Научная статья на тему 'Использование облачных сервисов как средств формирования информационной образованности старшеклассника'

Использование облачных сервисов как средств формирования информационной образованности старшеклассника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКА / ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ / ОБЛАКО СЛОВ / МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПЛАКАТ / ПРОЕКТ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петухова Татьяна Петровна, Минина Ирина Викторовна

В статье рассматривается использование облачных сервисов для формирования информационной образованности выпускника школы. Приводятся примеры использования наиболее известных сервисов на уроках информатики и во внеурочной деятельности школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петухова Татьяна Петровна, Минина Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование облачных сервисов как средств формирования информационной образованности старшеклассника»

Петухова Т.П.1, Минина И.В.2

1 Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, к.ф.-м..н., доцент кафедры компьютерной безопасности и математического обеспечения информационных систем,

petuchova 57@ mail . ru

2 Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, старший преподаватель кафедры геометрии и компьютерных наук, iminina @yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ КАК СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Информационная образованность старшеклассника, облачные сервисы, облако слов, ментальные карты, интерактивный плакат, проект, электронное портфолио.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается использование облачных сервисов для формирования информационной образованности выпускника школы. Приводятся примеры использования наиболее известных сервисов на уроках информатики и во внеурочной деятельности школьника.

На современном этапе развития среднего общего образования существенно большие требования предъявляются к информационной образованности выпускника [1.]. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания, работать с достаточно большими объемами различной информации, анализировать, обобщать, аргументировать, а также применять полученные знания и информационные умения для решения задач, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. Особую значимость приобретает наличие у выпускника школы умений самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути решения возникающих задач на основе использования информационных технологий, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Одним из современных и востребованных на сегодняшний день средств, успешно развивающих информационную образованность старшеклассника, является использование облачных сервисов, которые позволяют создать уникальную информационную образовательную среду. Согласно образовательным стандартам общего образования информационно-образовательная среда общеобразовательной организации должна включать в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационной образовательной среде [5.].

Примерами облачных сервисов, которые могут быть использованы в школе, являются средства создания облаков слов, ментальных карт, кроссвордов, интерактивных плакатов и стенгазет, презентаций, собственных wiki-проектов, 3D моделирования, средства для совместной работы с различными типами документов, обучения программированию, подготовки к государственной итоговой аттестации, а также средства для создания и ведения электронных портфолио.

На уроках информатики и во внеурочной деятельности может эффективно использоваться облачный сервис по визуализации информации в виде облаков слов. Опыт использования Интернет-сервисов: Tagxedo, Tagul, Word It Out [10] показал, что облако слов находит успешное применение в изучении большинства тем по информатике и практически на всех этапах урока. Данный сервис выступает как средство мотивации учащихся и способствует развитию мотивационно-ценностного компонента информационной образованности.

Перед изучением той или иной темы учащимся можно продемонстрировать облако слов и попросить сформулировать тему урока. Например, перед освоением темы «Алгоритмы» учитель предварительно может составить облако из достаточно знакомых для учащегося слов, таких как:

«исполнитель», «робот», «шаги», «команды», «действия», «условия», «инструкции», «задача», «порядок» и т.д. Учащиеся должны самостоятельно проанализировать ассоциативный ряд слов, и, основываясь на имеющихся начальных знаниях о значениях данных слов, попытаться сформулировать тему урока.

Для актуализации знаний перед началом изучения новой темы можно также предложить облако слов, изученных ранее, и попросить учащихся объяснить значения представленных в облаке понятий. Например, с темой «Внутренняя память компьютера» [3] (10 класс) учащиеся знакомились ранее в 8 классе и имеют определенные знания по ней [4]. В данном случае для того, чтобы вспомнить освоенный ранее материал, можно составить облако из следующих слов: «оперативная», «энергонезависимая», «постоянная», «RAM», «энергозависимая», «ПЗУ», «ОЗУ», и т.д. и попросить учащихся объяснить значения представленных слов.

Различные облака можно также использовать в ходе урока как вспомогательное средство при изучении новой темы, а также для систематизации полученных знаний в виде ассоциативного ряда слов. Для этого можно попросить учащихся в режиме онлайн на одном из сервисов (Tagxedo, Wordle, Tagul, Word It Out [10]) в течение урока вести накопление в облаке всех ключевых слов, с которыми они знакомятся на уроке и которые они считают важными и относящимися к данной теме. В конце урока полученное облако можно распечатать или сохранить, что позволит систематизировать и обобщить полученные знания, а результат освоения темы наглядно представить в виде ассоциативного ряда понятий.

Облако слов можно эффективно использовать при изучении новых понятий. Сгенерированное заранее учителем облако можно распечатать или вывести на доску (экран) и попросить учащихся сформулировать или восстановить определение. Данная работа позволит провести диагностику степени осознания изученной темы, проверки знаний на заключительном этапе урока. Облака слов могут быть сгенерированы и самими учащимися самостоятельно дома при подготовке к уроку.

Анализ нашего собственного опыта показывает, что с помощью данного вида сервисов, во-первых, повышается мотивация и интерес учащихся к обучению, во-вторых, формируются умения анализировать информацию и превращать ее в знания (генерирование нового для школьника знания), в-третьих, активно развивается внимание и логическое мышление обучающихся.

Следует заметить, что процесс формирования информационной образованности школьника будет более успешным, если обучающийся является активным субъектом образовательного процесса, который способен решить значимую для него проблему, обращаясь к различным источникам информации, умеет анализировать, сопоставлять, делать собственные выводы и аргументировать их. В этом аспекте достаточно эффективным является использование облачных сервисов по созданию ментальных карт (Mindmeister [8]). Данный тип ресурсов позволяет как учителю, так и обучающемуся визуализировать процесс мышления в виде карт знаний. Рассматриваемый сервис можно применять в различных формах:

• использовать карты из уже разработанной коллекции;

• приготовить к уроку собственные ментальные карты в виде презентаций или опорных конспектов;

• строить ментальные карты в процессе индивидуальной или групповой деятельности на уроках по ходу изложения материала.

Например, перед началом изучения на уроках информатики в 8 и 10 классах темы «Компьютерные вирусы» [3, 4] учащиеся уже имеют достаточный набор разобщенных знаний по данной теме, полученных, как правило, из собственного жизненного опыта, так как практически каждый из них когда-либо сталкивался с проблемой заражения компьютера компьютерным вирусом. Для систематизации знаний по данной теме можно предложить учащимся на уроке провести самостоятельную работу с учебником или другим источником информации и на основе полученной из них информации составить карту знаний, например, по классификации компьютерных вирусов, признакам и источникам заражения компьютера и т.п.

Ментальные карты хорошо себя зарекомендовали на этапе актуализации знаний, в ходе самостоятельной работы с учебником, при проверке усвоения новой темы, а также в ходе работы над проектом.

Зафиксированная на карте знаний информация позволяет видеть целиком предметную область (или тему), устанавливать связи между отдельными частями карты, помогающие легче воспринять и запомнить полученную информацию. Данный ресурс может помочь учащемуся и учителю вести конспектирование материала занятия, книг, подготовить краткое изложение

материала по какой-либо теме. Например, тема «Программное обеспечение компьютера» (8 класс) [4] содержит большое количество теоретического материала, в связи с чем можно предложить учащимся достроить подготовленную учителем ментальную карту по классификации программного обеспечения, детализировав ответвления в ней по каждому виду программного обеспечения, с указанием Интернет-источников.

Ментальные карты могут использоваться в ходе урока для построения собственной траектории обучения на уроке. Например, при изучении темы «Услуги сети Интернет» можно поставить перед учащимися задачу по разбивке данной темы на подтемы с разработкой соответствующей ментальной карты, в центре которой располагается тема урока «Услуги сети Интернет», а ответвления — подтемы, содержащие также алгоритмы по раскрытию каждой подтемы. Далее класс разбивается на небольшие группы, и каждая команда на уроке, либо дома самостоятельно раскрывает одну подтему, но уже в виде части общего интерактивного плаката, построенного с помощью другого облачного сервиса (например, Glogster [7]).

Отметим, что использование ментальных карт является достаточно эффективным и при организации исследовательской деятельности учащихся. В виде ментальной карты можно представить основные этапы каждого исследования с последующей их детализацией, что позволит получить алгоритм исследовательской деятельности учащегося. Таким образом, кардинально меняется роль учителя с «источника» знания на «проводника» по пути получения знания самими учащимися. Учащиеся с самого начала находятся в активной деятельностной позиции, учатся сами строить алгоритм извлечения знаний, имея для этого соответствующий инструментарий, что приводит к активному развитию технологической и коммуникативной компонент информационной образованности.

Одним из видов облачных сервисов, позволяющих обеспечить высокий уровень наглядности, являются сервисы для создания интерактивных плакатов и стенгазет (http://edu.glogster.com/, http://www.speakingimage.org/. http://ru.padlet.com/, http://popplet.com/ [7]). В отличие от обычных полиграфических плакатов на интерактивных плакатах информация предъявляется не сразу, а появляется в зависимости от управляющих воздействий пользователя, что позволяет варьировать уровень погружения обучающихся в изучаемую тему. Интерактивный плакат, созданный с использованием соответствующего облачного сервиса, позволяет учителю достаточно эффективно организовать самостоятельную и внеурочную работу учащегося, собрать качественные информационные ресурсы по заданной теме и оперативно обновлять их. Отметим, что учащиеся могут быть редакторами интерактивного онлайн плаката, изменяя его элементы по своему усмотрению.

При изучении достаточно сложной темы информатики 10 класса «Магистрально-модульный принцип персонального компьютера» в качестве наглядного материала необходима системная плата компьютера и ее отдельные комплектующие. К сожалению это не всегда возможно. Данную проблему можно решить с помощью соответствующего облачного сервиса (например, Thinglink [9]), создав интерактивный плакат. Основой плаката будет являться «загруженное» изображение системной платы компьютера. Далее на данном изображении учащиеся размещают метки-ответвления, представляющие основные составляющие системной платы компьютера. Далее для каждого ответвления также загружается соответствующее ему изображение и подробно описываются его назначение и характеристики.

На интерактивных онлайн плакатах удобно размещать задания к уроку, рабочие материалы, что позволяет выполнять задания не только учащимся, присутствующим на уроках, но и тем, кто по какой — либо причине отсутствует. Например, модификацию вышеописанной схемы системной платы можно использовать впоследствии при проверке знаний, переставив или удалив некоторые блоки из нее. Задание учащимся в этом случае может выглядеть как восстановление состава системной платы компьютера. Использование на уроках информатики интерактивных плакатов позволяет повысить познавательную активность учеников и эффективность восприятия ими изучаемого материала, что положительно влияет на развитие когнитивной и мотивационно-ценностной составляющей информационной образованности школьника [1].

Существует также ряд сервисов, позволяющих активно развивать коммуникативную составляющую информационной образованности школьника. К таким облачным сервисам, в первую очередь, следует отнести сервисы для организации совместной работы с различными типами документов (сетевые редакторы, например, Google Docs [2]). Использование данного типа ресурсов возможно при выполнении домашнего задания, а также при работе над коллективным творческим проектом. Учащиеся совместно в группе с помощью данного вида сервисов могут

вести работу по созданию тематической презентации, оформлению текстового документа, проведению табличных расчетов, а также созданию тестов. Например, учащимся 9 класса лицея № 8 г. Оренбурга было предложено задание на выполнение в течение недели проекта по созданию мультимедийной презентации «Достояние Оренбуржья». Были образованы небольшие творческие группы, каждая из которых должна была создать страницу энциклопедии в форме презентации, посвященную выдающейся личности, достопримечательности или уникальной особенности Оренбуржья. Задание учащиеся выполняли сообща в облачном сервисе Google Doсs под непосредственным руководством лидера группы и учителя. Такая командная форма работы дает большие возможности в развитии когнитивной и технологический составляющей информационной образованности старшеклассника, так как именно в условиях организации группового способа обучения активно развиваются навыки мыслительной деятельности, актуализируются полученные ранее знания, повышается ответственность за результат коллективной работы, развивается способность к самоорганизации.

Информационная образованность старшеклассника выражена также в его стремлении к самообразованию в области информационных технологий, самопознанию, самоактуализации, а также мотивации к новым достижениям. Совершенно очевидно, что порфолио — один из способов для ученика сформировать свой имидж, зафиксировать свои индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности за определенный период обучения.

На сегодняшний день существуют облачные сервисы, позволяющие создавать электронные порфолио. Электронное порфолио — это специальное образовательное пространство, где происходит совместная работа учащихся и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый период времени. Данные сервисы дают возможность школьнику не просто формировать и обновлять банк собственных достижений, но и получить внешнюю оценку со стороны определенной сетевой группы пользователей. Ученики одного класса, создавая собственные электронные портфолио, имеют также возможность сравнить их с другими портфолио, провести оценку портфолио своих одноклассников и прокомментировать ее. Заметим, что данный ресурс предоставляет обучающемуся возможность ограничения доступа к своему портфолио при необходимости.

Таким образом, у ученика возникает осознанная мотивация к достижению более высоких результатов. Учащиеся 8 класса лицея №8 г. Оренбурга на сайте Учпортфолио.ру [6] создавали и наполняли всем необходимым содержимым свои собственные электронные портфолио, в которых рассказывали о себе, представляли свои достижения, организовывали свои блоги, располагали различные учебные материалы и т.д..

Заметим, что использование облачных сервисов в обучении школьников позволяет:

• эффективно развивать когнитивную составляющую информационной образованности школьника [1.] за счет наличия возможности выбора индивидуальной траектории изучения учебного материала и регулирования собственного темпа его освоения;

• рационально организовать самостоятельную работу учащегося вне зависимости от пространства и времени;

• самостоятельно школьнику адаптироваться к интеллектуальным системам поддержки процесса обучения, и, как следствие, совершенствовать технологическую составляющую информационной образованности;

• организовать командную работу обучающихся в сетевом образовательном пространстве (дискуссии, совместная работа над проектами и т.п.), которая эффективно развивает у обучающегося коммуникативные качества и умения определять свое место и выполнять определенную роль в команде (формируется коммуникативная составляющая информационной образованности).

Опыт использования облачных сервисов за последние шесть лет в отдельных образовательных учреждениях г. Оренбурга показал их положительное влияние на активность учащегося как субъекта образовательного процесса и эффективное формирование его информационной образованности:

• повысилось качество усвоения учебного материала на уроках информатики, что подтверждается стабильно высокими баллами по результатам ГИА и ЕГЭ по информатике;

• результаты проводимого анкетирования показали повышение уровня удовлетворенности старшеклассников и их родителей качеством образовательного процесса по информатике;

• возросло количество учащихся, использующих информационные технологии в различных предметах, а также при решении повседневных задач;

• увеличилось количество старшеклассников, участвующих в конференциях и конкурсах различного уровня со своими исследовательскими проектами по информатике.

Литература

1. Минина И.В., Петухова Т.П. Теоретические основы формирования информационной образованности старшеклассника / И.В.Минина, Т.П.Петухова // Инновационные технологии в образовании: теория и практика : [коллективная монография] / Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. — гл.7. — С.145-176

2. Редакторы Google документов. Режим доступа : https://www.google.com/intl/ru/docs.

3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса. — М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. — 390 с.

4. Угринович Н.Д. Информатика. 7-9 класс. Программа для основной школы. — М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897.

6. Учпортфолио.ру : всероссийский конструктор бесплатных портфолио. Режим доступа: http://www.uchportfolio.ru/.

7. Glogster.com : онлайн сервис для создания интерактивных плакатов. Режим доступа: http://edu.glogster.com/.

8. Mindmeister.com : онлайн сервис для создания ментальных карт. Режим доступа: http://www.mindmeister.com.

9. Thinglink.com : онлайн сервис для создания интерактивных плакатов. Режим доступа: https://www.thinglink.com.

10. Worditout.com : онлайн генератор облаков слов. Режим доступа: http://worditout.com.

11. Губина Т.Н., Зубарева Е.В. Критерии отбора и построения предметного содержания дисциплины «Информационные технологии в образовании» // Педагогическая информатика. — 2014. — № 2. — С. 113-119.

12. Губина Т.Н. Один из подходов к формированию компетентности будущих учителей в области образовательных веб-сервисов [текст] / Т.Н. Губина // Современные информационные технологии и ИТ-образование / Сборник избранных трудов IX Международной научно-практической конференции. Под ред. проф. В.А. Сухомлина. — М.: ИНТУИТ.РУ 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.