Петухова Т.П.1, Минина И.В.2
1 Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, к.ф.-м..н., доцент кафедры компьютерной безопасности и математического обеспечения информационных систем,
petuchova 57@ mail . ru
2 Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, старший преподаватель кафедры геометрии и компьютерных наук, iminina @yandex.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ КАК СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Информационная образованность старшеклассника, облачные сервисы, облако слов, ментальные карты, интерактивный плакат, проект, электронное портфолио.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается использование облачных сервисов для формирования информационной образованности выпускника школы. Приводятся примеры использования наиболее известных сервисов на уроках информатики и во внеурочной деятельности школьника.
На современном этапе развития среднего общего образования существенно большие требования предъявляются к информационной образованности выпускника [1.]. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания, работать с достаточно большими объемами различной информации, анализировать, обобщать, аргументировать, а также применять полученные знания и информационные умения для решения задач, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. Особую значимость приобретает наличие у выпускника школы умений самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути решения возникающих задач на основе использования информационных технологий, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Одним из современных и востребованных на сегодняшний день средств, успешно развивающих информационную образованность старшеклассника, является использование облачных сервисов, которые позволяют создать уникальную информационную образовательную среду. Согласно образовательным стандартам общего образования информационно-образовательная среда общеобразовательной организации должна включать в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационной образовательной среде [5.].
Примерами облачных сервисов, которые могут быть использованы в школе, являются средства создания облаков слов, ментальных карт, кроссвордов, интерактивных плакатов и стенгазет, презентаций, собственных wiki-проектов, 3D моделирования, средства для совместной работы с различными типами документов, обучения программированию, подготовки к государственной итоговой аттестации, а также средства для создания и ведения электронных портфолио.
На уроках информатики и во внеурочной деятельности может эффективно использоваться облачный сервис по визуализации информации в виде облаков слов. Опыт использования Интернет-сервисов: Tagxedo, Tagul, Word It Out [10] показал, что облако слов находит успешное применение в изучении большинства тем по информатике и практически на всех этапах урока. Данный сервис выступает как средство мотивации учащихся и способствует развитию мотивационно-ценностного компонента информационной образованности.
Перед изучением той или иной темы учащимся можно продемонстрировать облако слов и попросить сформулировать тему урока. Например, перед освоением темы «Алгоритмы» учитель предварительно может составить облако из достаточно знакомых для учащегося слов, таких как:
«исполнитель», «робот», «шаги», «команды», «действия», «условия», «инструкции», «задача», «порядок» и т.д. Учащиеся должны самостоятельно проанализировать ассоциативный ряд слов, и, основываясь на имеющихся начальных знаниях о значениях данных слов, попытаться сформулировать тему урока.
Для актуализации знаний перед началом изучения новой темы можно также предложить облако слов, изученных ранее, и попросить учащихся объяснить значения представленных в облаке понятий. Например, с темой «Внутренняя память компьютера» [3] (10 класс) учащиеся знакомились ранее в 8 классе и имеют определенные знания по ней [4]. В данном случае для того, чтобы вспомнить освоенный ранее материал, можно составить облако из следующих слов: «оперативная», «энергонезависимая», «постоянная», «RAM», «энергозависимая», «ПЗУ», «ОЗУ», и т.д. и попросить учащихся объяснить значения представленных слов.
Различные облака можно также использовать в ходе урока как вспомогательное средство при изучении новой темы, а также для систематизации полученных знаний в виде ассоциативного ряда слов. Для этого можно попросить учащихся в режиме онлайн на одном из сервисов (Tagxedo, Wordle, Tagul, Word It Out [10]) в течение урока вести накопление в облаке всех ключевых слов, с которыми они знакомятся на уроке и которые они считают важными и относящимися к данной теме. В конце урока полученное облако можно распечатать или сохранить, что позволит систематизировать и обобщить полученные знания, а результат освоения темы наглядно представить в виде ассоциативного ряда понятий.
Облако слов можно эффективно использовать при изучении новых понятий. Сгенерированное заранее учителем облако можно распечатать или вывести на доску (экран) и попросить учащихся сформулировать или восстановить определение. Данная работа позволит провести диагностику степени осознания изученной темы, проверки знаний на заключительном этапе урока. Облака слов могут быть сгенерированы и самими учащимися самостоятельно дома при подготовке к уроку.
Анализ нашего собственного опыта показывает, что с помощью данного вида сервисов, во-первых, повышается мотивация и интерес учащихся к обучению, во-вторых, формируются умения анализировать информацию и превращать ее в знания (генерирование нового для школьника знания), в-третьих, активно развивается внимание и логическое мышление обучающихся.
Следует заметить, что процесс формирования информационной образованности школьника будет более успешным, если обучающийся является активным субъектом образовательного процесса, который способен решить значимую для него проблему, обращаясь к различным источникам информации, умеет анализировать, сопоставлять, делать собственные выводы и аргументировать их. В этом аспекте достаточно эффективным является использование облачных сервисов по созданию ментальных карт (Mindmeister [8]). Данный тип ресурсов позволяет как учителю, так и обучающемуся визуализировать процесс мышления в виде карт знаний. Рассматриваемый сервис можно применять в различных формах:
• использовать карты из уже разработанной коллекции;
• приготовить к уроку собственные ментальные карты в виде презентаций или опорных конспектов;
• строить ментальные карты в процессе индивидуальной или групповой деятельности на уроках по ходу изложения материала.
Например, перед началом изучения на уроках информатики в 8 и 10 классах темы «Компьютерные вирусы» [3, 4] учащиеся уже имеют достаточный набор разобщенных знаний по данной теме, полученных, как правило, из собственного жизненного опыта, так как практически каждый из них когда-либо сталкивался с проблемой заражения компьютера компьютерным вирусом. Для систематизации знаний по данной теме можно предложить учащимся на уроке провести самостоятельную работу с учебником или другим источником информации и на основе полученной из них информации составить карту знаний, например, по классификации компьютерных вирусов, признакам и источникам заражения компьютера и т.п.
Ментальные карты хорошо себя зарекомендовали на этапе актуализации знаний, в ходе самостоятельной работы с учебником, при проверке усвоения новой темы, а также в ходе работы над проектом.
Зафиксированная на карте знаний информация позволяет видеть целиком предметную область (или тему), устанавливать связи между отдельными частями карты, помогающие легче воспринять и запомнить полученную информацию. Данный ресурс может помочь учащемуся и учителю вести конспектирование материала занятия, книг, подготовить краткое изложение
материала по какой-либо теме. Например, тема «Программное обеспечение компьютера» (8 класс) [4] содержит большое количество теоретического материала, в связи с чем можно предложить учащимся достроить подготовленную учителем ментальную карту по классификации программного обеспечения, детализировав ответвления в ней по каждому виду программного обеспечения, с указанием Интернет-источников.
Ментальные карты могут использоваться в ходе урока для построения собственной траектории обучения на уроке. Например, при изучении темы «Услуги сети Интернет» можно поставить перед учащимися задачу по разбивке данной темы на подтемы с разработкой соответствующей ментальной карты, в центре которой располагается тема урока «Услуги сети Интернет», а ответвления — подтемы, содержащие также алгоритмы по раскрытию каждой подтемы. Далее класс разбивается на небольшие группы, и каждая команда на уроке, либо дома самостоятельно раскрывает одну подтему, но уже в виде части общего интерактивного плаката, построенного с помощью другого облачного сервиса (например, Glogster [7]).
Отметим, что использование ментальных карт является достаточно эффективным и при организации исследовательской деятельности учащихся. В виде ментальной карты можно представить основные этапы каждого исследования с последующей их детализацией, что позволит получить алгоритм исследовательской деятельности учащегося. Таким образом, кардинально меняется роль учителя с «источника» знания на «проводника» по пути получения знания самими учащимися. Учащиеся с самого начала находятся в активной деятельностной позиции, учатся сами строить алгоритм извлечения знаний, имея для этого соответствующий инструментарий, что приводит к активному развитию технологической и коммуникативной компонент информационной образованности.
Одним из видов облачных сервисов, позволяющих обеспечить высокий уровень наглядности, являются сервисы для создания интерактивных плакатов и стенгазет (http://edu.glogster.com/, http://www.speakingimage.org/. http://ru.padlet.com/, http://popplet.com/ [7]). В отличие от обычных полиграфических плакатов на интерактивных плакатах информация предъявляется не сразу, а появляется в зависимости от управляющих воздействий пользователя, что позволяет варьировать уровень погружения обучающихся в изучаемую тему. Интерактивный плакат, созданный с использованием соответствующего облачного сервиса, позволяет учителю достаточно эффективно организовать самостоятельную и внеурочную работу учащегося, собрать качественные информационные ресурсы по заданной теме и оперативно обновлять их. Отметим, что учащиеся могут быть редакторами интерактивного онлайн плаката, изменяя его элементы по своему усмотрению.
При изучении достаточно сложной темы информатики 10 класса «Магистрально-модульный принцип персонального компьютера» в качестве наглядного материала необходима системная плата компьютера и ее отдельные комплектующие. К сожалению это не всегда возможно. Данную проблему можно решить с помощью соответствующего облачного сервиса (например, Thinglink [9]), создав интерактивный плакат. Основой плаката будет являться «загруженное» изображение системной платы компьютера. Далее на данном изображении учащиеся размещают метки-ответвления, представляющие основные составляющие системной платы компьютера. Далее для каждого ответвления также загружается соответствующее ему изображение и подробно описываются его назначение и характеристики.
На интерактивных онлайн плакатах удобно размещать задания к уроку, рабочие материалы, что позволяет выполнять задания не только учащимся, присутствующим на уроках, но и тем, кто по какой — либо причине отсутствует. Например, модификацию вышеописанной схемы системной платы можно использовать впоследствии при проверке знаний, переставив или удалив некоторые блоки из нее. Задание учащимся в этом случае может выглядеть как восстановление состава системной платы компьютера. Использование на уроках информатики интерактивных плакатов позволяет повысить познавательную активность учеников и эффективность восприятия ими изучаемого материала, что положительно влияет на развитие когнитивной и мотивационно-ценностной составляющей информационной образованности школьника [1].
Существует также ряд сервисов, позволяющих активно развивать коммуникативную составляющую информационной образованности школьника. К таким облачным сервисам, в первую очередь, следует отнести сервисы для организации совместной работы с различными типами документов (сетевые редакторы, например, Google Docs [2]). Использование данного типа ресурсов возможно при выполнении домашнего задания, а также при работе над коллективным творческим проектом. Учащиеся совместно в группе с помощью данного вида сервисов могут
вести работу по созданию тематической презентации, оформлению текстового документа, проведению табличных расчетов, а также созданию тестов. Например, учащимся 9 класса лицея № 8 г. Оренбурга было предложено задание на выполнение в течение недели проекта по созданию мультимедийной презентации «Достояние Оренбуржья». Были образованы небольшие творческие группы, каждая из которых должна была создать страницу энциклопедии в форме презентации, посвященную выдающейся личности, достопримечательности или уникальной особенности Оренбуржья. Задание учащиеся выполняли сообща в облачном сервисе Google Doсs под непосредственным руководством лидера группы и учителя. Такая командная форма работы дает большие возможности в развитии когнитивной и технологический составляющей информационной образованности старшеклассника, так как именно в условиях организации группового способа обучения активно развиваются навыки мыслительной деятельности, актуализируются полученные ранее знания, повышается ответственность за результат коллективной работы, развивается способность к самоорганизации.
Информационная образованность старшеклассника выражена также в его стремлении к самообразованию в области информационных технологий, самопознанию, самоактуализации, а также мотивации к новым достижениям. Совершенно очевидно, что порфолио — один из способов для ученика сформировать свой имидж, зафиксировать свои индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности за определенный период обучения.
На сегодняшний день существуют облачные сервисы, позволяющие создавать электронные порфолио. Электронное порфолио — это специальное образовательное пространство, где происходит совместная работа учащихся и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый период времени. Данные сервисы дают возможность школьнику не просто формировать и обновлять банк собственных достижений, но и получить внешнюю оценку со стороны определенной сетевой группы пользователей. Ученики одного класса, создавая собственные электронные портфолио, имеют также возможность сравнить их с другими портфолио, провести оценку портфолио своих одноклассников и прокомментировать ее. Заметим, что данный ресурс предоставляет обучающемуся возможность ограничения доступа к своему портфолио при необходимости.
Таким образом, у ученика возникает осознанная мотивация к достижению более высоких результатов. Учащиеся 8 класса лицея №8 г. Оренбурга на сайте Учпортфолио.ру [6] создавали и наполняли всем необходимым содержимым свои собственные электронные портфолио, в которых рассказывали о себе, представляли свои достижения, организовывали свои блоги, располагали различные учебные материалы и т.д..
Заметим, что использование облачных сервисов в обучении школьников позволяет:
• эффективно развивать когнитивную составляющую информационной образованности школьника [1.] за счет наличия возможности выбора индивидуальной траектории изучения учебного материала и регулирования собственного темпа его освоения;
• рационально организовать самостоятельную работу учащегося вне зависимости от пространства и времени;
• самостоятельно школьнику адаптироваться к интеллектуальным системам поддержки процесса обучения, и, как следствие, совершенствовать технологическую составляющую информационной образованности;
• организовать командную работу обучающихся в сетевом образовательном пространстве (дискуссии, совместная работа над проектами и т.п.), которая эффективно развивает у обучающегося коммуникативные качества и умения определять свое место и выполнять определенную роль в команде (формируется коммуникативная составляющая информационной образованности).
Опыт использования облачных сервисов за последние шесть лет в отдельных образовательных учреждениях г. Оренбурга показал их положительное влияние на активность учащегося как субъекта образовательного процесса и эффективное формирование его информационной образованности:
• повысилось качество усвоения учебного материала на уроках информатики, что подтверждается стабильно высокими баллами по результатам ГИА и ЕГЭ по информатике;
• результаты проводимого анкетирования показали повышение уровня удовлетворенности старшеклассников и их родителей качеством образовательного процесса по информатике;
• возросло количество учащихся, использующих информационные технологии в различных предметах, а также при решении повседневных задач;
• увеличилось количество старшеклассников, участвующих в конференциях и конкурсах различного уровня со своими исследовательскими проектами по информатике.
Литература
1. Минина И.В., Петухова Т.П. Теоретические основы формирования информационной образованности старшеклассника / И.В.Минина, Т.П.Петухова // Инновационные технологии в образовании: теория и практика : [коллективная монография] / Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. — гл.7. — С.145-176
2. Редакторы Google документов. Режим доступа : https://www.google.com/intl/ru/docs.
3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса. — М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. — 390 с.
4. Угринович Н.Д. Информатика. 7-9 класс. Программа для основной школы. — М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897.
6. Учпортфолио.ру : всероссийский конструктор бесплатных портфолио. Режим доступа: http://www.uchportfolio.ru/.
7. Glogster.com : онлайн сервис для создания интерактивных плакатов. Режим доступа: http://edu.glogster.com/.
8. Mindmeister.com : онлайн сервис для создания ментальных карт. Режим доступа: http://www.mindmeister.com.
9. Thinglink.com : онлайн сервис для создания интерактивных плакатов. Режим доступа: https://www.thinglink.com.
10. Worditout.com : онлайн генератор облаков слов. Режим доступа: http://worditout.com.
11. Губина Т.Н., Зубарева Е.В. Критерии отбора и построения предметного содержания дисциплины «Информационные технологии в образовании» // Педагогическая информатика. — 2014. — № 2. — С. 113-119.
12. Губина Т.Н. Один из подходов к формированию компетентности будущих учителей в области образовательных веб-сервисов [текст] / Т.Н. Губина // Современные информационные технологии и ИТ-образование / Сборник избранных трудов IX Международной научно-практической конференции. Под ред. проф. В.А. Сухомлина. — М.: ИНТУИТ.РУ 2014.