УДК 725.23 + 728.1
Дмитриев М.М. студент 2 курса факультет архитектуры Академия Архитектуры и Искусств Южный Федеральный Университет РФ, г. Ростов-на-Дону ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАНОРАМНОГО ОСТЕКЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ ЧАСТНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ
ЗДАНИЙ
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы организации архитектурных пространств с помощью использования панорамного остекления.
Ключевые слова: Современная архитектура, курортные зоны, общественные и жилые здания, панорамное остекление.
Dmitriev M.M.
Student
2 course, Faculty of Architecture, Academy of Architecture and Arts
South Federal University Russian Federation, Rostov-on-Don THE USE OF PANORAMIC GLAZING IN THE MODERN ARCHITECTURE OF PRIVATE AND PUBLIC BUILDINGS
Abstract: The article deals with the problems of organization of architectural spaces with the use of panoramic glazing.
Keywords: Modern architecture, resort areas, public and residential buildings, panoramic glazing.
Обсуждая проблему организации тех или иных зон общественного и жилого пользования, современные архитекторы и деятели искусства отмечают становление характерного приёма заполнения фасада, а иногда и крыши здания панорамным остеклением. Современные тенденции развития технологических систем, а также способов формирования образа и функции здания способствуют развитию данного течения. В наши дни всё чаще можно увидеть как при разработке проекта архитектор использует в большом количестве стеклянные конструкции. Сейчас эта тенденция пользуется огромной популярностью среди зодчих практически всех стран. Наравне с этим идут споры о том, целесообразно ли использование большого количества прозрачных и отражающих поверхностей в процессе проектирования архитектурного объекта как такового. Для того чтобы разобраться в данной проблеме и постараться сделать конструктивный вывод на основе рассмотренного материала, ознакомимся с наиболее характерными и интересными примерами современной архитектуры, создатели которых активно внедряли панорамное остекление в структуру
проектируемых ими зданий. 1. Zamora Offices.
Рис. 1. Zamora Offices, г. Самора, Испания, архитектор Альберто Кампо Баэза, 2012 год. Общий вид.
Группа испанских дизайнеров вместе с известным архитектором Альберто Кампо создали эффектный и эстетичный проект офисного здания в городе Самора. Основная особенность данного здания заключается в том, что само оно обнесено высокими каменными стенами, сплошным массивом закрывающими архитектурный объект от излишнего внимания. Этот объём хорошо вписывается в историческую застройку города. А чтобы добраться до главного здания, человек должен пройти сквозь прямоугольный проём, располагающийся напротив главного фасада здания, организованный в данной ограждающей структуре. Итак, миновав барьер, наблюдатель попадает в некоторое буферное пространство между городом и самой постройкой, которая встречает посетителя прозрачной стеклянной стеной. Стоит отметить, что конструкция здания обнажена посредством использования в качестве основного материала фасада стеклянных пластин, соединённых между собой специальным клеем. Таким образом снаружи здание кажется очень лёгким, просторным, но в то же время оно могло бы казаться небезопасным, если бы не обрамляющие его массивные высокие
стены. Учитывая всё это, мы можем заметить, что архитектор расположил своё уникальное, визуально хрупкое творение в окружении надёжных стен, функционально защищающих основной объём сооружения, использовав при этом наиболее подходящие и актуальные и способы организации ключевых пространств. [1].
2. Vipp Shelter.
Рис. 2. Vipp Shelter, Дания, дизайнерская группа Vipp, 2014 год. Общий
вид.
В истории создания этого сооружения есть несколько фактов, достойных внимания. Например, группа дизайнеров из компании Vipp никогда не позиционировали себя в качестве архитекторов, а своё здание они рассматривают как очередную продукцию их известной студии. Однако данный объект всё же является жилой ячейкой, разработанный для проживания (хоть и временного) того или иного человека. Первое, что привлекает внимание в этом сооружении — это два панорамных окна, полностью заменяющих одну или две стены помещений кухни и спальни. Таким образом, человек, находящийся внутри здания имеет возможность наблюдать за окружающей его живой природой на протяжении всего дня, располагаясь при этом с максимальным удобством и комфортом. Данный жилой модуль может быть доставлен по частям и установлен практически в любой местности. Это стало возможным, благодаря использованию в качестве опор двенадцати регулируемых по высоте свай. Создатели позаботились и о безопасности, и об удобном и рациональном использовании энергии в здании, которое имеет камин, и тёплые полы, а так
же запас воды на 120 литров. Несмотря на то что никто из тех, кто участвовал в проектировании данного объекта не был архитектором по образованию, здание Vipp Shelter получилось достойным, хорошо продуманным жилым модулем, располагающим всем самым необходим, для созерцания и полного погружения в природу того человека, который будет находиться в этом здании. [2].
3. Manshausen Island Resort Hut.
Рис. 3. Manshausen Island Resort Hut, коммуна Стейген, Норвегия, Stinessen ARKITEKTUR, 2015 год. Общий вид.
Как и предыдущий пример, данный комплекс сооружений состоит из жилых ячеек, предназначенных для временного проживания людей. Архитекторы из Stinessen ARKITEKTUR создали курортную группу из 4 похожих зданий с примерно одинаковой внутренней структурой разделения пространства. Постройка создана с использованием таких материалов как стекло и дерево. Это позволило создать достойную интеграцию архитектурного объекта и живописной природы. Внутреннее пространство состоит из небольшого санузла и гардероба, располагающегося у входа и компактной спальной комнаты, большая часть стены которой состоит из стеклянных пластин, прочно склеенных между собой. Таким образом, архитектором был выявлен характерный, эстетично оформленный объём здания, нависающий над водой. Важным фактом является то, что именно эта часть полностью, за исключением перекрытия, застеклена. Это добавляет художественному образу выразительности за счёт разнообразных бликов, отражений, свечений. [3].
4. Hidden Pavilion.
Рис. 4. Hidden Pavilion, г. Лас-Росас-де-Мадрид, Испания, PENELAS ARCHITECTS, 2016 год. Общий вид.
Группа испанских архитекторов под руководством José Luis Esteban Penelas спроектировали индивидуальный жилой дом, спрятанный в лесном массиве города Лас-Росас. Как и в предыдущем примере стены здания заполнены стеклянными пластинами. Отличительной особенностью является тот факт, что PENELAS ARCHITECTS решили не останавливаться на одном фасаде, а организовали вместо стен сплошное остекление во всех частях сооружения, конструктивная структура которого состоит из двутавровых железных опор, а расстояние между ними заполнено прозрачным остеклением. Это позволило удачно вписать здание в окружающую среду, а так же наполнить интерьер здания естественным освещением. Планировочная же конфигурация создана с учётом всех норм безопасности и удобства. Самая высокая часть дома — это система вертикальной коммуникации, а именно винтовая лестница, соединяющая все помещения архитектурного объекта, верхним уровнем которого является открытая площадка, её перекрытие организованно стеклянными блоками,
расположенными на пересечении железных конструкций. Таким образом, архитекторы визуально растворили границу между внутренним и внешним пространством. Этот приём добавляет выразительности и эффектности зданию, а также позволяет жилой ячейке отлично функционировать в данной среде. [4].
5. Photographer's Weekend House.
Рис. 5. Photographer's Weekend House, г. Кудзюкури, Япония, архитектор Шин Охори, 2007 год. Общий вид.
Японскому архитектору Шину Охори поступил заказ на проектирование жилого дома от фотографа, главным пожеланием которого являлось наличие интересных пространств дома. Главной особенностью этих зон должно было стать создание уникальной игры света и тени. Разрешить данную проблему архитектор смог благодаря организации частей здания вокруг небольшого внутреннего дворика, при том, что практически все стены сооружений были заменены панорамным остеклением. Такой способ организации архитектурного пространства позволил создать множество помещений, залитых солнечным светом. К тому же особенная геометрия оставшихся стен постройки перенаправляла свет наиболее выгодным образом и тем самым создавала композиционную взаимосвязь тени и света, проникающего сквозь множество стеклянных поверхностей вертикального и горизонтального расположения. [5].
Проанализировав все примеры, мы с уверенностью можем сказать, что
наличие сплошного панорамного остекления является неотъемлемой частью современной архитектуры. Этот способ формообразования позволяет органично вписать здание в окружающую среду, обеспечивает достаточную инсоляцию и придаёт выразительность и эффектность внешнему и внутреннему облику здания, а современные технологии производства и строительства дают возможность наиболее надёжно и безопасно связать стеклянные конструкции со всей структурой архитектурного объекта. Следовательно, грамотное использование данного материала в процессе проектирования может выгодно раскрыть весь потенциал сооружения.
Использованные источники:
1. Журнал ArchDaily: Архитектура [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.archdaily.com/304715/zamora-offices-alberto-campo-baeza , свободный. - Загл. с экрана.
2. Журнал HQROOM: Архитектура [Электронный ресур]. - Режим доступа : https://hqroom.ru/modulnyi-dom-the-vipp-shelter- 1.html , свободный. - Загл. с экрана.
3. Журнал Architizer: Архитектура [Электронный ресур]. - Режим доступа : https://architizer.com/blog/inspiration/industry/inside-the-a-awarded-manshausen-island-resort/ , свободный. - Загл. с экрана.
4. Сайт «Magazindomov»: Архитектура [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.magazindomov.ru/2017/02/14/steklyannyj-dom-v-ispanii-2/ , свободный. - Загл. с экрана.
5. Журнал ArchDaily: Архитектура [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.archdaily.com/311956/photographers-weekendhouse-general-design , свободный. - Загл. с экрана.