Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ / НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Индира Исаевна

В статье рассмотрены особенности использования интерактивных средств обучения во внеурочной деятельности младших школьников. Автор подчеркивает необходимость в проектировании программы внеурочной деятельности младших школьников с использованием интерактивных средств обучения, чтобы ученики не только получали знания в той или иной предметной области, но ещё и совершенствовали свои умения пользоваться возможностями цифровой образовательной средой. В школах активно внедряю интерактивные средства обучения в образовательный процесс. Использование интерактивных средств обучения на уроке и во внеурочной деятельности - это применение специальных обучающих программ, которые помогают каждому ученику в доступном для него темпе проходить учебный материал, освоить его и демонстрировать результат своей работы. Одно из самых популярных средств автор рассматривает интерактивную доску, интерактивный стол, QR-код, интерактивную конференцию. Авторы пришли к выводу, что интерактивные материалы можно использовать на уроках и внеурочной деятельности школьников, различных праздниках и мероприятиях, родительских собраниях, подготовке к урокам. В соответствии с целью урока или внеклассной деятельности и планируемым результатом учителя должны выбрать соответствующие учебные материалы и интегрировать их в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Индира Исаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INTERACTIVE LEARNING TOOLS BY TEACHERS IN THE EXTRA-COURSE ACTIVITIES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

The article discusses the features of the use of interactive teaching aids in extracurricular activities of younger students. The author emphasizes the need to design a program of extracurricular activities for younger students using interactive learning tools so that students not only gain knowledge in a particular subject area, but also improve their skills to use the capabilities of the digital educational environment. In schools, I actively introduce interactive teaching aids into the educational process. The use of interactive teaching aids in the classroom and in extracurricular activities is the use of special training programs that help each student to go through the training material at an affordable pace for him, master it and demonstrate the result of his work. One of the most popular means, the author considers6 an interactive whiteboard, an interactive table, a QR code, an interactive conference. The authors came to the conclusion that interactive materials can be used in the classroom and extracurricular activities of schoolchildren, various holidays and events, parent meetings, preparation for lessons. In accordance with the purpose of the lesson or extracurricular activity and the intended result, teachers should select appropriate teaching materials and integrate them into the learning process.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 378

учитель начальных классов Магомедова Индира Исаевна

МБОУ «Многопрофильный лицей №5 имени А.С. Пушкина» (г. Махачкала)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности использования интерактивных средств обучения во внеурочной деятельности младших школьников. Автор подчеркивает необходимость в проектировании программы внеурочной деятельности младших школьников с использованием интерактивных средств обучения, чтобы ученики не только получали знания в той или иной предметной области, но ещё и совершенствовали свои умения пользоваться возможностями цифровой образовательной средой. В школах активно внедряю интерактивные средства обучения в образовательный процесс. Использование интерактивных средств обучения на уроке и во внеурочной деятельности - это применение специальных обучающих программ, которые помогают каждому ученику в доступном для него темпе проходить учебный материал, освоить его и демонстрировать результат своей работы. Одно из самых популярных средств автор рассматривает интерактивную доску, интерактивный стол, QR-код, интерактивную конференцию. Авторы пришли к выводу, что интерактивные материалы можно использовать на уроках и внеурочной деятельности школьников, различных праздниках и мероприятиях, родительских собраниях, подготовке к урокам. В соответствии с целью урока или внеклассной деятельности и планируемым результатом учителя должны выбрать соответствующие учебные материалы и интегрировать их в учебный процесс.

Ключевые слова: использование, интерактивные средства обучения, внеурочная деятельность, учитель, начальные классы, младшие школьники.

Annotation. The article discusses the features of the use of interactive teaching aids in extracurricular activities of younger students. The author emphasizes the need to design a program of extracurricular activities for younger students using interactive learning tools so that students not only gain knowledge in a particular subject area, but also improve their skills to use the capabilities of the digital educational environment. In schools, I actively introduce interactive teaching aids into the educational process. The use of interactive teaching aids in the classroom and in extracurricular activities is the use of special training programs that help each student to go through the training material at an affordable pace for him, master it and demonstrate the result of his work. One of the most popular means, the author considers6 an interactive whiteboard, an interactive table, a QR code, an interactive conference. The authors came to the conclusion that interactive materials can be used in the classroom and extracurricular activities of schoolchildren, various holidays and events, parent meetings, preparation for lessons. In accordance with the purpose of the lesson or extracurricular activity and the intended result, teachers should select appropriate teaching materials and integrate them into the learning process.

Key words: use, interactive teaching aids, extracurricular activities, teacher, primary school, younger students.

Введение. Актуальность данной проблемы заключается в том, что федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на внедрение в образовательные организации интерактивные средства обучения, создание специального контента и т.д. С 01.0l.2019 года 29586 образовательных организаций постепенно оснащаются необходимым оборудованием. Таким образом, 40% педагогов к 30.12.2024 году из не менее 30% школ смогут регулярно использовать на уроках и во внеурочное время цифровую образовательную среду. В сложившихся условиях, возникает необходимость разработки материалов для учителей, с целью показа педагогических возможностей, использования интерактивных средств обучения, на уроках и во внеурочной деятельности школьников. В этой связи образовательные организации должны обеспечивать организацию внеурочной деятельности школьников по самым разным направлениям, обеспечивающим развитие, воспитание и социализацию личности школьника.

Возникает необходимость в проектирование программы внеурочной деятельности младших школьников с использованием интерактивных средств обучения, чтобы ученики не только получали знания в той или иной предметной области, но ещё и совершенствовали свои умения пользоваться возможностями цифровой образовательной средой. Проектирование - процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Проектирование внеурочной деятельности - процесс создания программы, модели организации внеурочной деятельности.

Использование интерактивных средств обучения на уроке и во внеурочной деятельности - это применение специальных обучающих программ, которые помогают каждому ученику в доступном для него темпе проходить учебный материал, освоить его и демонстрировать результат своей работы.

Учебные заведения сейчас оборудуют классы сенсорными столами, досками, комнатами; интерактивными игровыми комплексами и стойками. Групповая и индивидуальная работа во время интерактивных занятий позволяет каждому ученику проявить себя и наилучшим образом усвоить материал.

Изложение основного материала статьи. Применение интерактивных средств обучения способствует усвоению предметных знаний, а также урок становится ярким и нестандартным, что повышает мотивацию школьников к обучению. Педагог их может использовать на уроках, во внеурочной деятельности, а также в исследовательской и проектной деятельности. Так, школьники проще воспринимают материал, учебные задачи, если они активно вовлечены в учебный процесс, у них присутствует визуализация предлагаемой им информации.

Системно-деятельный подход, который лежит в основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), ориентирует учителей на использование интерактивных средств обучения, так как они способствуют: активной учебно-познавательной деятельности младших школьников; эффективному формированию универсальный учебный действий (УУД); повышению мотивации к учению; выстраиванию образовательного процесса с учетом особенностей каждого ученика и т.д. [6].

Интерактивное обучение предусматривает вовлечение в учебный процесс всех учащихся. Средства обучения - это объекты, которые являются носителями информации и инструментами деятельности учителя и школьников. Они создаются специально для достижения педагогических целей, задач и внедряются в учебный процесс.

Важной чертой интерактивных средств обучения является то, что они позволили сделать образовательное пространство единым, доступным и непрерывным.

Преимуществом данных средств заключается в том, что учебное время используется более эффективно, а также учитель всегда получает ответную реакцию школьников, знает уровень их успеваемости. Однако у педагогов могут возникнуть трудности в использовании интерактивных средств, если не уделять должного времени на знакомство с инструкциями, разработкой технологических карт с внедрением данных средств в учебный план. Также учителю

понадобятся определенные умения для организации работы класса. Необходимо заинтересовать каждого школьника, чтобы на уроке были максимально достигнуты планируемые результаты.

Интерактивные технологии - это технологии, в которых обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Они помогают учителю сделать учебный процесс более эффективным, вовлечь в работу всех учеников, повысить мотивацию к учению.

В школах активно внедряю интерактивные средства обучения в образовательный процесс. Одно из самых популярных средств - интерактивная доска. Педагогический потенциал у неё обширен. Доску можно использовать для того, чтобы сопровождать лекционный материал на экране пояснительными и рукописными примечаниями. Она дает возможность учителю мгновенно реагировать на затруднения в понимании материала учеников и создавать не запланированные рисунки, схемы и эскизы. Также на уроках можно использовать технологию перетаскивания объектов.

Интерактивную доску легко использовать на уроках и во внеурочное время в начальной школе, так как учащимся для работы с ней не нужны особые знания и умения. Младшим школьникам учитель рассказывает о безопасном использовании данной доски, показывает, как ей пользоваться. Регулярное использование интерактивной доски благоприятно влияет на школьников. Они с интересом осваивают приемы рисования на экране, базовые элементы интерфейса.

Интерактивная доска помогает преобразить учебный процесс, сделать из обычного урока интерактивное исследование, а также увлекает своими возможностями.

Необходимо заранее продумать на каком этапе будет использовано интерактивное средство, рассчитать так, чтобы оно способствовало достижению поставленным задачам, УУД и планируемым результатам. Всего этого можно достичь, если учитель в полной мере овладеет программным обеспечением данного средства.

Интерактивная доска повышает мотивацию, развивает воображение, образное мышление и память. Она предоставляет учителю возможность работать с web-ресурсами.

Используя интерактивную доску, учащиеся могут выполнять разные задания, заниматься черчением, писать и выделять информацию, изображать отдельные элементы чего-либо. Школьникам можно внедрять в учебный процесс решение текстовых заданий, которые будут отображаться на доске и сопровождаться анимированными слайдами.

Положительной чертой применение интерактивных средств обучения является большое количество программного обеспечения.

Если в классе находится интерактивная доска, то тогда можно использовать систему тестирования (голосования). Она представляет собой специальное программное обеспечение и набор пультов. В начале внеурочной деятельности младшим школьникам учитель может раздать пульты. Далее, в процессе работы он задаёт вопросы или показывает на доске тестовые задания и просит учащихся выбрать ответ. Школьники выполняют задание учителя, нажимая на пульте кнопки, соответствующие своему ответу. Программа анализирует полученную информацию и отображает результат на интерактивной доске в виде диаграммы, таблицы и т.п.

Данное интерактивное средство предоставляет возможность во время занятия задействовать каждого ученика, понимать темп усвоения новой информации, следить за эмоциональным состоянием класса и т.п.

Данное приспособление позволяет выполнить съемку различных предметов или документов; передать полученные изображения на компьютер, использовать для показа аудитории или сохранить в памяти устройства.

Её можно задействовать при анализе выполненного домашнего задания, самостоятельной или контрольной работы, сочинений, исследовательской или проектной деятельности. Также можно на занятиях по окружающему миру выводить на экран фрагменты растений и, увеличивая их, изучать.

Такое средство обучения позволяет вывести на экран интерактивной доски изображение любого документа или работы учащихся. Это помогает сделать процесс обучения более наглядным, ученики лучше усваивают материал, так как они видят конкретные примеры.

Ещё одним эффективным средством обучения является интерактивный стол. Он выглядит как сенсорный экран, который реагирует на касания. Установив нужное программное обеспечение, на столе можно отображать различную мультимедийную информацию.

Педагогический потенциал у данного средства обширен. Оно позволяет: показывать и смотреть документальные фильмы, познавательные мультфильмы, а также мультимедийные презентации; играть в обучающие игры; выполнять исследовательскую и проектную работу; проводить тестирования и коллективную рефлексию; искать и обрабатывать новую информацию и многое другое [5, С. 3].

С помощью интерактивного стола младшие школьники могут проводить различные эксперименты и практические работы. За счет яркой иллюстративности урока, учащиеся легче и быстрее запоминают новую информацию, у них формируются универсальные учебные действия, так как стол предназначен для коллективной работы (пары, группы учеников) [5, С. 4].

Однако стоит учесть, что данное интерактивное средство является не столь популярным, так как для успешной работы класса требуется несколько подобных столов, они занимают достаточно большое количество места в кабинете, а также является дорогостоящим средством обучения [5, С. 3].

QR-код (программное средство интерактивной коммуникации) выступает ещё одним интерактивным средством для формирования положительной мотивации к изучению той или иной образовательной области. Он представляет собой матричный код, и переводится с английского как «быстрый отклик». Преимуществом данного средства является то, что учащиеся при помощи мобильного телефона или учебного планшета за 10 секунд интерактивно получают разнообразную информацию. Кодировать можно любую информацию, видео с различных сайтов и т.д. Однако, главный недостаток QR-кода - это то, что закодировать можно маленькое количество информации [4, С. 152].

В образовательных целях учитель может:

Использовать QR-код на уроках и во внеурочной деятельности младших школьников;

Закодировать контрольную работу, тест по какой-либо теме или для рефлексии;

Разместить коды на стендах, для сообщения информации организационного типа и не только;

Использовать QR-код для проведения викторин и иных внеклассных мероприятий;

Зашифровывать при помощи QR-кода: пословицы и поговорки, загадки, маленькие стихотворения, памятные даты, интересные факты, правила, поздравления и т.п.

QR-коды можно печатать на листах бумаги или выводить на экран доски, также распечатанные коды можно крепить на катонные карточки или на стенды [2, С. 155].

Интерактивная книга помогает младшим школьникам усвоить прочитанный материал с помощью визуализации информации. Данное средство находится в постоянном контакте с читателем и предоставляет разные виды деятельности, кроме чтения. Например, можно увеличивать картинки, смотреть анимации, проводить эксперименты и т.п.

Ещё одно популярное интерактивное средство обучения - это электронный учебник. Он представляет собой программно-методический комплекс, который соединяет в себе учебник, справочник и задачник.

Электронный учебник можно использовать для обобщения, систематизации и закрепления знаний, контроля успеваемости учеников, а также для самостоятельной работы младших школьников. Такое интерактивное средство дает возможность разнообразить деятельность учащихся на уроке: работа с различными информационными источниками, практические упражнения, опыты и наблюдения, моделирование, конструирование и тому подобное. Все это мотивирует учеников к изучению новой информации, эффективно развивает универсальные учебные действия и соответствует образовательным целям. Педагог может пользоваться электронными учебниками, которые представлены в Яндекс.Учебник.

Интерактивные технологии часто используют в дистанционном обучении, так как они способствуют непрерывному контакту между учениками и учителем.

Интерактивная конференция - это интерактивное средство дистанционного обучения, позволяющее на расстоянии школьникам поддерживать контакт в режиме реального времени. Положительной стороной данной конференции является то, что она помогает организовать учебный процесс школьников, когда они находятся дома (например, когда класс переведен на домашнее обучение из-за карантина и т.п.). Однако сложность проведения интерактивной конференции заключается в том, что она должна состояться в четко определенное время. Часто у школьников возникают трудности во время подключиться. Также, если происходят, сбои программы или не удачно подобран материал, возникают трудности в объяснении новой информации [5, С. 151].

Сейчас очень важно проводить внеклассные мероприятия по расширению кругозора младших школьников, систематизации и углублению их знаний. Новые формы работы создают условия для развития интересов к конкретным областям знаний, реализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Особое значение имеют внеаудиторные мероприятия в ходе обучения тому или ином упредмету. В школьных условиях это один из основных факторов, реально помогающих усвоению материала, свободному и активному овладению учащимися культурой речи. Эффективный способ расширить и углубить знания, полученные на уроке. Это так же имеет большое воспитательное значение.

Внеучебноевремястудентовиспользуетсядляразличныхформорганизации, отличных от системы обучения.

Внеклассная деятельность - это деятельность, которая проводится вне класса на основе интереса и самостоятельности учащихся. Видов внеурочной деятельности много, из которых можно выделить экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВН, школьные научные собрания, олимпиады, конкурсы, поисковые и научно-исследовательские и др. [1, С. 144].

При планировании внеаудиторной деятельности младших школьников на занятиях учителя должны придерживаться следующих принципов: добровольность участия учащихся, научный характер; осознанность и активность; видимость; доступность; связь между теорией и практикой, индивидуальный подход к ученикам, различные формы и виды внеурочной деятельностиь [4, С. 29].

Выводы. Интерактивные средства обучения можно использовать на уроке или во внеурочной деятельности школьников, на различных праздниках и мероприятиях, родительских собраниях и при подготовке к занятиям. В соответствии с целью урока или внеурочной деятельности, а также планируемыми результатами учитель должен подбирать и интегрировать в учебный процесс актуальные средства обучения.

Литература:

1. Гаврилина, О.В. Формирование познавательной активности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности / О.В. Гаврилина // Наука и школа. - 2019. - № 4. - С. 144-152

2. Евдокимова, А.М. Интерактивные методы обучения на уроках математики в начальной школе / А.М. Евдокимова // Инновационная наука. - 2018. - № 12. - С. 155-157

3. Лингевич, О.В. К вопросу о становлении понятия «Внеурочная деятельность» в России / О.В. Лингевич // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2021. - № 1 (35). - С. 29-34

4. Роберт, И.В. Развитие информатизации образования в эпоху цифровых информационных технологий / И.В. Роберт // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». - 2019. - Т. 2. - С. 151-158

5. Роберт, И.В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования / И.В. Роберт // Информатизация образования и науки. - 2020. - № 3 (47). - С. 3-16

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / ред. Н.В. Гончарова // М-во образования и науки Российской Федерации. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2016. - 45 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин Магомедова Рагинат Магомедовна

Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) (г. Махачкала)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования правовой грамотности у обучающихся по программам высшего образования. Правовая грамотность является сложным системным образованием, включает в себя различные элементы, которые образуют ее структуру. Анализ этой структуры становится важным в связи с теми изменениями, которые претерпела современная правовая действительность. Формирование правовой грамотности, как разновидности педагогической деятельности, направленно на формирование определенной сферы сознания - правового сознания. Поэтому, естественно, что теория и практика правового воспитания широко использует достижения педагогики и опирается на ее выводы. В структуре правовой грамотности выделены три главных компонента: когнитивный, мотивационно-ценностный, регулятивно-поведенческий. Правовая грамотность должна формироваться на всех этапах образования, в особенности на программах высшего образования, поскольку именно квалифицированные преподаватели, обладая знаниями как в сфере права, так и в сфере педагогики, смогут наиболее качественно способствовать формированию правовой грамотности у молодежи. Формирование правовых знаний, развитого правосознания является важнейшей задачей современного государства. Органам государственной власти, местного самоуправления, образовательным организациям необходимо на должном уровне организовывать мероприятия, способствующие развитию правосознания граждан, так как в последующем все это способствует формированию правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.