Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЛАЧНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В БИЗНЕСЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЛАЧНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В БИЗНЕСЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
105
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CLOUD COMPUTING / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБЛАКО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ СЕРВИСЫ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Терлюга И.М., Юраш И.И.

Статья посвящена рассмотрению особенностей использования облачных вычислений в бизнесе, их достоинств и недостатков для различных компаний, представлены облачные интернет-сервисы, рассмотрены тенденции развития облачных вычислений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЛАЧНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В БИЗНЕСЕ»

Терлюга И.М. студент V курса Юраш И.И. студент V курса филиал ПГУ им. Т.Г. Шевченко в г. Рыбница

Молдова, ПМР, г. Рыбница ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЛАЧНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В БИЗНЕСЕ

Статья посвящена рассмотрению особенностей использования облачных вычислений в бизнесе, их достоинств и недостатков для различных компаний, представлены облачные интернет-сервисы, рассмотрены тенденции развития облачных вычислений.

Ключевые слова: cloud computing, облачные технологии, облако, информационные технологии, Интернет, программное обеспечение, интернет сервисы.

Облачные вычисления (англ. cloud computing) - технология обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю в виде Интернет-сервиса. Пользователь имеет доступ к собственным данным, но не может управлять и не должен заботиться об инфраструктуре, операционной системе и собственно программном обеспечении, с которым он работает. Термин «облако» используется как образ сложной инфраструктуры, за которой скрываются все технические детали. Пользователю не требуется никаких особых знаний об инфраструктуре «облака» или навыков управления этой облачной технологией.

В общем случае, сервисы облачных вычислений представляют собой онлайновые приложения, доступ к которым обеспечивается посредством обычного интернет-браузера.

Более того, многие новые операционные системы - такие как Google Chrome OS, Intel Moblin изначально рассчитаны на работу в составе различных мобильных устройств, без наличия лишнего предустановленного программного обеспечения и ориентированы на онлайновые сервисы.

В настоящее время облачные сервисы можно разделить на следующие:

• инфраструктура как услуга (IaaS),

• оборудование как услуга (HaaS),

• программное обеспечение как услуга (SaaS),

• платформа как услуга (PaaS),

• рабочее место как услуга (DaaS).

Инфраструктура как услуга (Infrastructure as a Service, IaaS) предоставляется как возможность использования облачной инфраструктуры для самостоятельного управления ресурсами обработки, хранения и другими фундаментальными вычислительными ресурсами. В частности, потребитель может устанавливать и запускать произвольное программное обеспечение, которое может включать в себя операционные системы и прикладное

программное обеспечение. Потребитель может контролировать операционные системы, виртуальные системы хранения данных и установленные приложения.

По сути IaaS является комбинацией SaaS, HaaS, так как она включает в себя и то и другое.

Оборудование (вычислительные мощности) как услуга (Hardware as a Service, HaaS) - предоставление вычислительных ресурсов оборудования (его процессорного времени, места под хранение данных и т.д.) в виде сервисов с использованием технологий виртуализации. Сервисы обычно предлагаются как эквивалент реальным вычислительным системам, таким как серверы, суперкомпьютеры и др. Над программной реализацией этой идеи работают проекты FreeVPS, Linux-VServer, Apache Hama. Таким образом, необходимые аппаратные мощности выделяются по требованию из облака. Когда мощности не требуются, они не потребляются пользователями, а соответственно, деньги за них не взимаются.

Программное обеспечение как услуга (Software as a Service, SaaS) -модель, в которой потребителю предоставляется возможность использования прикладного программного обеспечения провайдера, работающего в облачной инфраструктуре и доступного из различных клиентских устройств или посредством тонкого клиента из браузера (веб-почта) или интерфейс программы. Контроль и управление основной физической и виртуальной инфраструктурой облака, в том числе серверов, операционных систем, хранения или даже индивидуальных возможностей приложения осуществляется облачным провайдером.

По сути, компания прекращает покупать программное обеспечение как «коробочные» продукты, а начинает использовать его из облака. Например, электронная почта Gmail от Google, которой пользуются многие компании, не тратя при этом финансовые средства на оборудование для почтовых серверов, серверное программное обеспечение и администраторов.

Платформа как услуга (Platform as a Service, PaaS) - модель, когда потребителю предоставляется возможность использования облачной инфраструктуры для размещения базового программного обеспечения для последующего размещения на нём новых или существующих приложений (собственных, разработанных на заказ или приобретённых тиражируемых приложений). В состав таких платформ входят инструментальные средства создания, тестирования и использования прикладного программного обеспечения - системы управления базами данных, связующее программное обеспечение, среды исполнения языков программирования -предоставляемые облачным провайдером.

Контроль и управление основной физической и виртуальной инфраструктурой облака, в том числе серверов, операционных систем, хранения осуществляется облачным провайдером, за исключением разработанных или установленных приложений.

Рабочее место как услуга (Desktop as a Service, DaaS) -предоставление виртуального компьютера, который каждый пользователь может индивидуально настраивать под свои задачи. Таким образом, пользователь, приходя на работу, просто вводит свои данные (обычно логин и пароль) и может работать, используя при этом благодаря технологиям виртуализации вычислительные мощности стороннего сервера, а не своего персонального компьютера.

Безусловно, использование в бизнесе Cloud Computing дает неоспоримые преимущества.

Очевидным достоинством является отсутствие высоких капитальных затрат на приобретение ИТ-инфраструктуры (оборудование и программное обеспечение). По сути, компании, чтобы начать работать, нужно арендовать помещение, купить устройства доступа (не обязательно персональный компьютер, могут использоваться нетбуки или тонкие клиенты) и подключиться к услугам провайдера облачных сервисов (например, к Google или Microsoft). Резервное копирование, отказоустойчивость центра обработки данных, установку и настройку программного обеспечения предоставляет облачный провайдер. Таким образом, снижаются капитальные расходы на построение центров обработки данных, закупку серверного и сетевого оборудования, аппаратных и программных решений и их обслуживание.

Кроме того, длительное время ввода в эксплуатацию крупных объектов инфраструктуры информационных технологий и высокая их начальная стоимость ограничивают способность потребителей гибко реагировать на требования рынка (как по стоимости, так и по времени), тогда как облачные технологии обеспечивают возможность практически мгновенно реагировать на увеличение спроса на вычислительные мощности.

В итоге, капитальные затраты превращаются в операционные. Компании проще оценить, сколько денег тратится на то или иное приложение, чем учитывать капитальные и операционные затраты, скрытые издержки и прочее, посчитать приложения и пользователей, после чего сопоставить эти параметры, что для многих компаний является непростым процессом. Поэтому, зачастую, отделу информационных технологий сложно обосновать руководству компании свои траты. При использовании облачных вычислений получается, что компания просто периодически оплачивает услуги облачных провайдеров.

Для наглядного представления затратной составляющей можно провести аналогию с приобретением электоустановки (покупка ИТ-инфраструктуры) и подключением к функционирующей линии электроснабжения (облачные сервисы)

Если говорить о программном обеспечении, то при использовании облачных сервисов компании не нужно приобретать весь нужный ему программный продукт (например, Microsoft Office). Тем более, что в

дальнейшем большая часть его функциональных возможностей может ей и не понадобиться. Компания платит только за услугу, предоставленные возможности и только за конкретные функции.

Большой плюс облачных технологий заключается в том, что они рассчитаны на пиковые загрузки отделов или целых компаний (с учетом сезонности или в период подготовки отчетности), пользующихся услугами облачных провайдеров, а значит, управление бизнесом становится более гибким. Например, если компания производит и продает подарки к Новому году и Дню святого Валентина, в остальное время (весной, летом, осенью) ее услуги никому будут не нужны. И именно в это время компания не будет нести затраты на обслуживание информационных технологий, которые нужны ей только в пиковый период.

Несмотря на весьма весомые преимущества, облачные вычисления на настоящий момент имеют и существенные недостатки.

Основное неудобство доставляет необходимость постоянного соединения с Интернет для получения доступа к облачным сервисам, так как для того чтобы максимально использовать преимущества облачных технологий необходимо иметь возможность доступа практически с любого устройства в любой точке земного шара.

С другой стороны, при использовании облачных сервисов создается сильная привязка пользователя к провайдеру услуг. Ни один облачный провайдер на настоящий момент не может предоставлять весь необходимый ассортимент ИТ-услуг. Компания также ограничена в выборе версии программного продукта, способов обработки информации и др.

Помимо этого, есть ограничения по видам программного обеспечения, которое можно разворачивать на «облаках» и предоставлять его пользователю. Пользователь имеет ограничения в используемом обеспечении и иногда не имеет возможности настроить его под свои собственные цели.

Существенной критике подвергается соблюдение конфиденциальности данных, хранимых в публичных «облаках», что в настоящее время, вызывает много споров, но в большинстве случаев эксперты сходятся в том, что не рекомендуется хранить наиболее ценные для компании документы на публичном «облаке», так как в настоящее время нет технологии, которая бы гарантировала абсолютной конфиденциальности данных.

Вполне возможно, что с повсеместным приходом этой технологии станет очевидной проблема создания неконтролируемых данных, когда информация, оставленная пользователем, будет храниться годами либо без его ведома, либо он будет не в состоянии изменить какую-то её часть

«Облако» в целом является достаточно надежной системой, однако при проникновении в него злоумышленник получает доступ к огромному хранилищу данных, а использование систем виртуализации позволяет

использовать вирусы и уязвимости системы для копирования, модификации или уничтожения данных.

С другой стороны, когда данные находятся внутри предприятия, компания всё равно должна обеспечивать их надежное хранение. Согласно статистике различных исследований утечка важной информации, вызванная собственными сотрудниками, превышает объем утечки данных от внешних взломов. Поэтому, даже если информация хранится на собственных серверах, компания должна контролировать к ним доступ: устанавливать видеонаблюдение, внедрять пропускную систему, дополнительные способы идентификации, проводить инструктажи с персоналом и т.п. В итоге оказывается, что затраты на подобные системы защиты весьма высоки, и лучше доверить обработку данных специализированным дата-центрам, юридически гарантирующим надёжность хранения информации.

Компания-потребитель облачных услуг при необходимости может использовать дополнительные уровни безопасности, встраиваемые в веб-приложения, например, системы аутентификации, шифрования, безопасной передачи данных, надёжного разграничения данных различных пользователей и их прав.

Для некоторых компаний в принципе невозможно использовать облачные технологии в виду специфики их деятельности. Далеко не все программы могут работать в «облаке». Маловероятна реализация в облачных сервисах банковских продуктов, разработок в области медицины, государственных систем спецслужб. И сложность реализации заключается в большей степени не в вопросе защиты конфиденциальной информации, а в технологиях работы с используемыми в этих системах данными и способах управления ими.

Подход провайдеров облачных услуг Microsoft и Google как раз и заключается в том, чтобы не переводить всё в облачные системы, а находить и предлагать заказчикам варианты наиболее оптимального и максимально эффективного использования облачных инфраструктур.

Тем не менее, хотя взгляд на саму концепцию Cloud Computing приблизительно одинаков у всех поставщиков подобных услуг, варианты ее реализации сильно различаются. С одной стороны, такие компании как Microsoft и Google рассматривают только сеть Интернет как облако, откуда пользователи будут получать все необходимые ресурсы.

Уже сегодня функционируют такие сервисы как Google Apps Engine и Microsoft Azure, которые позволяют перенести задачи офисных приложений (электронная почта, офисные пакеты) в дата-центры провайдеров.

Например, корпорация Microsoft предлагает в области облачных вычислений следующие сервисы:

1. Для конечных пользователей - бесплатные облачные сервисы Live - электронную почту Hotmail, поиск Bing, сетевое хранилище SkyDrive и прочие системы

2. Для бизнес-партнеров - онлайновые сервисы по подписке с соответствующим уровнем гарантий. К ним относятся Exchange, Office Live Meeting и Office Communication Server.

3. Для разработчиков - доступ к веб-платформе Windows Azure, в состав которой входят все необходимые для создания облачных приложений компоненты, включая сервисы .NET, обеспечивающие их совместимость. При этом заказчики смогут оплачивать услуги, предоставляемые на базе платформы Windows Azure, по схеме фактического использования ресурсов. То есть платить придется только за те сервисы, которые требуются.

С другой же стороны, компания VMware предлагает иной подход: не перекладывать всю ИТ-инфраструктуру на сторону внешних провайдеров услуг, а получать ресурсы по требованию из стороннего облака при нехватке своих. Основная мысль инициативы VMware vCloud такова: когда заданные метрики качества ИТ-услуг во внутреннем облаке (Internai Cloud) не соблюдаются (например, вследствие непредвиденных нагрузок), происходит динамическая миграция виртуальных машин на сторону облачного провайдера.

Также в настоящее время наблюдается тенденция к использованию облачных сервисов в государственном секторе.

В частности, Правительство Великобритании совместно с Microsoft с марта 2012 года начало развивать программу G-Cloud - проект, направленный на внедрение облачного программного обеспечения в госсекторе и призванный сократить правительственные ИТ-затраты. Осенью 2011 года корпорация Microsoft подписала соглашение с «Ростелекомом» о сотрудничестве в разработке Национальной облачной платформы, которой предстоит стать базой для государственных ИТ-сервисов.

Так или иначе, Cloud Computing становится все более и более модной тенденцией в современном мире. Посредством облачных вычислений планируется сблизить информационные технологии и бизнес, особенно с учетом расширения интернет-каналов во многих странах. Безусловно, для бизнеса Cloud Computing должен стать механизмом извлечения бизнес-выгод из «облака» без необходимости вникать в технические детали. Технологии облачных вычислений позволяют не только сократить расходы и сроки решения наиболее актуальных проблем информатизации бизнеса, но и могут стимулировать быстрое развитие этого направления, обеспечивая конкурентное преимущество компаниям на рынке.

Использованные источники: 1. Сороко В. Облачные вычисления и сервисы: классификация, основные функции, преимущества и недостатки. Режим доступа: http://lvee.org/en/reports/LVEE_2011_03.

2. Золотов Е. Cloud computing: кому он выгоден и с чем его едят. Режим доступа: http://i-business.ru/ blogs/10682.

3. Платформа Windows Azure. Режим доступа: http: //azure .softline. ru/AboutAzure.

4. Самойленко А. Cloud Computing: при чем тут виртуализация? Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2009/12/23/ 374565_2

Толстокоров А.В. студент 5 курса Гикис С.Н.

научный руководитель, старший преподаватель

ФГБОУ ВПО «ПГЛУ» Россия, г. Пятигорск ОСОБЕННОСТИ ВОЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ XXI ВЕКА)

Военная журналистика исторически является одной из важных областей журналистского творчества. Наиболее крупные вооруженные конфликты XXI века - войны в Афганистане, Ираке, Ливане, Ливии, Сирии, Южной Осетии, Украине - получили широкое освещение в мировых средствах массовой информации, сопровождались подготовкой и выпуском значительного количества репортажей военными журналистами, для которых работа в полевых условиях сопровождалась определенными трудностями, а в некоторых случаях и риском для здоровья и жизни. Эта проблема затронула, в том числе, и российских журналистов, особенно пострадавших во время конфликтов в Южной Осетии в 2008 г. и на юго-востоке Украины в 2014 г.

Под военной журналистикой следует понимать деятельность по сбору, хранению, обработке и передаче социально значимой информации представителем средства массовой информации, непосредственно присутствующим на месте ведения боевых действий. Профессиональная деятельность современного военного журналиста сопряжена с рядом сложностей юридического, политического и морально-этического характера. Эти трудности и проблемы, с которыми сталкивается военный репортер, можно разделить на следующие группы:

- проблемы безопасности. Военная журналистика является опасной профессией, в последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа жертв и пострадавших журналистов, о чем свидетельствуют данные международных журналистских организаций;

- проблемы доступа к информации. В ряде конфликтов последних лет появлялась одна из сторон, которая ограничивала доступ на место боевых действий всем репортерам, за исключением ограниченного числа журналистов, которых особо сопровождала и давала рекомендации по освещению событий;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.