Научная статья на тему 'Использование наглядных и технических средств обучения в сопровождении речевого развития детей в условиях кабинета логопедической помощи'

Использование наглядных и технических средств обучения в сопровождении речевого развития детей в условиях кабинета логопедической помощи Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2294
208
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Борисова Е. А.

В статье рассматривается вопрос использования наглядных и технических средств обучения в работе с детьми с нарушениями речи для повышения эффективности логопедических занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Борисова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование наглядных и технических средств обучения в сопровождении речевого развития детей в условиях кабинета логопедической помощи»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В СОПРОВОЖДЕНИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ КАБИНЕТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

© Борисова Е.А.*

Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия,

г. Биробиджан

В статье рассматривается вопрос использования наглядных и технических средств обучения в работе с детьми с нарушениями речи для повышения эффективности логопедических занятий.

Эффективность обучения и воспитания, а также коррекционно-образовательного процесса зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека.

Ребенок мыслит образами, красками, звуками. Учитывая эту его особенность, необходимо стремиться использовать все возможности, чтобы сделать преподавание и, в том числе, коррекционный процесс, наглядным, образным.

Еще К.Д. Ушинский писал, что наглядное обучение повышает внимание детей, способствует более глубокому усвоению знаний, которые будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются [4].

Рассматривая термин «наглядность», отметим, что это, с одной стороны, свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта, а с другой стороны, свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта [2].

Применительно к детям дошкольного возраста наглядность обучения основана на особенностях детского мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному.

В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств и отношений [3].

Использование наглядности в логопедической работе повышает интерес детей к занятиям и делает процесс формирования и закрепления речевых навыков более легким. Новые слова, их лексические и грамматические формы, сложные по звуко-слоговой структуре слова при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для детей. Отмечая эту особенность, К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким -

* Старший преподаватель кафедры Коррекционной педагогики, психологии и логопедии, кандидат педагогических наук.

нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету» [4].

Рассмотрим, как можно применять наглядные и технические средства обучения в работе с детьми с нарушениями речи в условиях кабинета логопедической помощи.

На логопедических занятиях с детьми соответственно их возрасту используются общепринятые в учебном процессе пособия и технические средства обучения и специфические, направленные непосредственно на коррекцию неправильной речи [1].

Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в кабинете имеется большое количество настольно-печатных игр и игрушек. Игрушки, с одной стороны, разнообразят содержание занятий, привлекают и заинтересовывают детей. С другой стороны, они являются заместителями реальных предметов и объектов, что помогает детям не только запомнить их названия и назначение, но и познакомиться с особенностями их строения, с названиями составных частей.

Тематика и содержание настольно-печатных игр позволяет использовать их для закрепления навыков правильного звукопроизношения, обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя, развития связной речи. Кроме этого, настольно-печатные игры активно используются и для развития неречевых психических процессов, которые у детей с нарушениями речи протекают своеобразно, и развитие которых является неотъемлемой задачей коррекционной работы.

Большое место среди наглядных пособий занимают сюжетные и предметные картинки. Сюжетные картинки используются для составления связных рассказов, для пересказов с использованием наглядной опоры. Предметные картинки используются на разных этапах работы над звуком: для развития фонематического восприятия, формирования и закрепления речевых навыков, развития лексико-грамматической стороны речи параллельно с развитием неречевых психических процессов. Чтобы работа с картинками для ребенка была привлекательной и занимательной, ее лучше проводить в сочетании с игровыми приемами: «Картинки из корзинки», «Веселый поезд», «Поле чудес», «Занимательное лото» и др. Подобное использование картинок позволяет логопеду разнообразить не только содержание работы с ними, но и форму их преподнесения ребенку. В результате одни и те же картинки каждый раз включаются в содержание занятий по-новому, что не утомляет ребенка, не снижает его мыслительной и речевой активности.

Из общепринятых технических средств в кабинете логопедической помощи имеются магнитофон, диктофон. Они используется для музыкального сопровождения динамических пауз, демонстрации звуков окружающего мира, записи и последующего прослушивания детских высказываний. Последнее особенно эффективно, когда ребенок слышит свою речь в записи, оценивает ее качество, отмечая недостатки или достижения.

Из специфических технических средств кабинет оснащен аппаратом АКР-01 «Монолог», логопедическим тренажером «Дельфа-142», компьютерной программой «Учимся говорить правильно».

Приведем примеры использования этих средств.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса. Визуализировать процесс выдоха, проследить его силу и длительность позволяют упражнения «Погаси свечи», «Остуди чай» на логопедическом тренажере «Дельфа-142». Занимаясь на тренажере, дети контролируют процесс плавного и длительного голосоведения в упражнениях «Украсим елочку», «Вытянем репку», «Полетаем вместе с бабочкой», «Подводное путешествие» и др. В ходе выполнения этих упражнений движения анимационного персонажа на мониторе зависят от качества отрабатываемого навыка. Например, ребенок может «зажечь» на елочке все огоньки, если будет непрерывно произносить звук или слоговую цепочку, а бабочка летает тем дольше, чем длительнее произносится звук. Четкость произнесения отдельных согласных звуков, слогов дети отрабатывают в упражнениях «Веселый паровозик», «Фонтан», «Накроем на стол», «Меткий стрелок» и др.

Большое внимание на логопедических занятиях уделяется развитию фонематического слуха и фонематического восприятия. Традиционные упражнения чередуются с заданиями, которые дети охотно выполняют с помощью компьютерной программы «Учимся говорить правильно». Они с большим интересом слушают и узнают звуки, которые издают музыкальные инструменты, бытовые предметы, домашние животные и птицы, транспортные средства, различают голоса членов семьи. Процесс слушания, узнавания и различения сопровождается называнием объектов и производимых ими действий (например: мама говорит, телефон звонит, автомобиль едет, собака лает и т.п.), что обогащает и активизирует словарь детей.

Логопедический тренажер и программа «Учимся говорить правильно» активно используются для формирования лексико-грамматической стороны и развития связной речи. Так, в заданиях «Назови признак», «Подбери действие» дети подбирают необходимые слова, ориентируясь на картинку на экране компьютера. Выполняя задание «Подскажи слово», дети читают предложение и добавляют недостающее слово, а в упражнении «Составь предложение» составляют предложение из предъявленных слов, расставляя слова в правильной последовательности. Большое количество заданий направлено на развитие связной речи. Среди них «Составь рассказ-описание», когда дети последовательно описывают предмет по предъявленной на экране схеме, «Перескажи рассказ» (дети пересказывают прослушанный текст, опираясь на серию картинок, предварительно расположив их на экране в правильной последовательности) и др.

Указанные выше технические средства включаются в работу с заикающимися детьми в ходе закрепления навыка плавного голосоведения и правильной речи. Они используются с детьми с дизартрией для развития произносительных навыков, а при общем недоразвитии речи - с целью развития всех речевых компонентов.

Аппарат АКР-01 «Монолог» предназначен для коррекции речи и закрепления речевых навыков. Укомплектованный различными функциями (звукоусиление, звукозаглушение, метроном, «Эхо») аппарат эффективно используется в работе с детьми, имеющими нарушения темпо-ритмичес-кой организации речи. Так, при работе аппарата в режиме «Звукоусиление» эффект наступает благодаря изменению привычной для ребенка громкости собственной речи. В результате ребенок во время речи прилагает меньше усилий, что, с одной стороны, уменьшает фиксацию на процессе говорения, и, с другой стороны, снижает судорожный компонент заикания.

Режим «Эхо» уникален эффектом отставной речи, который связан с нарушением обратной слуховой связи. Воспринимая собственную речь с некоторым запаздыванием, ребенок начинает говорить медленнее, четче, в результате улучшается качество звучания, постепенно формируется навык речевого самоконтроля. Данный режим результативен в работе с заикающимися детьми (из-за замедления речи значительно снижается судорожная симптоматика, что облегчает ребенку процесс говорения) и с детьми с ускоренным темпом речи. При использовании функции «Метроном» происходит ритмическая стимуляция речевого высказывания, что также положительно сказывается на качестве речи.

Нужно отметить, что возможность варьировать в различных комбинациях и сочетаниях заложенные в аппарате функции позволяет осуществлять индивидуальный подход и дифференцированный режим для каждого ребенка, добиваясь тем самым высокой эффективности в преодолении различных речевых расстройств.

Следует отметить и такую форму предъявления наглядности, как компьютерная презентация, которая позволяет логопеду систематизировать и организовать иллюстративный материал с учетом автоматизируемого звука, отрабатываемого лексического и грамматического содержания, развиваемых неречевых психических процессов. Сопровождение заданий эффектами анимации дают детям возможность осуществлять контроль за правильностью выполнения заданий.

Замечено, что использование технических средств не только формирует и развивает различные навыки, но и организует детей, делает их более собранными, сосредоточенными, мотивирует на более качественное выполнение предлагаемых заданий. Возможность находиться в наушниках, держать микрофон, говорить в него, манипулировать компьютерной мышкой является мощным мотивационным стимулом для мальчиков, которые составляют большую часть всего контингента детей, посещающих занятия

на базе кабинета логопедической помощи. Использование наглядности, технических средств создает и поддерживает у детей устойчивый интерес к занятиям, активизирует мыслительную и речевую деятельность, что в целом способствует эффективности логопедической работы.

Список литературы:

1. Белякова Л.И. Логопедия: Заикание. / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова -М.: Академия, 2003. - 208 с.

2. Дошкольное образование. Словарь терминов / сост. Н.А. Виноградова и др. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 400 с.

3. Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя детского сада / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; под ред. Ф.А. Сохина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 223 с., ил.

4. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. / И.Ф. Харламов. - 7-е изд. - Мн.: Университетское, 2002. - 560 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУПНОМАСШТАБНЫХ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В РАМКАХ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

© Зиновьева М.С.*, Мухин А.С.*

Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

В данной статье рассматривается возможность использования крупномасштабных картографических произведений в качестве средств обучения в рамках школьной географии. Анализируя взаимосвязи крупномасштабных карт с основными принципами восприятия, авторы выделяют преимущества применения подобных карт в школьном географическом образовании.

В современной школьной географии вопросу работы учащихся с картографическими произведениями крупного масштаба уделяется недостаточно внимания. Можно утверждать, что в школьной программе по географии по данной проблематике обнаруживается определённый пробел. Фактически, знакомство учеников с крупномасштабными планами и картами происходит в VI классе в рамках раздела «План и карта». Затем происходит гигантский скачок с крупного масштаба на мелкий - глобус, и в

* Кафедра Социальной психологии.

* Аспирант кафедры Методики обучения географии и краеведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.