Научная статья на тему 'Использование NPS-технологии для оценки качества обучения'

Использование NPS-технологии для оценки качества обучения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1811
713
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ЧИСТЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ ЛОЯЛЬНОСТИ NPS (NET PROMOTER SCORE) / ДЕТРАКТОР / ПРОМОУТЕР / НЕЙТРАЛ / ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРВАЛ / ДИНАМИКА NPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малыгина О. А.

Одной из актуальных педагогических проблем является проблема оценки качества обучения. Современные исследователи связывают её решение с использованием математических методов. В данной работе рассматривается применение NPS-подхода при оценке результатов обучения. Описывается математическая модель, построенная на основе теории вероятности, которая позволяет оценить эффективность обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NPS technology for quality evaluation in education

The article aims at proposing the application of NPS-approach to quality evaluation in education. It also describes the mathematical model based on the probability theory which allows to estimate the effectiveness of education.

Текст научной работы на тему «Использование NPS-технологии для оценки качества обучения»

Разработанные виды интегрированных образовательных учреждений позволят в ближайшей перспективе внести существенный вклад в решение

проблемы обеспечения потребностей экономики в высококвалифицированных кадрах для решения инновационных задач развития.

О.А. МАЛЫГИНА, доцент Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики

Использование NPS-технологии для оценки качества обучения

Одной из актуальных педагогических проблем является проблема оценки качества обучения. Современные исследователи связывают её решение с использованием математических методов. В данной работе рассматривается применение NPS-подхода при оценке результатов обучения. Описывается математическая модель, построенная на основе теории вероятности, которая позволяет оценить эффективность обучения.

Ключевые слова: качество обучения, чистый коэффициент лояльности NPS (Net Promoter Score), детрактор, промоутер, нейтрал, доверительный интервал, динамика NPS.

В современных психолого-педагогических исследованиях разрабатываются различные качественные и количественные критерии оценки результатов обучения. В работах, опирающихся на деятельностный подход к обучению, предлагается система качественных параметров формируемой деятельности учащихся [1]. О системности знаний как о важном качественном критерии обучения идет речь в статьях Л.Я. Зориной и З.А. Решето-вой [2]. В исследованиях М.Н. Скатки-на и В.В. Краевского рассматривается система качества знаний, включающая полноту и глубину, осознанность и прочность, конкретность и обобщенность, системность и систематичность, оперативность и гибкость, свернутость и развернутость. Отмечается, что для формирования каждого параметра необходима специальная система заданий.

Вопросам использования информационных технологий при оценке качества обучения отводится значительное внимание в исследованиях Г.В. Ивши-

ной [3]. Многие авторы отмечают, что наряду с качественными критериями следует вводить и статистические оценки полученных результатов обучения, подтверждающие (или нет) эффективность обучения, его практическую значимость. Использование математических методов позволяет делать аргументированные выводы о качестве обучения, судить о достоверности исследования, эффективности новых моделей обучения, новых педагогических технологий, обосновывать рекомендации по внедрению результатов в практику обучения [4].

Перспективным направлением в использовании математических методов при оценке результатов обучения является применение NPS-подхода.

Опишем кратко предысторию создания данной методики, которая первоначально связывалась с проблемой измерения удовлетворенности клиентов и с разработкой коэффициента лояльности. Понятие чистого коэффициента лояльности NPS (Net Promoter Score) было введено Ф. Райхельдом [5].

Автор отмечает, что лояльность клиента является важным фактором успеха компании в бизнесе. Посредством построения тесного взаимодействия между персоналом компании и клиентами удалось сделать успешными многие компании. Результаты исследований показывают, что с успешностью компании в наибольшей степени коррелирует не просто лояльность клиентов, а ответ на единственный вопрос: «Порекомендует ли клиент компанию своим друзьям и знакомым?». Такая рекомендация является наилучшим индикатором лояльности и позволяет рассматривать клиента не просто как лояльного, а активно лояльного.

В зависимости от ответа на ключевой вопрос - вопрос о рекомендации компании - клиенты разбиваются на три группы: детракторы (Detractors) -противники компании, оценившие вероятность рекомендации как очень низкую; промоутеры1 (Promoters) - клиенты, оценившие вероятность рекомендации как очень высокую; нейтралы (Passives) - пассивные клиенты, оценившие вероятность рекомендации как среднюю. Появляющаяся таким образом шкала называется шкалой чистого индекса промоутеров (Net Promoter Score - NPS). Исследования показывают, что во многих отраслях индустрии (финансовые услуги, телефония, персональные компьютеры, автострахование, провайдеры Интернет-услуг) наблюдается большая степень корреляции между уровнем роста и развития компании и долей промоуте-ров, т.е. клиентов, активно рекомендующих компанию.

В качестве метрического коэффициента NPS, характеризующего лояльность, традиционно рассматривают разность между долей промоутеров и долей детракторов. Вводится специальная числовая шкала для разделения трех категорий клиентов. В вопросе

клиенту предлагается оценить вероятность рекомендации компании своим знакомым по шкале от 0 до 10. При этом, например, клиент, оценивший вероятность рекомендации от 0 до 6 баллов, рассматривается как детрак-тор, от 7 до 8 баллов - как нейтрал, от 9 до 10 баллов - как промоутер.

Коэффициент NPS можно использовать также как внешний показатель положения компании на рынке. Происходит оценка конкурентов и определение места компании относительно рынка в целом и каждого из выбранных конкурентов в частности. Результаты показали, что имеется явное соответствие между NPS и средним уровнем роста компании. Таким образом, из обыкновенного мониторинга NPS превращается в реальный инструмент повышения качества обслуживания клиентов. Примеры использования NPS-подхода в основном относятся к сфере бизнеса, но отмечается, что «предлагаемая система измерения может быть использована самыми разными организациями, начиная со школ, больниц, благотворительных организаций и заканчивая государственными предприятиями и организациями» [5].

Применение NPS-подхода к решению проблем в образовательной сфере предполагает модернизацию этого подхода с учетом специфики образовательной системы. В данной статье рассматриваются возможности использования NPS-подхода для оценки качества обучения. Построение NPS-технологии начинается с разработки ключевого вопроса. Во-первых, ключевой вопрос составляется в соответствии с целями и задачами обучения, во-вторых, он должен быть достаточно простым и понятным, в-третьих, ответы на него должны допускать возможность интерпретации в терминах некоторой числовой шкалы. Приведем пример ключевого вопроса. В разраба-

тываемой автором экспериментальной модели обучения высшей математике студентов наукоемких технических направлений для оценки качества обучения и эффективности предлагаемой модели проводится опрос учащихся и его обработка по NPS-технологии [6]. В качестве ключевого вопроса анкеты предлагается следующий: «Порекомендуете ли Вы своим друзьям и знакомым обучение высшей математике на основе системно-деятельностной технологии?». Отдельно предлагается аргументировать свой ответ. При этом в качестве группы опрашиваемых могут выступать как студенты, так и выпускники высшего учебного заведения. Отметим, что опрос может проводиться и среди школьников.

Следующим моментом в разработке NPS-технологии является создание адекватной числовой шкалы и ее интерпретация. Наиболее простым вариантом является использование уже описанной выше шкалы. При этом возникают следующие вопросы. Прежде всего, насколько правильно выбрано разбиение на группы: от 0 до 6 - детракто-ры, от 7 до 8 - нейтралы, от 9 до 10 -промоутеры? В рамках данной шкалы близкие ответы опрашиваемых часто оказываются в разных группах (например, человек, поставивший при ответе на ключевой вопрос 8 баллов, относится к группе нейтралов, а 9 - уже соответствует промоутерам). Если такая ситуация не устраивает исследователя, то возникает вопрос о «сглаживании» шкалы без изменения ответов и усложнения их интерпретации. Наконец, актуальной задачей является разработка методики оценки надежности результата, получаемого по NPS-тех-нологии. Здесь важно знать, насколько сильно изменится NPS, если к группе опрашиваемых добавить еще несколько человек, насколько большой должна быть группа опрашиваемых,

чтобы получить значение NPS с заданной точностью, как можно сравнивать значения NPS, полученные при опросах в различные моменты времени одной и той же категории опрашиваемых, отличающейся, возможно, только численностью.

В целях совершенствования методики использования NPS в педагогических исследованиях потребовалось осуществить некоторую формализацию и построить обобщения.

NPS - это случайная величина, а результат измерения - это оценка этой случайной величины. Введем более строгое, в отличие от традиционного подхода, определение этого коэффициента, связанное с понятием вероятности, а не доли. В качестве генеральной совокупности будем рассматривать множество всех учащихся, задействованных в рассматриваемой модели обучения. Вероятность появления промоутера определяется как отношение числа промоутеров во всей генеральной совокупности к объему всей генеральной совокупности. Аналогично вводится понятие вероятности появления нейтрала и детрактора.

Определение. Коэффициентом NPS будем называть разность между вероятностью появления промоутера и дет-рактора.

Таким образом, традиционное определение коэффициента NPS как разницы между долей промоутеров и дет-ракторов среди общего количества опрошенных клиентов в рамках данного подхода надо рассматривать как способ получения оценки для коэффициента NPS. Можно показать, что это несмещенная и состоятельная оценка.

Оценку для коэффициента NPS удобно представлять в виде суммы независимых и одинаково распределенных случайных величин. Введем семейство полиномиально распределенных случайных величин, которые опреде-

ляются равенствами: случайная величина равна единице, если опрошенный клиент - промоутер; соответственно, равна минус единице, если опрошенный клиент - детрактор, и равна нулю, если опрошенный клиент - нейтрал.

Тогда оценка NPS может быть записана как выборочное среднее значение (выборочный момент 1-го порядка) этого семейства полиномиально распределенных случайных величин. Такой взгляд позволяет построить обобщенное понятие NPS. Будем приписывать каждой оценке от 0 до 10, полученной в результате опроса, некоторое число (вес) в промежутке от -1 до 1. Таким образом, традиционный подход, когда оценкам от 0 до 6 соответствует вес «минус единица», оценкам от 7 до 8 - «нуль», а оценкам от 9 до 10 - «единица », является частным случаем. Введение промежуточных весов позволяет сгладить оценочную шкалу, т.е. решить ранее обозначенную проблему. При этом такой подход не усложняет вычисления.

Интерпретация NPS в виде выборочного среднего значения позволяет при анализе и, в частности, при построении доверительного интервала для коэффициента NPS использовать нормальную аппроксимацию для суммы большого числа случайных величин. Отметим, что для большинства практических приложений аппроксимация с помощью нормального распределения приводит к хорошим оценкам. Согласно центральной предельной теореме сумма достаточно большого числа случайных величин, а следовательно, и среднее значение нормально распределены даже тогда, когда слагаемые распределены не нормально. Распределение средних значений случайных выборок хорошо изучено в теории вероятностей. Было доказано, что для любой совокупности с конечным средним квадратическим отклонением рас-

пределение выборочного среднего значения стремится к нормальному распределению при увеличении объёма выборки [7].

При анализе NPS в случае конечной генеральной совокупности используются подходы и результаты из работ У. Кокрена и Г. Шварца [8, 9]. Доверительный интервал строится следующим образом. Центр доверительного интервала совпадает с оценкой NPS> а его длина определяется как произведение квадратного корня из выборочной дисперсии, квантили нормального распределения, соответствующей заданной доверительной вероятности, деленное на квадратный корень из объема выборки. В случае конечной генеральной совокупности нужно еще ввести корректирующий множитель, определяемый по доле выборки.

На основе вышеизложенного предлагается следующий алгоритм обработки результатов анкетирования по ключевому вопросу:

1) тип опрашиваемого субъекта (промоутеры, нейтралы, детракторы);

2) уровень рекомендации (балльная шкала от 0 до 10);

3) распределение опрошенных в зависимости от ответа по категориям (детракторы, нейтралы и промоутеры) во времени по результатам нескольких опросов (например, по неделям, семестрам, курсам);

4) доля промоутеров, нейтралов, детракторов;

5) оценка NPS;

6) точность;

7) нижняя граница доверительного интервала NPS;

8) верхняя граница доверительного интервала NPS;

9) динамика NPS (ростили падение, например, по неделям, семестрам, курсам);

10) рекомендации (коррекция обу-

чения, аргументация эффективности модели обучения).

Обычно проведение статистических опросов и их последующая обработка занимают много времени и являются дорогостоящим мероприятием. Применение NPS-технологии существенно экономит ресурсы. Программа вычисления NPS и границ доверительного интервала достаточно проста, а результатом ее выполнения является описание динамики NPS. Именно изменения данного коэффициента позволяют связать количественные данные о результатах обучения с его качественными характеристиками, быстро оценить ситуацию и внести коррективы. Фактически данная технология позволяет проводить оценку качества обучения в режиме реального времени. Применение NPS-технологии к оценке результатов обучения существенно снижает уровень субъективности, активизирует контрольно-кор-рекционную функцию, дает наглядную картину продуктивности обучения и решает вопрос «обратной связи».

MALYGINA O. NPS TECHNOLOGY FOR QUALITY EVALUATION IN EDUCATION

The article aims at proposing the application of NPS-approach to quality

evaluation in education. It also describes the mathematical model based on the probability theory which allows to estimate the effectiveness of education.

Литература

1. См.: Талызина Н.Ф. Управление процессом

усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. -342 с.

2. См.: Формирование системного мышления

в обучении / Под ред. Решетовой З.А. М.: Единство, 2002. 344 с.

3. Ившина Г.В. Новые информационные тех-

нологии в учебном процессе. Казань, 2006. - 98 с.

4. См.: Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и

практика высшего профессионального образования. М.: Академический проект, 2004. - 426 с.

5. Reichheld F.F. The Ultimate Question: Driving

Good Profits and True Growth. Harvard Business School Press, 2006. 210 с.

6. См.: Малыгина О.А. Изучение математи-

ческого анализа на основе системно-дея-тельностного подхода. М.: URSS, 2007. -412 с.

7. См.: Ивченко Г.И, Медведев Ю.И., Чистя-

ков А.В. Задачи с решениями по математической статистике. М.: Дрофа, 2007.318 с.

8. Кокрен У. Методы выборочного исследо-

вания. М.: Статистика, 1976. - 438 с.

9. Шварц Г. Выборочный метод: Руководство

по применению статистических методов оценивания. М.: Статистика, 1978. - 212 с.

С.А. КАРПОВ, доцент Северская государственная технологическая академия

Социальное партнерство в сфере профессионального образования Росатома1

По мнению автора, главным условием нашего лидерства в атомной энергетике является воспроизводство кадрового потенциала, основанного на естественнонаучной и гуманистической образовательных парадигмах и принципе социального партнерства. Особенности применения этого принципа для подготовки специалистов ядерно-технического профиля представлены в данной статье.

1 Статья подготовлена к публикации в рамках реализации Комплексной программы развития образования ЗАТО «Северск» до 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.