Научная статья на тему 'Использование оценки приближенности к узлам Wi-Fi-сети для доставки гиперлокального контента'

Использование оценки приближенности к узлам Wi-Fi-сети для доставки гиперлокального контента Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
114
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Намиот Д. Е.

Технический прогресс средств информационных технологий помимо улучшения характеристик решения уже известных задач часто открывает возможности для новых применений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование оценки приближенности к узлам Wi-Fi-сети для доставки гиперлокального контента»

№ 5 (41) 2012

Д. Е. Намиот, канд. физ.-мат. наук, старший научный сотрудник МГУ им. М. В. Ломоносова, г. Москва

Использование оценки приближенности к узлам Wi-Fi-сети для доставки гиперлокального контента

Технический прогресс средств информационных технологий помимо улучшения характеристик решения уже известных задач часто открывает возможности для новых применений.

Введение

В работе, где впервые был использован термин «контекстно-зависимые вычисления» (context-aware) [1], контекст определен как совокупность местоположения находящихся рядом людей и объектов, а также последовательность изменений местоположения. Другие работы определяют контекстную зависимость как произвольное дополнение к местоположению. В настоящей работе в качестве такого дополнения используется понятие network proximity (конкретно — Wi-Fi proximity). Под ним будет подразумеваться оценка близости (в смысле приближения, расстояния) мобильного телефона и элемента сетевой инфраструктуры (например, точки доступа Wi-Fi). На этой основе строится новая модель доступа к гиперлокальному контенту для мобильных пользователей. Рассмотрим некоторые приложения, которые предшествовали предлагаемому подходу, получившему название Spot Expert.

Во-первых, это системы определения местоположения с использованием специальных активных меток (тегов), так называемые Active Badge-системы, которые позволяли устанавливать местоположение специальных устройств, обозначающих себя с помощью уникального повторяющегося сигнала в инфракрасном диапазоне. В оборудованном специальными приемниками офисном здании такого рода системы позволяли устанавливать местоположение идентифика-

ционной карточки (бэджа) и, соответственно, доставить некую информацию владельцу бэджа [2]. Иными словами, системы представляли собой некоторый аппаратный триггер, задающий информационный контекст, который определяется местоположением владельца бэджа.

Во-вторых, это маркетинговые решения, основанные на оценке приближенности мобильного абонента к узлам Bluetooth (системы Bluetooth proximity). Наибольшую известность получили системы рассылки информации находящимся поблизости абонентам (Bluetooth broadcast). В этих системах вещательный элемент рассылает данные другим устройствам в зоне видимости. Данные, распространяемые подобным образом, могут представлять собой тексты, изображения, аудио- и видеофайлы, а также структурированные данные, например, в виде файлов формата vCard [3].

Идея Bluetooth-маркетинга заключается в том, что вещатель может определить присутствие мобильного телефона с включенным протоколом Bluetooth и доставить на него некоторое сообщение (контент). Вместе с тем необходимо отметить, что из соображений безопасности и для экономии заряда батареи режим Bluetooth на большинстве телефонов чаще всего отключен.

Есть реализации, в которых используется расширенная схема для Bluetooth-рассылок. В таком случае от пользователя требуется запустить некоторое приложение на мобильном телефоне и явно указать, что он

№ 5 (41) 2012

согласен принимать предлагаемый контент. Смысл такого решения состоит в том, что данные будут предлагаться только тем, кто дал согласие на их получение.

Другая потенциальная проблема с Blue-tooth-рассылками заключается в том, что рассылка контента на мобильные устройства предполагает поддержку на стороне мобильного терминала службы стандарта OBEX Push Bluetooth. Она присутствует не во всех устройствах, даже имея в виду современные смартфоны.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

• вместо устройств c активными метками могут использоваться смартфоны;

• альтернативным средством связи может быть доступ на основе стандарта Wi-Fi

Е (заметим, что в случае применения смартфо-К нов возможность установки связи по стан-Si дарту Wi-Fi значительно выше); i • бэдж (телефон) должен определять | информационные узлы, а не наоборот. Та-§ кой способ более безопасен. Аналогично Ц возможный контент должен запрашиваться Ц пользователем, а не навязываться ему неко-| торой автоматической системой; Е • термин «распространение» для сооб-ч щений должен использоваться как синоним [| терминов «видим» или «доступен». Автомате тическая загрузка сообщений не является обязательной, наоборот, зачастую она спе-^ циально ограничивается. s Для разработки системы на основе | сформулированных принципов можно по* заимствовать некоторые идеи из систем ^ / S3 позиционирования в помещениях (в анг-

| лоязычной литературе — indoor positioning

I или IPS). Системы IPS чаще всего использу-

чЗ ют для своей работы именно элементы се-

& тевой инфраструктуры [4]. Очевидно, что

| конструкционные материалы зданий могут

Ц препятствовать распространению сигна-

<и лов спутниковых систем позиционирова-

! ния (например, GPS). Поэтому системы IPS

§ чаще всего строятся на позиционировании

! ближайших объектов или предметов с за-

si ранее известным местоположением. Еди-

ного подхода к построению систем IPS нет. Помимо традиционных радиосистем могут использоваться оптические и акустические системы [4]. При этом каждый из подходов, как правило, предлагает собственные программные интерфейсы (API) и протоколы.

Системы на базе метода автоматической идентификации объектов RFID (Radio Frequency Identification) состоят из сканера и набора тегов (устройств). Теги классифицируются на активные (с собственным источником питания) и пассивные (не имеющие источника питания). Каждый тег снабжен некоторым уникальным идентификатором, который используется для однозначного определения объекта или человека, являющегося носителем тега.

Сканеры, расположенные внутри здания, могут считывать идентификаторы с тегов, которые оказались поблизости. Поскольку точное местоположение каждого сканера известно, информация о видимых тегах может использоваться для вычисления их местоположения.

Широкополосные системы позиционирования UWB (Ultra-Wideband) используют опорную сеть сканеров, которые по задержке распространения сигнала от специальных меток позволяют определить местоположение этих меток (их носителей).

Системы позиционирования на базе Wi-Fi, например предлагаемые компанией Ekahau [5], представляют собой программные решения, которые используют инсталлированные в помещении точки доступа Wi-Fi и W/Fi-интерфейс в мобильном устройстве. Могут также использоваться специальные теги Wi-Fi, которые поддерживают сетевые стандарты 802.11.

Естественным большим преимуществом подобного рода систем является то, что они не требуют специального аппаратного обеспечения. Протоколы 802.11x стандартизованы, и поэтому подобного рода системы позиционирования, в принципе, могут работать везде, где есть сети Wi-Fi.

Положительный момент заключается также в том, что единая сеть исключает воз-

№ 5 (41) 2012

можные проблемы, вызванные интерференцией радиосигналов, возможной в случае применения специализированных решений [5].

Позиционирование на основе Wi-Fi базируется на сетке хот-спотов Wi-Fi, обеспечивая точность определения координат объекта в 20-30 м до наступления некоторого насыщения — чем больше точек вовлечено в процесс позиционирования, тем точнее будет результат.

Wi-Fi-позиционированию и используемым методам триангуляции посвящено достаточно много работ (например, [6]), но общая идея Wi-Fi-позиционирования остается везде одинаковой и базируется на использовании некоторой опорной сети с известными координатами узлов. Главная задача, которую должен решить описываемый в статье новый сервис, — доставка информации мобильным абонентам без предварительной разметки опорной сети.

Модель

Как следует из вышесказанного, все системы позиционирования в помещениях основываются на карте тегов с известным местоположением. Это очень важный момент. Карта тегов, по сути, должна быть подготовлена до начала использования сервиса.

Отсюда следуют две главные идеи для описанного в настоящей работе сервиса SpotEx (Spot Expert, [7]):

• сервис будет поддерживать так называемые «ad_hoc» сети. Другими словами, для использования сервиса не нужны будут предварительные действия (усилия) по «разметке» опорной сети (Wi-Fi-устройств с известным местоположением);

• для многих (если не для большинства) приложений, в основе которых лежит определение местоположения пользователя (LBS-приложений), информация (контент), привязанная к конкретному местоположению, является более приоритетной, чем простые данные о местоположении. Иными словами, в большинстве LBS-приложений коор-

динаты используются еще и для нахождения | подходящего контента, а не только для оп- ^ ределения собственно местоположения. ^

На этих принципах построен сервис 4 SpotEx. Русскоязычное описание сервиса впервые было опубликовано в материалах конференции «Современные информационные технологии и ИТ-образование» [14].

Если взять от систем позиционирования в помещениях только ту часть их алгоритма, которая отвечает за определение видимых в данной точке сетей Wi-Fi, то полученной в результате информации будет достаточно для позиционирования. Тот факт, что мобильный телефон «видит» какую-то точку доступа, означает, что он находится от нее недалеко. Эта возможность дополняется в сервисе SpotEx возможностью задания правил видимости контента (продукции) в виде операторов ЕСЛИ-ТО, связанных с конкретной точкой доступа. Правила, по сути, описывают видимость точек доступа Wi-Fi для мобильного контента.

Заметим, что задача не сводится к соединению с конкретной сетью. В данной работе никак не затрагиваются вопросы предоставления доступа или обеспечения безопасности. Важен сам факт обнаружения сети, в результате чего становятся известными идентификатор SSID и другая общедоступная информация о точке доступа.

Таким образом, сервис содержит следующие компоненты:

• база данных (хранилище) правил, ассоциированных с конкретными Wi-Fi сетями;

• редактор правил, представляющий собой веб-приложение (в том числе, мобильный веб), которое позволяет создавать (редактировать) указанные выше правила;

• клиентское мобильное приложение, которое может определять доступные (видимые) точки доступа Wi-Fi, проверять условия видимости по базе правил и предоставлять доступ к имеющемуся контенту.

Сервис работает следующим образом. Для существующей или специально созданной точки или нескольких точек доступа Wi-Fi задается набор правил. Например,

№ 5 (41) 2012

ЕСЛИ доступны точки доступа с идентификаторами NET1 и NET2 TO показать заданный текст.

Пользовательское приложение сканирует список доступных (видимых) сетей, определяет сработавшие правила, которые могут зависеть не только от того, является ли сеть или сети видимыми, но и от времени, истории пользователя и т. д., и открывает пользователю соответствующий контент. Этот контент в текущей версии есть некоторый HTML-текст, который может содержать любые доступные в мобильном браузере данные.

Как правила, так и тексты для распространения формируются владельцами точек доступа (Wi-Fi сетей).

Возможные применения такого серви-Е са достаточно очевидны. Самое простое, К по крайней мере, с точки зрения вероят-

3 ной коммерческой эксплуатации подобно-i го рода сервисов, — это доставка предло-| жений посетителям в торговых центрах, что § представляет собой автоматически реали-Ц зуемый вариант такого популярного в соЦ циальных сетях механизма, как отметка | о присутствии (check-in). В социальных се-Е тях пользователь после авторизации мо-

4 жет обозначить свое присутствие в дан-[| ном магазине или центре, получив в ответ

5 какие-либо специальные предложения, купоны или скидки. В модели SpotEx отпада-

^ ет необходимость в авторизации, посколь-

s ку можно автоматически сделать текущие

| предложения доступными для тех мобиль-

* ных абонентов, которые находятся в зоне

§ действия соответствующей Wi-Fi-сети. При

| этом, в отличие от традиционных систем

| позиционирования в помещении, не требу-

чЗ ется предварительная разметка опорной

6 сети. Более того, как будет показано да-| лее, такого рода сети могут создаваться Ц и динамически.

«и По аналогичной схеме можно распро-

! странять новости в офисных или жилых ком-

§ плексах, учебных кампусах, получив, таким

! образом, простую модель для распростра-

si нения гиперлокальных новостей.

Существуют коммерческие сервисы, которые предлагают маркетинговые инструменты на базе W/'-F/'-близости. Но все они сводятся к попыткам направить пользователям, подключающимся к Wi-Fi-сети, информацию рекламного характера [8], что, по сути, заменяет начальный экран, который видит присоединяющийся к сети абонент. Используется даже не факт близости к какой-то сети, а событие, связанное с подключением к ней. Однако, как уже отмечалось, подход, описанный в настоящей статье, никак не касается соединения, важен только сам факт доступности Wi-Fi-сети в данном месте.

SpotEx

Одна из основных причин интереса к системе правил предоставления данных, привязанных к точкам доступа Wi-Fi, заключается в том, что речь не идет только о существующих публичных сетях Wi-Fi. Точка доступа Wi-Fi может быть открыта непосредственно на мобильном телефоне. Устанавливая данные для такой точки доступа, по сути, определяем данные для конкретного телефона или мобильного абонента.

Задание собственных точек доступа Wi-Fi возможно практически для всех современных смартфонов. На рисунке 1 показан пример экрана с параметрами для устройства типа iPhone.

Такой же сервис имеется в операционных системах Android и Symbian (рис. 2).

Указанная форма использования сервиса открывает возможность для нового класса систем — динамических LBS. В этих системах данные (контент) доступны в какой-то ограниченной области (то, что называется location aware data — данные, зависящие от местоположения), их доступность зависит от видимости некоторой точки доступа Wi-Fi. Триггер видимости может не только менять свое состояние (включен-выключен), но и перемещаться в пространстве.

Таким образом, для создания набора правил нужен только телефон. Любой его

№ 5 (41) 2012

,.illAT&T 9:59 -26MB 86%

Internet Tethering (Down: 74kb Up: 87kb)

MyWi

д WiFi Tethering

WiFi Name ¡Phone MyWi

W¡F¡ Channel

Û WEP Security

â WEP Key 0000000010

Tethering

USB and Bluetooth

Status: WiFi Connection: Holy Crap

Рис. 1. Точка доступа Wi-Fi на устройсте iPhone

владелец является потенциальным контент-провайдером. Точка доступа, к которой будут привязываться правила, может быть открыта на телефоне, и он же может быть использован для создания или редактирования правил. То есть владелец телефона может, например, предоставлять какой-то персональный контент мобильным пользователям, которые в данный момент находятся поблизости. В дополнение к указанным выше применениям (автоматическая отметка о присутствии, местные новости) это открывает возможности для ряда новых применений, таких, например, как получение персональных объявлений и различные игры, когда нужно найти в какой-то области контент, доступный вблизи определенных телефонов.

Хранилище правил работает следующим образом.

Каждое правило представляет собой продукцию (логическое заключение ЕСЛИ-ТО).

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Точка доступа Wi-Fi на устройствах с ОС Android

Условная часть в текущей версии описываемой системы формируется как набор логических операций над следующими объектами: идентификатор Wi-Fi-сети (SSID), уровень сигнала, время дня, ID клиента (см. далее). Примером правила может быть следующее предложение:

ЕСЛИ_SSID сети ЕСТЬ 'mycafe' И время ЕСТЬ 13:00-14:00 ТО предоставить купон на обед

Поскольку правила представляют собой классическую продукционную систему, то для их обработки можно использовать хорошо известные алгоритмы типа Rete [9], которые позволяют оптимизировать провер-

55

№ 5 (41) 2012

ку большого числа правил за счет их пересортировки так, чтобы максимально нагруженные условия проверялись в первую очередь [10].

Таким образом, описываемый сервис включает следующие компоненты:

• базу данных правил (продукций), определенных для точек доступа Wi-Fi-сетей, и

• клиентское приложение для смартфонов (в текущей версии — Android, в последующем также iPhone), которое обеспечивает проверку имеющихся правил и визуализацию контента.

База данных (хранилище правил) имеет собственный веб-интерфейс, включающий мобильный веб на основе HTML5 приложения, который обеспечивает работу с базой данных.

Е Кроме правил хранилище включает от-К крытый интерфейс API на базе протокола

3 REST, что позволяет сторонним разработ-! чикам пополнять и обновлять базу данных | программным путем. Это, в свою очередь, § позволяет осуществлять интеграцию с ERP-Ц системами, например, программным обра! зом наполнять систему предложениями, но-I востями и т. д.

Е Собственное клиентское приложение,

4 на самом деле, использует именно указанный интерфейс для работы с базой дан-

£ ных.

Предложенный подход не требует нали-^ чия единой базы правил (правил для всех s возможных точек доступа). Легко можно | представить себе ситуацию, когда конфи-* гурируемое клиентское приложение под-§ ключается к какой-то частной базе или пе-I реключается меду базами. С точки зрения I использования API-база правил есть про-чЗ сто некоторый URL для передачи REST-за-& просов.

I Помимо указанных выше возможностей Ц применения как средства для автоматиче-<и ской регистрации присутствия (check-in), от! дельно хотелось бы отметить именно воз-§ можность распространения гиперлокаль-! ных новостей с помощью подобного рода si сервиса.

Согласно [11] гиперлокальный контент характеризуется тремя основными элементами. Во-первых, он описывает сущности и события внутри какой-то локальной области, во-вторых, ориентирован на резидентов этой локальной области и, в-третьих, создается преимущественно локально.

С помощью сервиса SpotEx, используя всего лишь мобильный телефон, можно создать произвольный контент(используя, в частности, мультимедийные файлы телефона), описать правила видимости (это всего лишь мобильный веб-доступ к хранилищу) и сделать доступным контент для окружающих.

Набор правил видимости может быть описан технически для любой существующей Wi-Fi-сети. Но основное их применение — специально открытые точки доступа непосредственно на мобильном телефоне. Это позволяет создать довольно большой набор полезных сервисов, например персональные объявления,которые привязаны к конкретной Wi-Fi-сети, т. е. к конкретному телефону. Естественно, что их доступность (видимость) зависит от текущего местоположения телефона, а, соответственно, для получателя таких сообщений он представляет собой контексто-зависимый контент.

На базе предложенного подхода можно создавать игровые схемы, когда, например, требуется собрать сообщения, загрузить файлы и т. д. с заданного количества телефонов в определенной области или городе. Возможность программным образом добавлять правила и контент позволяет строить динамические приложения.

Разумеется, доступ к базе данных будет требовать авторизации пользователей. В текущей версии аутентификация клиентов не предполагается, клиенты в такой схеме полностью анонимны. Единственный элемент, который предполагается добавить, — это уникальный идентификатор для клиента. Он представляет собой уникальный номер (ииЮ), который может быть присвоен в момент первого обращения к системе. Номер хранится на стороне клиента для всех последующих обращений и будет подставлять-

№ 5 (41) 2012

ся в запросы автоматически. Это позволит просто различать клиентов, а также использовать информацию в правилах. Наличие уникального идентификатора позволит отслеживать историю обращений. В предложенной модели в качестве такого глобального UUID может выступать просто MAC-адрес клиента (уникальный адрес сетевого интерфейса). Например, для модели, в которой автоматически отмечается присутствие (check-in) легко будет описать правила, которые учитывают частоту посещений:

ЕСЛИ предложение от 'mycafe' открывается 3-й раз в течение месяца ТО предложить специальный пакет.

Реализация мобильного клиента на платформе Android использует интерфейс приложения WiFiManager из ОС Android SDK. Этот пакет предоставляет доступ к базовой информации о сетях Wi-Fi. В частности, с его помощью можно получить следующие данные:

SSID — имя сети;

BSSID — адрес точки доступа; capabilities — схема аутентификации; frequency — частота канала взаимодействия (МГц); level — измеренный уровень сигнала (дБм).

Перечисленные параметры могут использоваться при описании правил видимости. В первой версии SpotEx [7] используется только параметр SSID.

В последующих версиях предполагается использовать телефон как источник данных о присутствии (близости к узлу беспроводной сети). В частности, возможно добавление устройств, работающих по протоколу Bluetooth. Важно, что местоположение (близость) рассматривается по отношению к другим телефонам.

Для платформы Android существует несколько приложений, например, Locale, позволяющих выполнять какие-либо действия

в зависимости от текущего местоположения | абонента, например, выключить звук или g включить (выключить) Wi-Fi, иными словами, ^ изменить установки телефона в зависимости 4 от местоположения. Приложение SpotEx решает обратную задачу — определение предложений для мобильного абонента в зависимости от его текущего местоположения со стороны других мобильных абонентов.

Второй принципиальной особенностью подхода является непосредственное формирование локального контента, для чего в других системах производится поиск данных на основе предварительно установленных координат абонента.

Дальнейшие разработки

Развитие предложенной системы будет вестись в следующих направлениях.

Во-первых, по аналогичной схеме планируется расширение в виде поддержки технологии Bluetooth, так что продукцию будут распознавать и узлы Bluetooth. В дальнейшем в продукционную модель планируется включить и другие датчики, доступные на мобильном телефоне.

Во-вторых, будет расширен редактор правил. Он должен превратиться в полноценную мобильную систему управления контентом CMS (Content Management System), включающую такие элементы, как, например, шаблоны для представления данных.

Предложенный подход может быть использован и в других приложениях.

Примером, в частности, может служить разработанный сервис Wi-Fi chat [13], который построен на том же механизме, что и служба SpotEx, но с фиксированным доступным контентом, а именно, веб-чатом и дискуссионной группой. Иначе говоря, для всех пользователей вблизи точки доступа (в частности, мобильного телефона) предлагаются средства взаимодействия.

Сеть Wi-Fi на транспорте на основе предлагаемого подхода можно с помощью точки доступа, открытой на телефоне, превратить в средство общения между пассажира-

№ 5 (41) 2012

ми. В этом случае телефон превращается в персональный коммуникационный инструмент без раскрытия персональных данных.

Еще одно перспективное направление работ состоит в интеграции SpotEx и данных социальных сетей. Идея интеграции заключается во введении внешней (по отношению к социальной сети) базы временных отметок о присутствии (check-in). Вместо традиционных географических координат будет использоваться информация о близости к сетевым узлам. Подобного рода отметки позволят аккумулировать потоки данных от соответствующих пользователей социальных сетей (например, Facebook или Twitter) и демонстрировать мобильным пользователям, например, статусы из Twitter в локальной области.

Е

<U

5 Заключение

Si

! В статье описывается новое применение | методов, основанных на оценке близости § к узлам сети Wi-Fi для приложений из облас-Ц ти контекстно-зависимых вычислений. Пред! ложенный сервис может использовать как | существующие, так и специально созданные Е (описанные) точки доступа Wi-Fi в качестве

4 триггеров для активации доставки контен-[| та или открытия доступа к нему на мобиль-

5 ные терминалы. Сервис позволяет пользователям как связать (ассоциировать) собст-

^ венные данные с точками доступа Wi-Fi, так

§ и получать доступ к таким же данным, кото-

| рые были созданы или добавлены другими

* пользователями.

§ Сервис может применяться, например,

| для распространения коммерческой ин-

| формации в торговых центрах (proximity

чЗ marketing — маркетинговые коммуникации,

6 основанные на нахождении поблизости | от заданной точки), включающей скидки, Ц купоны и специальные предложения, для «и распространения гиперлокальных ново! стей, например, в кампусах, офисных цен-§ трах, для создания персональных систем ! информационного вещания и в проектах si SmartCity.

Список литературы

1. Schilit G., Theimer B. Disseminating Active Map Information to Mobile Hosts. IEEE Network. № 8(5). 1994. Р. 22-32.

2. AT&T Laboratories Cambridge The Active Badge System. URL: http://www.cl.cam.ac.uk/research/ dtg/attarchive/ab.html Washington.

3. Papandrea, Michela; Giordano, Silvia; Vanini, Sal-vatore; Cremonese, Piergiorgio; Proximity marketing solution tailored to user needs World of Wireless Mobile and Multimedia Networks (WoWMoM), 2010 IEEE International Symposium E. Р. 1-3.

4. Kaemarungsi K., Krishnamurthy P. Modeling of indoor positioning systems based on location fingerprinting INFOCOM 2004. Twenty-third AnnualJoint Conference of the IEEE Computer and Communications Societies Date of Conference: 7-11 March, 2004. Vol. 2. Р. 1012-1022.

5. Comparison of Wireless Indoor Positioning Technologies. URL: www.productivet.com/docs-2/Wire-less_Comparison.pdf.

6. Lassabe F., Canalda P., Chatonnay P., Spies F. Indoor Wi-Fi positioning: techniques and systems. Annals of Telecommunications. Vol. 64. № 9-10. Р. 651-664. DOI: 10.1007/s12243-009-0122-1.

7. SpotEx service. URL: http://spotex.linkstore.ru.

8. Mobile Markerintg. URL: http://www.media-2go.net/ Solutions.

9. Charles L. Forgy. «RETE: A fast algorithm for the many pattern/many object pattern match problem», Artificial Intelligence 19 (1). Р. 17-37. September, 1982.

10. About the Rete Algorithm. URL: http://en.wikipedia. org/wiki/Rete_algorithm.

11. Ceccaroni L, Codina V, Palau M., Pous M. PaTac: «Urban, Ubiquitous, Personalized Services for Citizens and Tourists» Digital Society. 2009. ICDS '09. Third International Conference 2009. P. 7-12.

12. Yanying Gu, Lo A., Niemegeers I. A survey of indoor positioning systems for wireless personal networks. Communications Surveys & Tutorials, IEEE Vol. 11. Issue 1. Р. 13-32.

13. WiFi Chat service: http://wifichat.linkstore.ru.

14. НамиотД. Е. Гипер-локальный контент. Экспертная система на базе WiFi proximity // VI Международная научно-практическая конференция. Современные информационные технологии и ИТ-образование: сб. избранных трудов. М., 2011. С. 720-730.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.