Научная статья на тему 'Использование мультимедийных средств при изучении английского языка'

Использование мультимедийных средств при изучении английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
835
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА / MULTIMEDIA MEANS / КОГНИТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ / COGNITIVE MOTIVATION / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штаюра О.В.

Рассматривается использование мультимедийных средств как эффективной формы при обучении английскому языку. Создание презентаций и просмотр фильмов позволяет обогатить словарный запас учащегося, сформировать соответствующие компетенции, выступает в роли когнитивного мотиватора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Штаюра О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF MULTIMEDIA MEANS IN STUDYING ENGLISH

The article considers the using of multimedia is an effective form of teaching English. Creating presentations and watching movies the students enrich their vocabulary. Also creating presentations and watching movies form some competences and project as a motivator.

Текст научной работы на тему «Использование мультимедийных средств при изучении английского языка»

УДК 372.881

О.В. Штаюра, O.V. Shtaura, e-mail: oshtaura@mail.ru

Муниципальное автономное образовательное учреждение СОШ №15, г. Челябинск, Россия Municipal autonomous educational institution GES №15, Chelyabinsk, Russia

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

USING OF MULTIMEDIA MEANS IN STUDYING ENGLISH

Рассматривается использование мультимедийных средств как эффективной формы при обучении английскому языку. Создание презентаций и просмотр фильмов позволяет обогатить словарный запас учащегося, сформировать соответствующие компетенции, выступает в роли когнитивного мотиватора.

The article considers the using of multimedia is an effective form of teaching English. Creating presentations and watching movies the students enrich their vocabulary. Also creating presentations and watching movies form some competences and project as a motivator.

Ключевые слова: мультимедийные средства, когнитивная мотивация, познавательная деятельность

Key words: multimedia means, cognitive motivation, cognitive activity

Современные мультимедийные средства в настоящее время используются в образовательном процессе достаточно широко. Цель современного образования неполучение знаний как таковых -в отрыве «от реальности» - а именно формирование системы компетенций студентов и школьников, необходимых для успешной адаптации и профессиональной деятельности в условиях информационного общества. Учащиеся активно вовлекаются в процесс взаимодействия с преподавателем, в ходе которого получают возможность проявить креативность, познавательные навыки.

Существует 2 основных модели обучения. По ранее принятой модели: в центре технологии обучения - учитель; между учащимися идет негласное соревнование; учащиеся играют пассивную роль на занятиях; суть обучения - передача знаний (фактов). Новая модель обучения, которая посте -пенно вытесняет предыдущую, основана на следующих положениях: в центре технологии обучения -учащийся; в основе учебной деятельности - сотрудничество; учащиеся играют активную роль в обучении; суть технологии - развитие способности к самообучению и коммуникативной компетенции обучаемых (Малюкова, Соломахина, 2013). Иными словами, при активном обучении усилия преподавателя направлены на практическое обучение языку в результате обильной языковой практики и использования речевых упражнений, используются интенсивные методы обучения и средства наглядности. При информативном обучении языку преимущественное внимание уделяется усвоению системы языка, чтению и переводу (Щукин, 2006).

Таким образом, целью профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка становится создание условий овладения языком для ученика, в которых последний сможет наиболее эффективно проявить свой творческий потенциал, направленный на получение соответствующих умений и навыков, расширить пассивную и активную лексику. И вот на этом этапе мы сталкиваемся с достаточно серьезной проблемой - проблемой мотивации.

Согласно социальным опросам, главный стимул для изучения иностранного языка для современного россиянина - заграничный туризм и перспективы карьерного роста, трудоустройство в иностранной компании, повышение своей конкурентоспособности. С другой стороны, психологи выделяют следующие группы мотивов (классификация приводится для студентов ВУЗов, теория Кегана). На первой стадии - импульсивной - студенты мотивированы избегать наказания. В общем, студенты неязыковых специальностей в большинстве не имеют мотивации к изучению иностранного языка, как предмета не являющегося профильным. На второй стадии - империальной - студенты мотивированы результатами собственной деятельности, ее оценкой преподавателем. На интерперсональной стадии студентами движет желание повысить свой авторитет среди согруппников, а также они испытывают необходимость в признании. На институциональной стадии студенты движимы внутренней мотивацией к учению и ставят перед собой сложные задачи, которые сами в состоянии разрешать.

Интериндивидуальная - самый высокий уровень, на котором студенты становятся «автономными учащимися» и уже не испытывают потребность доказывать свою компетентность кому-либо (Зайцева, 2013).

Для школьников, по-видимому, основными стадиями являются импульсивная и империаль-ная. Боязнь наказания, плохих отметок и пр. является мотивом к изучению иностранного языка, но в этом случае не происходит эволюции развития личности и перехода на новый уровень. Как этого избежать? Возникает необходимость использования когнитивных мотивов в обучении, когда учащийся получает удовольствие от процесса обучения, поддерживается желание узнавать новое. Мотивы перспективы, прагматичные, ответственности выступают в роли второстепенных.

Мультимедийные технологии дают неоспоримое преимущество как средство поддержания когнитивных мотивов в процессе обучения. Одной из таких форм является проектная деятельность в рамках создания презентаций в среде MS Office Power Point. Разработка компьютерных презентаций может осуществляться как непосредственно на уроке (единственное ограничение здесь - трудоемкость и затраты времени), так и во внеучебное время. Вынесение на слайды новых слов, составление предложений, поясняющих суть отраженного на иллюстрациях, использование звуковых вставок (произношение отдельных звуков, слов), применение различных эффектов стимулирует творческую и познавательную активность учащихся, способствует запоминанию лексем. Осуществляется активизирование лексики, суммирование и обобщение информации. Школьники легко идут на контакт и - как правило - активно вовлекаются в процесс создания подобных мини-проектов.

Показано, что презентации позволяют дать материал учащимся компактно, в нужной последовательности, все «работает» на достижение целей и задач конкретного урока. Кроме того, материал презентации четко рассчитан по времени (Малюкова, Соломахина, 2013).

В качестве еще одной формы обучения английскому языку могут выступать клипы и фильмы на языке оригинала. В данном случае речь идет не об образовательных программах, адаптированных под восприятие учащихся. Их роль неоспорима. Мы имеем в виду научно-популярные и развлекательные фильмы производства английских и американских киностудий, предназначенные для широкого круга зрителей, для семейного просмотра, без серьезных возрастных ограничений. Одним из ведущих лидеров в данной области является компания BBC и выпускаемая ею продукция.

Просмотр выбранного отрывка из фильма либо небольшой серии осуществляется в несколько этапов. Вначале воспроизведение с субтитрами на английском (преимущество лицензионных фильмов заключается не только в качестве, но и в возможности просмотра с субтитрами как на языке оригинала, так и на русском, и выборе соответствующей звуковой дорожки), которое дает первое впечатление о материале. Желательно выбирать такие источники, которые либо известны учащимся (например, «The Lord of the Rings», просмотрен ранее в дублированном варианте), либо имеют не очень обширное звуковое сопровождение - фильмы о природе. Далее следует обсуждение, преподаватель задает вопрос - насколько хорошо поняли, поняли ли в принципе, о чем идет речь. На этом этапе важно именно уловить общий смысл, а не пытаться интерпретировать каждое слово. Затем повторный просмотр с детализацией - новые слова, их значение, закрепление полученной информации. При следующем просмотре появляется возможность отключить субтитры и заставить учащихся активизировать полученную информацию.

Следует отметить, что подобного рода просмотры имеют, несомненно, положительный эффект. Формируются умения воспринимать и актуализировать информацию, расширяется словарный запас. Развитие пусть и знакомого сюжета, когда герои говорят на своем родном языке, позволяет взглянуть на происходящее иными глазами. Усиливается вовлечение в происходящее, погружение в языковую среду, осуществляется проецирование поступков и действий на себя, в результате формируются социальные компетенции, нравственные установки, умение сопереживать и ставить себя на место другого. В то же время вопрос «Что он сказал?» выступает в роли сильного мотиватора для изучения английского.

Еще одним аспектом иностранных неадаптированных фильмов является их соответствие современному состоянию языка авторов сценария, режиссера, актеров. Используется реальная лексика, небольшие жаргонизмы, сокращения, которые русскоговорящие могут не знать вообще. При просмотре фильмов учащиеся имеют возможность почерпнуть лексический материал, который не входит в традиционное изучение программы, но способствует расширению и обогащению словарного запаса обучаемых, что в дальнейшем поможет им на равных общаться с представителями страны изучаемого языка. Английский язык, как и любой другой, не статическая система, а динамическая, он

развивается и адаптируется под реалии современного общества, он не существует в отрыве от какой-либо ситуации.

Помимо этого, создатели некоторых фильмов используют ряд оригинальных эффектов, способствующих «погружению» в происходящее на экране и созданию своего рода взаимодействия. Пример - сериал производства BBC «Sherlock», где всплывающие подсказки (hints) помогают зрителю разобраться в ходе сюжета и вовлекают в процесс активной познавательной деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Пример всплывающих подсказок в сериале «Sherlock»

В заключение следует подчеркнуть, что мультимедийные средства обучения английскому языку не могут полностью заменить традиционные. Однако известно, что одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 50%, и это делает процесс обучения более эффективным.

Библиографический список

1. Зайцева С.Е. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей // Научный аспект. - 2013. - № 2 URL: http://na-journal.ru/2-2013-gumanitarnye-nauki/283-formirovanie-motivacii-izuchenija-inostrannogo-jazyka-u-studentov-nejazykovyh-specialnostej (дата обращения: 01.06.2014)

2. Малюкова Г.Н., Соломахина И.А. Использование мультимедийных средств в обучении иностранному языку. URL: http://festival.1september.ru/articles/212523/ (дата обращения: 01.06.2014)

3. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. - М.: Филоматис, 2006. -

480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.