УДК 502.5
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
С. Е. Снеткова, К. А. Рассадкина Научный руководитель - Н. А. Шабаева*
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail*: natali236@yandex.ru
В статье описывается практический подход к экологическому воспитанию молодежи и решению экологических проблем Красноярского края.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологические проблемы, Красноярский край.
USE OF EDUCATIONAL RESOURCE FOR ECOLOGICAL EDUCATION OF YOUNG
PEOPLE
S. E. Snetkova, K. A. Rassadkina Scientific supervisor - N. A. Shabayeva*
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail*: natali236@yandex.ru
The article describes a practical approach to the ecological education of young people and the solution of ecological problems of the Krasnoyarsk region.
Key words: environmental education, environmental problems, Krasnoyarsk Territory.
Проблема экологического загрязнения Земли - одна из самых серьезных глобальных проблем, с которой столкнулось человечество. Она приводит к губительным последствиям для всех живых организмов и вызывает глобальное изменение климата Земли.
Основным препятствием на пути решения экологических проблем является сам человек, который не осознает опасности экологического кризиса и не стремится с этим бороться.
Это приводит к отсутствию системных подходов при разработке экологических программ, к возникновению несовершенных механизмов их реализации, к отсутствию механизма мониторинга правил экологической безопасности на промышленных предприятиях и др. [1].
Выявление ряда объективных и субъективных факторов, препятствующих успешному решению экологических проблем, обусловило формирование новой тенденции в науке -экологизация естественно-научного и гуманитарного познания. Экологизация - это рассмотрение какой-либо проблематики с учетом экологических факторов, использование экологического подхода в решении рассматриваемых проблем, учет экологических требований. В общем плане под экологизацией понимают учет возможных последствий воздействия человека на природную среду с целью сведения к минимуму отрицательных результатов природопреобразующей деятельности.
Актуальной на современном этапе остается концепция ноосферного развития В. И. Вернадского, которая исходит из утверждения единства «человека - природы - общества»
Секция «Молодежь, наука, творчество»
[2]. Данная концепция направлена на формирование ноосферного сознания у человека, которое включает в себя несколько аспектов:
- науку, направленную на получение новых экологических знаний и применение их в практической деятельности;
- экологическое сознание, понимание единства органического мира;
- воспитание гуманистической направленности личности, стремление к солидарности с другими людьми и природой.
Новые подходы в науке способствуют прогрессу общества в разных отраслях и сферах жизнедеятельности человека. Особое значение имеет развитие социально-экологического образования, которое обеспечивает целостность познания экологических проблем. В настоящее время развитие социально-экологического образования можно определить в нескольких направлениях:
- от экологического образования к образованию для устойчивого развития;
- от экологического просвещения населения к экологической культуре;
- от экологических знаний к экологической компетентности как обязательному компоненту в профессиональной деятельности человека.
Идея экологической ответственности за состояние окружающей среды ориентирует систему образования на формирование у учащихся и студентов умений и навыков, соответствующих современным экологическим требованиям, правилам здорового образа жизни, ведения исследовательской работы по изучению состояния окружающей среды и улучшению взаимоотношений с окружающей средой.
Можно выделить следующие аспекты новой экологической парадигмы:
- научный аспект обеспечивает развитие познавательного отношения к окружающей среде. Он включает естественнонаучные, социологические и технологические закономерности, теории и понятия, которые характеризуют природу, человека, общество и производство в их взаимодействии;
- ценностный аспект формирует нравственное и эстетическое отношение к природной среде, преодолевает излишнюю рационалистичность и потребительство. У подрастающего поколения формируется умение не только видеть красоту окружающего мира и восхищаться им, но и готовность вносить значимый вклад в охрану и восстановление окружающей среды;
- нормативный аспект ориентирован на овладение системой норм и правил, предписаний и запретов экологического характера;
- деятельностный аспект определяет виды и способы человеческой деятельности, направленные на формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, а также развитие потребности и умения проявлять активность в решении экологических проблем.
Таким образом, использование научных подходов в решении экологических проблем способствует осознанию человеком происходящих событий в природной и социальной среде. Научность в деятельности человека выступает важнейшей составляющей его действий, мировоззрения и определения позиции, ведущей к гармонизации отношений в системе «природа - человек - общество». С помощью этого можно создать гармоничную систему взаимоотношений человека с природой и обеспечить гармоничность развития самого человека [3].
Осведомленность об экологических проблемах и заинтересованность в их решении наиболее актуальна для возраста от 12 и старше, поскольку, это возраст активного формирования жизненной позиции и базовых компетенций для будущей профессиональной карьеры. В рамках колледжа целевой аудиторией были выбраны студенты в возрасте от 16 до 18 лет.
Для практической реализации экологической концепции воспитания молодежи нами было решено провести педагогический эксперимент в виде внеклассного урока по экологии, на
котором рассказать об экологических проблемах загрязнения воздуха в Красноярском крае [4], представить презентацию и обсудить актуальность и возможные пути решения данной проблемы.
До начала урока и после его проведения нами был проведен опрос аудитории по следующим темам:
- Известно ли вам что-то об экологических проблемах?
- Серьезно ли вы к ним относитесь?
- Хотели бы вы решить проблему загрязнения воздуха в Красноярском крае?
- Узнали ли вы что-то новое об экологических проблемах?
- Изменилось ли ваше отношение к ним?
- Был ли вам полезен этот урок?
Результативность проведенного нами «экологического урока» подтверждается увеличением от 56% до 92% количества студентов готовых участвовать в решении экологических проблем Красноярского края как в период своего обучения в колледже, так и в своей будущей профессиональной деятельности
Таким образом, проведенный нами эксперимент позволил повысить осведомленность молодежи об экологических проблемах в целом, и экологической проблеме загрязнения воздуха Красноярского края, в частности, обсудить пути решения этих проблем и сформировать активную жизненную позиции студентов нашего колледжа в экологических вопросах.
Статья опубликована с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Библиографические ссылки
1. Экологическая памятка «Культура общения с природой» [Электронный ресурс]. URL: https://www.admkrsk.ru/citytoday/ecology/Pages/information1.aspx (дата обращения: 12.2.2021)
2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004. - 563 с.
3. Национальный проект «Экология» [Электронный ресурс]. URL: https://www.government.ru (дата обращения: 26.2.2021).
4. Чистый край для нынешнего и будущего поколения: Проект Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.krskstate.ru (дата обращения: 10.2.2021).
© Снеткова С. Е., Рассадкина К. А., 2021