характер. Как же быть с учебными программами и УМК, утвержденными на кафедрах как минимум на год, если содержание специальной дисциплины приходится формировать в течение учебного года? Тут тоже можно оправдаться тем, что учебные программы и УМК можно составить в общих и обобщенных формулировках и преподаватель сам всегда может решить какой материал подать.
Таким образом, преподаватели многих IT-дисциплин должны работать «в режиме реального времени», обновляя содержание обучения. Возникает очередной вопрос: при существующей форме оплаты многие ли ИТ-преподаватели с удовольствием занимаются подобным непрерывным поиском нового содержания для своего небольшого по объему курса и как быть преподавателю, если таких курсов в его «нагрузке» несколько? Возможно простое и распространенное решение этого вопроса: по возможности перейти на преподавание инвариантных по содержанию дисциплин. Такое решение неминуемо приводит к текучести и дефициту преподавателей определенных IT-дисциплин и как следствие падению качества подготовки будущих ИТ-специалистов. Другое решение: многие проблемы по актуализации содержания обучения могут быть решены мотивацией преподавателей. Мотивация профессорско-преподавательского состава, занимающихся в динамически развивающихся областях знаний (какими-то методами: специальными надбавками по результатам труда, повышением комфортности труда, снижением организационных нагрузок и др.) является необходимым условием, но не достаточным. Материальное стимулирование может привести к авральному перенасыщению содержания обучения научной информацией, во-первых, не относящейся к профилю будущего специалиста, во-вторых, превышающей учебную нагрузку данного уровня обучения. И кто будет контролировать уровень актуальности содержания обучения в узких предметных направлениях (особенно, если заведующий кафедрой, кто этим должен заниматься, не является специалистом данного профиля)? Решение проблемы актуализации содержания обучения ИТ-специалиста требует создания неких ориентиров и методологии оценки актуальности содержания обучения будущего IT-специалиста и непрерывного мониторинга актуальности содержания обучения.
Концептуальной идей является то, что в систему профессиональной подготовки будущего IT-специалиста в качестве требуемого «ориентира» актуализации содержания обучения может быть включена компетентност-ная модель готовности IT-специалиста к профессиональной деятельности, а функции контроля дать выпускающей кафедре, которой присваиваются особые полномочия и ответственность за готовность выпускника к профессиональной деятельности. Или эти функции могут быть присвоены дополнительному органу на факультете -департаменту по профессиональному развитию и мониторингу.
Введение на каждом факультете, особенно по динамически развивающимся IT-специальностям, юридической и физической единицы, отвечающей за профессиональное становление выпускника, изучение требований работодателя и актуализацию содержания обучения является объективной необходимостью в современных условиях модернизации высшего образования в России.
Использование мультимедийных средств
в обучении гуманитарным дисциплинам в ФГОУСПО «Йошкар-олинский строительный техникум»
И.Е. Алиева, О.П. Дудина (yost@list.ru)
ФГОУСПО «Йошкар-олинский строительный техникум», г. Йошкар-Ола
С каждым годом преподаватели учреждений профессионального образования все больше используют воз -можности современной компьютерной техники и телекоммуникаций непосредственно в учебной работе. В преподавании гуманитарных дисциплин в Йошкар-олинском строительном техникуме новые возможности, предоставляемые мультимедийными средствами, нашли самое разнообразное применение.
По мере внедрения современных мультимедийных технологий в образование происходит изменение культуры учебного заведения и роли преподавателя в учебном процессе. В связи со смещением акцента на самостоятельное приобретение студентами знаний, усиливается консультационная и корректировочная направленность обучающей деятельности педагога. Основную роль здесь играют мультимедийные технологии.
Остановимся на использовании на занятиях несложных мультимедийных документов, которые может создать сам преподаватель в программах Microsoft Word или Power Point. Программы просты в применении, но их роль в интенсификации урока и повышении его эмоционального воздействия на учащихся велика. Заметным достоинством документов Word является их относительно небольшая емкость и простота создания. Мы разра-
50
ИТО Марий Эл - 2009
батываем их для конкретных ситуаций, тем и групп, создавая бесконечно разнообразные варианты. При этом, такие документы не теряют достоинств мультимедиа: они ярки, красочны, позволяют обучающимся работать в индивидуальном режиме, расширяют возможности работы. Ценность созданных учителем презентаций в Power Point состоит в том, что материал в них дается учащимся компактно, в нужной последовательности; в нем нет ничего лишнего, все используется для достижения целей и задач конкретного занятия, в отличие от готовых фильмов и слайдов.
Мультимедийные средства стали объективной реальностью нашего времени. Вместе с ними в техникумы приходят новые формы и методы обучения, новая идеология мышления. Сами студенты готовят проекты в форме электронных презентаций и защищают их. Темы проектов предлагаются спорные или проблемные, например: «Смертная казнь: за или против», «Плюсы и минусы суда присяжных заседателей», «Смысл жизни с позиции разных философов», «Сходство и различия философии и религии», «Демократично ли государство, в котором мы живем?» и др.
Как считают многие педагоги, современные информационные технологии открывают учащимся:
- доступ к нетрадиционным источникам информации;
- повышают эффективность самостоятельной работы;
- представляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.
Информационные технологии помогают преподавателю:
- реализовать новые формы и методы обучения;
- получить дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого;
- организовать творческий поиск и совместную работу учащихся и учителей;
- использовать интеллектуальные формы труда.
Принципиальным вопросом в практическом применении мультимедийных средств является нацеленность на формирование у студентов позитивной мотивации на обучение. Особую значимость они приобретают при обучении студентов гуманитарным дисциплинам, так как мотивация к изучению данных предметов очень низкая. Мотивационная сторона является движущей силой человеческой деятельности, в состав которой входит и обучение. Современные компьютерные средства привлекают обучаемых богатством красок, мультимедийными возможностями, оперативным поиском интересующей их информации.
В случае использования мультимедийных средств и ресурсов в открытом и дистанционном обучении структура знаний формируется в виде некоторой упорядоченной сети, из которой студенты выбирают темы для изучения. Мы считаем, что данная форма работы особенно важна для студентов заочного отделения и студентов, обучающихся по дистанционной форме обучения.
Основные группы задач, решаемые с помощью мультимедиа, включают в себя:
- поддержку творческой учебной работы учащихся;
- обеспечение доступа всех участников учебно-воспитательного процесса к быстро растущим информационным фондам;
- обеспечение взаимодействия между педагогами, обмен педагогическим опытом и дидактическими материалами.
Наиболее доступным из мультимедийных средств является так называемый электронный учебник. Чем же так привлекают мультимедийные (электронные) учебники преподавателей и студентов? Дело в том, что знания, обеспечивающие высокий уровень профессиональной квалификации, всегда подвержены быстрым изменениям. Электронные учебники позволяют отслеживать эти изменения и обеспечивать высокий уровень подготовки специалистов.
Достоинства электронных учебников:
- наглядность представления материала (использование цвета, иллюстраций, звука, видео, анимации и т.д.);
- быстрая обратная связь (обеспечивается мгновенный контроль за усвоением материала);
- интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала;
- возможность регулярной корректировки учебника по мере появления новых данных (электронный учебник помогает студентам средних специальных заведений иметь отредактированную версию старого учебника или курса лекций в том случае, если нет одного учебника, наиболее соответствующего учебной программе);
- простота в применении.
К недостаткам существующих в настоящее время электронных учебников относят:
- отсутствие реального учета особенностей развития и степени подготовленности заявленного круга обу -чающихся;
- отсутствие компьютеров дома у всех обучаемых;
- ограниченные возможности групповой и коллективной работы;
- отсутствие реальной коммуникации, которую невозможно запрограммировать даже в интерактивном режиме.
Перечисленные недостатки не дают возможности использовать электронные учебники в качестве основного средства обучения, оставляя им вспомогательную, в основном, тренировочную роль.
Отдавая должное программе ЮНЕСКО «Образование для всех» и осознавая роль информационных технологий в этом процессе, мы разрабатываем мультимедийные средства обучения на основе доступного преподавателю и студенту программного обеспечения. Такими получились интерактивные мультимедийные электронные учебники «Основы философии» и «Основы права», размещенные на CD-диске. Особенно удобно использование мультимедийных средств при заочной и дистанционной форме обучения, т.к. в них вместе с лекционным материалом, упражнениями для практических занятий и лабораторных работ, тест-экзаменационными материалами и обучающими видеороликами, приводится рабочая программа учебной дисциплины, методические указания по работе с пособием, варианты контрольных работ, глоссарий, список тем творческих работ, список литературы. Кроме того, в них включаются презентации со студенческими проектами по наиболее интересным проблемам изучаемых тем. Учебник оформлен в программе Power Point с добавлением картинок, фотографий, таблиц, схем, диаграмм, звука, гиперссылок, что делает его более эмоциональным и запоминающимся. Кроме того, электронный учебник по философии оказывает неоценимую помощь при подготовке к экзамену в связи с отсутствием удачного единого учебного пособия, способного отразить в доступной форме весь спектр вопросов, вынесенных на изучение студентам негуманитарных специальностей учреждений среднего профессионального образования. Использование средств мультимедиа заметно повышает интерес к изучению социально-экономических дисциплин и способствует повышению знаний за счет использования традиционного классического содержания дисциплин в новой технологичной форме.
Как считает современная педагогика, телекоммуникационные технологии открыли совершенно новые возможности для образования:
- работа в компьютерных сетях актуализирует потребность молодежи быть членом социальной общности;
- повышается интерес к учебе и обретению новых знаний;
- преподаватели, не только существенно повышают свою информационную вооруженность, но и получают возможность общения со своими коллегами во всем мире;
- Интернет - это такой мощный инструмент воздействия на умы так, что недооценивать экономический и политический потенциал современных телекоммуникационных технологий нельзя.
Таким образом, все больше преподавателей осознают необходимость коренного изменения технологий обучения и самообучения. Они видят возможности, которые дает образованию мультимедиа, и стремятся максимально использовать их для совершенствования учебного процесса. Вне всякого сомнения, это приведет к переходу российского образования к более современной образовательной парадигме.
Литература
1. Информационные технологии при изучении английского языка / Г.В. Крапивина // Среднее профессиональное образование. -2007. - № 2.
2. Теоретические основы использования компьютерных программ в образовательной практике / И.А. Клюева // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 6.
3. Листрова, Л.В. Организация проектной деятельности школьников на основе Интернет-технологий / Л.В. Листова. - Воронеж: ВГПУ, 2001.
4. Попов, В.Б. Интернет-технологии и развитие образования / В.Б. Попов. - Воронеж: ВГПУ, 2001.
5. Информационное общество и новые педагогические технологии в образовательном процессе / Р.Л. Палтиевич, Т.А. Никитина // Среднее профессиональное образование. - 2005. - № 5.
6. www.vrn.fio.ru, www.thinkquest.org, www.bks.ru/russian.htm,www.ido.edu.ru.