Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ '

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое воспитание / экологические проблемы / Красноярский край / environmental education / environmental problems / Krasnoyarsk Territory

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.Е. Снеткова, К.А. Рассадкина, Н.А. Шабаева

В статье описывается практический подход к экологическому воспитанию молодежи и решению экологических проблем Красноярского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF EDUCATIONAL RESOURCE FOR ECOLOGICAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE

The article describes a practical approach to the ecological education of young people and the solution of ecological problems of the Krasnoyarsk region.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ »

УДК 502.5

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

С. Е. Снеткова, К. А. Рассадкина Научный руководитель - Н. А. Шабаева*

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail*: natali236@yandex.ru

В статье описывается практический подход к экологическому воспитанию молодежи и решению экологических проблем Красноярского края.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологические проблемы, Красноярский край.

USE OF EDUCATIONAL RESOURCE FOR ECOLOGICAL EDUCATION OF YOUNG

PEOPLE

S. E. Snetkova, K. A. Rassadkina Scientific supervisor - N. A. Shabayeva*

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail*: natali236@yandex.ru

The article describes a practical approach to the ecological education of young people and the solution of ecological problems of the Krasnoyarsk region.

Key words: environmental education, environmental problems, Krasnoyarsk Territory.

Проблема экологического загрязнения Земли - одна из самых серьезных глобальных проблем, с которой столкнулось человечество. Она приводит к губительным последствиям для всех живых организмов и вызывает глобальное изменение климата Земли.

Основным препятствием на пути решения экологических проблем является сам человек, который не осознает опасности экологического кризиса и не стремится с этим бороться.

Это приводит к отсутствию системных подходов при разработке экологических программ, к возникновению несовершенных механизмов их реализации, к отсутствию механизма мониторинга правил экологической безопасности на промышленных предприятиях и др. [1].

Выявление ряда объективных и субъективных факторов, препятствующих успешному решению экологических проблем, обусловило формирование новой тенденции в науке -экологизация естественно-научного и гуманитарного познания. Экологизация - это рассмотрение какой-либо проблематики с учетом экологических факторов, использование экологического подхода в решении рассматриваемых проблем, учет экологических требований. В общем плане под экологизацией понимают учет возможных последствий воздействия человека на природную среду с целью сведения к минимуму отрицательных результатов природопреобразующей деятельности.

Актуальной на современном этапе остается концепция ноосферного развития В. И. Вернадского, которая исходит из утверждения единства «человека - природы - общества»

Секция «Молодежь, наука, творчество»

[2]. Данная концепция направлена на формирование ноосферного сознания у человека, которое включает в себя несколько аспектов:

- науку, направленную на получение новых экологических знаний и применение их в практической деятельности;

- экологическое сознание, понимание единства органического мира;

- воспитание гуманистической направленности личности, стремление к солидарности с другими людьми и природой.

Новые подходы в науке способствуют прогрессу общества в разных отраслях и сферах жизнедеятельности человека. Особое значение имеет развитие социально-экологического образования, которое обеспечивает целостность познания экологических проблем. В настоящее время развитие социально-экологического образования можно определить в нескольких направлениях:

- от экологического образования к образованию для устойчивого развития;

- от экологического просвещения населения к экологической культуре;

- от экологических знаний к экологической компетентности как обязательному компоненту в профессиональной деятельности человека.

Идея экологической ответственности за состояние окружающей среды ориентирует систему образования на формирование у учащихся и студентов умений и навыков, соответствующих современным экологическим требованиям, правилам здорового образа жизни, ведения исследовательской работы по изучению состояния окружающей среды и улучшению взаимоотношений с окружающей средой.

Можно выделить следующие аспекты новой экологической парадигмы:

- научный аспект обеспечивает развитие познавательного отношения к окружающей среде. Он включает естественнонаучные, социологические и технологические закономерности, теории и понятия, которые характеризуют природу, человека, общество и производство в их взаимодействии;

- ценностный аспект формирует нравственное и эстетическое отношение к природной среде, преодолевает излишнюю рационалистичность и потребительство. У подрастающего поколения формируется умение не только видеть красоту окружающего мира и восхищаться им, но и готовность вносить значимый вклад в охрану и восстановление окружающей среды;

- нормативный аспект ориентирован на овладение системой норм и правил, предписаний и запретов экологического характера;

- деятельностный аспект определяет виды и способы человеческой деятельности, направленные на формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, а также развитие потребности и умения проявлять активность в решении экологических проблем.

Таким образом, использование научных подходов в решении экологических проблем способствует осознанию человеком происходящих событий в природной и социальной среде. Научность в деятельности человека выступает важнейшей составляющей его действий, мировоззрения и определения позиции, ведущей к гармонизации отношений в системе «природа - человек - общество». С помощью этого можно создать гармоничную систему взаимоотношений человека с природой и обеспечить гармоничность развития самого человека [3].

Осведомленность об экологических проблемах и заинтересованность в их решении наиболее актуальна для возраста от 12 и старше, поскольку, это возраст активного формирования жизненной позиции и базовых компетенций для будущей профессиональной карьеры. В рамках колледжа целевой аудиторией были выбраны студенты в возрасте от 16 до 18 лет.

Для практической реализации экологической концепции воспитания молодежи нами было решено провести педагогический эксперимент в виде внеклассного урока по экологии, на

котором рассказать об экологических проблемах загрязнения воздуха в Красноярском крае [4], представить презентацию и обсудить актуальность и возможные пути решения данной проблемы.

До начала урока и после его проведения нами был проведен опрос аудитории по следующим темам:

- Известно ли вам что-то об экологических проблемах?

- Серьезно ли вы к ним относитесь?

- Хотели бы вы решить проблему загрязнения воздуха в Красноярском крае?

- Узнали ли вы что-то новое об экологических проблемах?

- Изменилось ли ваше отношение к ним?

- Был ли вам полезен этот урок?

Результативность проведенного нами «экологического урока» подтверждается увеличением от 56% до 92% количества студентов готовых участвовать в решении экологических проблем Красноярского края как в период своего обучения в колледже, так и в своей будущей профессиональной деятельности

Таким образом, проведенный нами эксперимент позволил повысить осведомленность молодежи об экологических проблемах в целом, и экологической проблеме загрязнения воздуха Красноярского края, в частности, обсудить пути решения этих проблем и сформировать активную жизненную позиции студентов нашего колледжа в экологических вопросах.

Статья опубликована с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Библиографические ссылки

1. Экологическая памятка «Культура общения с природой» [Электронный ресурс]. URL: https://www.admkrsk.ru/citytoday/ecology/Pages/information1.aspx (дата обращения: 12.2.2021)

2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004. - 563 с.

3. Национальный проект «Экология» [Электронный ресурс]. URL: https://www.government.ru (дата обращения: 26.2.2021).

4. Чистый край для нынешнего и будущего поколения: Проект Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.krskstate.ru (дата обращения: 10.2.2021).

© Снеткова С. Е., Рассадкина К. А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.