Научная статья на тему 'Использование мультимедийных технологий в преподавании иностранного языка'

Использование мультимедийных технологий в преподавании иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6956
968
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Информационные технологии / мультимедийные средства / Преподавание иностранного языка

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еременко Мария Владимировна, Пашукевич Юлия Сергеевна

Статья посвящена вопросам использования мультимедийных технологий в обучении иностранному языку. Мультимедийные средства являются эффективной образовательной технологией, однако степень и глубина их внедрения в процесс обучения должны быть оправданы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование мультимедийных технологий в преподавании иностранного языка»

УДК 378.164 ББК 74

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

М. В. Еременко, Ю. С. Пашукевич*

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 192171, Санкт-Петербург, ул.Седова, 55/1

В настоящее время информационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Сейчас практически невозможно найти сферу деятельности человека, где часть задач не решалась бы с помощью компьютера и сети Интернет. Активное использование информационных технологий наблюдается также в сфере образования.

Последние достижения в области высоких технологий предоставляют преподавателям обширные возможности для совершенствования учебного процесса и его перевода на качественно новую основу. Появилась возможность передавать информацию различными программно-аппаратными средствами, которые позволяют обработать информацию в звуковом и зрительном видах, т. е. мультимедийными средствами.

Применению мультимедийных технологий отводится значительная роль в современной методике преподавания иностранных языков. Использование электронных словарей, энциклопедий, интерактивных учебников и пособий, игр, Интернет-ресурсов, тренажеров, электронных презентаций и т. д. позволяет повысить эффективность усвоения материала.

Традиционно процесс обучения иностранному языку предполагает передачу теоретических сведений и выработку умений и навыков, необходимых для успешной коммуникации в рамках изучаемой дисциплины. Применение мультимедиа может позитивно сказаться сразу на нескольких аспектах учебного процесса. В условиях аудиторной формы обучения преподаватель не всегда имеет возможность уделить должное внимание каждому обучающемуся, что приводит к потере мотивации к обучению и понижению уровня знаний, умений и навыков. Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые предпочитают

* Еременко Мария Владимировна, ассистент. Тел.: 8 911 918 01 40; e-mail: mumzella@mail.ru. Пашукевич Юлия Сергеевна, ассистент Тел.: 9 911 214 86 23; e-mail: feelathome@inbox.ru

учиться посредством чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видео, и т.д.

Использование мультимедийных средств на занятиях по иностранному языку позволяет реализовать личностно-ориентированный подход, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, т. е. активизирует деятельность студентов, повышает заинтересованность в предмете и дает возможность организовать самостоятельную работу каждого учащегося с учетом его возрастных, психологических особенностей и уровня владения языком. «Работая с мультимедиа-средствами, ученики могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они изучают именно тот материал, который их интересует, повторяют изучение столько раз, сколько им нужно, что способствует более правильному восприятию» [4].

Одним из главных преимуществ использования мультимедийных средств является то, что они позволяют организовать разнообразную учебную деятельность учащихся, предоставляя различные способы расширения словарного запаса и знакомства с новыми образцами высказываний, улучшения запоминаемости изучаемых конструкций языка и взаимосвязей между этими конструкциями, тренинга определенных умений и навыков.

Обращение на занятиях к аудио- и видеоматериалам (песням, обучающим фильмам с различной тематической направленностью, программам новостей, телепередачам, рекламным роликам и т. п.) также способствует разнообразию учебной деятельности студентов и позволяет искусственно создать языковую среду, погрузить учащихся в реалии действительности другой страны и, таким образом, сформировать не только языковую, но и социокультурную компетенцию. Мультимедиа-технологии позволяют сделать учащегося не только созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, оперативного использования.

Значительную роль в процессе модернизации образования играют различные Интернет-ресурсы. Во-первых, данные ресурсы реализуют важный в современной методике преподавания иностранного языка принцип аутентичности. Использование неадаптированных текстов из зарубежных газет и журналов, различных сайтов и других источников позволяет изучать язык в его современном функционировании. Широкие возможности для эффективного усвоения языка предоставляют чаты, различные виды Интернет-телефонии (Skype), программы «мгновенных сообщений» (ICQ, QiP), «социальные дневники» (LiveJoumal) и «социальные сети» (Facebook), а также видеоконференции. Данные средства коммуникации позволяют осуществлять «живое» общение с носителями языка в ситуации «здесь и

сейчас». Это также способствует погружению учащихся в естественную языковую среду без дополнительных материальных и временных затрат и формированию коммуникативной компетенции.

Важно отметить, что Интернет-ресурсы помогают сделать процесс изучения иностранного языка более увлекательным, так как предоставляют возможность преподавателям варьировать способы подачи информации и сделать обучение практически направленным. Более того, в связи с тем, что Интернет-технологии являются одним из важнейших источников информации в современном обществе, при включении их в обучение студенты приобретают необходимые навыки использования ресурсов сети Интернет.

Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс помогает совершенствоваться не только обучающимся, но и преподавателям, т. к. предоставляет возможность обмениваться методическим опытом с отечественными и зарубежными коллегами.

Одним из преимуществ использования мультимедийных средств является также тот факт, что они способствуют оптимизации системы контроля и самоконтроля, тем самым облегчая работу преподавателя, а также развивая самостоятельность обучающихся. Благодаря использованию компьютерных тестов учащиеся получают возможность самостоятельно проконтролировать степень усвоенности изученного материала и, при необходимости, повторить его.

Интегрирование мультимедийных средств в процесс образования способствует экономии расходования материалов преподавателем и учебными заведениями. Благодаря появлению компьютеризированных классов, мультимедийных пособий, интерактивных досок и других мультимедийных средств сокращается потребность в печатных изданиях и дополнительных раздаточных материалах.

Необходимо упомянуть о том, что введение мультимедийных технологий в образовательный процесс может носить как положительный (способствовать эффективности обучения), так и отрицательный характер (при неправильном или неуместном использовании средств мультимедиа). Очевидно, что решение проблем уместной и оправданной информатизации обучения должно осуществляться комплексно. Выделяется два возможных направления внедрения средств мультимедиа в учебный процесс. Первое из них связано с тем, что «такие средства включаются в учебный процесс в качестве “поддерживающих” средств в рамках традиционных методов системы образования» [2]. В этом случае мультимедиа-ресурсы выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации работы учителей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний студентов.

Внедрение мультимедиа-ресурсов в рамках второго направления «приводит к изменению содержания образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения ресурсов в отдельных учебных дисциплинах» [2]. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности обучающегося. Использование мультимедиа технологий будет оправданным в том случае, если обучение в полном объеме без их использования невозможно или затруднительно.

При применении мультимедийных средств в методике преподавания иностранного языка целесообразным представляется вводить их в качестве «поддерживающих», а не в качестве основных, так как специфика обучения иностранному языку предполагает ключевую роль преподавателя, который не только руководит процессом обучения, но и является его непосредственным участником.

Важно подчеркнуть, что чрезмерное использование информационных технологий может привести к некоторым негативным результатам. Например, в результате повсеместного обращения к мультимедийным средствам происходит свертывание социальных контактов, сокращение социального взаимодействия и общения. Общение посредством различных коммуникаторов (Skype, Facebook) является эффективным, однако оно не способно полностью заменить «живое» общение.

Неоднозначной представляется роль средств мультимедиа при использовании интерактивных учебников. Обратная связь в данном случае не выходит за пределы параметра «верно-неверно». Интерактивный фактор, фактор неожиданности, нестандартного ответа, свертывания смысла при этом полностью исключается, что еще раз подчеркивает необходимость участия преподавателя в обучении иностранному языку.

Еще одним недостатком чрезмерного использования информационных технологий является тот факт, что, если учащемуся одновременно демонстрируют информацию разных типов, он отвлекается от одних видов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важные сведения. Сложные способы представления информации отвлекают учащихся от изучаемого материала, что вновь напоминает о необходимости четко понимать и уметь определять, насколько глубоко мультимедийные средства должны быть интегрированы в процесс обучения.

Следует отметить, что переход к использованию мультимедийных средств сопряжен и с другого рода трудностями: недостаточная степень технической оснащенности во многих образовательных учреждениях не позволяет в полной мере использовать возможности, предоставляемые информационными технологиями. Неполная укомплектованность учебных

аудиторий препятствует действительному применению мультимедийных средств в обучении.

Кроме того, любая деятельность, связанная с использованием технических средств, не обходится без сбоев, которые могут приводить к прерыванию учебных занятий и вынуждать преподавателей привлекать дополнительные материалы.

Из-за дифференцированного подхода к обучению, невозможности работать по единой программе и многообразия мультимедийных средств также затрачивается большее количество времени на отбор и адаптацию материалов при подготовке занятия. В связи с этим у преподавателей возникает потребность самостоятельно моделировать учебные курсы.

Однако на данный момент не все преподаватели готовы к модернизации учебного процесса с помощью мультимедийных средств из-за недостаточной осведомленности в сфере компьютерных технологий. Таким образом, возникает необходимость в подготовке квалифицированных специалистов, в проведении различных курсов повышения квалификации, на которых преподавателей не только познакомят с техническими средствами, но и научат создавать мультимедийные курсы и методически обоснованно использовать их в учебном процессе.

Необходимо также подчеркнуть, что к каждой мультимедийной программе должна быть составлена методическая записка, в которой указывается, на какую аудиторию рассчитана программа, виды умений, которые вырабатываются с ее помощью, на каком учебном материале она базируется, на какое количество часов она рассчитана, место данной программы в учебном процессе и т.д., то есть, «программа должна иметь сценарий по использованию для возможности применения ее другими педагогами» [5].

В заключение отметим, что процесс обучения иностранному языку является сложной, постоянно развивающейся системой. Следовательно, преподавателям необходимо использовать в своей работе те возможности, которые появляются в современном мире. На сегодняшний день ими являются мультимедийные средства. Они представляют собой эффективные образовательные технологии благодаря присущим им качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

Использование мультимедийных технологий позволяет формировать и развивать умения и навыки чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности (учебные и аутентичные материалы);

формировать и развивать умения и навыки аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет; совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кем-то из учащихся материалов сети, а также совершенствовать умения диалогической речи посредством применения различных устных коммуникаторов; совершенствовать умения письменной речи, составляя ответы партнерам по переписке; пополнять словарный запас лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества, используя аутентичные тексты из страны изучаемого языка; получать культуроведческие знания, включающие в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.

Работа с компьютером способствует повышению интереса к учебе, дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием материала, так как студенту предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари. Работая на компьютере, студенты получают возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Однако необходимо помнить, что компьютерные технологии не определяют содержание обучения - они являются лишь эффективным средством обучения иностранному языку. Использование информационных технологий должно мотивироваться их необходимостью, а не быть данью моде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов: 25 000 слов и словосочетаний. М.: Азбуковник, 2003.

2. Использование мультимедия-технологий в общем среднем образовании / Институт дистантного образования Российского университета дружбы народов, 2006. URL: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/vved.html

3. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера: В вопросах и ответах. СПб.: Издательство «Союз», 2001.

4. Насибуллин Э.Н. Об эффективности информационных технологий обучения. URL: http://www.tiei.ru/ppage/pages/57/HTML/nasibullin/htm

5. Овсишер Г.М., Овсишер М.В. Интернет и образование: первые шаги // Стратегии обучения английскому языку: теория и практика. Самара, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.