Научная статья на тему 'Использование мультимедийных технологий при подготовке инженеров в области проектирования РЭС'

Использование мультимедийных технологий при подготовке инженеров в области проектирования РЭС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование мультимедийных технологий при подготовке инженеров в области проектирования РЭС»

Наумова И.Ю., Герасимов А.А.

Пензенский государственный университет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РЭС

Повышение качества образования в настоящее время связано с использованием в современном процессе обучения новейших образовательных технологий, а именно мультимедийных технологий.

Теория мультимедийного обучения была разработана педагогом-психологом Ричардом Э. Мейером, который проводил различные исследования, и они показали, что студенты, изучающие мультимедиа, включающие в себя анимацию с последовательным повествованием, были лучше в передаче вопросов, чем те, которые изучают мультимедиа с элементами анимации и отдельно текстовые материалы. То есть, они были значительно лучше, когда приходило время применить то, что они усвоили, пройдя мультимедийный курс, а не мономедийный (только визуальное обучение). Эти результаты были, затем позднее подтверждены другими группами исследователей [1,2,3] .

Современное развитие информационных технологий в том числе при проектировании и производстве радиоэлектронных средств накладывает свои особенности при обучении.

В соответствии с требованиями к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата (седьмой раздел ФГОС ВПО), осуществление компетентного подхода должно предусматривать широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (мультимедийных технологий, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) [5] .

Количество часов занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий. В то же время, занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40% аудиторных занятий.

Таким образом, неизбежно возникает необходимость использования прогрессивных методов обучения с широким использованием аудио- и видеоматериалов.

Одним из наиболее эффективных путей решения поставленной задачи, с нашей точки зрения, является использование мультимедийных образовательных технологий в проектировании РЭС.

При этом имеются и некоторые расхождения в определении понятия «мультимедиа»:

- технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;

- информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;

- компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;

- компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;

- особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т. п.).

Известно, что мультимедийное обучение является оптимальным только в том случае, ко-гдавербальныйивизуальныйматериал представлены синхронно.

При реализации методики мультимедийного обучения следует придерживаться пяти основных принципов :

1 Принцип доступности. Материал с презентации должен быть простым, понятным и доступным с «первого взгляда» обучающемуся студенту.

2 Принцип пространственной связи. Студенты обучаются лучше, когда слова и соответствующие им картинки представлены на странице или экране рядом, и по смыслу связанные между собой.

3 Принцип временной связи. Студенты обучаются лучше, когда слова и соответствующие им картинки представлены синхронно, а не последовательно.

4 Принцип доступности. Предлагаемый материал должен быть доступен студентам со слабой эрудицией .

Несмотря на имеющиеся примеры успешной реализации мультимедийного обучения, следует отметить и проблемы, связанные с её использованием:

1 Отсутствие видео, аудио и 3D анимационных приложений, позволяющих более наглядно преподнести необходимый информационный материал при изучении конкретных пакетов прикладных программ САПР.

2 Отсутствие корректной русскоязычной поддержки изучаемых зарубежных программных продуктов.

3 Слабая подготовленность профессорско-преподавательского состава к разработке мультимедийного контента учебно-методических комплексов.

4 Слабое техническое оснащение ВУЗов мультимедийным оборудованием.

Внедрение современной компьютерной техники с использованием мультимедийного видеопроектора в процесс чтения лекций показало пути развития технологий обучения.

Достаточно широкие возможности построения презентации на основе PowerPoint позволяют демонстрировать изменение вариантов конструкции радиоэлектронных средств, начиная с конструирования детали и заканчивая сложными сборочными единицами или комплексами.

Конструкторское проектирование как дисциплина специализации содержит в лекционном курсе большое количество примеров конструкций. Для радиоэлектронных средств характерна иерархичность структуры и, следовательно, входимость изделий низшего порядка в изделия более высокого порядка. Это связано с построением размерных рядов и конструктивными особенностями изделий.

Освоение дисциплин конструкторского профиля - «Основы проектирования электронных средств»,

«Конструкторское проектирование радиоэлектронных средств», читаемых студентам специальности 210201 Проектирование и технология радиоэлектронных средств, «Основы конструирования и технологии производства радиоэлектронных средств» - для студентов специальности 201202 Радиотехника и радиоэлектронные системы - требует понимания разработки проектных решений в различных конструктивных исполнениях. Для радиоэлектронных средств характерно многообразие конструкторских способов обеспечения нормального теплового режима, защиты от климатических воздействий и конструкторские особенности обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств. Возможные пути практического решения некоторых задач при чтении лекций с использованием анимации и мультипликации приведены в [4] .

Однако для развития творческого подхода к конструированию студенту необходимо активное участие в процессе формирования конструкций, а именно самому вносить изменения в предлагаемые преподавателям конструкторские решения, проводить анализ, убеждаться в правильности этого предложения и принимать решения, оценивая конструкцию по заданным критериям. И это желательно осуществлять в

интерактивном режиме. Понятно, что в группе студентов не все могут достаточно быстро выполнять такие задачи. Но вопрос заключается в том, что студенты должны иметь техническую возможность осуществлять эти действия, а преподаватель должен располагать определенными программными средствами. Одним из путей решения такой работы на лекциях может быть использования интерактивных досок в специализированном классе проектирования, оснащенных компьютерной сетью. Имея перед собой компьютер и участвуя в активном творческом процессе, студент не только развивается как пользователь, но и как проектировщик, мыслящий быстро и оригинально

На презентации с помощью электронной интерактивной доски полнее и нагляднее предоставляется информация, ярче демонстрируются новинки программного обеспечения. Возможность вносить коррективы в демонстрируемый материал, наносить изображения и прямо с доски сохранять их в файл на компьютере делает электронные интерактивные доски все более популярным демонстрационным оборудованием.

Применение интерактивныхдосок обеспечивает презентациям больше наглядности; использование электронных досок значительно повышает эффективность занятий. Интерактивнаядоска - новые возможности представления информации.

Для преподавателя наступают «трудные времена»: он должен иметь соответственно подготовленный

лекционный материал, программные средства, не говоря уже о техническом оснащении аудитории.

Обучение использованию нового оборудования - важный элемент внедрения новых технологий в образовательный процесс. Не всегда преподаватель имеет достаточно времени, чтобы самостоятельно освоить новые возможности, которые предоставляют интерактивные доски Panaboard, поэтому возникает потребность в проведении обучения работе с новыми досками. Обучение работе с интерактивными досками повышает эффективность их использования в образовательном процессе, стимулирует творческую активность преподавателей.

Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Вот три из них:

1 Презентации, демонстрации и создание моделей. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.

2 Активное вовлечение студентов. Мотивация и вовлеченность студентов на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски.

3 Улучшение темпа и течения занятия. Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение лекции.

Преподаватели могут использовать электронную интерактивную доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башмаков, Л. И.Разработка компьютерных учебников и обучающих систем [Текст] : учебник / Л. И. Башмаков,И. Л. Башмаков. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. - 616 с.

2. Алексеева, М. Б. Технология использования систем мультимедиа [Текст] : учебное пособие / М. Б. Алексеева, С. Н. Балан. - СПб: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002.

3. Олифер, В. Новые технологии в обучении [Текст] : учебник / В. Олифер, Н. Олифер. - СПб.:

БХВ-Санкт-Петербург, 2000.

4. Андреев, П. Г. Использование мультимедийного видеопроектора в дисциплинах конструкторского

проектирования [Текст] : / П. Г. Андреев, И. Ю. Наумова // Университетское образование: сборник

статей XI Международной научно-методической конференции. - Пенза, 2007. - С. 71 - 73.

5 . http://www.imtsa.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.