Педагогические науки
39
2. Маркин В.М. «Я» как личностная характеристика государственного служащего // Имидж госслужбы. - М., 1996.
3. Осипов В. Социологический энциклопедический словарь. - И.: ИН-ФРА, М - НОРМА, 1998. - 488 с.
4. Психология управления: курс лекций / Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко; отв. ред. М.В. Удальцова. - Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1999. - 150 с.
5. Федоркина А.П., Ромашкина Р.Ф. Проблемы имиджа в контексте социального психоанализа // Имидж госслужбы. - М., 1996.
6. Шепель В.М. Имиджеология: Секреты личного обояния. - М., 1997. -С. 87.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕБ-САЙТА В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
© Калинин Д.А.*
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
В последнее время все более популярным становится так называемое «удаленное» обучение, или обучение через интернет. Эго связано, прежде всего, с доступностью глобальной сети для учащихся и преподавателей, реализацией многими образовательными учреждениями своих услуг именно таким образом.
Ключевые слова: образовательный веб-сайт, дистанционное обучение, виртуальная образовательная среда.
Образовательный сайт или портал - это целостная, концептуально обоснованная и структурно выстроенная система, объединяющая в себе взаимосвязанные между собой веб-страницы, содержание которых подчинено общей идее и выражено в конкретных целях и задачах каждой из них. Выделяют 5 видов образовательных сайтов:
1. Сайты учебных заведений. Сайты учреждений высшего профессионального образования, с организацией дистанционных форм обучения, а так же сайты факультетов и кафедр вузов.
2. Сайты научных исследований. Сайты исследовательских работ учащихся, преподавателей, научных работников, а так же сайты научные лаборатории и сайты научно-исследовательских и учебных центров.
3. Сайты справочного характера. Различные электронные энциклопедии, сайты-словари, сайты-каталоги. Сайты, содержащие справоч-
Аспирант кафедры «Общая и социальная педагогика».
40
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ную информацию о проводимых конференциях, семинарах научного и образовательного направления, о предоставляемых грантах.
4. Сайты дистанционного образования. Сайты вида учебно-методическое пособие или электронный курс лекций, а так же сайты вида лабораторный практикум. Выделяют сайты вида электронный задачник и сайты вида электронный учебник. Данные виды сайтов предусматривают различные формы сочетания очного и дистанционного обучения. Туда же входят сайты для тестирования и оценки знаний, а так же сайты центров дистанционного обучения и центров тестирования.
5. Сайты консультативного назначения. Консультационные сайты для преподавателей и учащихся по общеобразовательным предметам.
Основными характеристиками образовательного сайта являются:
1. Содержание. Правильно подобранная информация, размещенная, на образовательном портале является важнейшим этапом в создании образовательного сайта или портала.
2. Дизайн, оформление. Не маловажным является разработка дизайна образовательного сайта. Сайты данного вида должны иметь строго оформленное меню навигации по разделам сайта, а так же неброское оформление основного шаблона сайта.
3. Техническая реализация. Сайты данного вида могут быть построены на основе уже готовых шаблонов систем управления сайтов с помощью конструктора создания сайтов, что делает данную технологию доступной не только для веб-программистов, но и для обычных пользователей, владеющих ПК на среднем уровне.
4. Удобство и простота использования. Одной из наиболее важных характеристик образовательного сайта является простота и удобство в пользовании сайта. Основными задачами образовательных порталов являются:
- Общедоступность. Обеспечение доступа учащихся к образовательным продуктам, расположенным на портале.
- Наглядность. Данная технология имеет огромные возможности. Образовательные порталы могут хранить как текстовые материалы, методические пособия, так и видео уроки, аудио уроки и презентации, что является огромным плюсом в усвоении материала учащимися.
- Территориальная независимость. Поскольку образовательный сайт является общим сетевым ресурсом, доступ к нему может производиться в любое время дня и ночи в любой точке мира.
Создание сайта включает следующие шаги:
- Определение тематики образовательного портала.
- Разработка целей и задач. Исходя из поставленных целей и задач будет зависеть вид сайта.
Педагогические науки
41
- Разработка структуры сайта. Данный этап является очень важным, поскольку сайт должен быть хорошо структурирован и прост в навигации по пунктам меню.
- Подготовка содержания. Огромным плюсом является возможность дополнения информацией данного ресурса, создание новых разделов и подразделов, категорий.
- Создание образовательного сайта с помощью одного из шаблонов систем управления сайтами и последующее размещение на нем информации.
- Проверка работоспособности, тестирование, доработка при необходимости.
При проектировании образовательного сайта в поддержку учебного курса необходимо учитывать следующие факторы:
1. Аудитория пользователей. Необходимо учитывать возраст учащихся, в соответствие с этим выстраивать структуру сайта и содержание. Сайт должен быть понятным и простым в использовании.
2. Структура и содержание. Будет выстраиваться исходя из концепции, вида образовательного сайта, изучаемой дисциплины, необходимого объема.
3. Информационность. Обеспечение курса традиционными печатными материалами как - то лекции, методические материалы, учебники, практикумы, так и возможность включать в образовательный процесс аудиоматериалы, видеоконференции, презентации.
4. Освоение учебного курса учащимися. Освоение нового материала будет происходить в несколько этапов:
- Подготовка к изучению нового материала.
- Актуализация информации по теме.
- Освоение нового материала.
- Первичное закрепление.
- Обобщение, систематизация.
Целесообразно продумать варианты использования материалов сайта на разных этапах обучения. В зависимости от этого можно применять разные варианты заполнения страниц сайта: до урока выложить информацию для предварительного ознакомления, заполнять страницы постепенно по мере продвижения по курсу, прикреплять материалы урока после его проведения. Учащиеся, которое пропустили урок с легкостью смогут изучить его, зайдя на сайт.
5. Планируемые методы использования сайта в образовательном процессе и формы организации деятельности учащихся:
- Аудиторная работа под руководством преподавателя.
- Самостоятельная внеаудиторная работа. Работа может быть, как индивидуальной, так и в группах.
42
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Итоговые мероприятия оценки усвоенных знаний учащихся. Может быть организовано групповое и индивидуальное тестирование, либо выложены контрольные задания.
В каждом из вариантов имеется своя специфика, определяющая функции преподавателя в образовательном процессе.
6. Уровень готовности пользователей к применению сетевого ресурса. Безусловно, для организации учебного процесса в данном формате необходима определенная подготовка, как преподавателя, так и учащихся. В этом случае преподавателю необходимо написать некоторые методические рекомендации по работе с образовательным порталом.
7. Техническая составляющая организации данного метода. Необходимо учесть режимы доступа к образовательному порталу преподавателя и учащихся:
- Онлайн режим. Доступ к материалам сайта в режиме реального времени.
- Офф-лайн режим. Доступ к материалам сайта после проведения занятия.
- Локально. Доступ к материалам, сохраненным на компьютере учащихся.
8. Организация сообщений и обратной связи в рамках образовательного портала. В первую очередь, создание журнала учета продвижения по учебному курсу для преподавателя. Во-вторых, создание отдельного пункта меню для различных объявлений для учащихся. В-третьих, настройка возможности обмена личными сообщениями и комментариями внутри сайта. В-четвертых, возможность связываться с преподавателем через форму обратной связи. В-пятых, возможность учащихся загружать файлы выполненных работ.
Для реализации некоторых функций потребуется изменять настройки доступа к сайту и назначать определенные роли участникам образовательного процесса.
Существуют критерии оценки качества образовательных сайтов:
1. Содержание. Материалы, представленные на образовательном портале должны быть структурированы, разделены на главы, категории и разделы.
2. Доступность. Процесс освоения работы с образовательным ресурсом не должен занимать большое количество времени и не требовать от учащегося особых знаний.
3. Техническая составляющая. Сайт должен быть грамотно построен. Данный пункт необходимо тщательно проверить и протестировать на одном из последних этапов создания сайта.
Критериев оценки качества работоспособности сайта будет гораздо больше, каждый конкретный случай нужно рассматривать отдельно.
Педагогические науки
43
Проводить оценку образовательных интернет-сайтов с достоверной гарантией качества, возможно, если выполнены условия:
- Разработаны и сформированы базовые понятий в этой области.
- Выявлен и составлен перечень критериев для основных характеристик образовательного сайта.
- Создана и апробирована четкая и удобная методика оценивания.
- Разработаны требования к знаниям специалистов - экспертов.
Качественные образовательные сайты и их использование при обучении
открывают огромные возможности и разнообразные направления для самостоятельной деятельности и саморазвития в едином информационном образовательном пространстве [3, с. 61].
Список литературы:
1. Кабанова Т.А. Дополнительное профессиональное образование в дистанционной форме: качество и эффективность / Т.А. Кабанова, В.А. Новиков // Качество. Инновации. Образование. - 2006. - № 2. - С. 37-43.
2. Левицкий А.А. Подготовка учебных материалов для использования в образовательном процессе с применением дистанционных технологий: учеб. метод. пособие / А.А. Левицкий, А.В. Сарафанов, А.В. Толстоногов, С.И. Трегубов. - Красноярск: ИПЦ КГТУ 2003. - 43 с.
3. Мицель А.А. Дистанционное образование как составляющая процесса формирования единого образовательного пространства / А.А. Мицель, Е.В. Молнина // Открытое образование. - 2006. - № 2. - С. 59-65.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
© Лобейко Ю.А.*
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
В ходе обучения на основе информационной технологии обучения человек с помощью новых средств осваивает новые категории, дающие новые представления о картине мира, что впоследствии, безусловно, будет сказываться в других, не только учебных сферах его деятельности. Существуют различные ситуации, обусловливающие воздействие информационной технологии обучения на психику обучаемого. Это, конечно, и непосредственное взаимодействие с той или иной информационной технологией в рамках учебно-познавательной деятельности.
* Профессор кафедры Педагогики и образовательных технологий, доктор педагогических наук, профессор.