статье особое внимание было уделено современному состоянию официальной безработицы в России, ее свойствам и причинам. На основе этих данных
и данных из отчета МОТ можно сделать вывод, что в России официальная безработица не является столь уж критической и прогнозы говорят о дальнейшем ее сокращении. Однако стоит понимать, что этот показатель не отражает полную картину происходящего на рынке труда. На рынке не хватает рабочих мест, удовлетворяющих современные требования соискателей. Биржа труда, как орган, регулирующий вопросы занятости населения, сегодня не востребована. В свою очередь это является причиной роста скрытой безработицы. Скрытая безработица вызывает более серьезные проблемы, среди которых — появление прослойки социально незащищенных людей. Доходы таких граждан не облагаются налогами, и государство теряет дополнительные средства в бюджет [3]. Соответственно, первоочередная задача правительства — сократить скрытую безработицу.
Сегодня меры, принятые государством, либо вовсе недейственны, либо имеют крайне небольшое значение. Репрессивный характер законопроектов, на примере введения «налога на тунеядство» на корню является неверным решением, последствия которого лишь усугубят положение в стране. Успешный опыт других стран может быть начальной точкой для внесения соответствующих коррективов и дальнейшего развития законодательства в сфере занятости населения.
Список литературы
1. Бархатов, В. И. Государство в условиях глобализации: внешнеторговый либерализм и протекционизм / В. И. Бархатов, Г. П. Журавлева, В. М. Синев. — Челябинск, 2004.
2. Плетнев, Д. А. Элементы институциональной структуры в современных корпорациях / Д. А. Плетнев, Е. В. Николаева // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — № 18 (347). — С. 111—122.
3. Кашапов, Р. Н. Безработица. Последствия безработицы / Р. Н. Кашапов // Мировая наука. — 2019. — № 4 (25). — С. 330—332.
4. Латынина, Н. А. Анализ и оценка влияния миграции в РФ на ВВП и безработицу / , Н. А. Латынина, Д. А. Латынин // Инновац. экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2018. — № 5 (31). — С. 63—75.
5. Бархатов, В. И. Проблема безработицы среди молодого поколения в России / , В. И. Бархатов, А. А. Кельдюшов // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2018. — № 12 (422). — С. 49—57.
6. Салатова, А. А. Социологические интерпретации феномена безработицы в условиях глобализации / А. А. Салатова, А. Н. Ершов // Регионология. — 2014. — № 4 (89). — С. 119—129.
7. Алле, М. Условия эффективности в экономике : пер. с фр. / М. Алле — М. : Наука для о-ва, 1998. — 304 с.
8. Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2019 года [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. — URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW. exe/Stg/d04/34.htm.
9. Одинцова, А. Л. Государство в решении проблем безработицы // Экономика и социум. — 2017. — № 5-1 (36). — С. 1060—1065.
10. Файзуллин, И. Ф. Роль государства в сокращении безработицы / И. Ф. Файзуллин // Социальное и политическое развитие Республики Башкортостан в условиях трансформации общественных отношений : сб. науч. тр. — Уфа, 2017. — С. 245—261.
11. Зайцева И. А. Безработица как одна из глобальных проблем современного мира // PolitBook. — 2017. — № 2. — С. 160—175.
12. Гребеник, Л. Г. Социальная политика государства: основные направления и тенденции развития / Л. Г. Гребеник, Е. Ю. Кравченко, И. С. Болотова // Вестн. Белгород. ун-та кооперации, экономики и права. — 2016. — № 5 (61). — С. 173—181.
13. Модели экономического роста для российской экономики / Е. А. Бирюкова, Д. А. Плетнев, В. Е. Федоров, Е. С. Бирюков // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2018. — № 12 (422). — С. 19—32.
14. Силова, Е. С. Доверие как фактор повышения устойчивости корпорации / Е. С. Силова, Д. С. Бенц // Устойчивое развитие в неустойчивом мире / ред.: В. И. Бархатов, Д. А. Плетнев. — 2014. — С. 23—27.
15. Stiglitz J. E. Employment, social justice and societal well-being // International Labour Review. — 2002. — Т. 141. — № 1—2.
16. Katz, R. Manufacturing globalization. The real sources of U.S. inequality and unemployment [Электронный ресурс] / R. Katz //Foreign affairs. — 2011. — Vol. 90, — № 6. — URL: // http://www.foreignaffairs.com/articles/136594/ richard-katz-robert-z-lawrence-michaelspence/manufacturing-globalization (дата обращения 28.08.2019).
17. Lawrence, R. Z. Productivity is the reason [Электронный ресурс] / R. Z. Lawrence // Foreign affairs. — 2011. — Vol. 90, № 6. — URL: //http://www.foreignaffairs.com/articles/136594/richard-katz-robert-zlawrence-michael-spence/manufacturing-globalization (дата обращения 28.08.2019).
18. Spence, M. Globalization and unemployment [Электронный ресурс] / M. Spence // Foreign affairs. — 2011. — Vol. 90, № 4. — URL: //http://www.foreignaffairs.com/articles/67874/michaelspence/globalization-and-unemployment (дата обращения 28.08.2019).
Сведения об авторе
Кельдюшов Алексей Александрович — аспирант, старший лаборант кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2019. No. 9 (431). Economic Sciences. Iss. 66. Pp. 225—234.
BEST PRACTICES IN UNEMPLOYMENT MANAGEMENT IN ECONOMIC
POLICY
A.A. Keldyushov
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk. Russia. [email protected]
In the process of integration of states in various fields of activity, not only positive consequences arise, but also negative ones. The phenomenon of unemployment and its growing growth rates are more likely to belong to the second group. The study of how globalization processes affect the level of employment in various countries today is very relevant worldwide. The purpose of the article is to analyze the impact of integration processes on the international labor market, to study legislation and experience in the field of employment of citizens in the context of the globalization of states such as Norway and Japan, and highlight those points that Russia could use on its territory. The choice of countries is based on their leadership in world rankings characterizing the high level of well-being of these states and, at the same time, a fairly low level of unemployment. Particular attention is paid to the problem of unemployment in Russia. Its features and the reasons for its occurrence were demonstrated. The increase in hidden unemployment in the country is noted as a separate problem, and with what it is connected. Summing up, the author draws conclusions on the impact of globalization on the world community and, in particular, on unemployment, and analyzes how foreign experience can help improve the situation on the domestic labor market.
Keywords: Unemployment, globalization, unemployment benefits, labor protection.
References
1. Barkhatov V.I. Gosudarstvo v usloviyakh globalizatsii: vneshnetorgovyy liberalizm i protektsionizm [The state in the context of globalization: foreign trade liberalism and protectionism]. Chelyabinsk, 2004. (In Russ).
2. Pletnev D.A., Nikolayeva Ye.V. Elementy institutsional'noy struktury v sovremennykh korporatsiyakh [Elements of the institutional structure in modern corporations]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo univer-siteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 2014, no. 18 (347), pp. 111-122. (In Russ.).
234
A. A. KenbdmmoB
3. Kashapov R.N. Bezrabotitsa. Posledstviya bezrabotitsy [Unemployment. The consequences of unemployment]. Mirovaya nauka [World Science], 2019, no. 4 (25), pp. 330-332. (In Russ.).
4. Latynina N.A., Latynin D.A. Analiz i otsenka vliyaniya migratsii v RF na VVP i bezrabotitsu [Analysis and assessment of the impact of migration in the Russian Federation on GDP and unemployment]. Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya [Innovative economy: prospects for development and improvement], 2018, no. 5 (31), pp. 63-75. (In Russ.).
5. Barkhatov V.I., Kel'dyushov A.A. Problema bezrabotitsy sredi molodogo pokoleniya v Rossii [The problem of unemployment among the young generation in Russia]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 2018, no. 12 (422), pp. 49-57. (In Russ.).
6. Salatova A.A Sotsiologicheskiye interpretatsii fenomena bezrabotitsy v usloviyakh globalizatsii [Sociological interpretations of the phenomenon of unemployment in the context of globalization]. Regionologiya [Regionology]. 2014, no. 4 (89), pp. 119-129. (In Russ.).
7. Alle M. Usloviya effektivnosti v ekonomike [Conditions of efficiency in the economy]. - Moscow, Nauka dlya o-va, 1998. Bibliogr.: pp.292-299. (In Russ.).
8. Zanyatost' i bezrabotitsa v Rossiyskoy Federatsii v yanvare 2019 goda [Elektronnyy resurs] Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/34.htm (In Russ.).
9. Odintsova A.L. Gosudarstvo v reshenii problem bezrabotitsy[The state in solving the problems of unemployment]. Ekonomika i sotsium [Economics and society], 2017, no. 5-1 (36), pp. 1060-1065. (In Russ.).
10. Fayzullin I.F. Rol' gosudarstva v sokrashchenii bezrabotitsy / V sbornike: Sotsial'noye i politicheskoye raz-vitiye Respubliki Bashkortostan v usloviyakh transformatsii obshchestvennykh otnosheniy Sbornik nauchnykh trudov. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii. Federal'noye gosudarstvennoye byudzhetnoye obrazovatel'noye uchrezhdeniye vysshego obrazovaniya «Ufimskiy gosudarstvennyy aviatsionnyy tekhnicheskiy universitet» . Ufa, 2017. Pp. 245-261. (In Russ.).
11. Zaytseva I.A. Bezrabotitsa kak odna iz global'nykh problem sovremennogo mira [Unemployment as one of the global problems of the modern world]. PolitBook [PolitBook], 2017, no. 2, pp. 160-175. (In Russ.).
12. 12) Grebenik L.G., Kravchenko Ye.YU., Bolotova I.S. Sotsial'naya politika gosudarstva: osnovnyye naprav-leniya i tendentsii razvitiya [Social policy of the state: the main directions and development trends]. Vestnik Belgoro-dskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki iprava [Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law], 2016, no. 5 (61), pp. 173-181. (In Russ.).
13. Biryukova Ye.A. Modeli ekonomicheskogo rosta dlya rossiyskoy ekonomiki [Economic growth models for the Russian economy]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2018, no. 12 (422), pp. 19-32. (In Russ.).
14. Silova Ye.S., Bents D.S. Doveriye kak faktor povysheniya ustoychivosti korporatsii [Trust as a factor in increasing the stability of a corporation]. Ustoychivoye razvitiye v neustoychivom mire. 2014. Pp. 23-27. (In Russ.).
15. Stiglitz J.E. Employment, socialjustice and societal well-being [Employment, social justice and societal well-being]. International Labour Review [International Labor Review], 2002. vol. 141. no. 1-2. (In Russ.).
16. Katz R. Manufacturing globalization. The real sources of U.S. inequality and unemployment. Foreign affairs. N.Y., 2011, vol. 90, no. 6. Rezhim dostupa: // http://www.foreignaffairs.com/articles/136594/richard-katz-rob-ert-z-lawrence-michaelspence/manufacturing-globalization (accessed 28.08.2019).
17. Lawrence R. Z. Productivity is the reason. Foreign affairs. N.Y., 2011, vol. 90, no. 6. - Rezhim dostupa: // http://www.foreignaffairs.com/articles/136594/richard-katz-robert-zlawrence-michael-spence/manufacturing-glo-balization (accessed 28.08.2019).
18. Spence M. Globalization and unemployment. Foreign affairs. N.Y., 2011, vol. 90, no. 4. - Rezhim dostupa: //http://www.foreignaffairs.com/articles/67874/michaelspence/globalization-and-unemployment (accessed 28.08.2019).