Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нейросети / практика чтения / развитие словарного запаса / улучшение грамматических и лексических навыков / тренировка произношения / понимание на слух.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ясникова Ангелина Сергеевна

в статье говорится о современных методах работы на уроках английского языка. Практика является одной из ключевых составляющих в изучении английского языка. Чтение английской литературы, разговоры с носителями языка, прослушивание английских аудиокниг и просмотр англоязычных фильмов – все это помогает развивать навыки восприятия и произношения английского. Но как найти время и возможность для регулярной практики? Ответ прост: использовать нейросети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ясникова Ангелина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Ясникова А.С.

Ясникова Ангелина Сергеевна - учитель английского языка Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 49

г. Москва

Аннотация: в статье говорится о современных методах работы на уроках английского языка. Практика является одной из ключевых составляющих в изучении английского языка. Чтение английской литературы, разговоры с носителями языка, прослушивание английских аудиокниг и просмотр англоязычных фильмов -все это помогает развивать навыки восприятия и произношения английского. Но как найти время и возможность для регулярной практики? Ответ прост: использовать нейросети.

Ключевые слова: нейросети, практика чтения, развитие словарного запаса, улучшение грамматических и лексических навыков, тренировка произношения, понимание на слух.

Сегодня каждому знаком термин «нейролингвистика», довольно ясна область изучения и практического применения этой науки, преподаватели понимают необходимость знаний о том, какова реакция мозга человека на изучение иностранного языка.

Необходимым условием для преподавателя считаем изучение того, как мозг взрослого и ребенка относится к изучению нового языка. По словам Л.С. Выготского, нейропсихология и лингвистика тесно связаны друг с другом [3].

Татьяна Черниговская, доктор филологических и биологических наук, упоминает нейросеть и искусственный интеллект в своих работах. Целью любого преподавателя английского языка является формирование различных иноязычных компетенций [2]. Для этого нужно совмещать традиционные методы обучения, современные мобильные технологии и нейронные сети.

Что же такое нейросеть? С точки зрения машинного обучения, нейронная сеть представляет собой частный случай методов распознавания образов, дискриминантного анализа [4].

Изначально у преподавателей были опасения, что искусственный интеллект может заменить учителя на уроках иностранного языка. Но задача учителя состоит в том, чтобы использовать нейросети на уроках английского языка и мотивировать обучающихся на изучение иностранного языка.

На наш взгляд, тема крайне важна и своевременна, она должна изучаться тщательнее, с большим вниманием со стороны всех заинтересованных сторон: методистов, преподавателей, репетиторов.

Успех в освоении иностранного языка напрямую связан с мотивацией, а увеличение мотивации связано с применением современных средств обучения в преподавании языка.

Возможно ли учителю иностранного языка помочь преодолеть языковой барьер и повысить мотивацию, а также эффективность обучения английскому языку посредством применения на уроках таких современных технологий, как нейросети?

В данной статье продемонстрируем возможности знаменитых нейросетей при планировании урока и подготовке к нему, как со стороны учителя, так и со стороны учеников, выберем подходящую на наш взгляд платформу-генератор для создания заданий и выявим значение искусственного интеллекта в преодолении школьниками языкового барьера при использовании иностранного (английского) языка [1].

Неоспоримый факт, что многие учащиеся нехотя общаются на английском языке, имеют трудности в освоении иностранного языка, а одна из причин подобного нежелания - это языковой барьер.

Языковой барьер — одна из наиболее частых проблем при изучении иностранного языка [6]. Конкретной причины, почему у людей, изучающих иностранный язык, появляется языковой барьер, нет. Но большое количество учеников сталкиваются с этой проблемой. У данного явления есть объяснение: когда человек начинает учить язык, самым внимательным образом прорабатывают грамматику и лексику. Практике общения на начальном этапе обучения уделяют намного меньше внимания, поэтому ребята начинают переживать и стесняются: «А если я произнесу что-то неверно?» Возникает парадокс: ученик разбирается и в лексике, и знает грамматику, но при общении эти компетенции не применяет. Эмоции и психологическое напряжение создают этот языковой барьер, и ребенок молчит и закрывается в себе вместо того, чтобы использовать свои знания на практике общения. Так появляется страх неудачи.

Мы провели исследование в ГБОУ Школе 49 среди учеников пятых классов. Данное исследование проводилось анонимно, и было предложено в форме анкеты для выявления мотивации к изучению английского языка.

Анкета для учащихся по мотивации к изучению английского языка

Нравится ли вам предмет «английский язык»? Почему?

Как вы считаете, нужно ли изучать английский язык? Пригодится ли он вам в жизни?

Вам на уроке английского языка интересно или скучно? Г

Интересно

С

Скучно

Что тебе больше всего нравится делать на уроке английского языка?

Что вам не нравится делать на уроке?

Боитесь ли вы отвечать на уроках английского языка?

Хочешь ли ты повысить свои оценки по английскому языку? Г

Да

Г

Нет

Сколько раз за урок вы можете ответить на уроке английского языка?

Используете ли Вы английский вне школы?

Если к вам на улице обратится человек на английском языке, сможете ли вы помочь ему? Г

Да

Г

Нет

Что бы вы хотели изменить на уроке иностранного языка?

Какие трудности в изучении английского языка вы испытываете?

В ходе проведения анкетирования, были получены результаты, которые позволяют нам говорить о наличии таких проблем, как:

1) нехватка общения на английском языке,

2) уровень владения языком не повышается,

3) постепенно исчезает мотивация,

4) снижается успеваемость по предмету.

Ниже представлены диаграммы, позволяющие наглядно увидеть некоторые результаты анкетирования.

Боитесь ли вы отвечать на уроках английского языка?

Да Нет I Иногда

Сколько раз за урок вы можете ответить на уроке английского языка?

1-2 раза

2-3 раза

3-5 раз

I Нисколько

Рис. 1. Боитесь ли вы отвечать на уроках английского языка?

Рис. 2. Сколько раз вы можете ответить на уроке английского языка?

Рис. 3. Если к вам обратится человек на английском языке, сможете ли вы ему помочь?

Мы абсолютно убеждены, что освоение любого иностранного языка — это творческий процесс, совместная работа учителя и ученика, в основе которой лежит доверие.

Главная задача учителя иностранного языка — создать благоприятную мотивационную среду при обучении английскому языку, показать насколько широко применяется английский язык в жизни, и какие перспективы открываются благодаря знанию этого предмета.

Кроме того, искусственный интеллект может помочь в подготовке выразительного чтения текста [5]. Например, twee.com предложит различные задания по тексту, который Вы планируете предложить ученикам [8]. Сайт создаст задания с одиночным выбором, предложит открытые вопросы, подготовит диалоги по теме, предложит задания на true или false. На сайт можно как напечатать текст, так и прикрепить фотографию или скриншот текста учебника или даже адрес сайта.

fwee ,0Л» МЯСМ1 »о» ММ, and he|»en

Croat« ABCD questions for • text vD «е* An»««wi

MM ОМ II fony MnaMIV

• 10

• л

• Я

• U

WhM «Г венееГ <ee* re«v

• feiffw« l*ftMi

• (lamer*»' i barton! I ni/McMxil Л iHOIWri |<tMW<

ИМ « Tmny МММЧ WHi anlHMtr

• am

Рис. 4. Создание теста по тексту на сайте T-wee.com

Основная задача преподавателя — создать благоприятную мотивационную среду при обучении английскому языку, показать насколько широко используется английский язык в жизни и какие перспективы открывает [3].

С развитием технологий общение на иностранном языке становится доступнее, качественные уроки подготовить несложно и интересно.

Использование нейросетей на уроках английского языка открывает новые возможности для учителей и учеников, например, создать индивидуальную программу изучения языка. Нейросети могут помочь в

изучении новых слов и выражений, а также в улучшении произношения и понимания язык. Регулярная практика и использование нейросетей помогут вам достичь желаемого результата [7].

Список литературы

1. Каллан Роберт. Основные концепции нейронных сетей/ Роберт Каллан / —Издательский дом «Вильяме», 2001.— 928 с.

2. Рассел С. Искусственный интеллект. Современный подход/ С. Рассел, П. Норвиг /—БХВ—Петербург, 2013.— 480 с

3. Фирсов М.В. Опережающие обучение навыкам будущего (Future Skills) посредством разработки компьютерных тренажеров и цифровых ассистентов с искусственным интеллектом / М.В. Фирсов, О.Н. Филатова, А.В. Гущин // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота.— 2020.— № 3(53).

4. Хайкин Саймон. Нейронные сети. Полный курс. / Саймон Хайкин / —Издательский дом «Вильяме», 2006.— 486-488 с.

5. Нейросеть генерирует упражнения для изучения языков по фотографиям [Электронный ресурс]// https://neurohive.io/ru/ gotovye-prilozhemja/nejroset-generiruet-uprazhneniya-dlya-izucheniya-yazykov-po-fotografiyam/

6. Искусственный интеллект в изучении иностранных языков. [Электронный ресурс]// https://mel.fm/blog/maksim-sundalov/65742-iskusstvenny-intellekt-v-izuchenii-inostrannykh-yazykov

7. Нейросети в образовании: как они помогают учиться. [Электронный ресурс]// https://neiroseti.tech/interesnoe/nejroseti-v-obrazovanii-kak-oni-pomogayut-uchitsya/

8. [Электронный ресурс] https://app.twee.com/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.