УДК 37.012.3 ББК 74.262.0
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
ПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В ШКОЛЕ: ВЗГЛЯД С ДВУХ СТОРОН
THE SCHOOL USING OF EDUCATIONAL INTERNET RESOURCES ON SCIENCE DISCIPLINES: VIEW FROM THE TWO SIDES
Боброва Любовь Николаевна
Доцент кафедры математики и физики ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского», кандидат педагогических наук E-mail: lubov [email protected]
Bobrova Lubov N.
Assistant Professor at the Department of Mathematics and Physics, Lipetsk State Pedagogical University named after P. P. Semyonov-Tyan-Shansky, PhD in Education E-mail: lubov [email protected]
Никулова Галина Анатольевна
Доцент кафедры информатики, информационных технологий и защиты информации ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского», кандидат физико-математических наук, доцент E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлены результаты исследования отношения двух сторон участников учебного процесса - преподавателей дисциплин естественно-математического цикла и школьников, обучающихся в классах физико-математического профиля - к использованию образовательных онлайн-ресурсов в подготовке и осуществлении учебного процесса. Особое
Nikulova Galina A.
Assistant Professor at the Department of Computer Science, Information Technologies and Information Protection, Lipetsk State Pedagogical University named after P. P. Semyonov-Tyan-Shansky, PhD in Physics and Mathematics, Associate Professor E-mail: [email protected]
Abstract. The article presents the results of the research on the attitude of two participant-groups of the educational process - Science and Maths teachers and schoolchildren of Physics and Mathematics classes - to the use of educational online-resources before and during the learning process. Particular attention is paid to difference in the views of these
внимание уделено различиям точек зрения этих групп пользователей на потребности и проблемы, возникающие при задействовании интернет-ресурсов в учебном процессе.
groups of users on the needs and problems arising from the use of Internet resources in the learning process.
Ключевые слова: интернет-ресурсы, образовательные интернет-ресурсы, образовательные онлайн-ресурсы, потребности пользователей образовательных интернет-ресурсов, использование интернет-ресурсов в учебном процессе.
Keywords: Internet-resources, educational Internet-resources, educational online resources, needs of the educational internet-resources users, use of Internet-resources in the educational process.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс школ РФ, начавшийся еще в 1985 г., когда было принято правительственное решение о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники с их обязательным оснащением персональными ЭВМ, - не только свершившийся факт, но и перспектива, нашедшая отражение в разработке и реализации в настоящее время приоритетных проектов по направлению «Образование»: «Создание современной образовательной среды для школьников» и «Доступное дополнительное образование для детей».
Их основными результатами должны стать создание качественных интернет-ресурсов, обеспечивающих освоение общеобразовательных предметов на базе современных средств доступа к информации, возможность получения дополнительного образования, повышение квалификации сотрудников образовательных учреждений всех уровней [1]. Реализация принятой концепции информатизации образования предполагает принципиальное изменение компетентностных требований к участникам учебного процесса.
В ФГОС среднего (полного) общего образования в качестве метапредметных результатов освоения учащимися образовательной программы названы:
• «готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
• умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности» [2].
Компетенции обучаемых формируются педагогом, следовательно, в состав требований, предъявляемых к подготовке современного педагогического работника входит способность (более того - обязанность) не только квалифицированно рекомендовать школьникам качественные образовательные интернет-ресурсы (ОИР) при подготовке к занятиям, но и обучить их самостоятельно выбирать и оценивать релевантные сетевые источники
образовательной информации [2]. Такая деятельность должна проводиться на всех этапах обучения, воспитания и развития. Детальный анализ различных аспектов требований федеральных стандартов к цифровой компетентности педагогов и условий ее формирования приведен в статье А. В. Молоковой [3].
В то же время расширение вариантов и интенсивности использования интернет-источников в обучении является не только результатом требований образовательных стандартов на всех ступенях и стадиях современного образования, но и следствием естественного стремления разновозрастных пользователей облегчить или эргономи-зировать личную образовательную деятельность [4; 5]. При сравнении отношения к обычным бумажным учебным материалам и интернет-источникам в ходе учебной и исследовательской работы было установлено, что для большинства преподавателей и обучающихся основным мотивом для обращения к сети Интернет были удобство и быстрота (82,91%), полезность (80,05%) и свободный доступ к информации и программным средствам (71,4%) [6].
Кроме того, преподаватели обнаружили, что использование Интернета помогало им в большей степени адаптировать учебный процесс к потребностям каждого студента. Интернет-технологии, являющиеся в настоящее время основой (по интенсивности разработок и использования), обеспечивают поддержку:
• исследовательской работы (сбор и обработка данных);
• формирования банка справочных и демонстрационных материалов;
• проведения вычислительных операций разной степени сложности и мощности с последующим представлением результатов в оптимальном формате;
• обучения естественнонаучным дисциплинам на разных уровнях [7].
Физика как наука имеет дело с объектами различного уровня (протяженности) -от нано- и микромира до мегаобъектов. Изучение свойств и закономерностей, которым подчиняются подобные объекты, в школьном курсе физики требует достаточной наглядности, позволяющей рассматривать их в динамике, при изменении параметров и условий существования. Реальный физический эксперимент не всегда дает желаемый результат. Кроме того, физика - наука прикладная. Ее законы и теории тесно связаны с их практическим применением. В школьном курсе физики изучают устройство и принцип действия различных приборов, машин, механизмов. Образовательные интернет-ресурсы дают возможность реализовать потребности пользователей в повышении наглядности процесса обучения физике, тем более что эффективность некоторых видов применения ОИР подтверждена рядом исследований [8].
Интернет является предпочитаемым источником образовательной информации для всех участников образовательного процесса: преподавателей, обучающихся и их родителей. Педагоги, по мнению Г. у. Солдатовой и В. Н. Шляпникова, «весьма активные пользователи Интернета: по целому ряду показателей они значимо опережают как своих учеников, так и их родителей» [9]. Исследователи установили, что особенное преимущество преподаватели имеют по направлению «создание и размещение контента в Интернете» (заметим, что в цитируемой работе учитывались показатели и преподавателей информатики), однако в меньшей степени используют Сеть для общения [9, с. 10].
Вместе с тем эти же авторы указывают, что «российские подростки обгоняют родителей по частоте использования интернета. Ежедневно пользуются интернетом 89% подростков и 53% родителей подростков», как утверждается в этой работе, еще в 2013 г. мобильный интернет у детей был в два раза более популярен, чем, например, у родителей [10]. Причем у подростков на втором месте по популярности среди повода входа в Сеть указан поиск информации для учебы [10, с. 34-35].
В работе Г. А. Никуловой и Л. Н. Боброва отмечалось, что абсолютное большинство студентов используют Интернет для решения образовательных задач ежедневно, причем более 85% пребывают в Сети 24-40 часов в неделю. Очевидно, пики такой деятельности приходятся на периоды проведения зачетов и экзаменов [5].
В рамках национальных проектов проводится целенаправленная разработка ресурсов поддержки обучения и самообучения школьников, например, «Интернет в образовании: путеводитель» [11], регулярно публикуются обзоры ресурсов для самообучения школьников [12]. Курсы повышения квалификации всех уровней в обязательном порядке включают аннотированные списки рекомендуемых для повышения эффективности методической работы учителей-предметников проверенных интернет-ресурсов.
Тем не менее можно констатировать (на основе интроспекции самих авторов и отзывов слушателей курсов повышения квалификации [8]), что и в настоящее время сам процесс использования Интернета для поддержки образовательной деятельности обеих основных сторон его участников - обучающих и обучающихся во многом имеет стихийный характер. Это связано, возможно, с основным достоинством Интернета - экспрессным доступом к информации, порождающим и главный порок такой деятельности - низкую упорядоченность.
Целью настоящей работы было определить современное состояние характера отношения к использованию интернет-ресурсов образовательного назначения: (интенсивности, мотивации, проблем и способов их решения) двух аудиторий пользователей - педагогов и школьников.
Основной материал статьи. Для достижения поставленной цели авторы разработали блок вопросов, являющийся одной из частей интернет-опроса по проблемам е-Ьеагп-ing, созданного с использованием онлайн-инструмента testograf.ru и доступного по ссылке http://453a9276e93942db5.testograf.ru в период с 13.11.2016 по 13.11.2017.
Из рассматриваемых в работе категорий респондентов (всего 446 пользователей) в опросе приняли участие:
• 57 педагогов, преподающих дисциплины естественно-математического направления;
• 69 школьников старших классов, преимущественно (92%) обучающихся в классах физико-математического профиля.
Сразу оговоримся, что ответы педагогов-информатиков в настоящей работе отсутствуют, авторов интересовали вопросы интенсивности применения интернет-ресурсов и, как следствие, информационно-коммуникационная деятельность именно преподавателей-предметников.
Ниже приведены вопросы «Проблемы Е-Ьеагт^», относящиеся к проблематике представленного исследования, и результаты ответов респондентов рассматриваемых групп пользователей.
Вопросы для педагогов
1. Как часто Вы используете на уроках программные средства?
Оказалось, что 13,7% преподавателей используют программные средства и интернет-ресурсы на каждом уроке, 45,4% - достаточно регулярно (в пояснениях респонденты указывали, что регулярность связана с конкретной учебной ситуацией, пик интенсивности приходится в основном на открывающие и завершающие занятия), 40,9% - по мере необходимости.
2. Какие программные средства Вы используете или считаете нужным использовать?
Далее методом семантического дифференциала (оценки варьировались от -2 до 2
баллов для полярных и промежуточных оценочных суждений, рис. 1) мы определили отношение преподавателей к целесообразности использования на занятия программных продуктов разных типов, результаты представлены в таблице.
Какие программные средства Вы используете или считаете нужным использовать? *
Установите движок в соответствии : вашим отношением к целееоосразности и реальному использованию программных продуктов: слева - степень негативного отношении, справа - степень реального использования именно вами В случае отсутствия возможности использовании - поставьте "О"
шюнмн г[ри [мммныа ирццукты Нн| идяреЛнос |1Л ^ . ' ¡''(Г) Чист испонь^на
проэеАпацни собственного изготовления Нот потребности (3) (V) , |'Т) Часто использую
шпммы ¡«: гм Нв1 потребности (3) (-Г) ( 0 ) ( IЧнгк] иакшитуи]
госты собственного изготовления Нот потребности (-1) (^Ту | Часто испольт^»
ОЙЪвЕТЫ Е^ТНН"!" ИН(|М1РМЯЦИ[1НН1К!>]1рос¡|1ННС 1НН ШШИт1 Нен 1Ю1[К(бНОС 1И (3) 1; ^ О '} (' 1 ) Г^) Чнгк] И£:Г«]Р1Ь:^3
интернет ресурсы нет потребности '^') (V) (^Г) (Т) часто иепользу»
Рис. 1. Фрагмент опроса «Проблемы E-Learmng», вопрос для определения отношения педагогов к целесообразности использования продуктов и средств ИКТ
Таблица
Отношение к целесообразности использования различных типов продуктов и средств информационно-коммуникационных технологий
Тип средств и продуктов ИКТ Среднее значение балла, характеризующего интегральное отношение
Готовые программные обучающие продукты 0,79
Презентации собственного изготовления 1,54
Готовые тесты 0,86
Тесты собственного изготовления 1,18
Объекты единого информационного пространства школы 0,93
Интернет-ресурсы 1,82
Как следует из таблицы, наиболее целесообразными оказались авторские презентации и интернет-ресурсы, находящиеся в зоне повышенного предпочтения педагогов. В дальнейшем мы сосредоточим внимание на сравнении мнений преподавателей и школьников по различным вопросам использования интернет-источников в учебном процессе.
На рис. 2 представлены результаты, иллюстрирующие интенсивность обращения к образовательным ресурсам педагогов и учащихся, отмечавших в опросе один из вариантов: А - ежедневно, Б - 3 раза в неделю, В - 2 раза в неделю, Г - раз в неделю, Д - по мере необходимости.
Средняя частота обращения к образовательным
ресурсам ■ преподаватели
■ Школьники
А Б В Г Д
варианты ответов респондентов
Рис. 2. Интенсивность обращения преподавателей и школьников к ОИР
Очевидно, школьники обращаются к информационно-образовательным ресурсам чаще преподавателей (по-видимому, по любому информационному поводу), хотя у последних подход более прагматичен («по мере необходимости»).
Варианты целей использования ОИР для школьников и преподавателей предлагались разные, так, преподавателям можно было выбрать несколько позиций из представленного ниже списка:
А - подготовка к занятиям (тексты);
Б - формирование демонстрационной базы (презентации, иллюстрации);
В - диагностика знаний;
Г - тестирование ресурса для его рекомендации обучающимся;
Д - поиск справочной информации;
Е - поиск готовых методических разработок;
Ж - поиск образцов для оформления требуемой документации;
З - обработка данных и построение графиков и диаграмм;
Результаты представлены на рис. 3: чаще всего педагоги используют ресурсы для подготовки презентаций или наглядного иллюстративного материала (почти 81%) и поиска необходимой текстовой информации для подготовки к занятиям (88%).
С какой целью Вы чаще всего используете образовательные интернет-ресурсы?
0% 20% 40% 60% 80% 100%
Рис. 3. Цели использования образовательных ресурсов преподавателями
Для школьников варианты ответов на тот же вопрос были следующими (рис. 4):
А - подготовка к занятиям;
Б - подготовка докладов и рефератов;
В - поиск решения задач и заданий;
Г - поиск объяснений;
Д - поиск готовых ответов к вопросам (контрольной, зачета, экзамена) поиск готовых ответов к вопросам (контрольной, зачета, экзамена);
Е - обработка данных и построение графиков и диаграмм;
Ж - тестирование для определения уровня подготовки.
Следует отметить, что для естественнонаучных дисциплин, в частности физики, интернет-источники становятся незаменимым кладезем не только справочных данных и разнообразных заданий, например банков КИМ ЕГЭ, но и помогают педагогам существенно актуализировать учебные материалы и примеры (для иллюстрации и демонстрации действия законов физики, их применения в технических устройствах), а школьникам -расширить кругозор и повысить мотивацию к углубленному изучению предмета.
Здесь можно выделить три преобладающие категории (выбор более 50% респондентов): подготовка к занятиям (60,5%); поиск готовых решений (60,5%), подготовка рефератов и докладов (55,6%). Таким образом, установка на целенаправленное посещение ресурсов для подготовки к занятиям у обеих групп оказалась на первом месте.
Следующий вопрос анкеты был задан с целью узнать, используют ли участники учебного процесса образовательные интернет-ресурсы для получения дополнительного образования или повышения квалификации. Результаты опроса представлены на рис. 5.
Рис. 4. Цели использования образовательных ресурсов школьниками
Рис. 5. Результаты опроса школьников и преподавателей по реальному участию в качестве обучающегося на курсах онлайн-обучения
В комментариях, объясняющих негативное отношение к дистанционному обучению, 53% педагогов заявили о приоритете «живого общения» и неудовлетворительной «личной обратной связи», 23% указали главной причину «теряюсь при любой работе на компьютере», и примерно столько же «трудно сосредоточиться, много отвлекающих факторов, когда включен Интернет». Стоит отметить и то, что школьники пока обращаются к организованному интернет-обучению гораздо реже преподавателей.
Следующий вопрос анкеты определял причины, по которым онлайн-обучение не получает широкого распространения. Преподаватели должны были указать (выбор
нескольких возможных ответов), для каких категорий учащихся или в каких случаях нецелесообразно использовать обучение в Сети в качестве основной формы: А - для школьников, особенно классов ниже 10-го; Б - для студентов со средним баллом менее 4;
В - при отсутствии выраженной серьезной мотивации к обучению; Г - при склонности учащегося к прокрастинации (откладыванию занятий); Д - при выраженной интернет- или компьютерной игровой зависимости; Результаты опроса представлены на рис. 6.
В каких ситуациях, по Вашему мнению, использовать on-line обучение в качестве основного нецелесообразно?
Рис. 6. Распределение ответов преподавателей по нецелесообразности
онлайн-обучения
Большинство преподавателей согласны с тем, что онлайн-обучение противопоказано людям с выраженной интернет- или компьютерной игровой зависимостью и отсутствием выраженной серьезной мотивации к обучению. Это частично подтверждается информацией о наличии отрицательной корреляции между академической успешностью и высокой сетевой вовлеченностью учащихся, что связывается с негативным влиянием многозадачной деятельности в Сети при низком самоконтроле пользователя, что неизбежно отражается на учебной продуктивности [13].
Естественно, что работа пользователей с интернет-ресурсами может вызывать определенные затруднения технологического порядка. Поэтому следующие вопросы для обеих групп респондентов направлены на выявление характера этих проблем (рис. 7) и способов их преодоления (рис. 8).
Очевидно, что преподаватели испытывают больше проблем при работе с интернет-ресурсами по сравнению со школьниками. Решают же эти проблемы школьники и педагоги по-разному: преподаватели чаще обращаются за помощью к товарищам или в службу
Рис. 7. Распределение респондентами затруднений при работе с ресурсами:
А - поиск нужной опции, функции, информации; Б - трудности в диалоге с ресурсом (непонятно, что нужно ввести или сделать для продолжения работы); В - ориентация в навигации; Г - заполнение дополнительных форм для расширения функций.
Рис. 8. Предпочтения способов решения проблем при работе с ОИР:
А - обращаюсь в службу поддержки ресурса; Б - ищу ответ в интернете на форумах; В - читаю инструкцию по работе с ресурсом; Г - обращаюсь за помощью к товарищам или преподавателям; Д - пытаюсь решить самостоятельно; Е - ухожу с данного ресурса.
поддержки; школьники чаще пытаются решить проблему самостоятельно; и те и другие примерно с одинаковым результатом пытаются найти решение проблемы в Интернете. Интересен тот факт, что только 11% школьников читают инструкцию по использованию ресурса (против 31% преподавателей).
Сама обстановка в информатизированном обществе побуждает педагогов и обучающихся всех возрастов и направлений к систематическому и практически ежедневному использованию интернет-ресурсов в образовательных целях - как для поддержки учебного процесса, так и одного из средств его организации и осуществления.
При этом цели обращения к ИОР рассматриваемых в работе категорий пользователей могут различаться: преподаватели чаще всего используют ресурсы для подготовки к занятиям, осуществляя поиск необходимого текстового или справочного материала, а также материала, способствующего повышению наглядности процесса обучения, готовых методических разработок. Школьники ищут в интернете готовые решения задач или заданий, а также материалы для подготовки докладов и рефератов.
Наиболее проблемными для педагогов является участие в диалоге с ресурсом, то есть интерфейс современных ОИР для них интуитивно менее понятен, чем для учащихся. Возможно, это связано разными уровнями проникновения виртуальной среды в пользовательские аудитории этих групп. Соответственно, различаются и способы разрешения проблем при работе с ИОР: для педагогов характерно обращение за помощью к ближайшему окружению или официальным источникам (инструкции, справка, служба поддержки); школьники же предпочитают форумы или борются с проблемами самостоятельно. Около 17% педагогов и 21% учащихся при возникновении затруднений предпочитают покинуть данный ресурс и заняться поиском другого. Такой вариант развития событий приводит к потере времени и разочарованию.
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» [14] академические права педагогических работников включают:
• право на свободу выбора и использования «педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания»; «материалов и иных средств обучения»;
• право «на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам».
Как было показано выше, эти права не остались «на бумаге», а в достаточно полной мере реализуются в современном учебном процессе, что не исключает некоторую «стихийность» при использовании ОИ . Отметим, что в настоящей работе приведены результаты исследования отношения к использованию ОИР именно учителей-предметников естественнонаучного и математического профиля, интенсивность работы в Сети которых можно объяснить комбинацией сверхбыстрого развития связанных с этими дисциплинами прикладными отраслями наук и необходимостью актуализации учебных и контрольно-измерительных материалов в соответствии с требованиями современных стандартов и проблемами подготовки к Единому государственному экзамену.
Однако следует учитывать, что эффективным использование ОИР может стать только при учете действительных потребностей целевой аудитории, что приводит к повышению качества ресурсов, эргономичности их использования, включая не только структуру и содержание сайта или портала, но и удобство навигации и получения технической поддержки [15; 16].
Список литературы
1. Основные результаты работы Министерства образования и науки Российской Федерации в 2016 году. 19 апреля 2017. - URL: http://government.ru/dep_ news/27332/ (дата обращения: 10.01.2018).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. - URL: https://минобрнауки.рф/documents/2365 (дата обращения: 10.01.2018).
3. Молокова А. В. Современные нормативные требования к ИКТ-компетентности педагога и возможности их реализации // Pedagogical Review. Научно-педагогическое обозрение. - 2016. - № 1 (11). - С. 64-68.
4. Беляева О. С. Интернет как ресурс самостоятельной образовательной работы студента // Вопросы управления. - 2013. - № 3(24). - URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/ issue/2013/03/27/ (дата обращения: 10.01.2018).
5. Никулова Г. А., Боброва Л. Н. Студенты переселились в Интернет: присутствие, предпочтения, влияние // Образовательные технологии и обещство (Educational Technology & Society). - 2016. - Т. 19, № 2. - С. 645-661. - URL: http://ifets.ieee.org/ russian/depository/v19_i2/pdf/20.pdf (дата обращения: 10.01.2018).
6. Asdaque M., Khan M., Rizvi, S. Effect of Internet on the academic performance and social life of university students in Pakistan // Journal of Education & Sociology. -2010. - No. 4. - P. 21-27.
7. Никулова Г. А. Боброва Л. Н. Интернет-поддержка обучения физике: предпочтения пользователей и реальность // Дистанционное и виртуальное обучение. -2017. - № 6. - С. 128-138.
8. Боброва Л. Н., Москалев А. Н., Никулова Г. А. Ступени формирования практико-ориентированных IT-компетенций будущих учителей: от учебных проектов до реальных достижений // Педагогика и просвещение. - 2017. - № 3. - С. 66-79. -DOI: 10.7256/2454-0676.2017.3.23793.
9. Солдатова Г. У., Шляпников В. Н. Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20, № 4. - C. 5-18. - URL: http://docplayer.ru/30016036-Cifrovaya-kompetentnost-rossiyskih-pedagogov.html (дата обращения: 10.01.2018).
10. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г. у. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. - М.: Фонд Развития Интернет, 2013. - 144 с.
11. Интернет в образовании: путеводитель. Обзор бесплатных инструментов Интернет для преподавателя. - М.: МЭСИ, НИИ Управления знаниями, [б. г.]. - 70 с.
- URL: http://api.ning.com/files/bo0oVxZbm3Am0EMEmiCegupN397cr*brEg*sw2 AUbDWYi8v66bvnWCOE9nKwngKojkg0tyQ80J3BUBEqhy1ca7XBCxWkRLjZ/__.pdf (дата обращения:10.01.2018).
12. Онлайн-ресурсы для самообразования российских школьников / В. В. Синельников, С. Г. Косарецкий, А. Г. Милякина, Н. А. Чеботарь. - М.: НИУ ВШЭ, 2016.
- (Современная аналитика образования. № 4). - URL: https://www.hse.ru/data/20 16/04/14/1129579080/%D0%A1%D0%90%D0%9E%204%20%2528%D1%8D%D0%BB.%20 %D0%B2.%2529.pdf (дата обращения: 10.01.2018).
13. Burak L. Multitasking in the University Classroom // International Journal for the Scholarship of Teaching and Learning. - 2012. - Vol. 6 (2). - P. 1-12.
14. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). - Ст. 47.
15. Боброва Л. Н., Никулова Г. А. Анализ взаимосвязи факторов usability открытых образовательных сетевых ресурсов для поддержки обучения и самообучения // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). -2015. - Т. 18, № 2. - С. 651-672.
16. Yao Jen Fan, Pei shan Teng, Ding bang Luh. An exploration of the attraction factors of learning websites. - 2013. - URL: http://design-cu.jp/iasdr2013/papers/2200-1b.pdf (дата обращения: 16.01.2018).
References
1. Osnovnye rezultaty raboty Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii v 2016 godu. 19 aprelya 2017. Available at: http://government.ru/dep_news/27332/ (accessed: 10.01.2018).
2. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart srednego (polnogo) obsh-chego obrazovaniya. Available at: https://minobrnauki.rf/documents/2365 (accessed: 10.01.2018).
3. Molokova A. V. Sovremennye normativnye trebovaniya k IKT-kompetentnosti peda-goga i vozmozhnosti ikh realizatsii. Pedagogical Review. Nauchno-pedagogicheskoe oboz-renie. 2016, No. № 1 (11), pp. 64-68.
4. Belyaeva O. S. Internet kak resurs samostoyatelnoy obrazovatelnoy raboty stu-denta. Voprosy upravleniya. 2013, No. 3(24). Available at: http://vestnik.uapa.ru/ru/is-sue/2013/03/27/ (accessed: 10.01.2018).
5. Nikulova G. A., Bobrova L. N. Studenty pereselilis v Internet: prisutstvie, pred-pochteniya, vliyanie. Obrazovatelnye tekhnologii i obeshchstvo (Educational Technology & Society). 2016, Vol. 19, No. 2, pp. 645-661. Available at: http://ifets.ieee.org/russian/de-pository/v19_i2/pdf/20.pdf (accessed: 10.01.2018).
6. Asdaque M., Khan M., Rizvi, S. Effect of Internet on the academic performance and social life of university students in Pakistan. Journal of Education & Sociology. 2010, No. 4, pp. 21-27.
7. Nikulova G. A. Bobrova L. N. Internet-podderzhka obucheniya fizike: predpochteni-ya polzovateley i realnost. Distantsionnoe i virtualnoe obuchenie. 2017, No. 6, pp. 128-138.
8. Bobrova L. N., Moskalev A. N., Nikulova G. A. Stupeni formirovaniya praktiko-orientirovannykh IT-kompetentsiy budushchikh uchiteley: ot uchebnykh proek-tov do realnykh dostizheniy. Pedagogika i prosveshchenie. 2017, No. 3, pp. 66-79. DOI: 10.7256/2454-0676.2017.3.23793.
9. Soldatova G. U., Shlyapnikov V. N. Tsifrovaya kompetentnost rossiyskikh pedagogov. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2015, Vol. 20, No. 4, pp. 5-18. Available at: http:// docplayer.ru/30016036-Cifrovaya-kompetentnost-rossiyskih-pedagogov.html (accessed: 10.01.2018).
10. Soldatova G. U., Nestik T. A., Rasskazova E. I., Zotova E. Yu. Tsifrovaya kompetentnost podrostkov i roditeley. Rezultaty vserossiyskogo issledovaniya. Moscow: Fond Razvitiya Internet, 2013. 144 p.
11. Internet v obrazovanii: putevoditel. Obzor besplatnykh instrumentov Internet dlya prepodavatelya. Moscow: MESI, NII Upravleniya znaniyami, [w. y.]. 70 p. Available at: http://api.ning.com/files/bo0oVxZbm3Am0EMEmiCegupN397cr*brEg*sw2AUb DWYi8v66bvnWC0E9nKwngKojkg0tyQ80J3BUBEqhy1ca7XBCxWkRLjZ/__.pdf (accessed: 10.01.2018).
12. Sinelnikov V. V., Kosaretskiy S. G., Milyakina A. G., Chebotar N. A. Onlain-resursy dlya samoobrazovaniya rossiyskikh shkolnikov. Moscow: NIU VShE, 2016. (Sovremen-naya analitika obrazovaniya. No. 4). Available at: https://www.hse.ru/data/2016/ 04/14/1129579080/%D0%A1%D0%90%D0%9E%204%20%2528%D1%8D%D0%BB.%20 %D0%B2.%2529.pdf (accessed: 10.01.2018).
13. Burak L. Multitasking in the University Classroom. International Journal for the Scholarship of Teaching and Learning. 2012, Vol. 6 (2), pp. 1-12.
14. Federalnyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 03.07.2016) "Ob obrazovanii v Ros-siyskoy Federatsii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2017). Art. 47.
15. Bobrova L. N., Nikulova G. A. Analiz vzaimosvyazi faktorov usability otkrytykh ob-razovatelnykh setevykh resursov dlya podderzhki obucheniya i samoobucheniya. Obrazovatelnye tekhnologii i obshchestvo (Educational Technology & Society). 2015. Vol. 18, No. 2, pp. 651-672.
16. Yao Jen Fan, Pei shan Teng, Ding bang Luh. An exploration of the attraction factors of learning websites. 2013. Available at: http://design-cu.jp/iasdr2013/papers/2200-1b. pdf (accessed: 16.01.2018).
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 2