ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ И МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Нельзина Елена Николаевна
канд. педагог. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Грекова Мария Фёдоровна
студентка Z751 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
THE USAGE OF VISUAL MODELING IN MASTERING DIALOGICAL AND MONOLOGIC SPEECH FOR CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
Elena Nelzina, Ph.D.
Associate Professor, Methods of Teaching Foreign Languages Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail:[email protected]
Maria Grekova
Student of the Faculty of Foreign Languages, group Z751 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Аннотация: освещен вопрос об актуальности и эффективности применения наглядного моделирования в обучении говорению на английском языке детей дошкольного возраста. Предлагаются разработанные символы для моделирования опор. Рассматриваются возможности их использования в обучении диалогической и монологической речи.
Ключевые слова: моделирование, условные знаки, знаково-символическая деятельность, диалогическая и монологическая речь.
Abstract: in this article the question of the relevance and efficiency of usage of visual modeling in improving speaking skills for children of preschool age is covered. The article offers developed symbols for supporting simulations. The peculiarities of its usage on different stages of mastering dialogical and monologic speech are emphasized.
Key words: modeling, conventional signs, sign-symbolic activity, grammar toys, dialogical and monologic speech.
Одной из основных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями, является целостное и всестороннее развитие ребенка, в том числе и средствами иностранного языка. Развивающая цель предусматривает развитие психических функций, специальных способностей, необходимых для овладения иностранным языком (фонематического слуха,
имитационных способностей, способности к догадке, способности к различению), развитие эмоциональной сферы и расширение кругозора детей дошкольного возраста.
Несмотря на небольшое количество языковых и речевых средств, дошкольники уже с первых занятий учатся взаимодействовать на иностранном языке в игровой форме. Однако даже игра не всегда облегчает запоминание иноязычного материала. Известно, что у детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление. Облегчить овладение лексикой и грамматическими структурами, а также удержать в памяти содержание небольших монологических и диалогических высказываний может помочь наглядное моделирование. Главная сложность у дошкольников даже при обучении говорению на родном языке возникает в связи с необходимостью запомнить содержания речи. Дошкольники, в основной своей массе, не умеют читать, поэтому не могут воспользоваться письменным планом, тем более на иностранном языке, и это усложняет процесс обучения. Чтобы дети могли запомнить содержание произносимых реплик, монологических высказываний, необходима знаково-символическая наглядность, наглядное моделирование, которое облегчит детям осознание языковых единиц и связей между ними.
Моделирование в современных исследованиях рассматривается с разных позиций: как «общая интеллектуальная способность» (Л.А. Венгер, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская и др.), или как «вид знаково-символической деятельности» (Г.А. Глотова, С.А. Лебедева, Н.Г. Салмина и др.). Актуальность использования наглядного моделирования состоит в том, что наглядный материал у детей дошкольного возраста усваивается намного продуктивнее вербального, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала на основе зрительного ряда, и, что немаловажно, знаковая деятельность по своей природе близка и понятна ребенку, поскольку в ведущем виде деятельности дошкольника, игре, дети постоянно замещают предметы и действия жизни игровыми.
Метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым позволяет дошкольнику с помощью специальных схем, моделей, в наглядной и доступной для него форме зрительно представить слово, предложение и научиться практическим действиям с ними. Примером использования моделирования в обучении английскому языку может являться учебный курс Е.А. Воронцовой, включающий в себя систему средств знаково-символической и ситуативной наглядности «Грамматические игрушки» (набор двухмерных предметов (символов и знаков) для моделирования базовых речевых образцов английского языка), которые помогают формировать устойчивые лексико-грамматические навыки, создавая условия для развития устно-речевых умений.
Опыт наглядного моделирования Т.П. Блудовой и Е.А. Воронцовой показал, что при развитии диалогических и монологических умений на английском языке дошкольники испытывали меньше трудностей в содержательном плане, если у них была зрительная опора в виде символов.
В ситуациях знакомства, в диалогах об игрушках Т.П. Блудова предлагала условные знаки, которые «представляют своего рода загадку, рисуночное и жестовое «письмо», код, с помощью которого можно «зашифровать» звучащую речь» [1, с. 11]. Разработанная ею система символов и соответствующих им жестов (для 50 базовых лексических единиц - ядро вокабуляра первого года обучения) - это заместители письменной формы английских слов. Например, условные знаки Т.П. Блудовой:
у — give — давать - движение от себя;
t — up — вверх - движение рукой вверх; | — down — вниз - движение рукой вниз.
А существительные выполняются в виде рисунков в стиле кроки (рис. 1):
В формировании навыков наглядного моделирования выделяют три этапа: усвоение и анализ сенсорного материала; перевод его на знаково-символический язык; работа с моделью. При этом решаются следующие дидактические задачи:
1. Знакомство с графическим способом представления информации;
2. Формирование навыка дешифровки модели;
3. Формирование навыка самостоятельного моделирования [5].
На основе изученного опыта по моделированию нами были разработаны символы, которые могли бы облегчить запоминание и воспроизведение материала на английском языке. Дошкольники могут с интересом откликнутся на предложение педагога создать свою знаковую систему «секретной» шифровки, активно обсуждая каждый вводимый знак.
Смайлики - замечательное «изобретение» современности, поэтому их можно использовать при разработке своей системы символов.
take — брать - движение к себе;
a girl
a boy
Таблица 1
Система смайликов
Слова -признаки: смайлик в колпачке В спомогательные глаголы Слова-действия - смайлики с руками и ногами Местоимения
Colour — to play football
(М) Big т. „ — to run — You
д _ Small ' — с walk Ж Vas^ — She
fr Long ,. • © • « • « - - Have(got) — to swim t — He
<§ — Short © - Has (got) to drink ©—,,
Речевой этикет
— Hello / Hi — Thank you — Bye/ Goodbye — How are you? — A boy / A girl
Как же рассказать о себе, ответить на вопросы: «Как тебя зовут», «Сколько тебе лет»? Детям объясняется, что в каждом смайлике спряталось слово или даже несколько слов. «Вот этого волшебного смайлика зовут "I" Он показывает на себя и называет себя. Давайте покажем на себя и назовем себя». «У нашего смайлика "I" есть самый любимый предмет - корона "Ат" (они даже одного цвета), он любит ее надевать и никому ее не отдает. В этой короне очень важно говорит "I ат". Давайте назовем их вместе - "I ат" (рис. 1).
Сегодня они научат нас говорить о себе: "Who are you?" "I am Alex" (табл. 1). Кто хочет рассказать о себе? Также мы используем эту конструкцию, когда надо ответить на вопрос, сколько тебе лет: "How old are you?" - "I am 6". Игровая ситуация «Звонок из Англии»:
- Hello! - (Hello!)
- Who are you? —
Alex
(I am Alex)
* A.4 '.x - - ,
'^r'' о. (I am 6)
- How old are you?
- Goodbye! - ' (Goodbye!)
А этих разноцветных смайликов зовут «БЬе» 1^<Не» ^^ «И» Они тоже хотят красивую корону, но у нас есть только черная корона «Ь» ш. Каждому из этих разноцветных смайликов подарим по короне «Ь», и в ней они будут звучать так:
Ш ш
■ С77) ■
Не 1Б. ^^ II 1Б.
She is.
Когда нам надо ответить на вопросы про него или ее или какой-то предмет, эти смайлики в коронках нам помогут: С2) а ....
А если надо задать вопрос, смайлики думают, снимают корону, кладут ее впереди себя, вот так получатся вопрос: What Ш (2) ?
У нашего смайлика «I» (he, she, it) есть волшебная палочка «сап» х Когда он берет ее в левую руку, то может всё: даже умеет летать - «I can fly». Игра «Умейка (с палочкой): Что умеете вы?» Педагог задает вопросы («Сап you
sing?»), дети отвечают по модели X' х ... «I can sing» и выполняют действие. Когда надо задать вопрос, палочку перекладывают в правую руку, впереди себя, и спрашивают.
Какие еще волшебные вещички есть у разноцветных смайликов в волшебном сундучке? Вот этот желтый рюкзачок «Have (got)» - «I», он тоже желтого цвета, как и смайлик «I», и смайлик «I» всё в него складывает и хвастается «I have (got) а.», даже если это в рюкзак не помещается: I have (got) а father. Давайте похвастаемся, как «I». Игровая ситуация «Аукцион хвастунишек»: кто последний скажет фразу «I have (got) a.», не повторяясь, тот и побеждает. А у «he, she, it» синий рюкзак («Наs (got)»), один на всех, они не хвастают, а рассказывают о том, что это есть у него, нее (игра-диалог).
Речевое действие в диалоге является ключевым звеном, необходимым для реализации коммуникативной цели. При разработке содержания ситуаций для дошкольников необходимо четко указать цель их речевого действия, которая вызвала бы в памяти соответствующие реплики. С помощью таких моделей-игрушек, детям предлагается обыгрывать английские речевые образцы. Например, данные опорные схемы (модели) можно использовать в дальнейшем при организации элементарного диалога-расспроса или диалога этикетного характера, когда более активен один участник (в частности, например, педагог), а ребенок просто отвечает на его вопросы, при затруднении педагог может предложить ему знакомые опоры-подсказки. Например:
Who are you, a boy or a girl? I am a girl. - V—v Puc. 2
Can he swim? - ^ ^ s^cw Puc 3
Данные опорные схемы используются на этапе подготовленной (репродуктивной) речи, которая представляет собой предварительно подготовленные по содержанию и по форме высказывания, на основе учебного материала, усвоенного ранее.
Для лучшего запоминания реплик диалога можно создавать модели-схемы диалогов, объединяя несколько моделей, соединяя диалогические единства в микродиалог. Например, схема «Знакомство» (табл. 2).
Таблица 2
Схема «Знакомство»
1 ребенок 2 ребенок Реплики
щ Hello / Hi! Hello / Hi! Поздоровайся
шш What is your name? My name is... Скажи, как тебя зовут.
How are you? I am fine. Спроси, как дела?
nh & tíf éé Goodbye! Bye-bye! Попрощайся.
ffii Goodbye! Bve-bve! ^
Конечно, при однократном использовании диалога, даже с применением наглядного моделирования, не происходит формирование необходимых умений, необходима, по определению Красильниковой В.С., система «константных и аналогичных ситуаций». В ней базовая константная ситуация, моделирует основные типы взаимодействия между его участниками и речевое наполнение, к ней предлагается несколько аналогичных ситуаций, в которых речевые действия остаются неизменными - меняются только обстановка и участник. Данный принцип формирования коммуникативных умений в вариативных условиях автор рекомендует сделать основой планирования
работы по обучению диалогической речи детей дошкольного возраста [2, 3, 4], а применение наглядного моделирования облегчит ее.
В век интернет-ресурсов доступно и интересно использование в качестве условных заместителей силуэтных и предметных картинок Педагог точно знает цель речевого действия: каким должен быть вопрос - каким ответ, но как указать ее детям, чтобы вызвать в их памяти соответствующие реплики: например, для продавца, для покупателя. Такая инструкция, в виде картинного плана (алгоритма диалога), представлена в табл. 3.
Таблица 3
Алгоритм диалога
Продавец
Покупатель
Good morning. Good morning. Поздоровайтесь.
What can I do for you? Give me a ..., please. Попросите дать что-то.
Take it, please. Here it is / Here you are. Thank you. Будьте вежливы.
3 roubles, please. Here you are.
Thank you. Good-bye. Good-bye!
Не забывайте прощаться.
Good-bye
Рассмотрим возможности работы с символами при развитии монологических умений. Это могут быть условные обозначения, модели, картинки, в которых зашифрован смысл высказывания. Например, для описания животных включить в систему символы, обозначающих диких или домашних животных, их качества (заяц трусливый, волк злой (эмоции смайликов) и т. д.), что любят есть, какие действия могут совершать и т. д. После прослушивания образца преподавателя дети составляют свои высказывания про других животных, опираясь на модели (табл. 4) [3].
Таблица 4
Схема описания игрушки, животного (от лица персонажа)_
>4^ ЪЩ А ъ
Поздоровайся Hello! Представься, кто ты. I am a dog. Какого ты размера? I am small. Какого ты цвета? I am brown. Что ты можешь делать? I can run! I can jump! и т д.
Элементарное монологическое сообщение о себе типа: «I am Alex. I am a boy. I am 6. I am from Russia» для знакомства с гостями из Англии, цель речевых действий: «Расскажи, как тебя зовут, кто ты, сколько тебе лет, где ты живешь», и схема будет выглядит так (табл. 5):
Таблица 5
Схема рассказа про себя
4 5 б 7 S
Оперируя такими разными моделями, дошкольник может легко составлять мини-рассказы о себе, своей семье, любимой игрушке, питомце и др., а в дальнейшем при целенаправленной работе на этапе формирования навыка самостоятельного моделирования сможет сам «зашифровать» свои высказывания, в том числе загадки. Например: «I am green. I am long. I am not small. I can swim. I can walk. I cannot jump. What am I? (I am a crocodile)» (табл. 6).
Таблица 6
Схема кодирования своего высказывания
<5
Таким образом, использование опор позволяет решать сразу две практические задачи в обучении иностранному языку - определять содержание своего высказывания и одновременно оформлять его в речи в соответствии с нормами языка, так как применяемые опоры «носят комплексный характер, программируя содержательную и лингвистическую стороны высказывания» [3, с. 202]. Помимо решения практических задач овладения монологической и диалогической речью на иностранном языке, моделирование способствует развитию психических процессов, таких как, внимание, воображение, память, мышление и способствует эмоциональному восприятию иноязычного материала.
Список литературы
1. Блудова Т.П. Использование условных знаков в обучении детей дошкольного возраста английскому языку [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1997. - URL: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/ispolzovanie-uslovnyh-znakov-v-obuchenii-detej-doshkolnogo-vozrasta-anglijskomu.html (дата обращения: 03.04.2022).
223
2. Воронцова Е.А. Грамматические игрушки: интерактивное пособие для обучения грамматике английского языка детей 6-8 лет. - М.: Детство-Пресс, 2010.
3. Вронская И.В. Методика раннего обучения английскому языку. - СПб.: КАРО, 2015.
4. Красильникова В.С. Организация внеурочного обучения английскому языку младших школьников в условиях продленного дня. - Л., 1985.
5. Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей [Электронный ресурс] / Г.И. Панфиленко, Л.В. Кудрина, Н.П. Кислинская, Г.Е. Лагоша // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа: Лето, 2015. - С. 74-77. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7514/ (дата обращения: 03.04.2022).