- А-4317-2017, заведующий кафедрой экономики и управления человеческими ресурсами ОмГУ им. Ф.М. Достоевского (644053, г. Омск, площадь Лицкевича, д. 1, каб. 307, e-mail: [email protected]).
Polovinko Vladimir Semenovich (Omsk, Russia) - Doctor of Economics, Professor,
ORCID i 0000-0001-6858-045X, Scopus Author ID - 56.728.354.400, Web of Science - A-4317-2017, Head of the Department of Economics and Human Resource Management, Omsk State University. F.M. Dostoevsky (644053, Omsk, Lickiewicz Square, 1, cab. 307, e-mail: [email protected]).
УДК: 65.012.25
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЕРАЦИОННОГО АНАЛИЗА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Л.В. Эйхлер
ФГБОУ ВО «СибАДИ», г. Омск, Россия
АННОТАЦИЯ
Введение. Профессиональное управление финансово-хозяйственной деятельностью организации предполагает использование аналитического инструментария, позволяющего комплексно подойти к вопросу определения проблем функционирования субъекта хозяйствования. Стандартный анализ финансового состояния организации не охватывает весь круг вопросов, необходимых для выявления проблемных зон формирования выручки, валовой прибыли и прибыли от продаж для каждой ассортиментной группы реализуемой продукции (услуги). Вместе с тем именно конкретные бизнес-процессы в ассортиментной плоскости изучения и формируют в конечном счете финансовый результат деятельности коммерческой организации. Материалы и методы. Операционный анализ как один из элементов углубленного финансового анализа организации позволяет не только выявить проблему, но и смоделировать наиболее приемлемый вариант ведения бизнеса и построения бизнес-процессов по рассматриваемым направлениям деятельности организации.
Результаты. Стандартные показатели операционного анализа, такие как операционный рычаг, коэффициент валовой прибыли позволяют выявлять перспективные, неперспективные виды деятельности даже при достижении отрицательных финансовых результатов, дают возможность оценить структуру имущественной базы и необходимость реструктуризации имущества.
Заключение. Для убыточных видов деятельности предлагается использовать ограничения по численному значению операционного рычага, оценивающего соотношение скорости изменения финансового результата в зависимости от изменения заданных объемов реализации услуги.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: финансовый менеджмент, финансовое состояние предприятия, операционный анализ, постоянные и переменные затраты, порог рентабельности, операционный рычаг, перспективные виды деятельности, реструктуризация имущества.
ВВЕДЕНИЕ
Главная цель финансовой деятельности предприятия - наращивание собственного капитала и обеспечение устойчивого положения на рынке. Чтобы добиться этого, необходимо постоянно выявлять внутрихозяйственные резервы укрепления финансового положения, поддерживать платежеспособность и рента-
бельность предприятия, а также определять оптимальную структуру актива и пассива баланса на определенный момент времени. В процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия происходит непрерывный кругооборот капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и, как следствие, - финансовое состояние пред-
приятия. Финансовое состояние предприятия (ФСП) характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.
Широко представленные в работах отечественных и зарубежных исследователей, таких как Е.С. Стоянова, И.А. Бланк, Дж. Шим, Сигел Джоэл, В.В. Ковалев, Е.Ф. Тихомиров, О.Ю. Матанцева и др [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и др], методики анализа финансового состояния объекта не подлежат критическому осмыслению, достаточно известны и положены в основы методических рекомендаций [8].
Аналитические коэффициенты ликвидности баланса (платежеспособности организации), финансовой устойчивости (независимости) определяют финансовую оболочку субъекта хозяйствования на определенную дату, а это можно сравнить с фотографией предприятия с высоты птичьего полета - видны общие очертания, но не определяются частности. Анализ финансового состояния с использованием консолидированной финансовой отчетности позволяет говорить только о той финансовой ситуации, которая складывается в целом по предприятию, без учета ассортиментной и ценовой политики, анализа состава и структуры затрат, формирующих себестоимость единицы реализации. Эти вопросы могут быть решены только при использовании внутренней документации, раскрывающей механизм формирования выручки и прибыли от продаж для отдельного бизнес-процесса. Вместе с тем именно конкретные бизнес-процессы в ассортиментной плоскости изучения и формируют в конечном счете финансовый результат деятельности коммерческой организации.
Чтобы выявить финансовую результативность каждого вида деятельности, каждой конкретной сделки, практикой финансового менеджмента предлагается удивительная по своей простоте проведения и точности результатов методика - операционный анализ.
Методика операционного анализа представлена в работах таких авторов, как Е.С. Стоянова, В.В. Ковалев, Е.Ф. Тихомиров, Т.Н. Сысо [1, 3, 5, 8] и легла в основу управленческого анализа в разделе CVP-анализа и системы Директ-костинг (Direct ^sting) [9].
МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Операционный анализ применяется в системе финансового менеджмента для поис-
ка рациональных управленческих решений в области ценообразования и как ее составляющей в области оптимального структурирования затрат [10]. Показатели операционного анализа легли в основу управленческого учета организации.
Весь комплекс показателей операционного анализа можно подразделить на аналитические, позволяющие выявить проблему, и проектные, позволяющие подобрать наиболее приемлемый вариант ведения бизнеса и построения бизнес-процессов по анализируемым направлениям деятельности. Операционный анализ базируется на принципе сопоставимости результатов по вариантам расчетов. Не имея нормативных критериев и «рекомендуемых» значений показателей, операционный анализ позволяет выявлять перспективные, неперспективные виды деятельности даже при достижении отрицательных финансовых результатов [11].
К перечисленным выше группам показателей операционного анализа относятся валовая прибыль (ВП, или сумма покрытия, валовая маржа), запас финансовой прочности (ЗФП), а также коэффициенты финансовой прочности (Кзфп), суммы покрытия (Ксп), и показатель «операционный рычаг» (Ор, сила воздействия операционного рычага, или операционный леверидж). Применение показателей для выбора наиболее рационального варианта для укрепления финансовой ситуации предприятия (по видам деятельности) представлено в таблице 1.
Вместе с тем в системе показателей операционного анализа можно выделить особые индикаторы, напрямую не относящиеся к аналитической группе, а моделирующие ситуацию по заданным параметрам. Это прежде всего такие показатели, как «точка безубыточности» (ТБ) и «порог рентабельности» (ПR).
Данные показатели позволяют определить «критические» точки по выручке и по объемам реализации для заданной (фактической или плановой) цены единицы реализации и заданного уровня затрат, формирующих себестоимость единицы реализации. Моделирование производится по вводу ограничения - прибыль от продаж равняется общим затратам на производство и реализацию продукции.
Основным условием применения операционного анализа служит возможность и целесообразность разделения затрат на переменную и постоянную части. При этом критерием разделения затрат выступает степень их зависимости от объема реализации продукции, работ и услуг (в конечных единицах).
Таблица 1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОПЕРАЦИОННОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ВЫБОРА ЛУЧШЕГО ВАРИАНТА ПРИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ[10]
Table 1
USING OPERATIONAL ANALYSIS INDICATORS FOR SELECTION OF THE BEST VARIANT WITH POSITIVE FINANCIAL RESULTS [10]
Показатель операционного анализа Лучший вариант из анализируемых Худший вариант из анализируемых
З max min
З пост min max
ВП max min
К вп max min
ТБ min max
nR min max
ЗФП max min
Кф max min
ОР min max
Операционный анализ в качестве центрального показателя выделяет величину постоянных затрат, каждый показатель операционного анализа так или иначе указывает на сопоставимость постоянных затрат с достигнутым или планируемым уровнем развития бизнеса.
При этом в финансовом менеджменте постоянные расходы рассматриваются как трудноуправляемые и определяющие уровень предпринимательского риска. Необходимо отметить, что выделение затрат только двух видов во многих случаях оказывается недостаточным для того, чтобы обосновать ценовую и ассортиментную политику, а именно определить наиболее выгодный ассортимент продукции, оптимальные цены, с максимальной эффективностью использовать производственные мощности. Неточность возникает из-за того, что с вводом в производство нового вида продукции или при увеличении объемов выпуска существующих изделий может потребоваться увеличение части постоянных затрат [12].
Традиционно к переменным относят те затраты, которые изменяются в зависимости от объема выпуска. Поэтому переменные затраты, как правило, не требуют дополнительного подразделения (детализации). Среди постоянных затрат могут возникнуть расходы, связанные с вводом дополнительного оборудования, привлечения управленческого персонала, увеличением площадей, требуемых для ввода в производство новых или увеличения выпуска существующих изделий и др. [13].
Таким образом часть постоянных затрат в отдельных ситуациях может изменяться. Это различие в их составе предполагает деление
на две ступени. К первой ступени следует отнести только ту часть постоянных затрат, которая изменяется при вводе или изменении объемов производства рассматриваемого изделия, а ко второй ступени - затраты, остающиеся неизменными при указанных изменяющихся условиях. Прямые и косвенные затраты могут быть включены как в первую, так и во вторую ступень детализации затрат в соответствии с указанными признаками.
В то же время при производстве материальной продукции затраты могут не совпадать с тем объемом, который будет отражать именно факт реализации, а следовательно, и процесс формирования финансовых результатов, прежде всего, выручки и прибыли от продаж.
Для транспорта же, где результатом деятельности выступает реализация услуги, разделение затрат на переменную и постоянную части представляется более корректным и более целесообразным.
Операционный рычаг определяет степень чувствительности прибыли к изменению объема производства в натуральных единицах. Более высокие значения операционного рычага характерны обычно для автотранспортных фирм, имеющих высокий уровень технической оснащенности. Уровень данного показателя находится в пределах релевантного диапазона до тех пор, пока на практике не произойдут резкие изменения в структуре материально-технической базы АТП и в системе управления.
Указывая на темп падения прибыли с каждым процентом снижения выручки, числовое значение операционного рычага (сила воздействия операционного рычага) свидетельствует
об уровне предпринимательского риска данного предприятия. Его действие основано на том, что наличие в составе операционных затрат всех видов постоянных затрат приводит к тому, что при изменении объема реализации продукции сумма операционной прибыли (прибыли от продаж услуги) изменяется всегда более высокими темпами.
При неопределенной рыночной позиции операционный рычаг показывает возможность потерь прибыли при непредвиденном падении объемов реализации. В этом случае показатель операционного рычага часто применяют для оценки предпринимательского риска: чем выше его числовое значение, тем выше риск. Для стандартной ситуации управление операционным рычагом (риском возможных потерь прибыли от снижения объемов реализации) может осуществляться путем воздействия как на постоянные, так и на переменные операционные затраты.
При управлении постоянными затратами на уровне организации прежде всего учитываются:
- отраслевая особенность, сфера деятельности, отношение к материальному производству и сфере услуг;
- дифференциация уровня механизации и автоматизации производства, уровень использования живого труда;
- возможность существенного сокращения накладных расходов при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка;
- возможность и целесообразность продажи части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов;
- использование краткосрочных форм лизинга машин, оборудования.
При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение их эффективного использования, внедре-
ние всех форм контроля и учета материальных затрат.
Преодоление предприятием точки безубыточности ведет к росту суммы маржинальной прибыли и позволяет быстрее наращивать прибыль за счет:
- снижения численности работников основного и вспомогательного производства за счет обеспечения роста производительности их труда;
- сокращения размеров запасов сырья, материалов, готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка;
- обеспечения выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов
Вместе с тем операционный рычаг отражает и другую сторону ведения бизнеса, соответствующую концепции максимизации риска при максимизации доходности проекта. Более высокий операционный рычаг показывает скорость наращения прибыли при возможном увеличении объемов реализации. Операционный анализ позволяет определить перспективные и убыточные виды деятельности, для этого используют показатели: сумму покрытия и коэффициент суммы покрытия, точку безубыточности, порог рентабельности и операционный рычаг.
Если для убыточной продукции коэффициент суммы покрытия значительно больше, чем средневзвешенный по предприятию в целом, а точка безубыточности не пройдена, то для данного вида продукции можно предлагать снижение цены для увеличения объемов реализации. В таблице 2 представлен набор показателей и тенденции их изменения при отрицательных значениях прибыли от продаж, финансовой прочности в случае несоответствия объема реализации допустимым критическим значениям, отраженным через порог рентабельности (ПR).
Показатель операционного анализа Перспективный вариант из анализируемых Неперспективный вариант из анализируемых
ВП max min
К вп max min
ПR (в единицах реализации) достижим недостижим
ОР max min
Таблица 2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОПЕРАЦИОННОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ВЫБОРА ПЕРСПЕКТИВНОГО ВАРИАНТА ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ
Table 2
USING OPERATIONAL ANALYSIS INDICATORS TO SELECT A PERSPECTIVE OPTION WITH NEGATIVE FINANCIAL RESULTS
Поведение такого показателя, как операционный рычаг позволяет спрогнозировать возможные темпы снижения убытка и наращения положительного финансового результата. В этом случае, как видно из таблицы 2, для перспективного варианта выбирается то соотношение показателей выручки, переменных и постоянных затрат, которое приводит к увеличению операционного рычага, а следовательно, и позволяет быстрее достичь безубыточного уровня.
Конечно, критерием отбора такого варианта служит возможность наращения объема реализации до заданного в прогнозах значения.
Операционный рычаг для анализа рассматривается через модуль полученного числового значения (т.е. не учитывается математический знак «минус»). В данном случае необходимо говорить об ограничении, вводимом в интерпретацию аналитических расчетов операционного рычага, который не должен быть меньше 1,0, так как взаимозависимость изменения объема реализации и финансового результата говорит только о нарастающих финансовых сложностях.
Самая тяжелая для бизнеса проблема просматривается при значении операционного рычага менее единицы. В этом случае валовая прибыль (ВП) по своему значению меньше суммы убытков, определяемых через разницу выручки и переменных затрат. Это характерно
для автотранспортных предприятий, оказывающих услуги по внутриобластным перевозкам пассажиров по регулируемым тарифам [14, 15].
РЕЗУЛЬТАТ
В качестве примера представим результаты расчета показателей ФСП и операционого анализа по данным такой организации. Предприятие имеет разветвлённую многоуровневую организационную структуру управления. Функциональными подразделениями являются: центр по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, координационный центр, центральный аппарат управления. В состав координационного центра входят 6 автовокзалов и 29 автостанций. Автопарк компании включает более 340 автобусов различных модификаций, общая численность сотрудников составляет более 3 000 человек. Основные средства составляют почти 70% от общей стоимости имущества и имеют тенденцию к росту на конец исследуемого периода, а доля оборотных активов в структуре имущественной базы снижается и составляет не более 30%.
Стандартный анализ финансового состояния организации показывает устойчивый дефицит собственных оборотных средств, высокую степень текущей неплатежеспособности и потерю финансовой независимости (см. таблицу 3).
Таблица 3
ПОКАЗАТЕЛИ АНАЛИЗА ФСП (БЕЗ УЧЕТА ДОТАЦИЙ)
Table 3
INDICATORS OF FSP ANALYSIS (WITHOUT DOTATIONS' ACCOUNTING)
Показатель Норматив Начало периода Конец периода
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,1 - 0,5 0,051 0,027
Коэффициент быстрой ликвидности 0,6 - 0,8 0,203 0,222
Коэффициент текущей ликвидности Более 1,0 0,407 0,337
Доля оборотных средств в активах Более 0,5 0,158 0,197
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными активами Более 0,1 -1,882 -2,083
Коэффициент капитализации Не выше 1,5 0,830 1,538
Коэффициент финансовой независимости ( автономии) Более 0,5 0,545 0,394
Коэффициент финансовой устойчивости Более 0,6 0,605 0,403
Однако анализ коэффициентов не отражает тех проблем, которые формируются в сфере основной операционной деятельности.
Обращает на себя внимание соотношение постоянных и переменных затрат организации, распределенных по методу наименьших квадратов в зависимости от единицы реализации - один пассажиро-километр (см. рисунок 1).
В стоимость автотранспортной услуги в этом случае включаются не только затраты на эксплуатацию подвижного состава, но и стоимость содержания и обслуживания автовокзалов, автостанций, пунктов по продаже билетов,
остановочных пунктов и т.п. Такая ситуация не позволяет рассматривать возможности увеличения объемов реализации услуги и частичного решения вопросов по снижению затрат (переменных и постоянных). В этом случае требуется решения вопроса по реструктуризации имущественной базы или постепенного перехода на новые (дополнительные, или сопутствующие) виды деятельности.
Как доказательство таких выводов, предлагаем результаты расчета стандартных показателей операционного анализа, представленных в таблице 3.
Рисунок 1 - Соотношение постоянных и переменных затрат Figure 1 - Relations between fixed and variable costs
Таблица 4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОПЕРАЦИОННЫХ РИСКОВ
Table 4
MAIN INDICATORS' DEFINITION OF THE ENTERPRISE OPERATING ACTIVITY AND OF THE OPERATIONAL RISKS
Показатель Фактическое значение Рекомендуемое значение
Переменные затраты, млн руб. 158,800 158,800
Постоянные затраты, млн руб. 676,427 576,420
Выручка от перевозки пассажиров, млн руб. 482,515 482, 515
Валовая маржа, млн руб. 323,714 323,715
Прибыль от реализации, млн руб. -352,712 -252,705
Операционный рычаг 0,92 1,28
Операционный рычаг в модуле числа менее единицы (ОР < 1,0) отражает ситуацию невозможности наращения положительных финансовых результатов, так как на 1% увеличения выручки от реализации услуг приходится только 0,92 % снижения уровня убытков. То есть для успешного управления финансовыми результатами для предприятия целесообразно прежде всего определить минимально возможную величину сокращения постоянных расходов (без учета роста стоимости услуг). Для этого критерием отбора вариантов следует считать ограничение по минимально возможному значению операционного рычага, которое, по нашему мнению, должно быть обязательно более 1,0 (ОР >>1,0).
Рекомендуемые значения снижения постоянных затрат организации колеблются от 50 до 100 млн руб. в год, что не может быть достигнуто путем обычной экономии ресурсов или изменением структуры управления (сокращением численности персонала). Это даст возможность активизировать основную деятельность и нормализовать финансовое состояния объекта исследования. Необходимо рассмотреть возможности реструктуризации имущественной базы с использованием механизма аутсорсинга [16]. Отметим также, что операционный анализ только дополняет и расширяет возможности экономического анализа, широко представленные в отечественной и зарубежной литературе[17, 18, 19, 20, 21].
ОБСУЖДЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, операционный анализ выступает одним из элементов комплексного экономического анализа и позволяет определить проблемы, связанные с управлением имущественной базой, затратным механизмом и ассортиментной политикой организации и системой ценообразования. Для убыточных организаций критерием отбора вариантов следует считать ограничение по минимально возможному значению операционного рычага, которое должно быть обязательно многим более 1,0 (ОР >>1,0). Его применение позволяет моделировать бизнес-процессы с учетом рационального управления финансовыми результатами субъекта хозяйствования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник, 6-е изд. М. : Перспектива, 2011. 656 с.
2. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учеб. курс. 2-е изд., перераб. и доп К. : Эльга, Ника-Центр, 2007. 521 с.
3. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. 4-е изд., перераб, [Электронный ресурс]. - Ре-
жим доступа: Ь|Мр8://еИЬгагу.ш^иегу_ге8Ш18=2свободный. - Загл. с экрана (дата обращения к ресурсу: 6.10.2017).
4. Тихомиров Е.Ф. Финансовый менеджмент: Управление финансами предприятия: учебник. -3-е изд., испр. и доп. М. : Изд. центр «Академия», 2010. 384 с.
5. Матанцева О.Ю. Модель формирования структуры баланса, обеспечивающей экономически устойчивую деятельность автотранспортной организации / О.Ю.Матанце-ва, А.К. Аредова А.К // Автотранспортное предприятие, № 6. 2016. C.34 - 36.
6. Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. Финансовый менеджмент. Перевод с англ. М. : Филинъ, 1996. 400 с. (Экономика для практиков).
7. Приказ ФСФО России от 23.01.2001 № 16 «Об утверждении методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций»
8. Сысо Т.Н. Финансовый менеджмент : учеб. пособие в схемах и таблицах. Омск : Изд-во Ом.гос.ун-та, 2012. 224 с.
9. Garrison, Ray Managerial Accounting / Ray Garrison/ McGraw-Hill 01.08.2007
10. Эйхлер Л.В. Использование элементов финансового менеджмента при разработке тарифной политики автотранспортной организации // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее : Материалы Международной научно-практической конференции. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). 2015. С. 380 - 384.
11. Булышева А.Ю., Ковалев В.И. Пять основных инструментов операционного анализа // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов : в 2 частях. Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ.
2015. С. 354 - 359
12. Миллер А.Е. Теоретическое обоснование соотношения традиционного и предпринимательского управления затратами // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академииб № 3, 2015. С. 148 - 153.
13. Самков В.Г., Куцемако Н.Н. Поиск резерва прибыльности // Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2005. № 12. С. 15 - 17.
14. Эйхлер Л.В. Управление затратами АТП с применением операционного анализа // Экономика и управление предприятиями : Сборник научных трудов кафедры. Федеральное агентство по образованию. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). Омск. 2008. С. 229 - 235.
15. Эйхлер Л.В., Левицкий А. Финансово-экономические особенности развития регионального рынка транспортных услуг по перевозке пассажиров // Академическая наука - проблемы и достижения VIII : материалы VIII Международной научно-практической конференции.
2016. С. 171 - 173.
16. Карпов В.В., Охотников А.В. Повышение рентабельности организации за счет выделения непрофильных активов // Двадцать первые апрельские экономические чтения : материалы Международной научно-практической конференции. Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. 2015. С. 129 - 132.
17. Эйхлер Л.В., Стринковская А.С. Диагностический анализ результатов деятельности грузовых автотранспортных предприятий в условиях интеграционных взаимодействий // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2013. № 1 (29). С. 130 - 134.
18. Малышенко К.А., Малышенко В.А., Новик Л.В. Системно-стратегический экспресс-анализ // Материалы VI международной научной конференции «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар : Новация, 2016. С. 65 - 68.
19. Kaplan R.S., Norton D.P. Using the Balanced Scorecard as a Strategy Management System. Harvard Business Review, 2007, July-August Issue
20. Григорян М.Г., Кононова Г.А. Выбор методов сбалансированного управления транспортной организацией // Транспортное дело России. 2015. № 6. С. 119 - 122.
21. Растова Ю.И., Шматко А.Д. Параметрическая модель рентабельности продаж // Государство и бизнес. Современные проблемы экономики : Материалы VII
Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. Факультет экономики и финансов. 2015. С. 147 - 149.
22. Хаирова С.М. Влияние финансовых инноваций на урегулирование интересов в конфликтных ситуациях сферы транспорта // Двадцать третьи апрельские экономические чтения : Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 63 - 68.
USAGE OF THE OPERATIONAL ANALYSIS IN FINANCIALS' MANAGEMENT OF THE CARRIER
L.V. Eihler
ABSTRACT
Introduction. First of all, the professional management of the financial a nd e conomic activities of the organization assumes the usage of analytical tools that makes it possible to come up with a comprehensive approach to the problem of determining the problems of the economic entity's functioning. However, the standard analysis of the organization's financial situation does not cover the whole range of issues needed to identify problem areas for revenue generation, gross profit and sales profit for each assortment of products sold (services). At the same time, there are the specific business processes in the assortment plane of study that ultimately form the financials of the commercial organization. Materials and methods. The operational analysis as the part of the organization's financial analysis allows not only to identify the problem but also to model the most acceptable variant of doing business and building business processes which analyze the organization activities.
Results. Therefore, the analysis based on the operational analysis' standard indicators, such as the operating leverage, the gross profit ratio, allows to identify promising and unpromising activities even when negative financial results are achieved, it also provides the opportunity to assess the property base structure and the property restructuring necessity.
^n^sion. For unprofitable activities, it is proposed to use the restrictions on the numerical value of the operating leverage that assesses the ratio of the financials' changing, depending on the set volumes' changing of the service sales.
KEYWORDS: financial management, operational analysis, fixed and variable costs, the threshold of profitability, operating leverage, promising activities, property restructuring.
REFERENCES
I.Stoyanova E.S. Finansovyy menedzhment: teoriya i praktika: uchebnik. [Financial management: theory and practice: a textbook]. Moscow, Prospect, 2011. 656 p.
2. Blank I.A. Finansovyy menedzhment. [Financial management]. Textbook. course Nika-Center, 2007. 521 p.
3. Kovalev V.I. Finansovyy menedzhment: teoriya i praktika [Financial management: theory and practice]. Mode of access: https://elibrary.ru/query_results= The title. from the screen (reference date for the resource: 6.10.2017).
4. Tikhomirov E.F. Finansovyy menedzhment: Upravleniye finansami predpriyatiya: uchebnik [Financial management The financial management of an enterprise: textbook]. Moscow, Izd. center "Akademiya", 2010. 384 p.
5. Matantseva O.Y. Model' formirovaniya struktury balansa, obespechivayushchey ekonomicheski ustoychivuyu deyatel'nost' avtotransportnoy organizatsii [Model of formation of structure of the balance sheet, providing an economically sustainable activity of the transport operator]. Avtotransportnoye predpriyatiye, no. 6, 2016. pp. 34 - 36.
6. Shim J.K., Siegel Joel G. Finansovyy menedzhment [Financial management]. Moscow, Filin, 1996. 400 p.
7. Prikaz FSFO Rossii ot 23.01.2001 no. 16 «Ob utverzhdenii metodicheskikh ukazaniy po provedeniyu analiza
finansovogo sostoyaniya organizatsiy» [The order of FSFR of Russia from 23.01.2001 № 16 «On approval of guidelines for conducting financial analysis of organizations»].
8. Syso T.N. Finansovyy menedzhment. Uchebnoye posobiye v skhemakh i tablitsakh [Financial management. The manual in the schemes and tables]. Omsk, Publishing house omsu, 2012. 224 p.
9. Garrison, Ray Managerial Accounting. Ray Garrison. McGraw-Hill 01.08.2007.
10. Eihler L.V. Ispol'zovaniye elementov finansovogo menedzhmenta pri razrabotke tarifnoy politiki avtotransportnoy organizatsii [The use of the elements of financial management in the development of the tariff policy of the transport operator]. Science of the XXI century: past experience - look into the future materials of the International scientific-practical conference. Siberian state automobile and highway Academy (SibADI). 2015. pp. 380 - 384.
11.Bulycheva A.Yu., Kovalev V.I. Pyat' osnovnykh instrumentov operatsionnogo analiza [ Five essential tools of operational analysis]. The potential of the Russian economy and innovative ways of its realization, international scientific and practical conference of students and graduate students, in 2 parts. Omsk branch of Financial University under the Government of the Russian Federation. 2015. pp. 354 - 359.
12. Miller A.E. Teoreticheskoye obosnovaniye
sootnosheniya traditsionnogo i predprinimatel'skogo upravleniya zatratam [Theoretical justification of the ratio of traditional and entrepreneurial cost management]. Vestnik SibADI, no. 3, 2015. pp.148 - 153.
13. Samkov VG, Kutsemako N.N. Poisk rezerva pribyl'nosti [Search for profitability reserve ]. Gruzovoye i passazhirskoye avtokhozyaystvo. 2005, no. 12, FROM, pp.15 - 17.
14. Eichler L.V. Upravleniye zatratami ATP s primeneniyem operatsionnogo analiza [Cost Management of ATP with the use of operational analysis]. Economics and management: Collection of scientific works of the Department. Federal Agency on education, Siberian state automobile and highway Academy (SibADI). Omsk. 2008. pp. 229 - 235.
15. Eichler L.V. Finansovo-ekonomicheskiye osobennosti razvitiya regional'nogo rynka transportnykh uslug po perevozke passazhirov [Financial and economic features of the development of the regional market for passenger transportation services]. Academic Science - Problems and Achievements VIII Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference. 2016. pp. 171 - 173.
16. Karpov V.V., Ohotnikov A.V. Povysheniye rentabel'nosti organizatsii za schet vydeleniya neprofil'nykh aktivov [Improving the profitability of the organization through the allocation of non-core assets]. Twenty-first April economic reading materials of the International Scientific and Practical Conference. Omsk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation. 2015. pp. 129 -132.
17. Eichler L.V., Strinkovskaja A.S. Diagnosticheskiy analiz rezul'tatov deyatel'nosti gruzovykh avtotransportnykh predpriyatiy v usloviyakh integratsionnykh vzaimodeystviy [Diagnostic analysis of results of activity of the cargo motor transportation enterprises in conditions of integration of interactions ]. Vestnik SibADI. 2013, no. 1 (29), pp. 130 - 134.
18. Malyshenko K.A., Malyshenko V.A., Novick L.V. Sistemno-strategicheskiy ekspress-analiz [System-strategic rapid analysis]. VI international scientific conference «Economics, management, Finance» (Krasnodar, February 2016). Krasnodar: Innovation. 2016. pp. 65 - 68.
19. Kaplan R. S., Norton D.P. Using the Balanced Scorecard as a Strategy Management System. Harvard Business Review, 2007, July-August Issue.
20. Grigoryan M.G. Vybor metodov sbalansirovannogo upravleniya transportnoy organizatsiyeythe [Choice of methods of sustainable management of the transport organization]. Transportnoye delo Rossii. 2015, no. 6, pp. 119 -122.
21. Rastova Y.I. Parametricheskaya model' rentabel'nosti prodazh [Parametric model of ROS]. State and business. Current issues in Economics - proceedings of the VII International scientific-practical conference. North-West Institute of management branch of RANEPA under the RF President, the Department of Economics and Finance. 2015. pp. 147 - 149.
22. Khairova S. M. Vliyaniye finansovykh innovatsiy na uregulirovaniye interesov v konfliktnykh situatsiyakh sfery transportathe [Impact of financial innovations on the settlement of the interests in conflict situations to the transport sector]. Twenty-third April economic readings /Materials of international scientific-practical conference. 2017. pp. 63 - 68.
Поступила 14.11.2017, принята к публикации 15.02.2018.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Эйхлер Лариса Васильевна (г. Омск, Россия) - кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой "Экономика и управление предприятиями», ФГБОУ ВО «Си-бАДИ» (644080, г. Омск, пр. Мира, д. 5, e-mail: [email protected]).
Eihler Larisa Vasilievna (Omsk, Russia) -Ph. D. in Economic Sciences , Professor, Head of the Department «Economics and Enterprise Management» of the Siberian State Automobile and Highway University (SibADI) (644080, Omsk, Mira Ave., 5, e-mail: [email protected]).