определить в какой системе возникла неполадка или неисправность. Когда с такими заданиями обучаемые справляются, то выдаются задания более сложные - необходимо найти причину и предложить порядок устранения неисправностей.
2) вначале обучаемые учатся выполнять более простые задания по диагностике - проводить органолептическую диагностику, и только после этого проводить диагностику с помощью инструментов, приборов и сканеров.
Исходя из всего рассмотренного, хочется отметить, что для качественного формирования обобщенных умений учащихся недостаточно только проведение практики (учебной и производственной), необходимо более совершенная организация лабораторных, практических работ и учебной практики. А это возможно только при условии включенности нанимателей в процесс образования. «Наниматели определяют, чему учить, а учреждения образования - как учить». Список использованной литературы:
1. Об объявлении 2024 года Годом качества [Электронный ресурс]. Указ Президента Республики Беларусь. №375 от 27 ноября 2023г. 27 ноября 2023г. - Режим доступа: https://president.gov.by/ru/documents/ukaz-no-375-ot-27-noyabrya-2023-g
2. Кодекс Республики Беларусь об Образовании. [Электронный ресурс] 31.01.2022, 2/2874. Принят Палатой представителей 21 декабря 2021 г. Одобрен Советом Республики 22 декабря 2021 г. - Режим доступа: https://kodeksy-by.com/kodeks_ob_obrazovanii_rb/186.htm.
3. В РИПО рассказали о том, что такое качество образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.belta.by/society/view/v-ripo-rasskazali-o-tom-chto-takoe-kachestvo-obrazovanija-612562-2024/
4. Образовательный стандарт Республики Беларусь. Среднее специальное образование. Специальность 5-04-0715-03 Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Квалификация техник-механик. Утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь 08.08.2022 №238. - 8 с.
5. Усова, А.В. Теория и практика развивающего обучения. Курс лекций. М.: Педагогика, 2004. 128 с.
6. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения : монография / В.В. Давыдов. - Москва: Интор, 1996. - 544с. - URL: Электронный ресурс - Режим доступа: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=9298
©Жданович Е.П., 2024
Кисиль Алина Сергеевна, учитель начальных классов,
г. Белгород, РФ
Новикова Анастасия Павловна, учитель начальных классов,
г. Белгород, РФ
Рыбалко Жанна Сергеевна, учитель начальных классов,
г. Белгород, РФ
Сысоева Екатерина Сергеевна, учитель начальных классов,
г. Белгород, РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»
Идея создания и организация межпредметной познавательной исследовательской лаборатории
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « БИУ »
!ББЫ (р) 2411-7161 / (е) 2712-9500
№8 / 2024
«Занимательная наука» возникла результате анализа работы по применению методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений при рассмотрении объекта исследования с точки зрения искусства и науки. Это интересный перспективный педагогический проект, включающий в себя ряд интегрированных уроков. Работу такой лаборатории было решено включить в занятия внеурочной деятельностью младших школьников.
Ключевые слова:
интегрированный урок, изобразительное искусство и химия, педагогические технологии, исследовательская лаборатория, экспериментальная образовательная программа.
Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно реализовать себя в жизни и применять на практике знания, полученные в результате изучения школьных предметов - идея многих методов обучения. Для достижения этой цели, необходимо дополнить монотонную деятельность творческой, самостоятельной работой.
Основной идеей для создания ряда интегрированных уроков послужили тема по изобразительному искусству, связанная с зимними спортивными играми. В процессе объяснения темы и демонстрации иллюстративного материала, возник ряд вопросов, не относящихся к предмету изобразительного искусства. Вопросы звучали так: «Почему снег на многих катках не тает даже летом?», «Что такое «искусственный» снег?» и т.д. Ответить на подобные вопросы мог бы другой предмет-химия. Но этот предмет изучается школьниками только в старших классах. Ускорить встречу с предметом старшеклассников, мог только интегрированный урок, позволяющий выйти за узкие рамки одного предмета и предоставляющий возможность ответить на интересующие вопросы из другой области знаний. Учитель не только отвечает на вопросы, но и создает момент «удивления», который станет мотивационной основой для познавательного процесса.
Временные рамки урока определены заранее. Занятия, которые планировались провестись, относились к экспериментальному типу урока и поэтому могли, не вписаться в предлагаемое стандартное время урока. Следующим этапом составления плана урока, стал возраст школьников. 1011 летний возрастной период развития ребёнка. В этот период в психике ребёнка происходят существенные изменения. К этому возрасту у него уже сформированы определённые житейские понятия, но продолжается процесс перестройки сложившихся ранее представлений на базе усвоения новых знаний и представлений об окружающем мире. Школьное обучение способствует развитию его теоретического мышления в доступных для этого возраста формах. Развитие и успешность ребёнка в большей степени будет зависеть не только от получения новых разнообразных знаний, новых сведений, но и от поиска общих закономерностей, и самое главное, от освоения самостоятельных способов добывания этих новых знаний. Этапы организации занятия:1) определение тематики; 2) определение цели и задач, планирование этапов подготовки, глубины включения школьника в демонстрацию эксперимента; 3) подготовка к демонстрации эксперимента;4) проведение эксперимента; 5) рефлексия; эффект от участия в образовательном процессе.
Эксперимент №1. Изготовление искусственного снега построен на технологии смешивании в мерном стакане содержимого пакета и определенного количества воды. Основная цель: знакомство с опытом, в процессе которого происходит увеличение и набухание массы в объеме.
Сквозная рефлексия (индивидуальная и групповая).
Вещество, из которого, мы делали искусственный снег - это полиарилат натрия. Он используется при производстве подгузников и других моющих средств, добавляется в состав красок, красителей и пищевых загустителей.
Итог: мы получили теплый, мягкий и приятный на ощупь снег. Этот снег не используется на катке, но широко используется в киноиндустрии. Познакомились с профессиями, связанными с искусством и наукой. Обратили внимание на широкий спектр присутствия незнакомого школьного предмета (химия) в быту и жизни человека.
Эксперимент №2. Выращивание кристаллов построен на технологии выращивания кристаллов из медного купороса или его заменяющих (соль, сахар или лимонная кислота). Цель: ознакомить школьников с основой кристаллизации. Сквозная рефлексия (индивидуальная и групповая).
Полученный предмет необычайной красоты, выращенный своими руками. Это фактический и долгосрочный проект. Мы были удивлены тем, сколько времени потребовалось на выращивание кристалла.
Вывод: природные явления - это самая необычная лаборатория. Подобные задания способствуют развитию творческих способностей, логического мышления, объединяют знания, полученные в ходе основного и дополнительного образования, и приобщают к решению конкретных жизненно - важных проблем.
Познавательная исследовательская лаборатория «Занимательная наука» может рассматриваться не только как урок-демонстрация, но и успешно применяться в образовании младших школьников как средство развития и воспитания ребенка на основе познавательно-демонстративной деятельности. Элементы современных педагогических технологий и технологии дополненной реальности успешно дополняют друг друга и эффективно работают для достижения целей.
Рисунки учащихся, выполненные на интегрированном уроке
Список использованной литературы:
1.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс] / А.Н. Леонтьев // Сайт электронной библиотеки «Куб». - Режим доступа: http://www.koob.ru/.
2.Шантина Э.Д. Интеграция как фактор развития учащихся в процессе обучения и воспитания // Образование в современной школе, 2006 №2 с.17.
4.Интегрированный урок, методика проведения infourok.htmi?mid=108751; «Искусственный снег. Виды и отличия» eli.ru /55/.
5. «Спецэффекты. Искусственный снег. Выращивание кристаллов и инея.-YouTube.youtube.com> watch? v=M7drS_mVEaQ.
© Кисиль А.С., Новикова А.П., Рыбалко Ж.С., Сысоева Е.С., 2024