Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕДОВОГО МИРОВОГО ОПЫТА И ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОРНОЛЫЖНЫХ КУРОРТАХ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕДОВОГО МИРОВОГО ОПЫТА И ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОРНОЛЫЖНЫХ КУРОРТАХ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
горнолыжный курорт / безопасность / горнолыжная трасса / лавинная опасность / спасательная служба / обучение персонала / искусственный интеллект / ski resort / safety / ski slope / avalanche danger / rescue service / staff training / artificial intelligence

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Риофрио Солнцева К.С.И.

Горнолыжная индустрия в России активно развивается, количество горнолыжных комплексов и баз растёт, а туристический поток увеличивается. Обеспечение надлежащего уровня безопасности на отечественных горнолыжных курортах — ключевое условие для успешного развития отрасли. Для достижения этой цели необходимо изучить опыт лучших зарубежных курортов и адаптировать его к российским условиям. Решение этой задачи требует комплексного подхода. Прежде всего, это мероприятия по обустройству трасс в соответствии с лучшими мировыми практиками, российскими правилами и нормами безопасности. Необходимо также обеспечить контроль за состоянием трасс, инфраструктуры и оборудования, проводить регулярное техническое обслуживание. Не менее значимо обеспечить защиту от лавин и опасных природных явлений, наладить работу спасательных служб и гарантировать доступность медицинской помощи. Важными аспектами являются обучение, аттестация и повышение квалификации персонала, а также своевременное информирование посетителей о состоянии склонов и мерах безопасности. Перспективным направлением в сфере безопасности является применение искусственного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USINGWORLD'S BEST PRACTICES AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES IN FIELD OF SECURITY AT NATIONAL SKI RESORTS

The ski industry in Russia is actively developing, the number of ski complexes and bases is growing, and the tourist flow is increasing. Ensuring an appropriate level of safety at domestic ski resorts is a key condition for the successful development of the industry. To achieve this goal, it is necessary to study the experience of the best foreign resorts and adapt it to Russian conditions. Solving this problem requires an integrated approach. First of all, these are measures for the arrangement of trails in accordance with the best international practices, Russian rules and safety standards. It is also necessary to ensure monitoring of the condition of trails, infrastructure and equipment, and regular maintenance. It is equally important to ensure protection from avalanches and natural hazards, to establish the work of rescue services and to guarantthe availability of medical care. Important aspects are the training, certification and professional development of staff, as well as timely informing visitors about the condition of the slopes and safety measures. A promising area in the field of security is the use of artificial intelligence.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕДОВОГО МИРОВОГО ОПЫТА И ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОРНОЛЫЖНЫХ КУРОРТАХ»

УДК 379.85

Риофрио Солнцева К.С.И.

высококвалифицированный управляющий, эксперт по развитию и продвижению туристической отрасли экономики (г. Москва, Россия)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕДОВОГО МИРОВОГО ОПЫТА И ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОРНОЛЫЖНЫХ КУРОРТАХ

Аннотация: горнолыжная индустрия в России активно развивается, количество горнолыжных комплексов и баз растёт, а туристический поток увеличивается. Обеспечение надлежащего уровня безопасности на отечественных горнолыжных курортах — ключевое условие для успешного развития отрасли. Для достижения этой цели необходимо изучить опыт лучших зарубежных курортов и адаптировать его к российским условиям. Решение этой задачи требует комплексного подхода. Прежде всего, это мероприятия по обустройству трасс в соответствии с лучшими мировыми практиками, российскими правилами и нормами безопасности. Необходимо также обеспечить контроль за состоянием трасс, инфраструктуры и оборудования, проводить регулярное техническое обслуживание. Не менее значимо обеспечить защиту от лавин и опасных природных явлений, наладить работу спасательных служб и гарантировать доступность медицинской помощи. Важными аспектами являются обучение, аттестация и повышение квалификации персонала, а также своевременное информирование посетителей о состоянии склонов и мерах безопасности. Перспективным направлением в сфере безопасности является применение искусственного интеллекта.

Ключевые слова: горнолыжный курорт, безопасность, горнолыжная трасса, лавинная опасность, спасательная служба, обучение персонала, искусственный интеллект.

Введение.

Динамика развития горнолыжной индустрии в России характеризуется значительным ростом туристического потока и увеличением количества

горнолыжных комплексов и баз [2, 11, 15, 18, 19, 20, 22]. За последние годы туристический поток на российских курортах вырос с 4,5 до более 6 миллионов человек в год. В России действует около 300 горнолыжных комплексов и баз с различной инфраструктурой, а также около 1400 горнолыжных трасс и 800 канатных дорог. Одним из ключевых требований дальнейшего успешного развития отрасли является обеспечение безопасности на национальных горнолыжных курортах [3, 4, 11, 12, 21]. Это важно по следующим причинам:

• Защита здоровья и жизни отдыхающих. Реализация требований безопасности предотвращает несчастные случаи, связанные с травмами, падениями и столкновениями с другими катающимися. Это помогает сохранить здоровье и жизнь отдыхающих.

• Соблюдение законодательства. Соблюдение правил и норм безопасности является обязательным для горнолыжных курортов и обеспечивает соответствие законодательству.

• Создание приятной атмосферы. Безопасность способствует созданию приятной атмосферы на курорте, привлекая больше посетителей и увеличивая доходы.

• Улучшение репутации курорта. Безопасный курорт привлекает больше посетителей, что улучшает репутацию курорта и увеличивает его популярность.

• Удовлетворение потребностей клиентов. Безопасность удовлетворяет потребности клиентов, обеспечивая комфортное и приятное катание, что способствует повторным посещениям и положительным отзывам.

Руководство горнолыжного курорта должно проводить следующие мероприятия по обеспечению безопасности:

1. Выполнить комплекс мероприятий по обустройству трасс в соответствии с лучшими мировыми практиками, российскими правилами и нормами безопасности

2. Следить за состоянием трасс, инфраструктуры и оборудования, проводить регулярное техническое обслуживание.

3. Обеспечить защиту от лавин и опасных природных явлений.

4. Организовать работу спасательной службы и обеспечить доступность медицинской помощи.

5. Обучать, аттестовывать и повышать квалификацию персонала для обеспечения требуемого уровня безопасности.

6. Обеспечивать своевременное информирование посетителей о состоянии склонов и мерах безопасности.

Комплекс мероприятий по обустройству трасс [7, 8, 10].

Горнолыжная трасса — это спуск со склона, открытый для лыжников или сноубордистов, построенный, размеченный, оборудованный, обслуживаемый, патрулируемый и защищаемый от горных опасностей руководством горнолыжного курорта.

Горнолыжный маршрут — это спуск со склона, открытый для лыжников или сноубордистов, построенный, размеченный и защищаемый от горных опасностей (лавин), но не оборудованный и не всегда патрулируемый.

Горнолыжный путь для зимних видов спорта - это размеченный и открытый путь, предназначенный для катания на лыжах и сноуборде, представляющий собой участок спуска или соединение горнолыжных трасс.

Остальные зоны горнолыжной территории - это зоны для фрирайда, не находящиеся под наблюдением.

Рассмотрим варианты классификации трасс [14]. Швейцарская классификация представляется особенно актуальной для России. Ее основные преимущества заключаются в том, что имеются только три цвета трасс («черные», «красные» и «синие»), которые понятны посетителям. Отсутствие «зеленых» трасс позволяет не предлагать такой тип трасс в зоне, поскольку реальная обстановка редко позволяет реализовать это на практике. Это также ограничивает ответственность оператора. Взамен «зеленых» трасс на горнолыжной территории эффективно создавать четко обозначенные зоны для начинающих или другие с въездными воротами.

Идея маршрута интересна, поскольку четко определяет обязанности оператора, ограничивая его вмешательство в центральную разметку, защиту от лавин и удаление искусственных препятствий. Это безопасная зона фрирайда, которую можно открывать или закрывать.

Основным критерием является топография. Классификация сложности производится в нормальных условиях. Посетители должны быть в курсе, что неблагоприятные погодные и снежные условия повышают сложность трассы. Менее сложная трасса должна иметь отклонение (выход) на более сложную трассу. От французской системы следует сохранить необходимость разграничений с названием трассы и нумерацией от нижней к верхней части трассы, что облегчает определение места происшествия. Простыми и эффективными являются также используемые во Франции флуоресцентные маркеры на верхней части опор справа от трассы.

Разъяснение разметки, основных знаков и дизайна трасс при помощи цветов следует обязательно включить в карты, располагаемые в исходной точке основных подъемников курорта, и на карте трасс, последовательно на всех информационных носителях.

Принципы маркировки лыжных трасс, маршрутов и дорожек.

Лыжные трассы, маршруты и дорожки должны быть четко обозначены и защищены от возможных опасностей в горах. Маркировка служит двум целям: обеспечивает безопасность и помогает ориентироваться на территории курорта.

Склоны, маршруты и лыжные дорожки маркируются таким образом, чтобы посетители могли легко найти дорогу к нижней станции подъемника или к курорту, даже если видимость плохая. Любой посетитель на верхней станции подъемника должен понять, какие типы склонов (лыжные трассы или маршруты) ему доступны и каков их уровень сложности. В соответствии с классификацией склоны маркируются синими, красными или черными столбами. Каждая сторона склона маркируется, маркировка одинакова для всей объединенной зоны катания.

В верхней части столбов, расположенных справа от спуска, есть флуоресцентная полоса. Это позволяет посетителям понять, где находятся границы спуска, даже если видимость плохая. Система маркировки подробно описана в брошюрах, лыжных картах и на информационных стендах, предоставленных администрацией курорта.

Лыжные маршруты маркируются желтыми столбами, расположенными посередине маршрута. Все критические места лыжных трасс (пересечения, развилки) должны быть четко обозначены, при необходимости — специальными знаками. Круговые разграничения с названием лыжной трассы и числами от основания до вершины спуска располагаются по одну сторону спуска (заменяя столб), чтобы знак всегда был виден (при нормальных условиях видимости). На этих круговых разграничениях должен быть указан номер телефона неотложной спасательной службы курорта.

Система маркировки должна контролироваться и поддерживаться в рабочем состоянии в течение всего сезона, а также специально проверяться после расчистки и снегопада.

Определение границ горнолыжной зоны и зоны фрирайда.

Создание безопасных и размеченных маршрутов — оптимальный вариант. Они предназначены только для опытных лыжников и сноубордистов. За пределами размеченных зон оператор не обязан обеспечивать безопасность и не несёт ответственности.

Необорудованные трассы доступны и используются под личную ответственность посетителей. Лыжные патрули будут предотвращать доступ в опасные зоны, например, из-за риска схода лавины или работ обслуживающего персонала курорта (провоцирование схода лавин, перемещение снегоуборочных машин лебёдкой и т. д.).

Демаркационные и информационные панели должны быть логичными, чтобы посетители случайно не попали на «дикую» трассу или в зону фрирайда. В опасных местах нужно размещать жёлтые предупреждающие знаки с текстом: «Дальше вы катаетесь самостоятельно — зоны не размечены, не

контролируются, есть риск (схода лавины, провала в трещину, падения со скалы и т. д.)». Границы размеченных трасс можно обозначать естественными преградами, например, опушками леса, насыпями и т. п., чтобы меньше использовать специальное оборудование.

Каждый оператор горнолыжной зоны должен иметь систему указателей с понятной информацией для защиты и инструктажа посетителей. Указатели должны быть видны в кабинах канатных дорог и легко читаемы при обычной видимости, а также освещены для ночных посетителей.

Важным аспектом обустройства трасс является установка заградительных сооружений:

• Ветрозащитные барьеры. Древесина является наиболее распространенным материалом для создания ветрозащитных барьеров. Ее основное преимущество — цена. Деревянные заборы — самое дешевое, экологичное и прочное решение.

• Сети. Производители сетей наладили серийный выпуск снеговых заборов из пластиковых материалов. Их преимуществом является мобильность, то есть простота переноса по стратегическим зонам. Однако сети являются более дорогостоящими и менее прочными по сравнению с деревянными заборами. Обычно используют два типа сетей высотой 100 см или150 см.

• Живые снеговые заборы. Третьим вариантом является посадка деревьев (елей или других хвойных деревьев) в стратегических зонах для создания снегового барьера. Не следует использовать лиственные деревья по очевидным причинам. Основным недостатком является время, необходимое для получения эффективного барьера.

• Снеговые заборы. Для того чтобы удерживать снег на леднике, где ветер бывает очень сильным, операторы горнолыжных территорий ставят снеговые заборы, создавая снеговые рвы при помощи снегоукладчиков. Это помогает удерживать снег в течение зимы для катания в летнее время.

Предупреждение риска падения.

На трассах должны быть обозначены крутые склоны, вертикальные обрывы и сложные участки. Для предотвращения падения лыжников необходимо установить специальные ограждения, например, барьеры и защитные сетки. Мосты и другие конструкции, предназначенные для упрощения маршрута, также должны быть оснащены системами защиты от падения. На лыжных трассах, проходящих по ледникам, необходимо обозначить наличие трещин. Участки трасс, которые проходят над зонами трещин, должны быть оборудованы специальной системой защиты от падения.

Контроль и обслуживание трасс, инфраструктуры и оборудования при эксплуатации.

Модель обслуживания и контроля трасс.

Осмотр и техническое обслуживание трасс в зимний период должно быть постоянным и соответствовать изложенным законодательным требованиям и ожиданиям клиентов [1]. Обучение персонала, назначенного для выполнения этой задачи, необходимо адаптировать соответствующим образом.

Должны быть введены строгие правила относительно перемещения снегоуборочных машин и снегоходов.

Снегоходы, которые разрешается использовать на трассах в течение дня (в частности, для аварийно-спасательных служб), должны оснащаться оборудованием, которое позволит пользователям обнаружить такие транспортные средства, а также обеспечит безопасность водителей (сирена, устройства световой сигнализации, ремешок на запястье для аварийного выключения двигателя, заступ торможения отката).

Предупреждение рисков.

Для эффективного использования лыжных трасс необходимо поддерживать их в хорошем состоянии в течение всего дня [5, 9]. Следует обозначать и ограждать неподвижные препятствия, такие как фундаменты, пилоны, снежные пушки, сети, насыпи, пни и деревья, узкие проезды, скалы и откосы, чтобы они не представляли опасности для лыжников и сноубордистов.

Эти препятствия должны быть, по крайней мере, маркированы и ограждены защитными покрытиями или другими приспособлениями.

Обязательства по обеспечению безопасности должны распространяться на лыжную трассу и двухметровую полосу с каждой стороны от неё. Если трасса расширяется, территория действия обязательств по обеспечению безопасности также увеличивается. Обслуживание также включает инфраструктуру лыжной трассы, такую как тоннели и мосты.

На лыжных маршрутах необходимо устранить или должным образом маркировать помехи, вызванные деятельностью человека рядом со столбами. Однако лыжники должны учитывать наличие природных немаркированных препятствий. Маркировка и обозначение должны контролироваться и на лыжных маршрутах.

Трассы должны ежедневно готовиться к использованию снегоуборочными машинами, особое внимание следует уделять зонам для начинающих. Повторная расчистка во время обычных часов открытия не обязательна и даже не рекомендуется.

Кочки на трассе должны оцениваться в зависимости от сложности трассы и позиции курорта. Участки с замерзшим снегом или недостатком снега требуют особого ухода и внимания со стороны персонала. Необходимо принять соответствующие меры, чтобы избежать несчастных случаев.

Если стандартные снегоуборочные машины не используются вне расписания обычного открытия горнолыжного курорта, следует принять специальные меры: временно закрыть лыжную трассу, проинформировать посетителей и обеспечить надзор с помощью лыжных патрулей, а также использовать специальные средства, такие как баннеры и осветительные системы.

Барабанные машины можно применять только тогда, когда лыжная трасса и прилегающая территория закрыты. Опасные участки следует обозначить с помощью приспособлений желто-черного цвета, таких как столбы, баннеры или знаки. Размещение рекламы на знаках, указывающих на

опасность, запрещено. Знаки, предупреждающие об опасности, устанавливают и убирают в зависимости от существующих в данный момент очевидных рисков. Тоннели и узкие проезды должны быть отмечены знаком, предупреждающим об опасности.

Места пересечения лыжных трасс необходимо обозначить специальным знаком, а сам участок обезопасить с помощью системы ограничения скорости, которая может быть организована в виде зигзага. Если на этапе проектирования зоны катания невозможно полностью исключить пересечения с дорогой общественного транспорта или канатным подъёмником, эти места должны быть обозначены знаком, предупреждающим об опасности, и защищены системой ограничения скорости.

Открытие и закрытие трасс: процедуры, безопасность и ответственность.

Обязанность по обеспечению безопасности оператора горнолыжного курорта действует в течение всего периода работы подъемников. Менеджер трасс (или начальник службы безопасности) отвечает за открытие и закрытие трасс, опираясь на работу лыжных патрулей, а также руководителей секторов. Он принимает решение на основе фактов и своего профессионального суждения, особенно при рассмотрении рисков схода лавин, укладки снега, результатов проверок состояния демаркации трасс лыжными патрулями, отсутствия ловушек на трассах и наличия необходимого оборудования для обеспечения безопасности. Настоятельно рекомендуется проведение контроля всех трасс лыжными патрулями перед их открытием.

Распространение информации и отслеживание всех элементов, относящихся к открытию и закрытию трасс, имеет первостепенное значение с точки зрения информирования посетителей и при установлении ответственности за несчастные случаи. Поэтому крайне важно организовать и обеспечить сбор всех этих данных в режиме реального времени по модели «командного центра» или «диспетчерской», которая отвечает за выполнение данной задачи на французских курортах.

Трасса должна быть закрыта, если безопасность пользователей больше не гарантируется. В середине дня закрытие трассы осуществляется при помощи сетки, перекрывающей вход, и баннера достаточного размера с надписью «Трасса закрыта». В конце дня, после остановки подъемников или закрытия трассы руководитель службы безопасности и его сотрудники должны удостовериться, что на трассах никого не осталось.

Проводится окончательная проверка трассы. С учетом размера горнолыжного курорта, в дополнение к лыжным патрулям, в решении этой задачи могут помогать и другие компетентные сотрудники, оснащенные переговорными устройствами.

Начальник службы безопасности должен убедиться в том, что менеджеры горных ресторанов и организаторы мероприятий были осведомлены и полностью осознают свою ответственность в отношении безопасного спуска своих посетителей вне обычных часов работы горнолыжного курорта, и подтвердить это в письменной форме.

Внедрение современных технологий искусственного интеллекта (ИИ) позволит значительно повысить уровень безопасности при обустройстве, контроле и обслуживании трасс, инфраструктуры и оборудования в процессе эксплуатации благодаря использованию [13, 17]:

• анализа данных (ИИ обрабатывает информацию с камер и отправляет данные о любых нештатных ситуациях на рабочее место оператора ситуационного центра в виде тревожного сообщения с указанием места опасности),

• системы обнаружения опасных ситуаций (ИИ способен обнаруживать забытые и подозрительные предметы, фиксировать случаи вандализма, кражи имущества и конфликты),

• контроля состояния канатных дорог (ИИ анализирует данные о наклоне деревьев, состоянии канатных дорог и подъёмников, а также отслеживает движение подъёмников).

• удалённого мониторинга и диагностика оборудования (ИИ анализирует данные с датчиков и выявляет возможные проблемы на ранней стадии, что позволяет предотвратить аварии и дорогостоящий ремонт).

Защита от лавин и опасных природных явлений.

Первостепенное значение имеет стратегическое планирование всей системы защитных сооружений, особенно от лавин [11]. Это является наиболее актуальной задачей. Требуется превентивный подход к контролю над стихией с использованием всех доступных методов и комбинации разных подходов. Это поможет предотвратить негативные последствия неправильного управления рисками схода лавин.

Европейский опыт [1, 14] свидетельствует о том, что стоимость мероприятий по предупреждению стихийных бедствий потенциально ниже экономических убытков от закрытия курорта, прерывания обслуживания клиентов, ущерба, разрушений и даже летальных случаев.

Для установки защитных сооружений необходим квалифицированный персонал. На начальном этапе строительства определяются ключевые аспекты, после чего, по мере углубления в процесс и получения дополнительной информации, в проект постепенно вносятся коррективы. Для достижения оптимального уровня безопасности требуется слаженная работа всех участников: представителей власти, собственников, инвесторов и менеджеров.

Безопасность всегда стоит на первом месте, поэтому ключевой баланс достигается через соотношение времени и эффективности, эффективности и безопасности пользователей, удобства пользователей и инвестиционных затрат на системы удалённого мониторинга и постоянные защитные системы. Помимо устранения риска схода лавин, представляющего угрозу для инфраструктуры, необходимо учитывать возможность схода лавин, которые потенциально могут достичь и обустроенных горнолыжных трасс.

Оптимальным подходом к управлению повседневными ситуациями является участие людей — ключевого элемента системы безопасности. Этот процесс должен опираться на правильную организационную структуру

(противолавинные защитные системы), ресурсы (защитные системы, персонал), знания (информация о погоде и прогнозы), опыт и подготовку. Иначе говоря, новому горнолыжному курорту на начальных этапах (ещё на стадии строительства) потребуется противолавинная команда, состоящая из подготовленных и опытных специалистов (их квалификация постоянно растёт) под руководством квалифицированных и ответственных сотрудников, отвечающих за безопасность и имеющих все необходимые полномочия для принятия решений. Эта команда будет интегрирована в операционный состав лыжного курорта вместе с лыжными патрулями, спасателями и снегоуборщиками и не должна подчиняться внешним структурам.

В связи с этим можно предложить следующие основные рекомендации:

• Разработка проектов новых территорий, интегрируемых в лыжный курорт, должна осуществляться в рамках общего плана управления для координации и оптимизации ресурсов безопасности, включая меры по предотвращению стихийных бедствий.

• Законодательно требуется проведение обязательного анализа всех возможных стихийных бедствий и угроз до начала строительства канатных дорог. Это исследование должно выполняться опытными специалистами-противолавинщиками, которые выполнят необходимые этапы работ: историческое обоснование, полевые наблюдения и интерпретацию результатов, а также цифровое моделирование для количественного определения нагрузок. Затем это исследование должно быть утверждено соответствующими органами, а его реализация должна контролироваться в процессе реализации проекта.

• Необходимо обеспечить строительство безопасной зоны для снегонакопительных резервуаров, так как они являются специфическими структурами, потенциально опасными для расположенных ниже конструкций. Обычно уровень безопасности повышается для избежания комбинированной угрозы «лавина + паводок». В отношении лыжных подъёмников законодательно требуется проведение специального анализа природных

явлений специалистами-противолавинщиками. Этот анализ должен быть подкреплён требованиями к водопользованию.

Учитывая, что Россия и бывший СССР на протяжении длительного времени занимались изучением лавин, необходимо провести анализ существующих баз данных и карт, определить их актуальность, формат и области исследования. Это позволит обновить и расширить систему мониторинга лавин, а также создать более полную базу данных, включающую информацию о наиболее динамично развивающихся горнолыжных зонах и горных регионах. Ключевые аспекты такого анализа:

• Определение ответственных лиц и ключевых участников процесса.

• Установление порядка наблюдения, обеспечивающего однородность, последовательность и достоверность данных с использованием современных технологий, таких как ГЛОНАСС, ГИС и другие.

• Разработка требований к созданию цифровой топографии, включающей наблюдение за максимальными случаями спуска лавин.

• Проведение экспертной оценки потенциальных спусков лавин, что даст дополнительные преимущества.

• Создание обширной базы данных, содержащей информацию обо всех рассмотренных случаях, включая фотографии, отчёты об ущербе и прочее.

Чётко определённое пороговое значение допустимого риска имеет большое значение для разработки защитных сооружений и методов смягчения последствий. Эти параметры должны соответствовать российским техническим стандартам и аналогичным международным нормам, таким как Еврокод (Еигосоёе) [14].

Уровни риска следует соотносить с различными типами конструкций, такими как опоры подъёмников, станции подъёмников и инфраструктура курорта. Важно правильно классифицировать нагрузки в зависимости от их характера (переменные, случайные и т. д.).

Данные, используемые для создания карт лавиноопасных зон, должны быть актуальными и постоянно обновляться, так как они служат основой для прогнозирования погоды и оценки опасности схода лавин.

Для специализированных проектов и разработки горных систем, таких как Северо-Кавказская, необходимо разработать систему прогнозирования, оповещения и спасения. Оптимальным решением является использование автоматических метеостанций, размещённых в соответствии с рельефом местности и географическим положением. Также возможно прямое подключение веб-камер для мониторинга погодных условий и состояния склонов.

Совершенствование систем и механизмов для принудительного спуска лавин требует сосредоточения усилий и освоения новых технологий. Использование взрывчатых веществ является ключевым фактором для искусственного обрушения лавин, однако местные организации должны принимать решения на местах.

Приоритетной задачей является обеспечение долгосрочного использования ручных зарядов в рамках действующего законодательства. Ручной заряд системы «Секубекс®» может служить хорошим компромиссом в российских условиях, учитывая простоту требований к хранению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сертифицированные системы для спуска лавин уже доступны на российском рынке, и для повышения эффективности процесса выбора подходящих систем необходимо усовершенствовать процедуру составления перечня возможных вариантов, чтобы избежать корректировок после утверждения.

Использование искусственного интеллекта для анализа лавинной опасности на горнолыжном курорте позволит повысить уровень безопасности и комфорта для отдыхающих, а также снизить риски возникновения лавин. ИИ может быть использован для:

• сбора данных (анализ исторических данных о лавинных событиях, включая информацию о погодных условиях, снеге, рельефе местности и активности лыжников),

• создания модели, позволяющей предсказывать вероятность возникновения лавин на основе собранных данных и текущих погодных условий,

• визуализации (создание карт и графиков, показывающих зоны риска и степень лавинной опасности на курорте),

• уведомления и предупреждения отдыхающих (автоматическая отправка уведомлений и предупреждений о лавинной опасности на мобильные устройства лыжников и персонала курорта),

• подготовки рекомендации по выбору безопасных маршрутов и времени для катания на основе анализа лавинной опасности.

Организация работы спасательной службы и обеспечение доступности медицинской помощи [11, 14].

Необходимо создать сеть спасательных станций, которые войдут в состав профессионального многоцелевого лыжного патруля спасателей. Эта служба будет заниматься спасением людей, а также выполнять такие задачи, как открытие и закрытие трасс, патрулирование территории, информирование посетителей, маркировка трасс и проведение взрывных работ для предотвращения схода лавин. Работа этих групп на снегу должна координироваться с работой команды, отвечающей за подготовку трасс, генератора снега и водителей гусеничных машин. Обмен информацией между специалистами имеет решающее значение для эффективного управления процессом оснежения и снегоукладки.

Необходимо создать службу, где менеджер трассы будет отвечать за технический снег. Он должен иметь предписание и номер телефона для вызова в случае необходимости. Этот специалист будет координировать работу по оснежению, снегоукладке и оказанию первой помощи. В его команде должны

быть специалисты разных профилей, включая тех, кто проводит взрывные работы при сходе лавин.

Эта служба должна тесно сотрудничать с другими службами курорта, включая горнолыжные подъёмники (открытие, закрытие, эвакуация), а также с отделом обслуживания клиентов (маркетинг, информация). Следует регулярно проводить короткие и специальные оперативные совещания для обмена идеями между менеджерами служб. Во время этих встреч каждая служба сможет рассказать о своих потребностях, чтобы лучше понимать друг друга и при необходимости объединять ресурсы и информацию.

Менеджер по подъёму горнолыжников и менеджер по безопасности (а также их помощники) должны работать вместе в случае эвакуации с канатных дорог. Их обязанности должны быть оптимально распределены в зависимости от навыков: одни отвечают за спасательные работы в горах, а другие — за приём и сопровождение людей на земле.

Целесообразно создать организацию, которая будет копировать отдельные аспекты швейцарской системы применительно к сигнальным стандартам и рекомендовать интегрировать правила надлежащего поведения в законодательство.

Что касается территориального планирования больниц и организации государственных или частных служб (врачей, вертолётов скорой помощи), применимы следующие рекомендации.

Первичная транспортировка пострадавших должна осуществляться оператором горнолыжного курорта. Спасательная служба должна быть бесплатной и включена в стоимость ски-пасса. Транспортные средства могут быть разными, включая авиацию, если требуется спасение на лыжной трассе или открытом маршруте.

Желательно разместить медицинский кабинет у подножия трасс, чтобы можно было легко добраться до него на санях или подъёмнике. Рекомендуется, чтобы все новые курорты в России имели медицинский кабинет у основания трассы. Этот медпункт должен быть готов оказывать неотложную

медицинскую помощь отдыхающим и организовывать их транспортировку в специализированную клинику наземным или воздушным транспортом. В штате медпункта должно быть минимум два врача.

Врачи, работающие на трассах, должны уметь проводить реанимационные мероприятия. Если врачи курорта также обучены реанимации, они могут оказывать помощь на месте, используя любое средство передвижения (лыжи, снегоходы), если это необходимо.

Если у подножия трассы нет медицинского кабинета, ответственность за передачу пострадавших в ближайшую медицинскую структуру лежит на операторе курорта. Особенно это касается случаев, когда медицинский центр расположен близко к подножию трассы или когда оператор заключил договор с бригадой скорой помощи.

Необходимо обеспечить достаточное количество оборудования и транспортных средств (простых или специализированных), чтобы пострадавшие не ждали более 20 минут у подножия трассы, прежде чем им окажут помощь.

Регионы должны обеспечить наличие медицинского центра с возможностью лечения наиболее распространённых травм, полученных во время занятий зимними видами спорта, в пределах 30 минут езды от подножия горнолыжных подъёмников. Центр должен работать круглосуточно.

На горнолыжном курорте необходимо разместить достаточное количество пунктов оказания первой помощи в удобных местах. Они должны быть расположены на основных пиках и вблизи верхних станций подъёмников. Это позволит лыжному патрулю:

• быстро добираться до места происшествия (время прибытия к пострадавшему не должно превышать 10 минут),

• оказывать медицинскую помощь при лёгких травмах и обеспечивать комфорт гостям (пункты должны быть оборудованы местами для отдыха и обогрева, минимальная площадь каждого пункта составляет 12 м2),

• хранить необходимое оборудование и спасательные средства,

• информировать гостей о состоянии снежного покрова, режиме работы, опасностях и маршрутах.

Лыжный патруль должен быть заметен и доступен для гостей в любую погоду. Медицинские пункты также могут служить контрольно-пропускными пунктами при сходе лавины.

Лыжный патруль должен всегда находиться на виду и поддерживать контакт с лыжниками вне зависимости от погоды. Медицинские пункты также могут служить контрольно-пропускными пунктами при сходе лавины.

Рекомендуется также усилить меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим в горах на федеральном уровне и в регионах. Это поможет обеспечить своевременное оказание помощи людям, получившим травмы как на горнолыжных трассах, так и в других горных районах.

Медицинская помощь может быть оказана по инициативе оператора горнолыжного курорта в случае серьёзных травм на трассе или за её пределами, когда обычные средства передвижения (сани, доски, подъёмники) могут ухудшить состояние пострадавшего, или при необходимости срочного медицинского вмешательства, или в случае масштабной чрезвычайной ситуации (например, сход лавины, требующий поиска потенциальных пострадавших, эвакуация с помощью автовышки и т. д.).

Также медицинская помощь должна быть оказана при получении сигнала от пострадавшего или свидетелей напрямую в областную спасательную службу. Региональные службы МЧС должны быть обучены оказанию скорой медицинской помощи и иметь возможность использовать один или несколько вертолётов, адаптированных для спасательных работ в горах. Вертолёты будут управляться общественными аварийно-спасательными службами или частными операторами. Важно обеспечить быстрое взаимодействие между общественными аварийно-спасательными службами и станциями сервиса горнолыжных курортов.

Применение ИИ для улучшения работы спасательной и медицинской служб на горнолыжном курорте будет способствовать повышению

эффективности, снижению рисков для отдыхающих и улучшению общей безопасности. ИИ может анализировать данные о погодных условиях, состоянии снега, лавиноопасности и другую информацию, предоставляя прогнозы и рекомендации для спасателей. Он также может использоваться для создания обучающих программ и симуляций, управления ресурсами и разработки алгоритмов для быстрого определения местоположения пострадавших и направления спасательных команд. Обработка данных с медицинских приборов обеспечит быструю оценку состояния пострадавших и предоставление рекомендаций по оказанию первой помощи.

Обучение, аттестация и повышение квалификации персонала.

Для обеспечения высокого уровня безопасности на горнолыжном курорте важно, чтобы ключевые должности занимали квалифицированные специалисты [6]. Менеджер склона должен иметь опыт работы в подготовке склонов, знать территорию курорта, процесс подготовки склонов летом, метеорологию и другие аспекты. Менеджеры территории отвечают за водителей снегоукладчиков и собственное вождение техники, а также участвуют в ежедневной подготовке склонов. Они должны знать местность, варианты обработки снега, метеорологию и обладать хорошими навыками вождения. Базовые знания о производстве снега будут преимуществом.

Сотрудники, занимающиеся оснежением, должны иметь глубокие знания о производстве снега, использовании систем оснежения, метеорологии и подготовке склонов. Они должны иметь опыт использования снегоходов и снегоукладчиков. Отделы оснежения и подготовки склонов должны эффективно взаимодействовать для обеспечения качественной подготовки склонов.

Обучение персонала имеет большое значение, поэтому его нельзя игнорировать. Прохождение двухдневной начальной программы обучения, включающей теоретические и практические занятия, является обязательным для приёма на должность снегоукладчика. Кроме того, снегоукладчики должны

обучаться катанию на лыжах или сноуборде для проверки качества подготовленной поверхности.

Необходимо установить стандарты профессии лыжного патрульного первой помощи [14], соответствующие международным требованиям, принятым во Франции, Швейцарии или США, и подтверждать их сертификатами и дипломами. Федеральный учебный центр должен организовать стандартизированное обучение в России по образцу французских (ENSA) или швейцарских (RMS) программ.

Лыжные патрульные первой помощи должны быть готовы выполнять различные задачи, такие как спасение, наблюдение за уровнем снега и погодой, а также предотвращение и ликвидация последствий схода лавин. Они также участвуют в эвакуации с помощью канатных дорог и спасают людей вне трасс.

Необходимо разработать государственную программу обучения, включающую теоретические занятия и практику. Начальным этапом такой программы могут стать базовые курсы по оказанию первой помощи и обучению вождению саней и спасательных средств. Опыт создания организаций, занимающихся подготовкой патрульных в России, уже имеется.

Важно также уделить серьёзное внимание обучению специалистов по работе со взрывчатыми веществами. Это требует глубоких знаний о рисках и навыков передвижения по пересечённой местности в любых снежных условиях. Особое внимание следует уделить мерам безопасности и, в частности, хранению взрывчатых веществ. Количество хранимых веществ должно быть достаточным для нескольких последовательных вмешательств в случае продолжительной плохой погоды и в зависимости от возможностей доставки.

Основная цель — обучать людей на месте. Нужно подготовить горных специалистов, которые обладают глубокими знаниями о природных явлениях, земле, использовании доступных средств (взрывчатые материалы при сходе лавин) и уверенно катаются на лыжах. Умение читать прогнозы погоды необходимо для быстрого принятия решений в случае необходимости. Так как реакция иногда играет ключевую роль при выполнении плана принудительного

спуска лавин (PIDA), важно, чтобы все решения принимались непосредственно участниками на месте. В процесс выполнения PIDA вовлечено множество заинтересованных сторон разного уровня иерархии и ответственности.

ИИ может быть использован для обучения и повышения квалификации персонала горнолыжного курорта следующим образом:

• персонализация образовательного опыта (ИИ создаёт уникальные образовательные программы для каждого сотрудника, учитывая его навыки, потребности и темп обучения),

• применение симуляций (ИИ может использоваться для создания обучающих программ и симуляций, которые помогут улучшить навыки и подготовиться к различным ситуациям),

• прогнозирование потребностей в обучении (ИИ предсказывает, какие навыки и знания понадобятся сотруднику в будущем, что позволяет руководителю готовить команду заранее),

• улучшение усваиваемости информации (ИИ применяет различные методики для улучшения восприятия материала, делая процесс обучения интересным, эффективным и запоминающимся),

• обратная связь и оценка процесса обучения (ИИ предоставляет непрерывную обратную связь сотрудникам и оценивает их прогресс, помогая им более эффективно оценивать свои навыки и прогресс в обучении).

Информирование посетителей о состоянии склонов и мерах безопасности.

Для обеспечения эффективного информирования посетителей горнолыжных склонов, целесообразно использовать различные мероприятия, в том числе с применением технологий ИИ [16, 18]:

• установить информационные табло на склонах для отображения актуальной информации о состоянии снега и мерах безопасности,

• обеспечить регулярное обновление информации на табло с учётом погодных условий и состояния склонов,

• использовать интерактивные экраны и приложения для смартфонов для предоставления информации о состоянии склонов в режиме реального времени,

• разработать мобильное приложение с функцией оповещения о закрытии склонов и изменениях в мерах безопасности,

• организовать систему обратной связи с посетителями для сбора отзывов о состоянии склонов и мерах безопасности,

• разместить информационные стенды и плакаты на горнолыжных курортах с информацией о мерах безопасности и правилах поведения на склоне,

• разработать систему мониторинга состояния склонов с использованием датчиков и камер для оперативного получения информации о состоянии снега и мерах безопасности,

• предоставлять информацию о состоянии склонов и мерах безопасности на официальном сайте и в социальных сетях горнолыжного курорта,

• организовать систему рассылки уведомлений о закрытии склонов и изменениях в мерах безопасности на электронную почту и мобильные устройства посетителей,

• разработать систему автоматического оповещения о закрытии склонов и изменениях в мерах безопасности с использованием радиосвязи и громкоговорителей,

• обеспечить доступность информации о состоянии склонов и мерах безопасности для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Выводы.

1. Динамика развития горнолыжной индустрии в России характеризуется значительным ростом туристического потока и увеличением количества горнолыжных комплексов и баз.

2. Одним из ключевых требований дальнейшего успешного развития отрасли является обеспечение безопасности на национальных горнолыжных курортах.

3. Для достижения этой цели проанализирован опыт лучших зарубежных курортов и разработаны рекомендации для его использования на российских горнолыжных комплексах.

4. С учетом лучших мировых практик реализован комплексный подход, включающий мероприятия по обустройству трасс, мониторингу их состояния, проведению регулярного технического обслуживания инфраструктуры и оборудования, защите от лавин и опасных природных явлений, работе спасательной и медицинской служб, обучению, аттестации и повышению квалификации персонала, а также информированию посетителей о состоянии склонов и мерах безопасности.

5. Перспективным направлением в сфере безопасности является применение современных технологий искусственного интеллекта. Внедрение этих технологий позволить повысить уровень безопасности, оптимизировать работу и снизить расходы, делая горнолыжный курорт более конкурентоспособным и привлекательным для отдыхающих.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Niklas L. The digital transformation of a ski resort: a case study, Master's thesis. Espoo: lto University School of Science. 2017. 61 p;

2. Безрукова, Н. Л. Ресурсный потенциал России в структуре мирового горнолыжного туризма // Вестник РМАТ. - 2019. - №3. - с. 115-118;

3. Бондарь К. М., Караваева Н. М. Управление сервисной инфраструктурой горнолыжных комплексов как фактор развития территории. / Российские регионы в фокусе перемен: Сборник конференции, Екатеринбург, 10-14 ноября 2020 года. Том 1. - Екатеринбург: 2021. - c. 468-474;

4. Илющенко Т. М., Маймула Г. В. Управление устойчивым развитием горнолыжных комплексов в России. / Проблемы управления развитием организации и опыт подготовки менеджеров: Сборник научных статей. Выпуск

5, 2014. - с. 24-28;

5. Ипатов А. Л. Расчет пропускной способности горнолыжного комплекса. / Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства, туризма и спорта: сборник статей 2018. - с. 87-96;

6. Кальней В. А., Винникова Е. И. Проблемы повышения квалификации специалистов горнолыжного комплекса // Вестник РМАТ. - 2016. - № 1. - с. 3238;

7. Калямина О. В. Маркетинговые инструменты продвижения горнолыжного комплекса / О.В. Калямина // Маркетинг и логистика. - 2017. -№ 4. - с. 34-39;

8. Кивелевич В. А. Влияние новых технологий на развитие любительского горнолыжного спорта // Шаг в науку: Сборник статей по материалам V научно-практической конференции. Москва: Медиагруппа «ХАСК», 2022. - с. 30-33;

9. Костин К.Б., Березовская А.А. Трансфер цифровых технологий в международной туристской индустрии // Экономика, предпринимательство и право. - 2022. - № 2. - с. 661-678. - ёо1: 10.18334/ерр. 12.2.114204;

10. Кузнецов А. В. Обоснование основных технических характеристик транспортной системы всесезонного горнолыжного комплекса с криволинейными трассами // Молодежный научно-технический вестник. -2013. - № 3. - с. 39;

11. Кучумов А. В., Тестина Я. С. Проблемы и перспективы развития горнолыжных комплексов в России / А.В. Кучумов, Я.С. Тестина // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2021. — № 4. - с. 85-89;

12. Отчерцов М.В. Стратегическое управление организацией спортивной индустрии: разработка модели жизненного цикла и алгоритма диверсификации горнолыжного комплекса // Экономика, предпринимательство и право. - 2024. - Том 14. - № 7. - с. 3565-3594. - ёо1: 10.18334/ерр. 14.7.121223;

13. Отчерцов М. В. Эволюционный и трансформационный подходы в стратегическом управлении горнолыжными комплексами: перспективы цифровизации и цифровой трансформации // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2024. Том 10. № 2. - с. 52-67;

14. Отчет PWC «Горнолыжные курорты Австрии и Швейцарии. Новые вызовы и новые технологии. URL: https://w.pwc.ru/ru/sports-new/assets/pwc-studie-bergbahnen-hoch-hinaus.pdf;

15. Риофрио Солнцева К.С.И. Инновационные подходы к развитию горнолыжной индустрии в России в условиях импортозамещения // Вестник науки. 2024. №6 (75). Том 5. - с. 204 - 215;

16. Сердюков С.Д., Сердюкова Н.К. Развитие цифровых экосистем и платформ в туризме и сфере услуг // Креативная экономика. - 2023. - № 8. - с. 2887-2908. - doi: 10.18334/ce. 17.8.118525;

17. Танина А.В. Формирование цифровых экосистем в туризме // Журнал правовых и экономических исследований. - 2023. - № 1. - c. 39-50. - doi: 10.26163/GIEF.2023.72.33.006;

18. Туменова С.А. Инновационная динамика индустрии туризма: тенденции, ориентиры, механизмы // Вопросы инновационной экономики. - 2024. - № 1. -c. 291-306. - doi: 10.18334/vinec.14.1.120644;

19. Чудновский, А. Д. Развитие горнолыжного туризма за рубежом // Вестник ГУУ. -2013.- №9. - с. 250-255;

20. Чхотуа И. З. Стратегические приоритеты развития горнолыжного туризма в мире и России // Экономическое возрождение России. 2022. № 2(72). - с. 123136;

21. Чхотуа И. З., Хворостяная А. С. Стратегирование развития горнолыжных комплексов России: опыт курорта Роза Хутор. / Теория и практика стратегирования : Сборник конференции, 2022. - с. 310-320 c;

22. Чхотуа, И. З. Стратегические направления развития туристской отрасли в цифровой экономике / И. З. Чхотуа // Управленческое консультирование. -2021. - N 4. - с. 81-96. - doi: 10.22394/1726-1139-2021-4-81-96

Riofrio Solntseva K.S.I.

highly qualified manager, expert in development and promotion of tourism industry of economy (Moscow, Russia)

USING WORLD'S BEST PRACTICES AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES IN FIELD OF SECURITY AT NATIONAL SKI RESORTS

Abstract: the ski industry in Russia is actively developing, the number of ski complexes and bases is growing, and the tourist flow is increasing. Ensuring an appropriate level of safety at domestic ski resorts is a key condition for the successful development of the industry. To achieve this goal, it is necessary to study the experience of the best foreign resorts and adapt it to Russian conditions. Solving this problem requires an integrated approach. First of all, these are measures for the arrangement of trails in accordance with the best international practices, Russian rules and safety standards. It is also necessary to ensure monitoring of the condition of trails, infrastructure and equipment, and regular maintenance. It is equally important to ensure protection from avalanches and natural hazards, to establish the work of rescue services and to guarantthe availability of medical care. Important aspects are the training, certification and professional development of staff, as well as timely informing visitors about the condition of the slopes and safety measures. A promising area in the field of security is the use of artificial intelligence.

Keywords: ski resort, safety, ski slope, avalanche danger, rescue service, staff training, artificial intelligence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.