Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ МОДЕЛИ SCOR ДЛЯ ОЦЕНКИ РОЛИ И УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПОСРЕДНИКОВ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ МОДЕЛИ SCOR ДЛЯ ОЦЕНКИ РОЛИ И УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПОСРЕДНИКОВ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цепь поставок / управление цепями поставок / SCOR-модель / бизнес-процесс / логистический оператор / supply chain / supply chain management / SCOR model / business process / logistics operator

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Светлана Александровна

Показана актуальность и необходимость мониторинга и аналитики цепи поставок для обеспечения ее эффективной работы. На примере операционной модели SCOR отображена роль логистических посредников для управления материальными и информационными потоками в цепи поставок. Структурированы отдельные логистические операции в бизнес-процессах модели SCOR и показаны зоны ответственности и влияния логистических операторов в цепи поставок. Выполненная структуризация позволит повысить качество взаимодействия логистических и остальных звеньев цепи и усовершенствовать ее работу благодаря логистическому управлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE SCOR OPERATING MODEL TO ASSESS THE ROLE AND MANAGE THE PERFORMANCE OF LOGISTICS INTERMEDIARIES IN SUPPLY CHAINS

The article shows the relevance and need for monitoring and analytics of the supply chain to ensure its effective performance. The role of logistics intermediaries for managing material and information flows in the supply chain is shown using the SCOR operating model as an example. Individual logistics operations in the business processes of the SCOR model are structured and the areas of responsibility and influence of logistics operators in the supply chain are shown. The structuring done will raise the quality of interaction between logistics and other links in the chain and improve its performance thanks to logistics management.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ МОДЕЛИ SCOR ДЛЯ ОЦЕНКИ РОЛИ И УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПОСРЕДНИКОВ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК»

ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI: 10.24412/2077-8481-2024-1-118-126

УДК 656.078

С. А. АЛЕКСАНДРОВА

Белорусско-Российский университет (Могилев, Беларусь)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ МОДЕЛИ SCOR ДЛЯ ОЦЕНКИ РОЛИ И УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПОСРЕДНИКОВ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК

Аннотация

Показана актуальность и необходимость мониторинга и аналитики цепи поставок для обеспечения ее эффективной работы. На примере операционной модели SCOR отображена роль логистических посредников для управления материальными и информационными потоками в цепи поставок. Структурированы отдельные логистические операции в бизнес-процессах модели SCOR и показаны зоны ответственности и влияния логистических операторов в цепи поставок. Выполненная структуризация позволит повысить качество взаимодействия логистических и остальных звеньев цепи и усовершенствовать ее работу благодаря логистическому управлению.

Ключевые слова:

цепь поставок, управление цепями поставок, SCOR-модель, бизнес-процесс, логистический оператор. Для цитирования:

Александрова, С. А. Использование операционной модели SCOR для оценки роли и управления работой логистических посредников в цепях поставок / С. А. Александрова // Вестник БелорусскоРоссийского университета. - 2024. - № 1 (82). - С. 118-126.

Введение

Управление бизнесом подразумевает осознанное принятие решений, которое невозможно без аналитического подхода. Достаточная информационная база для принятия решений, мониторинг в процессе их реализации, а также анализ результатов постфактум позволяют добиться максимальной эффективности функционирования бизнеса, своевременно вносить коррективы в текущую деятельность, разрабатывать и поддерживать стратегию развития бизнеса. Современный бизнес - это неизолированное предприятие (организация), которое заботится только о сво-

© Александрова С. А., 2024

ем собственном благополучии, полностью управляет всеми бизнеспроцессами и получает результат исключительно за счет своих усилий. Современная концепция бизнеса - это сложные многочисленные хозяйственные связи, специализация и кооперация, усилия многих для успеха всех.

В сфере материального производства непосредственно производство продукции и последующее доведение ее до конечного потребителя подразумевает взаимодействие большого количества бизнес-структур - из сферы производства, сервиса, логистики, торговли и формирование иногда очень сложных цепей поставок. Именно за счет эффек-

тивной и скоординированной работы всех участников бизнес-процессов достигается конечная цель - эффективное использование ресурсов бизнеса при удовлетворении запросов и потребностей потребителей. При этом эффективная и скоординированная работа невозможна без информационного и аналитического взаимодействия участников цепи поставок, особое место среди которых занимает логистическое звено. Понимание роли логистических посредников в цепи, структурирование их задач и координация выполняемых функций будут способствовать эффективной работе всей цепи поставок. С этой целью важно аналитически грамотно подходить к управлению цепью поставок как в рамках общих задач, так и с позиции отдельных функциональных звеньев цепи, в частности логистических.

Основная часть

Современный подход к эффективному функционированию и развитию бизнеса состоит в интеграции отдельных организаций, создании устойчивых, эффективных и адаптивных цепей поставок. Комплексное управление всеми организациями и структурами, входящими в цепь поставок, на основе взаимного сотрудничества, построения эффективных сквозных бизнес-процессов позволит сформировать ценность на рынке, что, в свою очередь, обеспечит всем участникам цепи конкурентное преимущество и успех на рынке.

Таким образом, для достижения поставленных целей в цепи поставок ставятся связанные аналитические задачи (рис. 1).

1) выбор метода оценки работы цепи поставок и ее участников

2) определение роли каждого из участников цепи, зоны их влияния и полномочий

Рис. 1. Аналитические задачи цепи поставок

Организации, непосредственно входящие в цепи поставок, по виду деятельности и выполняемым функциям можно укрупненно разделить на:

- производственные;

- торгово-распределительные;

- сервисные.

В составе сервисных участников цепи поставок особую роль играют логистические операторы. Они являются ключевым звеном в цепи поставок предприятий-производителей и, используя свой опыт, ресурсы и технологии, способствуют оптимизации бизнес-процессов, улучшению эффективности и удовлетворению потребностей клиентов. Их роль в цепи поставок сложно переоценить - удаленность, разобщенность и узкая специализация производителей, диверсифицированные и удаленные рынки сбыта, многообразие способов доставки делают логистическую отрасль практически обязательной и очень значимой частью цепи поставок. Так, по оценкам экспертов, затраты на логистику могут составлять от 10 % до 30 % от стоимости товара [1] и в последние годы имеют тенденцию к росту в связи с увеличением рисков ввиду высокой неопределенности, роста тарифов и расстояний. Некоторые хозяйственные связи становятся неустойчивыми или даже невозможными без участия опытного логистического звена.

Успешное взаимодействие участников цепи поставок, построенное на понимании общих и частных целей, является критичным для работы цепи. Частными целями цепи поставок являются цели отдельных участников; общей целью - создание итоговой ценности и доведение ее до потребителя с соблюдением заданных критериев. Мониторинг и достижение поставленных целей невозможны без адекватной аналитики. При этом важно рассматривать частные цели через призму общих интересов.

Такой подход можно продемонстрировать на примере одной из ключевых моделей управления цепями поставок и с позиции участников цепи поставок, отвечающих за логистические функции, как вариант решения двух аналитических задач цепи поставок - выбор метода и позиционирование участника цепи поставок, его роли и зоны ответственности.

Для оценки работы цепи поставок разработаны разные методы и модели, среди которых наибольшее распространение получила модель SCOR, которая на сегодняшний день признается в качестве международного межотраслевого стандарта при планировании и управлении цепями поставок [2].

SCOR (Supply Chain Operations Reference) - операционная модель управления цепями поставок, определяющая, какие бизнес-процессы и каким образом должны быть реализованы для описания и анализа процессов в цепи поставок и достижения наилучших показателей эффективности внутри цепи управления поставками.

SCOR относится к классу процессно-ориентированных моделей. Она рассматривает цепочку поставок не как общность вовлеченных в нее организаций, а как цепь взаимосвязанных процессов, которые могут происходить как внутри одной компании, так и вне нее. SCOR-модель охватывает все аспекты взаимодействия с потребителями (от заказа до выставления счета), все трансакции (от поставщиков до потребителя), а также все рыночные взаимодействия (от понимания общих потребностей до исполнения конкретных заказов). Границы модели определяются «от поставщиков поставщика до клиентов потребителя», т. е. модель описывает так называемую «расширенную» цепь поставок [2, 3].

SCOR-модель включает ряд ключевых процессов (рис. 2).

Plan

(Планирование)

Г Л

недержание баланса спроса и предложения, разработка последовательности действий, которая наилучшим образом отвечает политике снабжения, производства и поставок

V______________/

Source (Закупки)

Г Л

закупка товаров и услуг с целью удовлетворения запланированного или текущего спроса

V______________/

Маке

(Изготовление)

Г Л

трансформация продукта до его конечного состояния с целью

удовлетворения запланированного или текущего спроса

V__________J

Deliver (Доставка, Поставка)

Г Л

доставка продукции или услуг для удовлетворения запланированног о или текущего спроса -управление заказами, транспортировка и распределение

V__________J

Return (Возврат)

Г Л

возвратили приемка возвращенной продукцией по любым причинам. Эти процессы расширяются до послепродажное о обслуживания клиенте

V______________

Рис. 2. Ключевые процессы операционной модели управления цепями поставок SCOR

В рамках SCOR-модели описываются ключевые процессы, дается характеристика последовательности и взаимосвязи процессов (по информационным потокам), а также предлагаются показатели для оценки реализации отдельных операций и процедур и сравнительного бенчмаркинга.

Понимание и четкое определение

роли отдельных организаций в цепи поставок важно для комплексного управления всей цепочкой. Для оценки роли логистических посредников целесообразно представить управленческие и организационные процессы цепи поставок по основным видам логистических потоков - материальным и информационным (табл. 1).

Табл. 1. Управление материальными и информационными потоками в цепи поставок по бизнес-процессам модели SCOR

Организация и управление

материальными потоками информационными потоками

1. Планирование (Plan)

Прогнозирование спроса на товары и услуги Обмен информацией о спросе и прогнозах развития рынка, поставках и продажах между разными уровнями цепи поставок, включая производство, закупки и логистику

Определение потребности в сырье, компонентах и готовой продукции на основе прогнозов спроса и стратегических планов бизнеса Обмен данными между участниками цепи для создания операционных планов, включая планы производства и запасов

Разработка операционных планов для оптимизации входящих и исходящих материальных потоков в цепи поставок Использование современных технологий для анализа данных и моделирования ключевых процессов

2. Закупки (Source)

Поиск, формирование критериев выбора и выбор поставщиков для сырья и компонентов Обмен информацией о наличии товаров, ценах и условиях поставки с поставщиками

Разработка условий поставки и заключение контрактов, организация закупок Обмен заказами, включая автоматизированный, обмен подтверждениями и статусами поставок

Контроль качества поставок и управление связями с поставщиками Мониторинг и отслеживание производственных данных и информации о поставках

3. Изготовление (Make)

Производственный процесс преобразования сырья и компонентов в конечные товары или услуги Передача данных о состоянии производства, включая производственные планы, процессы и прогресс выполнения заказов

Управление производственными процессами, включая планирование производства, управление запасами и контроль качества Использование систем управления производством для синхронизации операций и координации рабочих процессов

Оптимизация производственных мощностей и процессов Обмен информацией о качестве и контроле производства

4. Доставка (Deliver)

Управление складированием и запасами товаров Обмен информацией о складских запасах, готовности к отгрузке и планах доставки

Организация транспортировки и логистики от производства до конечных потребителей Отслеживание статуса заказов и информирование клиентов о доставке

Обеспечение качественной - своевременной и эффективной - доставки заказов Использование систем отслеживания грузов и транспортной логистики для обеспечения прозрачности в пути следования товаров

5. Возвраты (Return)

Обработка возвратов от клиентов Обмен информацией о возвратах, включая причины возвратов и состояние возвращенных товаров

Управление обратными материальными потоками - переработка, ремонт или утилизация возвратов Планирование и координация обратных логистических процессов с использованием данных о возвратах

Оптимизация процессов обработки возвратов для минимизации воздействия на цепь поставок Внесение информации в системы управления запасами и инвентаризация

Описывая материальные потоки в рамках бизнес-процессов модели SCOR, бизнес может более детально понимать и оптимизировать свои логистические операции в целях повышения эффективности и улучшения обслуживания клиентов.

Информационные потоки в цепи поставок играют ключевую роль в обеспечении прозрачности, координации и эффективного управления всей цепью поставок. Они направлены на обеспечение своевременного и точного обмена данными между участниками цепи поставок, что, в свою очередь, способствует более эффективной координации и управлению всей цепочкой.

Управленческая задача логистического звена формируется преимущественно вокруг технико-технологических операций с материальными потоками, которые включают главным образом транспортные, складские и документальные операции. Их грамотное проведение является основой координированной и экономичной работы цепи поставок.

Основные организационно-технологические операции вышеописанных групп, выполняемые логистическими посредниками, сгруппированы по бизнес-процессам SCOR и представлены в табл. 2.

Табл. 2. Технологические операции логистического оператора в цепи поставок согласно модели

SCOR

Обслуживание цепи поставок логистическими посредниками

Транспортные операции Складские операции Документальное сопровождение

1. Планирование (Plan)

Маршрутизация. Предполагает определение оптимальных видов транспорта, построение маршрутов для транспортировки товаров от точки производства до конечного потребителя Управление запасами. Определение оптимальных уровней запасов для обеспечения спроса, загрузки мощностей и предотвращения дефицитов или излишков Прогнозы спроса. Расчеты и прогнозы состояния рынка и объема спроса, планы продаж товаров и услуг

Графики доставки. Разработка графиков доставки с учетом спроса, величины запасов, тарифов и условий доставки и др. Планирование загрузки мощностей, графиков работы и простоев. Оптимизация использования всех видов складских ресурсов Операционные планы. Документы, определяющие стратегические и текущие цели и задачи, планы поставок, производства, реализации и запасов

2. Закупки (Source)

Работа с поставщиками. Выбор поставщиков с учетом их географического расположения, транспортного обеспечения поставки. Организация транспортировки своими силами или с привлечением сторонних ресурсов Приемка сырья и компонентов. Регистрация поступления сырья и компонентов на склад и их размещение с соблюдением норм и особенностей Документы, формализующие условия сотрудничества с поставщиками

Управление заказами. Отправка заказов поставщиками и мониторинг их статуса и поставок Хранение сырья и компонентов с соблюдением требований и норм Контракты и соглашения. Заказы на поставку и для закупки сырья и компонентов у поставщиков. Платежные документы

Окончание табл. 2

Обслуживание цепи поставок логистическими посредниками

Транспортные операции Складские операции Документальное сопровождение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Изготовление (Make)

Транспортировка сырья и компонентов на производственные площадки Складирование и хранение готовой продукции перед её отправкой Технологические карты и другие документы, описывающие процессы производства и технологии изготовления товаров

Транспортировка готовой продукции от производственных площадок к складам и дистрибьюторам Подготовка товаров к отправке, включая упаковку, маркировку и т. п. Заказы на производство и другие документы, инициирующие процессы производства и указывающие требования к изготовлению товаров

4. Доставка (Deliver)

Транспортировка товаров от производства до центров дистрибуции и складов согласованными транспортными средствами по согласованным маршрутам в установленные сроки Обработка заказов. Сборка, упаковка и отгрузка заказов в соответствии с договорами и заявками клиентов Уведомления о доставке. Документы, информирующие клиентов о предстоящей доставке и содержащие информацию о заказанных товарах

Последняя миля. Доставка товаров от складов до конечных потребителей Управление запасами на последней миле. Оптимизация запасов и операций на последнем участке цепи поставок перед доставкой клиентам Транспортные и платежные документы. Документы, сопровождающие грузы в процессе доставки и используемые для финансового учета

5. Возвраты (Return)

Организация транспортировки возвращенных товаров от потребителей к складам или производственным площадкам Прием и обработка возвращенных товаров, их переработка, ремонт или утилизация Заявки на возврат. Документы, заполняемые клиентами при возвращении товаров

Акты об утилизации или ремонте. Документы, описывающие процессы обработки возвращенных товаров

Транспортные операции в рамках бизнес-процессов SCOR охватывают все этапы цепи поставок, начиная от снабжения и закупок сырья до доставки готовой продукции и обратной логистики. Эти операции направлены на обеспечение эффективности и своевременности транспортировки, минимизацию затрат и оптимизацию логистических процессов.

Складские операции в SCOR-модели направлены на обеспечение эффективного управления запасами, минимизацию издержек, повышение скорости обработки заказов и обеспечение высокого уровня обслуживания клиентов. Они играют важную роль в общей цепи поставок, создавая баланс между

предложением и спросом.

Документальное сопровождение включает создание, обработку и обмен различными видами документов, необходимых для эффективного функционирования цепи поставок. Эти документы помогают отслеживать и контролировать различные этапы бизнес-процессов и обеспечивают прозрачность операций.

На основе оценки операций по управлению потоками в цепях поставок можно определить значимость и выделить зоны ответственности, на которых должны концентрироваться усилия логистических звеньев цепи.

В табл. 3 обобщены основные процессы SCOR-модели, которые могут

быть применимы к логистическому по- ского влияния для каждого из процессов.

среднику, а также сфера его управленче-

Табл. 3. Роль логистического оператора в цепи поставок согласно модели SCOR

Зона ответственности и функции логистического оператора в цепи поставок Влияние логистического оператора на функционирование цепи поставок

1. Планирование (Plan)

Планирование потребностей клиентов и управление спросом Логистический оператор может предоставить информацию о прогнозировании спроса и оценке логистических возможностей, что поможет предприятиям-производителям оптимизировать свои планы производства и поставок

Разработка стратегий логистики и управление рисками

Оптимизация запасов и прогнозирование спроса

2. Закупки (Source)

Выбор поставщиков и установление партнерских отношений Посредством партнерств с надежными поставщиками и оптимизацией процессов закупок логистический оператор может помочь предприятиям-производителям обеспечить надежные поставки сырья и компонентов вовремя

Управление поставками и поиск оптимальных поставщиков

Оценка и выбор альтернативных поставок

3. Изготовление (Make)

Оптимизация производственных процессов, если логистический посредник также выполняет функции производства или сборки товаров Логистический оператор может внести вклад в оптимизацию процессов производства предприятий-производителей путем эффективной организации транспортировки сырья и компонентов на производство

Управление качеством и производственными процессами

4. Доставка (Deliver)

Управление логистикой доставки: маршрутизация, упаковка, складирование и доставка товаров клиентам Логистический оператор играет ключевую роль, обеспечивая эффективную и своевременную доставку готовой продукции до конечных потребителей или в центры распределения

Оптимизация транспортной логистики и управление складскими операциями

5. Возвраты (Return)

Управление обработкой возвратов и восстановление товаров Логистический оператор может помочь предприятиям-производителям оптимизировать процессы обработки возвратов, упростить возвратную логистику и повысить эффективность управления возвращенными товарами

Разработка процессов обработки возвратов и утилизации товаров

Заключение

Структурирование задач логистического оператора по отдельным бизнес-процессам модели анализа и управления цепями поставок SCOR представляет собой базовый этап адаптации модели под потребности и задачи одного из функциональных участников цепи. Следующим этапом проектирования SCOR-модели с позиции логистическо-

го оператора и его роли в цепи поставок должны быть:

- формирование конкретных ключевых показателей эффективности (KPI) для отслеживания и оценки конкретных процессов;

- формирование объема, структуры и границ данных, необходимых для расчета и мониторинга KPI;

- разработка схемы и процедуры обмена информацией между логистиче-

ским и другими звеньями цепи поставок;

- обеспечение информационной безопасности участников цепи поставок и защита коммерческих данных от несанкционированного доступа.

В результате повышения вовлеченности в управление логистического звена повысится качество и скорость работы цепи поставок, что, в свою очередь, позволит:

- снизить затраты и повысить эффективность управления материальными и информационными потоками за счет оптимизации процессов хранения, управления запасами, транспортировки и доставки товаров;

- повысить управляемость, прозрачность и качество работы цепи поставок за счет агрегирования данных, системы обмена информацией, текущего мониторинга и аналитики всех бизнес-процессов;

- повысить адаптивность производителей за счет гибкости и масштабируемости логистических операций;

- улучшить обслуживание клиентов за счет предоставления точной и своевременной информации о доставке товаров, своевременной доставки, оптимизации логистических процессов и обеспечения высокого уровня обслуживания и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы

1. Логистика экспортной деятельности [Электронный ресурс] // Школа экспорта Российского экспортного центра. - Режим доступа: https://exportedu.ru/education/organizaciya-eksportnoy-deyatelnosti-rossiyskih-predpriyatiy/logistika-v-exportnoi-deyatelnostm - Дата доступа: 08.01.2024.

2. Левина, Т. В. SCOR-моделирование [Электронный ресурс] / Т. В. Левина // Логистика и управление цепями поставок. - 2012. - № 2 (49). - С. 88-94. - Режим доступа: http://www.lscm.ru/index.php/ ru/pubUcly/item/801-scor-%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0% B2% D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5. - Дата доступа: 10.01.2024.

3. Сергеев, В. И. Управление цепями поставок: учебник для вузов / В. И. Сергеев. - Москва: Юрайт, 2023. - 480 с.

Статья сдана в редакцию 18 января 2024 года

Контакты:

[email protected] (Александрова Светлана Александровна).

S. A. ALEKSANDROVA

USING THE SCOR OPERATING MODEL TO ASSESS THE ROLE AND MANAGE THE PERFORMANCE OF LOGISTICS INTERMEDIARIES IN SUPPLY CHAINS

Abstract

The article shows the relevance and need for monitoring and analytics of the supply chain to ensure its effective performance. The role of logistics intermediaries for managing material and information flows in the supply chain is shown using the SCOR operating model as an example. Individual logistics operations in the business processes of the SCOR model are structured and the areas of responsibility and influence of logistics operators in the supply chain are shown. The structuring done will raise the quality of interaction between logistics and other links in the chain and improve its performance thanks to logistics management.

Keywords:

supply chain, supply chain management, SCOR model, business process, logistics operator.

For citation:

Aleksandrova, S. A. Using the SCOR operating model to assess the role and manage the performance of logistics intermediaries in supply chains / S. A. Aleksandrova // Belarusian-Russian University Bulletin. -2024. - № 1 (82). - P. 118-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.