Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СКАЗКИ АНТУАНА ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СКАЗКИ АНТУАНА ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусство / художественная литература / педагогический потенциал / профессиональное развитие и становление / духовно-нравственное развитие и становление / студенты / будущий педагог дошкольного образования. / art / fiction / pedagogical potential / professional development and formation / spiritual and moral development and formation / students / future pre-school pedagogue.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеботарева Ирина Владимировна, Короткова Светлана Владимировна

В статье обоснована целесообразность использования воспитательного потенциала художественной литературы в образовательном процессе при подготовке будущих педагогов дошкольного образования. Выполнен философско-педагогический анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Приведены этапы осмысления студентами сказки, способствующего их профессиональному и духовно-нравственному развитию и становлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF ANTOINE DE SAINT-EXUPÉRY’S FAIRY TALE «THE LITTLE PRINCE» IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL, SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT AND FORMATION OF FUTURE PRE-SCHOOL PEDAGOGUES

The article substantiates the expediency of using the educational potential of fiction in the educational process in the preparation of future pre-school pedagogues. The philosophical and pedagogical analysis of Antoine de Saint-Exupéry’s fairy tale «The Little Prince» is carried out. The stages of students’ comprehension of the fairy tale, contributing to their professional, spiritual and moral development and formation, are given.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СКАЗКИ АНТУАНА ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК [378.011.3-051:373.2]:[378.015.31:17.022.1] DOI: 10.24412/2079-9152-2024-61-7-15

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СКАЗКИ АНТУАНА ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чеботарева Ирина Владимировна,

доктор педагогических наук, профессор, e-mail: irina pedagogika@mail.ru Короткова Светлана Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: pictor15@rambler.ru ФГБОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет»

г. Луганск, РФ

Аннотация. В статье обоснована целесообразность использования воспитательного потенциала художественной литературы в образовательном процессе при подготовке будущих педагогов дошкольного образования. Выполнен философско-педагогический анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Приведены этапы осмысления студентами сказки, способствующего их профессиональному и духовно-нравственному развитию и становлению.

Ключевые слова: искусство, художественная литература, педагогический потенциал, профессиональное развитие и становление, духовно-нравственное развитие и становление, студенты, будущий педагог дошкольного образования.

Для цитирования: Чеботарева, И.В. Использование педагогического потенциала сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в процессе профессионального и духовно-нравственного развития и становления будущих педагогов дошкольного образования / И.В. Чеботарева, С.В. Короткова // Дидактика математики: проблемы и исследования. -2024. - Вып. 1 (61). - С. 7-15. DOI: 10.24412/2079-9152-2024-61-7-15.

Постановка проблемы. Значимым компонентом процесса профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования является развитие моти-

вационной, эмоционально-чувственной и духовно-нравственной сфер личности, составляющих основу как для профессионального, так и духовно-нравственного

d>

становления студентов. Эффективным средством воздействия на упомянутые сферы личности является искусство -часть духовной культуры общества, специфический вид практико-духовного освоения действительности, в том числе педагогической, сокровищница общечеловеческих и духовных ценностей, усвоение которых будущими педагогами составят ядро их общей культуры и профессионального поведения.

Профессиональная подготовка педагогических кадров предполагает осмысление таких феноменов как «человек», «детство», «ребенок», «развитие», «воспитание», без чего педагог не состоится как профессионал. Так, познание природы ребенка как синергии духа, души и тела позволит принять его как уникальное создание, целостную личность и найти соответствующие педагогические средства его гармоничного развития. Использование искусства, воздействующего на сферу мыслей, чувств и воображения человека, будет способствовать: познанию будущими воспитателями педагогических явлений на рациональном и иррациональном уровнях; нахождению ценностей и смыслов в художественных текстах; развитию гаммы чувств, переживаний, на основе которых познается духовный мир ребенка и принимается как ценность и уникальная личность, а также оказывается ему педагогическая поддержка в восхождении по духовной лестнице (Ш.А. Амонашвили).

Анализ актуальных исследований. Обоснованию потенциала искусства в развитии личности посвящены работы М.М. Бахтина, В.С. Библера, Б.М. Бим-Бада, Л.С. Выготского, М.С. Кагана, М.К. Ма-мардашвили, А.М. Миронова, С.Х. Раппопорта, В.А. Сухомлинского и др. Использованию художественной литературы как средства профессионально-личностного развития будущего педагога посвящены исследования З.И. Котельниковой, Ю.Л. Мат-росовой, В.Н. Мезинова, О.Ю. Овченко-вой, А.С. Роботовой и др. Однако, недостаточно исследованной остается пробле-

ма использования художественной литературы в процессе профессионального и духовно-нравственного развития и становления будущих педагогов дошкольного образования.

Цель статьи - исследование проблемы использования художественной литературы, в частности, педагогического потенциала сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в процессе профессионального и духовно-нравственного развития и становления будущих педагогов дошкольного образования.

Изложение основного материала. Анализ работ в направлении нашего исследования показал, что художественная литература, используемая при подготовке педагогических кадров, позволяет:

- усилить ценностную сторону учебного процесса и обогатить будущих воспитателей педагогическим опытом;

- направить студента на размышления, на самостоятельное решение педагогических проблем [4];

- в образной форме представить целостную картину мира, человеческую личность как неповторимую индивидуальность, детство как уникальный возрастной период, более полно понять и объяснить педагогическую реальность, увидеть те стороны педагогического явления, которые еще не изучены теоретическим способом, осмыслить сущность тех или иных состояний детства [2];

- формировать у будущих воспитателей педагогическую позицию и умение ее защищать [3];

- расширить кругозор будущих педагогов, обогатить их ценностями педагогической деятельности, развить интерес к педагогическим явлениям, подготовить к осознанному выбору варианта решения профессиональных задач, развить способность осуществлять самоанализ и самооценку [1].

Учитывая обозначенные возможности художественной литературы, а также приоритетность развития у будущих воспитателей системы ценностей [6] нами были

разработаны ряд педагогических кейсов для дисциплины «Основы дошкольного воспитания», осваиваемой студентами первого курса направления подготовки «Дошкольное образование» [8]. Материалом для кейсов послужили художественные тексты, в которых отражены проблемы детства, взросления, взаимоотношений педагога и воспитанников, подходы к решению профессиональных задач и проблем, различные модели профессионального поведения педагога, обладающего определенной системой ценностей.

Как показал опыт работы со студентами особый интерес у них вызывает произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», осмысление которого осуществляется нами как в процессе аудиторных форм организации образовательного процесса, так во внеаудиторной деятельности (театрализация сказки). Это произведение было написано в 1943 году, однако не утратило своей актуальности и привлекательности как для взрослых, так и для детей (рис. 1)

Рисунок 1 - Книга Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Глубокий анализ сказки показал, что в ней содержится ценное для усвоения будущими педагогами знание, представленное в художественно-образной форме. В нем затронуты важнейшие проблемы человечества, представлены типы людей со свойственными им качествами и ценно-

стями, над которыми важно поразмышлять будущих педагогам.

В первых строках сказки автор пишет, что посвящает свое произведение взрослому: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» [5, с. 118]. Особенно важно проникнуть в смысл этих слов будущим педагогам, поскольку, как подчеркивал В.А. Сухомлинский, воспитателю для понимания ребенка и выстраивания с ним духовных взаимоотношений важно не только помнить особенности мира детства, но и самому быть в какой-то мере ребенком. «Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира» [7, с. 12].

Далее Экзюпери затрагивает важнейшую проблему педагогики - веры в безграничные возможности ребенка и поддерживание у него веры в себя, что способствует раскрытию его потенциальных возможностей, например, творческих способностей. У маленького Экзюпери, очевидно, было желание заниматься рисованием, но взрослые, которым он показывал свои рисунки, не только не поддерживали его стремление к творчеству, но и настоятельно советовали не заниматься этим видом деятельности. Вероятно, маленький «художник» пытался объяснить взрослым свои потребности, устремления, но они его не слышали, искренне веря, что их советы являются более важными для ребенка, чем его собственные устремления. Отчаяние многих детей планеты, пробивающих стену непонимания взрослых, мы читаем в таких строках произведения: «Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать» [5, с. 119].

Противопоставление двух миров (детей и взрослых) Экзюпери демонстрирует таким образом: «Взрослые очень любят

<D

цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», -они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», - и тогда они восклицают: «Какая красота!» [5, с. 127]. Экзюпери таким образом показывает, что взрослый человек рационально подходит ко всему, тогда как ребенок иррационально воспринимает мир и ощущает ценность и красоту бытия.

Экзюпери один из немногих взрослых людей, кто в душе остался ребенком, который пытается достучаться до взрослых и объяснить им свои душевные переживания. Проживающий в мире взрослых, автор делает неутешительное заключение: «Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше» [5, с. 119].

Очевидно, что так думают и многие дети, не найдя понимания взрослых и утратив веру в себя. Работа со студентами над осмыслением сказки «Маленький принц» дает возможность прийти к осознанию, что каждый человек нуждается в том, чтобы в него верили, а ребенок, как развивающаяся личность, нуждается в этой вере вдвойне. Вера придает уверенность, целеустремленность, порождает стремление стать таким человеком, каким его представил в своем воображении мудрый воспитатель. На основе веры в ребенка педагог проникает в его духовный мир для нахождения пусть слабых, но добрых ростков. Только верой, надеждой и любовью педагогу под силу взрастить в воспитаннике порядочность, отзывчивость, ми-

лосердие, сердечность, благородство и совестливость.

Экзюпери понимает мир детства и опасается стать таким, какими есть взрослые, определяющие ценность человека и вещей в цифровом эквиваленте. Автору сказки ценен смех Маленького принца, важны его переживания о барашке, планете, розе. Чтобы не забыть своего маленького друга, символизирующего период детства, Экзюпери вновь принимается за рисование, хотя для него это непросто. Пытаясь заниматься тем, чем увлечен был в детстве, автор сказки стремится вернуть ту силу, что подпитывала его в детстве и научиться, подобно Маленькому принцу, «увидеть барашка сквозь стенки ящика» [5, с. 128].

В произведении четко прослеживается извечная проблема добра и зла. Глобальное зло, обитающее не только на планете Маленького принца, но и на других сказочных планетах, в том числе и Земле, представлено Экзюпери в виде баобабов, с которыми необходимо бороться ежедневно. Причем автор подчеркивает, что отличить добро от зла порой бывает непросто. Оно подобно семенам растений, скрытых в почве от человеческого глаза и только когда они дают ростки, можно принимать решение: оставлять или вырывать их с корнем [5].

Экзюпери призывает молодое поколение участвовать в борьбе со злом, истребляя его беспощадно, чтобы оно полностью не завладело планетой. Автор намекает, что существует зло не только в глобальном масштабе, но и в каждом человеке, разрывая порой его на части, подобно тому, как это делают баобабы с маленькой планетой. Принц олицетворяет человека, который противостоит злу, он способен ежедневно бороться со злом, начиная с приведения в порядок своей души. Правило, которое вывел для себя Маленький принц, является особо ценным для принятия педагогом: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету» [5, с. 130].

Значимость борьбы с внешним и внутренним злом выражена автором такими словами: «Иная работа может и подождать немного, вреда не будет. Но если дашь волю баобабам, беды не миновать. Я знал одну планету, на ней жил лентяй. Он не выполол вовремя три кустика...» [5, с. 130]. Маленький принц переживает за детей планеты Земля и советует летчику изобразить на картинке вред от баобабов. Важность решения проблем нравственного характера подчеркивается автором внушительным размером рисунка и старанием, приложенным при его выполнении. Экзюпери пишет, что ему не жаль времени, потраченного на выполнение рисунка, поскольку его «вдохновляло сознание, что это страшно важно и неотложно» [5, с. 132]. Несмотря на сдержанность летчика и нелюбовь к нравоучениям, он восклицает: «Дети! Берегитесь баобабов!» Я хочу предупредить моих друзей об опасности, которая давно уже их подстерегает, а они даже не подозревают о ней, как не подозревал прежде и я» [5, с. 131].

Первый тип личности, о котором упоминает Маленький принц - это человек, не умеющий радоваться жизни, любить, видеть красоту окружающего мира. Для таких людей чужда радость, полученная от любования цветами, закатом солнца, созерцания звезд, общения с людьми и проявления заботы о ком-то или о чем-то. Мальчик говорит, что этот человек ничего не делает, кроме того, что складывает цифры, подчеркивая серьезность своих действий. Для Маленького принца, как и для человека, способного видеть и ощущать красоту и гармонию мира, чудо в каждом проявлении жизни (Т.А. Флоренская) это неприемлемо. Для него важными являются другие ценности, его заботят иные жизненные вопросы, например, зачем цветку шипы и почему барашки едят цветы.

Экзюпери обращает внимание читателей на значимости умения любить, замечать положительные стороны предмета

своей любви. Несмотря на капризы розы, Маленький принц понимает, что судить о предмете обожания надо не по словам, а по делам. Роза, о которой он терпеливо заботился, дарила мальчику нежность, наполняла ароматом планету и озаряла его жизнь. Чувства, которые вызывала роза у Маленького принца, важнее тех капризных слов, которые часто слышал мальчик, ухаживая за цветком.

Переживания мальчика о розе, своей планете и других важных жизненных делах является способом автора достучаться до сердца читателя и подчеркнуть ценность человеческих взаимоотношений, значимость прекрасных чувств в жизни человека, в обретении истинного счастья. Экзюпери противопоставляет личность серьезного господина личности Маленького принца, стремящего к познанию чувств, даже тех, которые вызывают у него душевную боль.

Личность серьезного господина - это тип современного человека, стремящего к материальному достатку, успеху, славе, у которого эгоистические чувства вытеснили нравственные (любовь, совесть, ответственность, сочувствие, долг, справедливость, достоинство, честь).

Размышлениями Маленького принца Экзюпери подчеркивает важность развития эмоционально-чувственной сферы личности, особенно такого основополагающего чувства как любовь, подпитывающей энергией, придающей уверенности в себе и дающей человеку надежду. «Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «где-то там живет мой цветок... » Но если барашек его съест, это все равно, как если бы все звезды разом погасли! И это, по-твоему, не важно!» [5, с. 135].

С помощью образов обитателей планет, представленных в произведении, и с которыми общается Маленький принц, автор знакомит читателей с различными

моделями поведения людей. Так, король, проживающий на первой планете, олицетворяет человека, жаждущего власти, ведущего бесполезную жизнь и получающего от этого удовольствие. Однако этот герой дает очень важный совет - развивать свою совесть, которая является для человека внутренним судьей и регулятором поведения. Если человек научится судить себя честно, то сможет делать это и в отношении других. Король учит: «Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» [5, с. 144].

Обитатель второй планеты олицетворяет честолюбивого человека. Маленький принц, чистый душой, не разделяет чувства радости, которое испытывает честолюбец от восхищения им и удивляется уже не впервые странности взрослых. Такой тип людей довольно распространен и в реальной жизни. Эти люди слышат только то, что связано с их положением, оказанием почестей и получением наград. «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал» [5, с. 146].

Следующий герой является обладателем такого порока, как пьянство. Однако в нем еще есть остатки совести, которые он пытается заглушить, продолжая пить. Деловой человек (житель четвертой планеты) является ярким представителем современного мира. Для него материальные интересы являются основополагающими в жизни. Модель поведения этого человека во многом схожа с моделью поведения серьезного человека, о котором вспоминал Маленький принц в беседе с летчиком. Важной работой деловой человек считает подсчет того, чем владеет, а владение богатством - жизненной целью и важнейшей ценностью. Даже подсчет звезд не вызывает у делового человека желания помечтать, что должно быть свойственно обычному человеку.

Житель пятой планеты - фонарщик, выбивается из ряда взрослых, с которыми уже успел познакомиться Маленький принц. Экзюпери вводит этого героя, что-

бы показать читателям, что есть люди, выполняющие с усердием свою работу, приносящую пользу другим. Хотя мальчику кажется этот человек нелепым, но «в его работе все-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь - как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают» [5, с. 150]. Маленький принц видит в фонарщике человека, верного своему слову, делу, сродную душу и друга. Сравнивая его с обитателями других планет, мальчик заключает: «Вот человек, которого все стали бы презирать - и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе» [5, с. 152153].

На шестой планете Маленький принц знакомится с необычным ученым-географом, который обо всем знает лишь понаслышке. Типичный представитель современного мира (важное лицо), не выходящий из своего кабинета и судящий по происходящему вокруг со слов других. Важность у старика-географа настолько велика, что он даже не стремится изучить свою планету: есть ли на ней горы, океаны, реки, пустыни, города. Географ - «великий» теоретик, каких много в современном мире, но его теория не имеет ничего общего с практической частью географической науки. Разочарование Маленького принца в этом человеке подчеркивает бесполезность деятельности такого типа людей. Однако старик-географ дает дельный совет Маленькому принцу - посетить планету Земля, поскольку «у нее неплохая репутация...» [5, с. 155].

Проблема одиночества, причем при большом количестве людей, населяющих Землю, заключена в словах змеи, которая первая встретилась Маленькому принцу: «Среди людей тоже одиноко» [5, с. 158]. Со времени написания произведения, эта проблема стала еще более острой. По мнению современных ученых, одиночество является эпидемией ХХ1 века. Люди отго-

раживаются друг от друга, многие заменили реальное межличностное общение виртуальным, не приносящим человеку истинного тепла, радости и счастья.

Важным персонажем сказки является Лис, философия которого помогает Маленькому принцу познать человеческие ценности. Лис открывает мальчику очень важные для нравственного становления личности секреты: «зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», «ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» [5, с. 167]. До встречи с Лисом Маленький принц не понимал, почему он тревожится за свою розу, почему он так к ней привязан, хотя, как оказалось, она не единственная в мире. Лис поясняет мальчику законы дружбы, любви, привязанности, подчеркивая, что люди забыли простую истину, познание которой делало их счастливыми.

Возникновение дружбы и любви между людьми осуществляется путем «приручения» друг друга. Это труд души и сердца, когда прикладываются усилия по выстраиванию добрых взаимоотношений, основанных на ответственности, заботе, уважении, помощи. Лис поясняет Маленькому принцу ценность приручения: «Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других...» [5, с. 164].

Лис удивляется, что у людей не хватает времени на создание уз дружбы, на то, чтобы узнать побольше друг о друге. «Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей» [5, с. 164]. Люди куда-то вечно спешат, не видят главного в жизни, превращая ее в бессмысленное существование. Познав философию Лиса, Маленький принц теперь понимает, что подарок сердцу можно найти в одной единственной розе, в глотке воды..., «но глаза слепы. Искать надо сердцем» [5, с. 171-172].

Работу со сказкой Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» с целью духовно-нравственного развития будущих педагогов дошкольного образования мы построили в несколько этапов.

Этап 1. Погружение в текст произведения, осмысление его философско-педагогического смысла по таким вопросам:

В чем, по Вашему мнению, состоит философский и педагогический смысл произведения?

Какой эпизод сказки произвел на Вас наибольшее впечатление? Опишите свои чувства?

Какие общечеловеческие ценности утверждаются в данном произведении?

Способствовало ли прочтение данной сказки Вашему профессионально-личностному становлению?

Этап 2. Знакомство с героями произведения, анализ их характеров, поведения, сравнение с типами личностей, живущих в современном мире.

Этап 3. Выделение, благодаря анализу произведения, важнейших профессионально-личностных качеств и характеристик педагога:

- педагог является носителем любви, нравственности, духовности, совести. Только такой педагог способен сформировать эти качества у своих воспитанников;

- педагог является хранителем детства, принимающего ребенка как уникальное создание;

- педагог учит своих воспитанников отличать добро и зло, бороться со злом как внутри себя, так и в окружающем мире;

- педагог помогает своим воспитанникам осуществлять восхождение по духовной лестнице. Он отвечает за мощь и энергию, накапливаемую ребенком в период детства (Ш.А. Амонашвили);

- педагог силой воображения должен уметь представить результат развития личности воспитанника и следовать к намеченной цели;

- педагог должен обладать способностью видеть и ощущать красоту и гармо-

нию мира, «чудо в каждом проявлении жизни» (Т.А. Флоренская) и научить этому своих воспитанников;

- педагог должен быть верен своему слову и культивировать это в своих воспитанниках;

- педагог в ответе за всех, кого приручил;

- педагог должен обладать способностью рефлексировать, непрерывно трудиться над духовным саморазвитием, «искать сердцем» положительные стороны жизни.

Выводы. Сказка «Маленький принц» имеет глубокий философский и педагогический смысл, в ней заключена педагогика, представленная автором в художественно-образной форме. Во-первых, в ней прослеживается цель воспитания: сформировать счастливую личность, стремящуюся познать смысл жизни. Во-вторых, в сказке прослеживаются основные виды воспитания: духовно-нравственное («зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», «ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»); экологическое и трудовое (привести в порядок свою планету, выполнить работу по прополке баобабов, чистке вулканов, позаботиться о розе); эстетическое (ценность красоты человеческих взаимоотношений, окружающего мира, важность созидательной деятельности). В-третьих, на примере образов жителей планет, олицетворяющих типы личностей, существующих в современном мире, будущие педагоги могут поразмышлять над человеческими качествами и пороками цивилизации. В-четвертых, автором интересно представлены два мира: взрослых и детей, которым не всегда удается понять друг друга. В-пятых, сказка призывает человека включаться в борьбу со злом, живущем внутри каждого, и со злом, существующем в мире. Это, на наш взгляд, является важнейшей задачей каждого человека, особенно педагога, ответственного за духовно-нравственное развитие и становление личности воспитанника. В целом пости-

жение будущими педагогами смысла сказки «Маленький принц» способствует духовно-нравственному и профессиональному становлению, развитию понимания того, что они в ответе за воспитание Человека.

1. Матросова, Ю.С. Произведения художественной литературы о детстве как средство развития профессиональной компетентности студентов педагогического вуза: специальность 13.00.08. «Теория и методика профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук / Матросова Юлия Сергеевна. -Санкт-Петербург, 2008. - 209 с.

2. Мезинов, В. Н. Художественная литература как источник познания педагогической действительности / В. Н. Мезинов // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2004.

- № 2(6). - С. 191-198.

3. Овченкова, О. Ю. Художественно-образное познание педагогических явлений как средство формирования педагогической позиции будущего учителя: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : дис. ... канд. пед. наук / Овченкова Ольга Юрьевна. - Киров, 2006. - 203 с.

4. Роботова, А. С. Художественно-образное познание педагогической действительности средствами литературы : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : дис. ... д-ра пед. наук / Роботова Алевтина Сергеевна.

- Санкт-Петербург, 1996. - 358 с.

5. Сент-Экзюпери, А. Маленький принц / Антуан де Сент-Экзюпери; пер. с франц. Н. Галь, рис. автора. - Петрозаводск: Карелия, 1985. -192 с.

6. Скафа, Е. И. Профессионально-личностные ценности современного учителя математики / Е. И. Скафа // Дидактика математики: проблемы и исследования. - 2023. - Вып. 2 (58). - С. 37-46. DOI: 10.24412/2079-91522023-58-37-46

7. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям /В. А. Сухомлинский. - Кигв : Радянська школа, 1974. - 288 с.

8. Чеботарева, И. В. Основы дошкольного воспитания : учебное пособие / И. В. Чеботарева; ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет». - Луганск: Книта, 2020. - 576 с.

THE USE OF THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF ANTOINE DE SAINT-EXUPERY'S FAIRY TALE «THE LITTLE PRINCE» IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL, SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT AND FORMATION OF FUTURE PRE-SCHOOL PEDAGOGUES

Chebotareva Irina,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,

Korotkova Svetlana,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Lugansk State Pedagogical University Lugansk, the Russian Federation

Abstract. The article substantiates the expediency of using the educational potential of fiction in the educational process in the preparation of future pre-school pedagogues. The philosophical and pedagogical analysis of Antoine de Saint-Exupéry's fairy tale «The Little Prince» is carried out. The stages of students' comprehension of the fairy tale, contributing to their professional, spiritual and moral development and formation, are given.

Keywords: art, fiction, pedagogical potential, professional development and formation, spiritual and moral development and formation, students, future pre-school pedagogue.

For citation: Chebotareva I., Korotkova S. (2024). The use of the pedagogical potential of Antoine de Saint-Exupéry's fairy tale «The little Prince» in the process of professional, spiritual and moral development and formation of future pre-school pedagogues. Didactics of Mathematics: Problems and Investigations. No. 1 (61), pp. 7-15. (In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.24412/2079-9152-202461-7-15.

Статья поступила в редакцию 20.01.2024.

СЛЕДУЮЩИЙ выпуск МЕЖДУНАРОДНОГО СБОРНИКА НАУЧНЫХ РАБОТ

«ДИДАКТИКА МАТЕМАТИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПЛАНИРУЕТСЯ В ИЮНЕ 2024 года

СТАТЬИ ПРИНИМАЮТСЯ до 25 мая 2024 г.

<Й>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.