Научная статья на тему 'Использование народных средств нравственного воспитания в современной практике подготовки духовннравственной личности'

Использование народных средств нравственного воспитания в современной практике подготовки духовннравственной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
569
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБЫЧАЙ / ТРАДИЦИЯ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ФОЛЬКЛОР / НАРОДНЫЕ СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ / РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / SOCIALISATION / CUSTOM / TRADITION / MORAL VALUES / FOLKLORE / FOLK METHODS OF UPBRINGING / RELIGIOUS AND ETHICAL NORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Надежда Федоровна

Рассматриваются традиционные способы и методы нравственного воспитания и формирования культуры межнациональных отношений у мордвы. Обосновываются возможности использования народных традиций в современной практике подготовки духовно-нравственной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of Folk Methods of Moral Upbringing in the Current Practice of Shaping a Spiritual Personality

The article covers traditional ways and methods of moral upbringing and forming culture of inter-ethnic relations among Mordovian people. Possibilities of using folk traditions in the upbringing of a spiritual person are discussed.

Текст научной работы на тему «Использование народных средств нравственного воспитания в современной практике подготовки духовннравственной личности»

€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ^^ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙШЙЙЙЙЙЙЙЙ^

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ СРЕДСТВ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ

ЛИЧНОСТИ*

Н. Ф. Беляева (Мордовский государственный педагогический институт

им. М. Е. Евсевъева)

Рассматриваются традиционные способы и методы нравственного воспитания и формирования культуры межнациональных отношений у мордвы. Обосновываются возможности использования народных традиций в современной практике подготовки духовно-нравственной личности.

Ключевыге слова: социализация; обычай; традиция; нравственные ценности; фольклор; народные средства воспитания; религиозно-этические нормы.

Характерной чертой современной социокультурной жизни многонациональной России является усиление этнической самоидентификации, выражающейся в возрастании национального самосознания, значимости традиционных ценностей. Эти тенденции вызваны комплексом политических и социально-экономических причин, морально-нравственным состоянием общества. Важным стимулом «национального возрождения», подпитывающим национальные чувства, стало использование этнического фактора в идеологии национальных движений, других общественно-политических организаций, стремящихся в условиях общепланетарного информационного пространства и унификации образа жизни и картины мира сохранить локальное и культурное своеобразие. В то же время тенденции дифференциации человечества на множество мелких этнических и социальных групп, внутриэтнического размежевания на субэтносы, этнографические группы и т. п. грозят возникновением межнациональных конфликтов.

Все сказанное свидетельствует о повышении значимости для общества эт-нонациональной составляющей личности, проблем ее этнической и гражданской идентичности, формирования толерантности, культуры межнациональных и межконфессиональных отношений. С учетом этих тенденций в последние годы на государственном уровне был

* Статья подготовлена в рамках проекта НИР

принят ряд документов, ориентирующих общество на консолидацию, сохранение единого социокультурного пространства, преодоление этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур.

«Взрыв этничности» затронул также региональную систему образования. Этнокультурная составляющая стала рассматриваться как важнейшее направление модернизации дошкольного, школьного и вузовского образования. Во всех субъектах Российской Федерации стали изучаться родные языки, история и культура народа.

В частности, в Республике Мордовия из общего числа 482 школы в 130 обучение ведется на одном из мордовских (мокшанском или эрзянском) языков, в 24 — на татарском. Во всех школах действуют кружки этнокультурной направленности (языки, литература, прикладное искусство, фольклор). Из 316 действующих в республике детских садов — 34 национальных: в 11 муниципальных дошкольных учреждениях воспитание и обучение осуществляется на мокшанском языке (312 детей), 22 — на эрзянском (602 ребенка), в 1 — на татарском (23 ребенка). В ведущих вузах республики — МГУ им. Н. П. Огарева, МГПИ им. М. Е. Евсевьева — на филологических факультетах созданы национальные группы студентов — будущих учителей

[23.1.2/11877.

© Беляева Н. Ф., 2011

национальных школ [6, с. 189]. Кроме того, в данных высших учебных заведениях на факультетах ведется преподавание истории и культуры Мордовского края, а также более 30 курсов по выбору национально-регионального компонента.

В поисках новых концепций воспитания и образования весьма актуализировалось изучение этнопедагогики, так как многие ее положения сохранили свои фундаментальные непреходящие педагогические ценности. Кризис социализации молодежи конца XX в. породил так называемый конфликт поколений, выразившийся в нарушении преемственности, отказе от прежних этических ценностей. Сегодня для подрастающего поколения доминирующими становятся ценности западного образа жизни, западная модель поведения и потребление. На передний план выдвигаются прагматизм, материальные потребности, карьерные устремления любыми способами. Нравственный кризис общества проявляется в ошибочном понимании свободы как вседозволенности. В сложившихся условиях возникает потребность использования народных, и в частности мордовских, средств нравственного воспитания, в которых заложен огромный гуманистический потенциал.

Нравственно-этические ценности, складывавшиеся веками в зависимости от природно-климатических, политических, социально-экономических условий, особенностей, целей и способов мышления, составляют важнейшую часть культуры народа. У мордвы народный идеал человека воплощал представление о нравственности, добре и зле и был ориентирован на те личностные качества, которые способствовали укреплению социума, повышению выживаемости, адап-тированности к природной и социальной среде. Созерцая действительность как единую духовность, познавая бытие Бога, мира и человека, мордва опиралась на разум, волю, совесть. В этом контексте принципы нравственного воспитания были весьма рациональны и конкретны.

Первоначальная форма нравственной культуры была связана с мифологическим мышлением. Мифы отражали пле-

менные традиции, утверждали принятую в социуме систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. Базисными понятиями нравственности на начальных этапах выступали добро и зло. Это нашло выражение в эпосе мордвы. В происходящем в мифологических песнях и сказках поединке между тотемом-родоначальни-ком (божеством-покровителем) и его «двойником»-антиподом зафиксировано стремление народа к гармонии, равновесию, к победе добра над злом.

В устно-поэтическом творчестве мокши и эрзи добро олицетворяет собой светлое начало. Культурные герои как бы несут в себе солнечную энергию, их лица светятся, а из глаз сыплются искры. В одежде преобладает белый цвет. Например, родоплеменной предводитель мордвы Тюштя всегда в белой рубашке, на белом коне, с белой бородой, с белыми волосами. Персонажи темных сил представлены в черной цветовой гамме, их облик противостоит свету, т. е. добру. На уровне мифологического сознания победа положительного начала рассматривается как упорядочение мира. Герои в мифах и эпосе добывают людям необходимые ценности: огонь, живую воду и т. п., проявляя при этом те черты, которые составляют основу нравственности: представления о добре и зле, правде и справедливости, долге и назначении человека.

Таким образом, в традиционном обществе мифология выступала формой духовной культуры, утверждала принятую систему ценностей. Вместе с ритуалами, обрядами мифы служили как для упорядочивания первобытного коллектива, так и для выполнения функции мотивации поведения. Трансформируясь в культы, традиции, они становились источником нормативной деятельности, регулятором отношения между людьми, с окружающим миром.

Характерной особенностью нравственно-этического сознания мордвы на ранних этапах его развития был довольно заметный экологизм, в частности, распространение моральных оценок на природные объекты: животных, деревья,

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

реки, родники. Антроморфизация окружающей среды являлась одним из факторов формирования гуманистических идеалов и нормативов поведения. Человек воспринимал природу как часть самого себя, и отношение к ней имело нравственный смысл. Стремление организовать свой образ жизни в гармонии с окружающей средой и равновесии с ее ресурсами способствовало выработке определенных правил поведения. О ценности восприятия окружающего мира свидетельствует наличие священных заповедных рощ, деревьев, которым придавалось магическое значение. В них запрещалось не только рубить деревья, но даже ломать ветки. Чтобы добиться расположения природных сил, искупить свою вину, селяне устраивали различные моления, совершали обряды, жертвоприношения. Данными актами они пытались откупиться от природы за содеянное и тем самым избежать опасности со стороны ее автономных сил.

Природоохранительные функции частично были заложены в запретах убивать тех или иных животных, птиц. Так, во избежание несчастья не дозволялось разорять птичьи гнезда, убивать голубей, лебедей, земляных зайцев. Под страхом смерти жены или матери во время родов строго запрещалось убивать самок животных.

В хозяйственной практике наиболее распространенным способом восстановления природы выступали различные ограничения в пользовании. До начала ХХ в. широко бытовал обычай «заповедных лет», когда по решению сельского схода лес на некоторое время «закрывали». С этого момента никто из жителей не имел права унести из леса даже вязанку дров. Сельское общество обязывало крестьян соблюдать сроки и характер использования природных ресурсов, способы и приемы ведения хозяйства. Так, согласно обычаю до Троицы не разрешалось заготавливать веники. Во время сбора грибов необходимо было сохранять саму грибницу. Чтобы не препятствовать воспроизводству рыбы, запрещалась ее ловля в период метания икры. Выработанная народом экологическая

культура позволяла обеспечить равновесие с природой, что, несомненно, содействовало сохранности флоры и фауны.

Нравственное воспитание включало формирование тех качеств личности, которые определяли отношение человека к родному краю, родине. Эти задачи решались в разных видах деятельности: во время игр, досуга, при выполнении ритуальных обрядов. Большое внимание уделялось приобщению детей к истории и культуре своего народа, а через них — к общечеловеческим ценностям. Совокупность представлений и знаний о своем народе помогала подрастающему поколению реализовать себя через умения и навыки, способствовала взаимопониманию с другими людьми. Известный педагог П. П. Блонский подчеркивал, что «...путь к общечеловеческой культуре лежит через национальную культуру, национальное воспитание» [2, с. 75].

В шкале нравственных ценностей выделяются и такие моральные качества, как уважение к односельчанам, другим народам, которые определялись принципом: «Человека не бойся, бойся его оскорбить, огорчить». По свидетельству Д. В. Пургасова (Преображенского), мордва очень легко сближалась со всяким, в ком видела некоторое участие к себе. Иногда достаточно было двухтрех слов, сказанных ласковым, задушевным тоном, чтобы окончательно расположить в свою пользу первого встречного мордвина [8, с. 42]. Особо тесные, уважительные отношения складывались с соседями. При покупке дома мокша и эрзя руководствовались правилом: «Ищи не хорошее место, а ищи хорошего соседа» [7, с. 485]. В повседневном быту к соседям обращались за всякой помощью: одалживали лошадь, соху, хлеб, предметы быта и т. п. Умение жить в ладу с соседями — одно из условий крестьянской жизни. Без взаимной поддержки трудно было выстоять и противостоять, выжить.

Длительное проживание рядом с русскими, татарами, чувашами неизбежно вело к хозяйственному сотрудничеству, культурным контактам, а в ряде случаев и к национально-смешанным бракам.

Например, в с. Живайкино Симбирской губернии издавна вместе жили русские, мордва, чуваши. Ф. Бутузов в конце XIX в. писал: «Праздники бывают у них в одно время и гуляют вместе. Мордва берут невест у русских, а русские у мордвов. Дети и молодежь обеих сторон собираются на общие игры» [3, с. 486]. В ряде мордовских сел Атюрьевского и Темниковского районов татары снаряжали лошадей для масленичных катаний. О совместных мордовско-чувашских праздниках сообщали нам информаторы Шанталинского и Клявлинского районов Самарской области.

В системе нравственных приоритетов важнейшее значение имели семья и семейные отношения. Нравственной оценке подвергались такие аспекты со-ционормативного регулирования семейных отношений, как условия и порядок заключения браков, формирование межличностных отношений, семейное главенство, правовой статус каждого члена семейного коллектива. Народное мировоззрение основой жизни человека, мерилом общественной значимости считало вступление его в супружество и рождение потомства.

Атмосфера в семье определялась через социокультурные роли полов, позволяющих мужчинам и женщинам ориентироваться во взаимоотношениях друг с другом, с окружающим миром, формировать поведение детей в соответствии с общепринятыми нормами. В силу народных традиций семейные отношения у мордвы строились исходя из повиновения старшим, взаимной любви и уважения. Жить в ладу и согласии — вот принцип, которым руководствовалась мордва в семье и взаимоотношениях с миром.

В культуре мокши и эрзи отцу и матери отводилось главенствующее положение, нередко переходившее в культ. Уважение и почитание родителей являлись базовыми в шкале нравственных ценностей, на их основе выстраивалась вся пирамида нравственных норм и воспитания. Неуважительное и непочтительное отношение к предкам считалось аморальным и сурово осуждалось. Согласно традиционному мировоззрению позво-

ливших себе такое недолюбливают сами боги и обязательно их наказывают. В. Н. Майнов писал: «Не было случая, чтобы дети отказались давать содержание своим престарелым родителям, на такого человека такой факт навлек бы всеобщее презрение» [4, с. 135].

Высокую нравственную ценность имели такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, скромность. Мордва издавна славилась исключительным трудолюбием, миролюбивым и добрым характером. Чтобы составить представление о характере мордвина, писали наблюдатели, нужно видеть его на работе: невозмутимое спокойствие, поразительное терпение и чрезвычайная старательность не покидали его при этом ни на минуту. О моральном облике человека судили прежде всего по его отношению к труду: «Хороший человек по делам узнается» [9, с. 117]. Едко высмеивал народ лень, зависть, злость, жадность. В устном народном творчестве мордвы красной нитью проходит мысль, что презрение к труду ведет к моральному упадку, к духовному опустошению: «Работа кормит, а лень портит», «В лени жить — в нужде быть» [7, с. 71]. Нерадивость, лень осуждаются в сказках, лирических песнях, театрализованных представлениях.

Среди нравственных ценностей большое место отводилось честности и правдивости. В многочисленных пословицах они выступают как обязательные требования к человеку: «Победишь не силой, а правдой», «Правдой жить будешь — все добудешь», «Сильнее всего правда» [9, с. 270]. За честность мордву высоко ценили соседи, которые при подрядах и покупках руководствовались своеобразным правилом: с пригородными русскими крестьянами и мещанами дела не иметь; татар обязывать строгими условиями на законных основаниях, а мордвину — верить на слово. У мокши и эрзи не было выражения «честное слово»: по их мнению, всякое обещание должно быть безусловно исполнено. Исстари повелось, что слово — дело священное, его и топором не вырубишь. При заключении договора стороны выдергивали

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

у себя из головы по волосу и сплетали вместе, произнося клятву: «Бог нас связал — пусть он нас и развяжет», «На договоре крепок — беде не быть» [8, с. 42].

В воззрениях мордвы важным нравственным качеством человека были бережливость и запасливость. По этому поводу народная мудрость гласит: «Что приобретено, то и добыто», «Легко пройти путь свой, когда есть хлеб с собой», «Запасенное добро своей цены не потеряет», «Кто запас не бережет, тот в долгах живет» [7, с. 149]. Из поколения в поколение передавались украшения, вышитые рубахи, головные уборы, хранящие древнюю культуру народа и служащие своего рода выражением национальной сущности. С ранних лет молодое поколение приучали беречь то, что добыто трудом и потом, экономно расходовать природные ресурсы, не убивать без нужды животных. Дети были свидетелями того, как взрослые собирали каждую крошку хлеба со стола, как убирали поле, чтобы не осталось ни одного колоска, как осторожно срезали грибы, чтобы не повредить грибницу. Все это не оставалось без внимания и входило в сознание с малолетства.

Большим пороком в народе считалось воровство: «Украденное добро — не добро», «Кражей — утробу не насытишь» — предупреждает народная мудрость [7, с. 109]. Вора ожидало самое жестокое публичное наказание.

Нормы морали предусматривали воспитание молодого поколения в скромности и послушании. Эти качества особенно ценились в девушке; о такой снохе мечтала каждая свекровь. «Невестушка послушна — в сердце у свекрови радость (подарок)», — говорится в пословице [7, с. 46]. Необходимыми нравственными качествами были милосердие по отношению к больным, нищим, убогим, чувство сопричастности к человеческим проблемам, небезразличное отношение к чужой беде, готовность помочь возможными средствами. В повседневном быту дети наблюдали, как опекают стариков, помогают погорельцам, подают милостыню. До сегодняшнего дня в селах сохраняется традиция оказания помощи

старым людям в уборке урожая, подготовке жилища к праздникам, в заготовке топлива и т. п.

Формирование морального облика человека являлось долгом семьи перед обществом и важнейшим условием обеспечения себе достойной старости. Эти мысли красной нитью проходят через всю мировоззренческую систему мордвы. Народные изречения утверждают: «Детей хорошими вырастишь — род свой прославишь», «Выучишь сына — будет сыном, избалуешь — наплачешься» [9, с. 77].

На характер нравственного воспитания существенное влияние оказывали религиозно-этические нормы. Они во многом определяли хозяйственную, социальную жизнь, семейные и общественные отношения, культуру и быт, этнические контакты. В ряде случаев религиозные воззрения способствовали сохранению национального языка и культуры. Религиозность, соблюдение норм культового этикета считались признаком нравственности. Фактически каждый человек был носителем обычаев и традиций населения своей местности, знакомясь с ними в самом раннем детстве, при выполнении определенных обрядовых функций. Дети видели, что с молитвы взрослые начинали день и ею же заканчивали его, с просьбой к богу, различным покровителям обращались в важных и незначительных делах.

Одним из действенных способов соблюдения норм нравственности было воспитание детей в страхе Божьем, на вере в небесную кару и возмездие. Ребенку с малолетства сообщались понятия о том, что грешно, за что налагается наказание, что такое зло. Богобоязнь становилась тем стержнем души, который удерживал от всякого порочного и бесчестного поступка. Воспитывать детей в добром поучении, страхе Божьем, учить их вежливости и всякому порядку — вот основные заповеди народной педагогики. Именно потеря веры, на наш взгляд, привела к бездуховности, к утрате многих принципов нравственности.

Огромную роль в формировании у детей общепринятых норм поведения

играли народные приметы и поверья. Они служили своеобразными предупреждениями от нежелательных поступков, отучали от вредных привычек. В повседневном быту было много примет, связанных с традиционными представлениями о сакральных свойствах отдельных объектов, что явилось основанием для табу на их возможное осквернение со стороны детей: нельзя бросать хлеб — богатство от семьи уйдет, во время еды болтать ногами — ноги распухнут; плеваться в колодец, родник, огонь — рот будет сохнуть, на языке чирей выскочит.

Средством приобщения молодого поколения к системе моральных норм служили народные обычаи, обряды, традиции. Участвуя в обряде, каждый человек втягивался в особый, необычайно психологически насыщенный мир и становился неотъемлемой частью всего коллектива. С помощью обряда регулировалось поведение всех членов общины, формировалось моральное единство.

Действенным способом нравственного воспитания признавалось воздействие примером и словом. В народной среде всегда высоко ценилась сила слова: «Бритва бреет, а слово режет», «Пословица — острое слово, колет глаза, как стрела» [7, с. 186]. Чтобы предупредить появление у детей плохих, нежелательных черт характера, старшие использовали поучительные примеры из жизни, меткие изречения, пословицы, поговорки: «Кто людей хулит, тот сам хуже всех», «Не хвали себя, пусть люди похвалят», «Не насмехайся над другими, и над тобой смеяться не будут», «Сам поклонишься — и тебе поклонятся», «Мягкая веревка крепче вяжет», «Хороший человек славу оставит, плохой и имя потеряет», «Грязь можно смыть, а позор не смоешь» [7, с. 210]. Например о неспособном, ленивом человеке говорили: «Из бани в баню жар носит», «Ситом (мешком) воду таскает» [7, с. 263].

Детей наставляли наблюдать за поведением окружающих с тем, чтобы брать с них пример или, наоборот, избегать делать то, что не соответствует нравственным нормам. Поучительны в этом отношении народные приговорки:

«Почему человеку даны два уха и один язык? — Чтобы больше слушал и меньше говорил» [7, с. 269]; «Для чего человеку глаза? — Чтобы видел, хорошее запоминал, плохое не повторял». Сам тон народных поучений удивителен: то суровый, предостерегающий и даже угрожающий, то (чаще) доброжелательный, добродушный, иронично-лукавый. Не случайно устно-поэтическое творчество справедливо называют энциклопедией жизни, в нем — все стремления народа, его мысли, память. Одним из основных достоинств народной педагогики является ориентация на единство и взаимосвязь обучения и воспитания.

Разумеется, нравственные ценности нельзя идеализировать. Как и любая другая часть культуры, они изменялись вместе с развитием общества. Однако нельзя и отрицать того, что в нравственных традициях есть рациональное зерно, присутствует разумное, доброе, вечное. В воспитательно-образовательном процессе должен соблюдаться принцип соответствия между значимостью народных традиций нравственного воспитания и современными морально-нравственными установками. Взаимодействие традиционного и нового должно осуществляться на основе диалога культур различных народов в ходе их интеграции в общенациональные и мировые цивилизации. Данный принцип наиболее актуален для регионов с полиэтническим составом населения, каким является Мордовия.

На наш взгляд, методы и средства традиционного нравственного воспитания не утратили своей значимости и сегодня. Они универсальны и вполне современны. В практике нравственного воспитания возможно обращение к народным праздникам, обрядам, которые служат важнейшим этнообразующим признаком. По данным экспертных опросов студентов Мордовского государственного педагогического института, проведенного в 2006 г. в рамках изучения вопроса об этнообразующих признаках, 70 % респондентов отметили, что знают свою культуру хорошо, 20 — очень хорошо, 42 — соблюдают традиции и обычаи, 60 % — принадлежность к своему наро-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ду ощущают через родные песни, танцы, празднично-обрядовую культуру [1, с. 248]. С учетом значимости традиционной культуры в системе этнической идентификации в вузе на многих факультетах в течение нескольких лет ведется курс по выбору «Традиционно-обрядовая культура мордвы». В ходе его изучения студенты знакомятся с обычаями и обрядами предков, с народными праздниками, собирают материал по празднично-обрядовой культуре своего села, района, а по итогам поисковой работы выступают с докладами на семинарах, конференциях, готовят презентации.

Народные традиции экологического воспитания реализуются в рамках изучения курса по выбору «Формирование этноэкологической компетенции студентов (на примере этнических традиций мордвы)». Его основные задачи — развитие мировоззренческих убеждений студентов на основе осмысления ими исторически сложившихся народных традиций природопользования, мировоззренческих установок по отношению к окружающему миру, формирование готовности и способности к освоению элементов этноэкологической культуры мордвы.

В современной практике воспитания на вооружение можно взять одно из приоритетных нравственных качеств — трудолюбие, которое служило средством подготовки к будущей жизни. Жизнеутверждающую направленность имеют семейные ценности: уважение к родителям, старшим. Народный опыт воспитания культуры межнациональных отношений может быть использован в процессе преподавания курсов «Формирование этнокультурной и этноконфессиональной толерантности студентов в социокультурной среде молодежи РМ».

К сожалению, сегодня молодое поколение не знает или плохо знает историю своей семьи, родного края. Привить любовь к малой Родине можно через осознание собственных корней. В МГПИ эта задача решается в ходе изучения дисциплин «Этнические традиции воспитания детей у мордвы», «Этнография мордовского народа».

Подчеркивая значение традиционной культуры, один из известных отечественных культурологов Э. С. Маркарян утверждал, что «культурные традиции и сегодня продолжают оставаться универсальным механизмом, который благодаря селекции жизненного опыта, его аккумуляции и пространственно-временной трансмиссии позволяет достигать необходимый для существования социальных организмов стабильности. Без действия этого механизма общественная жизнь людей просто немыслима.» [5, с. 87]. Основой возрождения национальной культуры следует признать единство традиций и инноваций, органично соединяющее прогрессивные нововведения с гуманистическим наследием каждого народа. Национальная культура должна стать фундаментом, на котором строится содержание образования в современной школе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляева, Н. Ф. Этническая культура в процессах этнической идентификации и культурного диалога / Н. Ф. Беляева // Регионология.—

2010. — № 2. — С. 245—256.

2. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2 т. / П. П. Блонский. — М. : Педагогика, 1979. — Т. 1. — 304 с.

3. Бутузов, Ф. Из быта мордвы с. Живайкина Жадовской волости Карсунского у. Сим. губ. / Ф. Бутузов // ИОАИЭ. — Казань, 1893. — Т. 11, вып. 5. — С. 485—488.

4. Майнов, В. Н. Очерки юридического быта мордвы / В. Н. Майнов. — СПб. : Тип. М-ва внутр. дел, 1885. — 283 с.

5. Маркарян, Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции / Э. С. Маркарян // Совет. этнография. — 1984. — № 3. — С. 83—89.

6. Мартыненко, А. В. Республика Мордовия: мониторинг этнокультурных форм образования / А. В. Мартыненко // Правовой статус финно-угорских языков и этнокультурные потребности российской школы / под ред. В. А. Тишкова. — М.,

2011. — С. 189—210.

7. Мордовские пословицы, присловицы, поговорки. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1986. — 280 с.

8. Пургасов (Преображенский), Д. В. Жизнь дореволюционной мордвы. История, предания, быт, обычаи, верования / Д. В. Пургасов (Преображенский). — М. : ТОО «Эвтаназия», 1995. — 82 с.

9. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1967. — Т. 4. — 376 с.

Поступила 21.09.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.