Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТВОРЧЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / AESTHETIC EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / CREATIVITY / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалёва Наталья Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы использования основных инновационных технологий эстетического воспитания в профессиональной подготовке учителей начальных классов. Рассмотрены технологии эстетического воспитания, которые обеспечивают повышение уровня профессионализма и компетентности будущих специалистов. Основой эстетического воспитания школьников в современной школе автором определено единство универсального, национального и регионального компонентов образования, а также разных видов художественно-эстетическое развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF BASIC TECHNOLOGIES OF AESTHETIC EDUCATION IN THE TRAINING OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS

The article discusses the use of basic innovative technologies of aesthetic education in the training of primary school teachers. The technologies of aesthetic education have been highlighted, providing an increase in the level of professionalism and competence of specialists in new social and educational trends. The foundations of the aesthetic education of schoolchildren in a modern school are determined which are based on the unity of the universal, national and regional components of education with the priority of a national orientation, integrity and continuity, polyartistry and integrity, variability, artistic and aesthetic self-development of a personality.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

УДК 374

Ковалёва Наталья Сергеевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогическое образование», Гуманитарно-педагогический институт, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», Российская Федерация, Севастополь, e-mail: nskovaleva26@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В статье рассматриваются вопросы использования основных инновационных технологий эстетического воспитания в профессиональной подготовке учителей начальных классов. Рассмотрены технологии эстетического воспитания, которые обеспечивают повышение уровня профессионализма и компетентности будущих специалистов. Основой эстетического воспитания школьников в современной школе автором определено единство универсального, национального и регионального компонентов образования, а также разных видов художественно -эстетическое развития личности.

Ключевые слова: педагогическая технология, инновационные технологии, эстетическое воспитание, профессиональная подготовка, творчество, образовательный процесс.

Natalia S. Kovalyova

PhD in Pedagogy science, Associated Professor of Department «Pedagogical education», Humanitarian and Pedagogical Institute, Sevastopol State University;

Russian Federation, Sevastopol

THE USE OF BASIC TECHNOLOGIES OF AESTHETIC EDUCATION IN THE TRAINING OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS

Abstract. The article discusses the use of basic innovative technologies of aesthetic education in the training of primary school teachers. The technologies of aesthetic education have been highlighted, providing an increase in the level of professionalism and competence of specialists in new social and educational trends. The foundations of the aesthetic education of schoolchildren in a modern school are determined which are based on the unity of the universal, national and regional

108

components of education with the priority of a national orientation, integrity and continuity, polyartistry and integrity, variability, artistic and aesthetic self-development of a personality.

Key words: pedagogical technology, innovative technologies, aesthetic education, professional training, creativity, educational process.

Для цитирования:

Ковалёва, Н. С. Использование основных инновационных технологий эстетического воспитания при подготовке учителей начальных классов // Гуманитарная парадигма. 2020 № 1 (12). С. 108-116.

т> У *-»

В педагогической науке современности уже накоплен определенный опыт применения в высших учебных заведениях инновационных технологий воспитания. Сегодня инновации стали неотъемлемой частью всех сфер жизнедеятельности общества, и внедрение их в учебно-воспитательный процесс позволяет решать многие проблемы развивающего и личностно-ориентированного обучения. Сегодня студент должен выделять вопросы инноватики как важнейшее направление современной научной педагогической мысли. Однако все еще существует потребность во всестороннем и комплексном изучении процесса внедрения инновационных технологий эстетического воспитания, обеспечивающих повышение уровня профессионализма и компетентности специалистов посредством учета новых социальных тенденций и образовательного инновационного инструментария.

Эффективность педагогической деятельности зависит от умения учитывать многообразие проявлений человеческой индивидуальности и качество их взаимообусловленности общесоциальными детерминантами. Все это в корне меняет отношение к процессу обучения и к его основным системообразующим факторам. Стремительные изменения в знаниевой системе, ее содержании и качестве работы с информацией, предопределяют все более глубоко погружение подрастающего поколения в мир инноваций. Наряду с познанием мира в число приоритетных видов человеческой деятельности выдвигается воспитание как первоочередное условие развития любой системы. И воспитание в новых условиях должно быть эффективным, целенаправленным и творческим.

На современном этапе гуманизации и гуманитаризации высшей школы основой этих процессов является интеграция эстетического воспитания и художественного образования. В Федеральной целевой программе развития образования указано, что «судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы

воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности» [12].

Опыт деятельности педагогического сообщества доказывает, что традиционные педагогические подходы к профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов на практике в условиях современных школ часто не срабатывают. Это вскрывает важнейшую проблему: имеющийся уровень профессиональной компетентности молодых педагогов не способен компенсировать образовательные потребности. Современному учителю детей нового поколения Z (или цифрового) помимо предметных знаний необходимы «интуиция и вдохновение» (Т. В. Черниговская).

Профессиональная подготовка студентов педвуза является «целостной педагогической системой, функционирование которой предполагает создание условий для профессионального развития будущего педагога на основе овладения необходимыми для педагогической деятельности знаниями, умениями и навыками, развития профессионально- и личностно-значимых качеств, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности» [7, с. 41]. Будущий учитель начальных классов для реализации технологий эстетического воспитания в школе должен соблюдать следующие педагогические условия: проектировать творческую личности ребёнка в образовательном пространстве; осуществлять педагогическую деятельности на основе передового научного опыта, новейших методов и технологий в сотворчестве педагога и ребёнка; синтезировать художественные средства разных видов искусств; интегрировать виды художественной деятельности в творческий процесс; проектировать и конструировать технологические карты художественно-творческого развития детей и т. д. [11, с. 93]. Среди основных составляющих профессиональной подготовки выпускника педагогического вуза можно выделить его широкий кругозор, культурно-интеллектуальную эрудицию, а также единство рационального, эмоционального, этичного и эстетического. По мнению М. Лещенко, «учитель — это художник, композитор, режиссёр детского счастья или отчаяния» [9, с. 6], он является «творцом мира, в котором живут дети в течение урока, занятия, воспитательного мероприятия и тому подобное. Именно в этом проявляется художественный характер деятельности педагога. Этот мир — познавательно-активное поле эстетического потенциала» [9, с. 2]. Следовательно, все предметы учитель должен преподавать на высоком эстетическом уровне, в учебно-воспитательной работе умело реализовывать широкие эстетические возможности. Как отмечают исследователи Ю. К. Бабанский, А. И. Буров, В. С. Кузин, Л. И. Новикова, В. Ю. Питюков, Л. Д. Рогозина, А. П. Савченко, И. А. Хоменко, Н. Е. Щуркова и др., художественная реальность формирует

способность видеть действительность проницательнее, чувствовать существующую в ней красоту и гармонию, обогащает и расширяет опыт личности.

Технологизация педагогического процесса стала базисом при подготовке специалистов педагогического профиля. Общая трактовка понятия «технология» заключается в понимании ее как научно и практически обоснованной системы деятельности, которую использует человек с целью изменения окружающей среды, производства материальных и духовных ценностей [10]. По определению Ю. А. Городецкой, технологией эстетического воспитания «является такое построение деятельности преподавателя, при котором все действия, входящие в эту деятельность, представлены в определенной последовательности и целостности, а их выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер» [4, с. 88]. В соответствии с целевой ориентацией выделяют технологии информационные, операционные, эмоционально-художественные, эмоционально-нравственные, технологии саморазвития, эвристические, практические и сферы психофизиологического развития [10].

Необходимость овладения будущими учителями начальных классов инновационными воспитательными, в частности эстетическими технологиями продиктована тем, что они являются системой художественных средств и эстетических методов воздействия на сознание будущих учителей с целью формирования у них личностных ценностей в контексте с общечеловеческими. К продуктивным художественно-эстетическим технологиям можно отнести следующие разновидности.

Вальдорфская педагогика

Эта концепция эстетического воспитания и обучения детей австрийского ученого и философа Рудольфа Штайнера, на наш взгляд, является одной из самых эффективных. В «Вальдорфской педагогике», которую называют современной духовно-научной экологией, основой выступает воплощение прогрессивных идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики». Главной целью этой педагогической системы является оказание помощи личности в собственном становлении и раскрытии талантов в гармонии с закономерностями и тенденциями развития природы, человека и мира. Эта инновационная технология является системой самопознания и саморазвития каждого индивида средствами искусства в условиях свободы обучения, воспитания и творчества, в единстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела. Основываясь на антропософии, она помогает воплощать в педагогическую практику идеи «свободного творческого воспитания» гуманистической педагогики. При этом

стержнем развития личности видится культура как совокупность всего того, что окружает людей. Поэтому религия, фольклор, различные ремесла, искусство и интегрированные знания о мире являются основными составляющими деятельности учителей и учеников. Сущность «вальдорфской педагогики» состоит в том, что развитие способностей к познанию, и в частности образному восприятию мира, совершенствует ребёнка или молодого человека.

«Вальдорфскую педагогику» можно охарактеризовать как целостную систему самопознания, в которой изобразительность занимает одно из ведущих мест в учебно-воспитательном процессе и должна быть направлена прежде всего на ученика и его интересы, а «живопись, рисунок, лепка органично вплетены в освоение всеми предметами» [6]. Основная задача каждого учителя «вальдорфской школы» — способствовать развитию ученика таким образом, чтобы его индивидуальность могла стать совершенной и креативной. Большое значение здесь имеет вдохновение и творческий труд педагогов, ибо «...импульсы, идущие от учителя, его активное участие в творческой деятельности детей постоянно поддерживают в них неизменный и глубокий интерес к творческой работе» [6].

«Школа успеха и радости» Селестена Френе Концептуальной основой педагогической технологии С. Френе является «ядро ценностей», в которое входят здоровье ребёнка; стремление к саморазвитию; создание комфортной образовательной среды; обеспечение «естественного, живого и всестороннего воспитательного процесса». Все составляющие «ядра» определяют главную цель воспитания — «максимальное развитие личности ребёнка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он сам будет служить» [5].

По мнению С. Френе, важно организовывать разнообразные «игры-работы» и «работы-игры», которые широко применяли в педагогической деятельности сторонники гуманистических школ Ж.-О. Декроли и М. Монтессори. С. Френе утверждал, что ребёнку необходимо помогать формировать свою личность через создание соответствующей обстановки, а не через наставления и указания, ведь любое насилие над личностью приводит к негативным последствиям. А важным средством чувственного познания ребёнком мира является художественное творчество [5].

Модель индивидуализированного творческого воспитания — «<Школа творчества» И. П. Волкова. В «Школе творчества» новаторской идеей является создание механизма реализации творческих способностей детей и осуществление педагогического руководства процессом развития индивидуальности каждого ученика [2].

Целью технологии индивидуализированного творческого воспитания И. П. Волков определяет выявление, учёт и развитие творческих способностей ребёнка на основе его выбора внеклассной деятельности. Концептом этой технологии можно выделить три вектора:

1) обучение по двум маршрутам (базовая программа и внеклассная творческая деятельность, где любая деятельность ученика определяется конкретным продуктом (изделие, сочинение, модель, макет, устройство, литературное и музыкальное произведение, рационализация и т. п.);

2) блочно-параллельная структура учебного материала;

3) развитие творческих способностей (творческие книжки и дневники) [2].

Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

Целевыми ориентациями гуманно-личностной технологии Амонашвили являются содействие становлению, развитию и воспитанию у ребёнка благородных человеческих качеств, путём раскрытия его личностных качеств, развитие и становление познавательных сил ребёнка, идеальное воспитание — самовоспитание. Созданная Ш. А. Амонашвили «Школа жизни» включала ряд нестандартных инновационных программ различных направлений, среди которых:

- постижение прекрасного, развитие у учеников глобальной способности видеть и чувствовать красоту Природы, Космоса, Гармонии, жизни людей; красоту духовной жизни; стремление к утверждению прекрасного во всех сферах жизни;

- уроки о мире наук (истории величайших научных открытий, жизнь гениев человечества), наука и нравственность;

- уроки общения с целью научить детей жить среди людей с пользой для себя и других (усвоение основных законов нравственности и выработка умений и навыков общения в разных общественных условиях и ситуациях);

- занятия по осмыслению высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь) в целях облагораживания души и сердца, обогащения духовного мира и мотивационного обеспечения жизни в нём [1].

Технология педагогической поддержки О. С. Газмана

Основой этой технологии является педагогическая поддержка в процессе становления личности ученика и его потенциальных творческих возможностей. О. С. Газман утверждал, что воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии при глубоком желании ребёнка совершенствовать себя. Педагог может и должен оказать поддержку в решении проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей - умственных, трудовых, художественных,

коммуникативных, которые, в свою очередь, составляют базу для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации ребёнка [3].

Среди всех гуманистических принципов воспитания О. С. Газмана ведущий - это создание условий, необходимых для реализации потенциала обучающегося. Среди рекомендаций существенны следующие: ребёнка необходимо принимать таким, какой он есть, то есть самореализация педагога должна быть связана с творческой самореализацией воспитуемого; всегда изменяться; преодолевать трудности нравственными средствами; не унижать достоинства своей личности и личности ребёнка; соизмерять свою культуру с культурой растущего поколения; никого ни с кем не сравнивать, сравнивать можно результаты своих действий; доверяя - не проверяй!; признавать право на ошибку и не судить за неё; уметь признать свою ошибку; защищая ребёнка, учить его защищаться [3].

Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова

Технология коллективного творчества — это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в совместном творчестве, планировании и анализе результатов. Главная цель -воспитать социально активную творческую личность. Заложенные И. П. Ивановым идеи коллективно творческих дел (КТД) и сегодня популярны и востребованы в деле социализации подрастающего поколения. К ведущим положениям технологии КТД можно отнести: сотрудничество, свободу групп, в которых ребёнок чувствует себя раскованно, диалог, уважение личности ребёнка, социально полезную направленность деятельности, групповое влияния на индивидуальные способности личности и т. п.

В настоящее время становится актуальным введение современных технологий в учебно-воспитательный процесс вуза. Будущие учителя начальных классов должны освоить современные методы, формы и технологии эстетического воспитания в образовательном процессе, а также знать принципы эстетического воспитания в общеобразовательной школе, которые строятся на:

- органическом единстве универсального, национального и регионального компонентов образования с приоритетностью национальной направленности;

- целостности и непрерывности, что предполагает взаимодействие отражённых в содержании основных компонентов социального опыта -художественно-эстетических знаний, мировоззренческих представлений,

эмоционально-ценностного отношения, художественных умений, творчества, общения;

- полихудожественности и интегральности отражения в содержании образования объективно существующих связей между видами искусств, диалог культур;

- вариативности, нацеленности на художественно-эстетическое саморазвитие личности школьника [6, с. 133].

Итак, использование основных инновационных технологий эстетического воспитания при подготовке учителей начальных классов связано со знаниями инновационных технологий воспитания, умением их классифицировать, выделять главные основы инновационной деятельности. Организуя инновационную воспитательную деятельность, следует помнить, что «...в педагогике передаётся не опыт (технология), а мнение, выведенное из опыта» (К. Д. Ушинский). «Чужой» опыт, сформированные взгляды, способы деятельности и т. д. педагог должен пропустить через себя, через свою психику и выбрать свой метод, в наибольшей степени соответствующий уровню его личностного и профессионального развития. Инновационные идеи должны быть чёткими, убедительными и адекватными, совпадать с реальными образовательными потребностями человека.

Литература

1. Амонашвили, Ш. А. Школа Жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностнойпедагогики.М.,2000. С.48 -71

2. Волков, И. П. Цель одна - дорог много: Проектирование процессов обучения. М. : Просвещение, 1990. 159 с.

3. Газман, О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. 1998. № 6. С. 108-111.

4. Городецкая, Ю. А. Эстетическое воспитание школьников в дополнительном образовании общеобразовательных учреждений // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. № 2-2. С. 88-94.

5. Дичковская, И. Инновационные педагогические технологии : учебное пособие. Киев : Академвидав, 2004. 352 с.

6. Донгаузер, Е. В. Особенности духовно-нравственного становления личности в педагогике Рудольфа Штайнера // Историко-педагогический журнал. 2012. № 4. С. 139-145.

7. Ипполитова, Н. В., Стерхова, Н. С. Эстетическое воспитание в системе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза // Преподаватель XXI век. 2013. № 2. С. 41-44.

8. Ковальова, Н. С. 1нновацшш технологи естетичного виховання у пракгищ роботи вищо! школи // Гумаштарний вюник ДВНЗ «Переяслав-Хмельницький державний педагопчний ушверситет iменi Григорiя Сковороди». 2012. Вип. 24. С. 131-135.

9. Лещенко, М. Педагопка — наука про мистецтвоподання та засвоення iнформацii // Мистецтво i освiта. 2004. № 4. С. 2-8.

10. Селевко, Г. К. Воспитательные технологии. М. : НИИ школьных технологий, 2005. 320. (Сер. «Энциклопедия образовательных технологий»).

11. Сюзева, Н. Ф. Актуальность художественно-эстетического воспитания детей в современной системе дополнительного образования // Образование: прошлое настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. Краснодар : Новация, 2018. С. 89-94. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13630/

12. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 497 от 23.05.2015. URL: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180188/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.