Научная статья на тему 'Использование нетрадиционных материалов и образов в создании свадебных ансамблей'

Использование нетрадиционных материалов и образов в создании свадебных ансамблей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
611
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВАДЕБНЫЙ АНСАМБЛЬ / НЕТРАДИЦИОННЫЙ ОБРАЗ / НЕТРАДИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ / WEDDING / ALTERNATIVE STYLE / UNCONVENTIONAL MATERIAL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Решетникова Татьяна Владимировна, Белько Татьяна Васильевна

Свадебный ансамбль на подиуме привлекает к себе внимание смелостью авторской идеи, нетрадиционным образом невесты, а также использованием нетрадиционных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING UNCONVENTIONAL MATERIALS AND IMAGES IN MAKING WEDDING ENSEMBLES

Wedding ensemble on the podium draws the attention to the author’s daring ideas, unconventional image of a bride and the use of alternative materials.

Текст научной работы на тему «Использование нетрадиционных материалов и образов в создании свадебных ансамблей»

УДК 745/749+658.512.23

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОБРАЗОВ В СОЗДАНИИ СВАДЕБНЫХ АНСАМБЛЕЙ

© 2013 Т.В.Решетникова, Т.В.Белько

Поволжский государственный университет сервиса. Тольятти

Статья поступила в редакцию 23.05.2013

Свадебный ансамбль на подиуме привлекает к себе внимание смелостью авторской идеи, нетрадиционным

образом невесты, а также использованием нетрадиционных материалов.

Ключевые слова: свадебный ансамбль, нетрадиционный образ, нетрадиционный материал.

Показы высокой моды всегда представляют собой воплощение мечты автора об идеальном модном образе и традиционно завершаются выходом модели в свадебном наряде, который является венцом дизайнерской идеи. Необычный образ невесты на подиуме, не всегда предназначен для использования его в качестве прототипа в реальной жизни, но способен привлечь к себе внимание смелостью авторской идеи, новым образом.

В последние годы многие современные невесты желают отойти от традиционного образа, наряду с этим гармонично вписать его в контексте задуманной свадебной церемонии. В результате анализа показов модных коллекций домами мод можно выделить несколько ключевых образов, которые предлагают ведущие дизайнеры мира: 1) Традиционный образ невесты: композиционным центром ансамбля является белое платье, которое дополняется аксессуарами. 2) Невеста-цветок: образ призван подчеркнуть изысканную красоту, романтичность и естественность девушки в свадебном платье, которое вызывает прямые ассоциации с цветком (лилия, роза, хризантема и т.п.). Зачастую этот образ является интерпретацией стиля К.Диора «New Look». В 1947 году К.Диор представил коллекцию под названием «венчик цветка», которая действительно переносила зрителя в мир прекрасных цветов. Платья New Look имели формы роскошных тюльпанов, колокольчиков и ландышей. Вся коллекция была выполнена исключительно в светлых тонах. 3) Невеста-принцесса: этот образ не потеряет актуальности никогда, поскольку все девочки с детства воображают себя сказочными принцессами, и свадьба - прекрасный шанс воплотить эту давнюю

мечту в жизнь. Свадебный наряд является прототипом исторического костюма в стиле рококо или барокко. 4) Ретро-невеста: модный образ начала 20 века - платье с рукавами, часто с завышенной линией талии и шляпкой-таблеткой с вуалью, или образ голливудской дивы в узком вечернем платье, колье и меховой накидкой на плечах... Плюс ретро-образов - в их безупречном узнаваемом стиле, интересных деталях и фасонах, подходящих на любую фигуру, ведь идеальные параметры менялись почти каждое десятилетие. Ретро-образы предполагают наличие обязательных элементов, таких как головные уборы, перчатки, сложные прически, авторские украшения. 5) Этническая невеста: это может быть смесь формата советских элементов и народных традиций проведения свадебной церемонии. Сегодня на подиумах можно увидеть образы, заимствованные из культур Европы, Востока, Африки - например, цыганское платье, марокканскую тунику, японское кимоно, славянскую вышивку1. 6) Невеста-девочка: стиль baby doll - это короткое платье, очаровательная шляпка, стильная сумочка и обувь - кажется, все готово для создания кокетливого образа юной нимфетки. Здесь важны все детали образа, включая макияж, прическу, манеру поведения.

Рассмотрим самые необычные образы невест, представленные на подиуме высокой моды. Идея создавать необычные свадебные платья зародилась в 60-х годах прошлого века. В 1965 году Ив Сен-Лоран создал свадебное платье-кокон. Свадебное платье из коллекции всемирно известного дизайнера Ив Сен-Лорана выставлено в музее De Young Museum в Сан-Франциско.

Решетникова Татьяна Владимировна, ООО «Директ Лайн», фэшн-журналист, аспирант кафедры дизайна и художественного проектирования изделий. E-mail: reshetnikovatv@mail. ru

Белько Татьяна Васильевна, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой дизайна и художественного проектирования изделий. E-mail: belko@tolgas. ru

1 Кочаровская М. Семь образов для невесты // Fashion Collection. - Тюмень: 2012. - №16, май.

Рис. 1. Свадебный ансамбль Ив Сен-Лорана, 1965 г.

Оно представляет собой связанный вручную кокон (рис. 1), который открывает лишь лицо невесты. Это платье символизировало положение женщины в браке, которое еще в середине ХХ века было весьма незавидным2.

Жан-Поль Готье в коллекции Haute Couture весна - лето 2005 года обыграл свою излюбленную африканскую тему и представил этническую невесту. Модель свадебного платья решена прозрачной накидкой на груди, к которой крепится большой щит (африканская маска) (рис. 2). Дополняет свадебный африканский ансамбль прическа «быстроногий бушмен»3.

Необычность выбранного образа «Невеста-камелия» в коллекции весна-лето 2009 года Карла Лагерфельда, заключается в том, что цветок камелии является символом дома моды. Массивная камелия украшает голову девушки, а сам наряд состоит из брюк и топа, дополненного длинным волнистым шлейфом. Именно такой представляет автор современную невесту, ведь минимализм и авангардный взгляд на традиционные вещи отличают независимых девушек нашего времени4.

Свадебный наряд Кристиана Лакруа (осень - 2009) удивил необычной стилистикой сва-

2 Необычные свадебные платья. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http:// wedding.ua/salon/1330 (Дата обращения 09.02.13).

3 Зозуля Э. Магия роскошного наряда. Haute Couture весна - лето 2005. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http:// www.perfectlady.ru/article-2896.html (16.03.13).

4 Крижановская Е. Топ-10 самых необычных свадебных

платьев от дизайнеров высокой моды. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://ladydiary.ru/ persona/moda-stil/top-10-samyh-neobychnyh-svadebnyh-platev-ot-dizaynerov-vysokoy-mody.html (09.02.13).

Рис. 2. Свадебный ансамбль Жана-Поля Готье, 2005 г.

дебного платья. Его вдохновила религиозная тематика. В свадебном ансамбле используются славянские мотивы, вышивка золотом, крест на груди, яркие красные и желтые цветы. Головной убор невесты - кокошник.

Свадебное платье из коллекции Жана-Поля Готье, весна - лето 2010 года от Couture содержит в себе мексиканские мотивы и влияние современных картин кинематографа (в частности «Аватар»)5. Наряд удивляет своей детализацией и трудоемкостью. Акцентами в этом свадебном ансамбле являются конусовидное бра на голове невесты и конусовидная юбка, выполненная из многоярусных имитаций пальмовых листьев. В руках невеста держит пальмовые листья (рис.3).

Голландские дизайнеры Виктор Хорстинг и Рольф Снорен в коллекции весна - лето 2011 года представили авангардное свадебное платье. Для свадебного ансамбля характерно: асимметрия деталей, наслоение разных по фактуре тканей, огромное количество видоизменённых запонок и накрахмаленных мужских воротничков. Завершает ансамбль свадебная обувь в стиле 80-х (рис. 4).

Черное свадебное платье представил Жан-Поль Готье в коллекции осень - зима 2011 года. Этот свадебный наряд был навеян фильмом «Черный лебедь» режиссера Даррена Аронофски. Свадебный ансамбль состоит из короткого черного кожаного пиджака со шнуровкой на спине и мини-юбки из черного тюля с длинным шлейфом. Высокая прическа невесты украшена черными перьями.

5 Paris Haute Couture Jean Paul Gaultier, весна 2010. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http: // fashiony.ru/page.php?id n= 5922 (09.02.13).

Рис. 3. Свадебный ансамбль Жана-Поля Готье, 2010 г.

Показ весенней коллекции 2012 года китайского дизайнера Юджинг Инь завершала демонстрация необычной модели свадебного ансамбля - футуристическое серо-серебристое платье, в котором фата необычном образом соединяется с подолом юбки, а из-под всего этого проглядывает вязаный нитками корсет. Соединить в свадебном наряде женственность и современность с элементами рок-стиля удалось Биллу Гайтену представившему коллекцию Джона Гальяно весна 2012 года. Свадебное платье отличается сложным и замысловатым кроем. Шифоновый прозрачный корсет молочного цвета с изысканными атласными аппликациями дополнен тоненькими бретельками, одна из которых декорирована слегка бесформенными ниспадающими кусочками шифона и атласа. Корсет свадебного платья с помощью завитков, которые являются ответвлениями от концентрических окружностей на левом бедре, плавно переходит в черно-серебристую косую юбку, выполненную из множества разнообразных шифоновых драпировок. Дополняют наряд золотисто-медовые босоножки, которые слегка выглядывают из-под юбки.

В коллекции Haute Couture весна - лето 2012 Жана-Поля Готье свадебное платье представлено в виде короткого атласного платья с откровенным вырезом на корсете и фактурными твердыми драпировками, придающими дополнительный объем бедрам, в сочетании с длинной фатой со строгой окантовкой, переливающимися прозрачными колготками и босоножками на достаточно высокой платформе с широким Т-образным ремешком. Все это создает образ стильной, но при этом немного строгой современной невесты. Весь ансамбль

Рис. 4. Свадебный ансамбль Виктора Хорстинга и Рольфа Снорена, 2011 г.

решен в нежном кремовом оттенке, что придает образу некоторые романтические нотки6.

В коллекции осень-зима 2012 года Жан-Поль Готье для заключительного свадебного выхода выбрал образ «плохой девочки» начала XX века, которая, не стеснялась показываться на публике в мужском костюме - этот предмет женского гардероба в начале 20-х годов считался не только смелым, но и аморальным. Источником вдохновения для дизайнера стал стиль французской писательнице Жорж Санд, которая активно эксплуатировала мужской стиль в одежде и благодаря ее романам, этот стиль проник в гардероб многих женщин. Свадебное платье не противоречило общей концепции коллекции. Оно представлено в виде костюма из шёлкового фрака цвета шампанского и легкой пышной юбки цвета слоновой кости. Традиционный бальный вариант платья с широкой по низу юбкой превращается в нечто совершенно неординарное, благодаря уже известному для дизайнера приему - это перевернутый задом наперед фрак, который воспринимается неискушенным зрителем в спешке неправильно одетым пальто, но именно эта деталь придает всему образу изысканность и остроту «от кутюр»7. На голове невесты полосатый цилиндр, поскольку кутюрье уверен, что немного мужского образу невесте не помешает,

Свадебные платья от кутюр весна-лето 2012. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http:// signo-rina.ru / 1464-svadebnye-platya-ot-kutyur-vesna-leto-2012.html (16.03.13).

7 Свадебные платья осень 2012. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http:// www.starslife. га/2012/08/20/svadebnye-platya-osen-2012 (10.02.13).

а только подчеркнет характер современных женщин и их стиль жизни8.

Свадебный наряд в стиле Марии Антуанетты Жозепа Фонта из коллекции весна - лето 2009 года одновременно напоминает и французский двор времен известной королевы, и сказку об Алисе в стране чудес. Гиперболой образа является громадный цветок, закрывающий половину лица невесты и контрастирующая с ним коротенькая юбочка, которая придает трогательность и девичью беззаботность всему образу9.

Серебристо-серые свадебные наряды, представленные на показе мод в Джакарте 2010 года вызвали ощущение погружения в мир морских обитателей - кораллов, раковин, чешуи рыб, водорослей10.

В результате исследования выявлено также, что нетрадиционный образ невесты достигается и с помощью использования нетрадиционных материалов. Интерес к использованию нетрадиционного материала в костюме впервые появился у Эльзы Скиапарелли, которая начала использовать целлофан, родофан, ткань с не-пропрядами11. Аспирин у нее превращался в ожерелье, пластик, жуки и пчелы служили материалом для модного украшения, обычные застежки - «молнии» украшали вечерние туалеты, а из новых синтетических материалов создавались целые платья. Простые пуговицы были для Эльзы Скиапарелли слишком скучны, и она создавала вместо них маленькие скульптуры сверчков, цирковых лошадок, акробатов на трапеции, короны или кусочки сахара12.

В 1966 году в мире высокой моды дебютировал Пако Рабан. Он решительно отверг всеобщее мнение о том, что одежду можно создавать исключительно лишь с помощью ткани и ниток. Многие были шокированы, увидев, как дизайнер использует новые материалы, подоб-

8 Поспелова А. Модные тенденции свадебных платьев, осень 2012. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http:// www.yanevesta.com/articles /modnie-tendencii-svadebnih-platev-osen-2012 (10.02.13).

9 Крижановская Е. Топ-10 самых необычных свадебных платьев от дизайнеров высокой моды. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://ladydiary.ru /persona /moda-stil /top-10-samyh-neobychnyh-svade bnyh-platev-ot-dizaynerov-vysokoy-mody.html (09.02.13).

10 Экстравагантный свадебный образ. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http:// www.handbook bride.ru / main / original /632-yekstravagantnyj-svadebnyj-obraz.html (10.02.13).

11 Мода XX-го века. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http:// www.shopogolik.md/Istorija-mody/Moda-XX-go-veKa (23.02.13).

12 Зелинг Ш. Мода. Век модельеров. 1900 - 1999 /

Пер. с англ. Ю.Бушуева, Г.Яшина. - Италия: 2000. -

С. 154.

ные пластику, как обыкновенную ткань13. Он работал с новыми материалами: металлическими пластинами, винилом, пластиком, лазерными дисками. Дизайнер изобрел вязаный мех и алюминиевый трикотаж. В середине 60-х гг. он представил изящные туалеты из пластика и алюминия в комбинации с кожей. Гибкие пластичные кольчуги, мини из разноцветных цепей и металлических кружев, кожа, разрезанная на квадратики и скрепленная металлическими кольцами - это составляющие его стиля14.

В 1966 году Компания Scott Paper Company изобрела бумажное платье, предназначенное как маркетинговый инструмент в рекламе. За один доллар женщины могли купить платье и получить скидки на продукты компании. Бумажное платье, бесформенное и непривлекательное, не было тем изобретением, к которому можно было отнестись серьезно, но женщины удивили компанию, заказав полмиллиона этих платьев в течение года. Многим пришлось по вкусу платье, которое можно было легко «перекроить» ножницами и выбросить, если оно испачкалось.

Поскольку тенденция имела успех, компания начала экспериментировать со стилем и тканью, добавляя другие материалы к бумаге, чтобы сделать платье более крепким. Фирма-изготовитель Mars Manufacturing Company изобрела широкий диапазон бумажных платьев, от простого трапециевидного до свадебного платья, по цене менее чем 20 $. Другие компании стали изобретать бумажные шлепанцы, бумажные костюмы и даже непромокаемые бумажные плащи и бикини. Платья продавались с печатными рисунками и просто из чистой бумаги, которые покупатели могли разукрасить по собственному усмотрению.

Бумажные платья стали настоящим открытием в мире моды - удобные, дешевые и оригинальные с точки зрения конструктивных решений. Компании предлагали производить бумажную одежду, которую люди могли бы купить, проживая в гостинице и впоследствии выбросить, избавляя тем самым туриста от перевозки лишних вещей. Однако, все усилия изобрести крепкую и носкую бумажную одежду, не увенчались успехом, так как она оставалась не практичной из-за хрупкости и недолговечности самого материала.

13 Фукай Акико, Суо Тамами. История моды с XVIII по XX век. Коллекция Института костюма Киото / Пер. с англ. Л.А.Борис. - Италия: 2003. - С. 580, 688, 696.

14 Плеханова Е.О. История костюма, текстильного и ювелирного искусства: Учебно-метод.пособ. для студ. ИИиД. - Ижевск: 2009. - С. 128.

Рис. 5. Свадебный ансамбль Сюзи Мак Мюррей Рис. 6. Свадебный ансамбль Стоквелл

Кроме того, оставалась проблема безопасности - быстрая воспламеняемость15.

В 1987 году Маурицио Галанте, дебютировавший в Милане, впервые выступил в Париже в 1991 году и сразу прославился как ищущий, экспериментирующий модельер, сторонник ультрасовременного стиля. Маурицио Галанте представил платье с трубочками из органди, которые «оживают» в движении и становятся похожими на щупальца обитателей морей.

В 1990-е годы в коллекциях многих кутюрье с мировым именем появились наряды из синтетических нетканых материалов, из бумаги. Это можно объяснить своеобразной ностальгией по 1960-м годам. Дом моды Прада, дебютировавший на показе в Милане в 1988 году, опираясь на тенденции 1960-х годов, перерабатывает их в духе 1990-х и добивается совершенно особенного, урбанистически-функционального стиля16. Рассмотрим самые нетрадиционные свадебные ансамбли, создаваемые с использованием нетрадиционных материалов в современной моде от кутюр. Экологический свадебный ансамбль, изготовленный из натуральных материалов, а именно корсет платья создан из плотного травяного плетения, а юбка выполнена из сухих веточек, лозы и травы17.

Британская художница Сюзи Мак Мюррей представила свое видение свадебного ансамбля. Это платье демонстрировалось на выставке в Музее искусств и дизайна в Нью-Йорке. Необычность свадебного платья заключается в ис-

15 История бумажного платья. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http: / /fashiony.ru /page.php?id n=120 (09.03.13).

16 Фукай Акико, Суо Тамами. История моды .... - С. 580, 688, 696.

17 Матвиенко А. А вы бы решились, пойти на свадьбу в этом? Необычные свадебные платья со всего мира. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http: / / womenspeaks.ru/moda/cvadebnaya-moda/svadebnye-platya /neobychnye-svadebnye-platya /top-22-samyx-originalnyx-svadebnyx-platev (09.03.13).

пользуемом материале - 1400 резиновых перчаток понадобилось на его изготовление (рис. 5).

Современные невесты теперь могут найти свадебный ансамбль на самый изощренный вкус. К примеру, сверхтехнологическое и экстраординарное платье со светодиодами заставит любую невесту блистать во время бракосочетания. В юбку вшито 300 светодиодов и чтобы платье получилось беспроводным, дизайнеры скрыли в пышной юбке батарейки18.

Англичанка Сьюзен Стоквелл известна оригинальными бумажными платьями. Немного поэкспериментировав, дизайнер создаёт шикарное свадебное платье, которое состоит из корсета и пышной, многослойной юбки из обычной тонкой белой бумаги, назвав его «Роскошь» (рис. 6). Впоследствии именно оно станет визитной карточкой дизайнера19.

Самое длинное свадебное платье было выставлено в северной провинции Китая в универмаге города Далянь. Без шлейфа длина платья составляет 999 метров. Это свадебное платье было сшито вручную, для его декорирования использовано 2008 кристаллов нефрита, 29 золотых фениксов и 880 пионов20.

Учёные из Англии разработали платье, которое самоликвидируется после окончания свадебного торжества. Платье состоит из тканевых волокон, пропитанных поливиниловым спиртом - это вещество входит в состав стиральных порошков. Материал легко растворяется в жидкости, кроме того, он экологически чист и безопасен для здоровья21.

18 Самые необычные свадебные платья. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http: / / compilator .ru/samye-neobychnye-svadebnye-platya.html (16.03.13).

19 Бумажные платья Сьюзен Стоквелл. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http: / / lifeglobe. net/entry/1813 (09.03.13).

20 Самые необычные свадебные платья.....

21 После свадьбы платье исчезнет. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http: / /grifx.net/ view/874/4 (16.03.13).

С каждым годом дизайнеры не устают поражать нас полетом своих фантазий. За показами коллекций известных дизайнеров с восторгом и восхищением наблюдает весь мир, а так как свадебные платья - обязательный атрибут одежды для каждой девушки хотя бы раз в жизни, то и свадебную моду дизайнеры не обходят своим вниманием. Классические

модели свадебных платьев все менее интересны и менее популярны среди поклонниц высокой моды, поэтому создание коллекций свадебных платьев стало основным этапом развития свадебной моды и актуальным исследовательским направлением в области художественного проектирования одежды.

USING UNCONVENTIONAL MATERIALS AND IMAGES IN MAKING WEDDING ENSEMBLES

© 2013 T.V.Reshetnikova, T.V.Belco° Volga region State University of Service. Togliatti

Wedding ensemble on the podium draws the attention to the author's daring ideas, unconventional image of a bride and the use of alternative materials.

Key words: wedding, alternative style, unconventional material.

Tatiana Vladimirovna Reshetnikova, LLC «Direct Line», fashion-journalist, Postgraduate Student, Design Department. E-mail: reshetnikovatv@mail. ru

Tatiana Vasilevna Belco, Doctor of Engineering, Professor, Head of Design Department. E-mail: belko@tolgas. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.