Научная статья на тему 'Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе'

Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2335
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / НАВЫКИ / ЛЕКСИКА / ГРАММАТИКА / INTERACTIVE METHODS / MULTIMEDIA PRESENTATIONS / INTERACTIVE EXERCISES / COMPETENCE / SKILLS / VOCABULARY / GRAMMAR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова И. Л., Оганезова А. С.

Статья обобщает опыт использования мультимедийных презентаций в ХНУВД и подчеркивает эффективность интеграции мультимедийных презентаций c интерактивными методами обучения с целью формирования коммуникативной компетенции курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multimedia Presentations in Teaching

The article deals with the experience of multimedia presentations use in KhNUIA. It emphasizes the effectiveness of integration of multimedia presentations with interactive teaching methods that contributes to communication competency development.

Текст научной работы на тему «Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе»

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2014'2(2)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В

УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

MULTIMEDIA PRESENTATIONS IN TEACHING

УДК 811.111-26:34

и.л. ИВАНОВА

(Харьковский национальный университет внутренних дел);

А.С. ОГАНЕЗОВА

(Харьковский национальный университет

внутренних дел) e-mail: [email protected]

I. L. IVANOVA

(KharkovNational University of Internal Affairs);

A.S. OGANEZOVA

(Kharkov National University of Internal Affairs)

Аннотация: статья обобщает опыт использования мультимедийных презентаций в ХНУВД и подчеркивает эффективность интеграции мультимедийных презентаций c интерактивными методами обучения с целью формирования коммуникативной компетенции курсантов.

Ключевые слова: интерактивные методы, мультимедийные презентации, интерактивные упражнения, компетенция, навыки, лексика, грамматика.

Abstract: the article deals with the experience of multimedia presentations use in KhNUIA. It emphasizes the effectiveness of integration of multimedia presentations with interactive teaching methods that contributes to communication competency development.

Keywords: interactive methods, multimedia presentations, interactive exercises, competence, skills, vocabulary, grammar.

В современной педагогике актуальной является интерактивная модель обучения, предусматривающая активное взаимодействие всех участников процесса обучения на равноправных условиях. Преподаватель не доминирует в учебном процессе. Он занимается его организацией и управлением, применяя инновационные образовательные технологии. Суть интерактивного обучения обусловлена инициативностью студентов, что способствует развитию интеллектуальной самостоятельности и стимулирует познавательную деятельность.

С целью повышения качества обучения и приобретения всех необходимых знаний, умений и навыков, мы считаем наиболее эффективным сочетание информационных технологий с интерактивными методами обучения. Кафедра иностранных языков имеет большой опыт использования информационных технологий. Нами разрабатывались и использовались аудио- и видеокурсы, системы интерактивных упражнений в программах

Hot Potatoes и Front Page. Используя собственный опыт, мы отметили, что мультимедийные презентации, созданные в программе Microsoft Power Point, позволяют более эффективно проводить занятия, обеспечивая информационную поддержку в наглядной форме. Мультимедийная презентация являет собой комплексное использование в единой информационной среде различных способов предоставления данных, таких как текст, графика, анимация, видео, звуки и другие специфические эффекты. Компьютерная презентация выводится проектором на большой экран, с любой частью которого можно работать интерактивно.

Опираясь на свой опыт внедрения мультимедийных презентаций в учебный процесс, мы считаем, что эта педагогическая технология может быть востребована при изложении нового материала, его закреплении и активизации, существенно облегчая восприятие и запоминание посредством наглядных иллюстраций языковых явлений. Она способствует

51

2014'2(2)

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

углублению знаний, реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку и развитию творческих возможностей студентов. С помощью презентации осуществляется систематизация изученного материала, проводится контроль уровня сформированности навыков, организуется самостоятельная работа во время подготовки к занятиям. К вышеизложенным умозаключениям привел анализ объекта нашего исследования - практической ценности мультимедийной презентации.

Нами были разработаны мультимедийные презентации по темам “Классификация преступлений”, “Этапы расследования”, “Осмотр места преступления”, “Обыск и конфискация”, “Классификация доказательств”, “Опрос и допрос”, “Кража”, “Кража со взломом”, “Расследование дорожно-транспортных происшествий”, которые определены программой для рассмотрения в III и IV семестрах.

Презентации удобны при обучении юридической лексике и терминологии правоохранительной направленности. Лексический аспект считается ключевым в коммуникативной деятельности, так как формирование лексических навыков является основополагающим этапом на пути к профессиональному общению.

Процесс овладения лексикой начинается с введения лексических единиц. Презентация позволяет продемонстрировать графическое изображение слова в сочетании с его звуковым образом и появляющейся иллюстрационной картинкой. Слайд может быть дополнен дефиницией, синонимами, антонимами. Красочное оформление, цветовыделение, анимация, вариативность последовательности выведения информации на экран дает возможность многократного использования, адаптируя наглядность под конкретные цели.

Для закрепления и активизации в речевой деятельности специализированной тематической лексики нами создана серия разноуровневых подстановочных и трансформационных упражнений, что позволяет, развивая лексические навыки курсантов, осуществлять индивидуальный подход в обучении иностранному языку. Опыт работы показывает, что интерактивность способствует запоминанию. С нашей точки зрения, интересным приемом активизации употребления лексики являются кроссворды, которые учат соотносить слово с его определением. Эффективен вариант использования аудиоф-

рагментов или видеофрагметов для того, чтобы раскрыть значение слова. Курсантам можно предложить заполнить пропуски в тематическом тексте лексическими единицами, соответствующими смыслу, а затем найти их в головоломке. Работа выполняется электронной ручкой, все написанное можно исправлять и при необходимости выделять разными цветами. Безусловно, зрительное и слуховое восприятие качественно влияет на развитие лексических навыков, а следовательно, помогает обретению лексической компетенции.

Одн ако не менее важным аспектом в обучении иностранному языку считается развитие грамматической компетентности посредством формирования грамматического навыка, который заключается в автоматизированном употреблении грамматических явлений при осуществлении иноязычной коммуникации. В ходе исследования мы пришли к выводу, что компьютерная презентация усиливает эффект восприятия грамматического материала и познавательной активности курсантов.

Мультимедийная презентация дает возможность представить грамматический материал кратко и доступно в виде таблиц, схем, рисунков. Наиболее значимая информация выделяется при помощи анимационных средств. Интерактивность позволяет адаптировать изучаемый материал к уровню подготовленности курсантов. При работе над грамматическим явлением можно легко и быстро возвратиться к таблицам, схемам, рисункам, если возникает необходимость.

В программе Microsoft Power Point нами созданы учебные материалы по следующим грамматическим темам: времена глаголов действительного и страдательного залогов, герундий, инфинитив, причастие, употребление оборотов «объектный падеж с инфинитивом», «именительный падеж с инфинитивом» и «самостоятельный причастный оборот».

Разработано большое количество мультимедийных упражнений с учетом разных этапов обучения, что позитивно влияет на прочность усвоения материала. Приведем несколько примеров. Для тренировки употребления причастия на слайде появляется предложение с пропущенным словом и два варианта причастий (Present Participle и Past Participle). Наведение курсора на причастие и щелчок мышью заставляет его переместиться и заполнить пропуск в предложении, если выбор сделан верно. В другом упражнении поставлена задача образовать правильную

52

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2014'2(2)

форму причастия от глагола, который указан в скобках. Трансформационное упражнение дает установку заменить придаточное предложение оборотом с причастием. Анимация и звуковые фрагменты создают атмосферу заинтересованности и стимулируют мыслительную деятельность курсантов. Однако не стоит злоупотреблять эффектами. Чрезмерность последних рассеивает восприятие информации.

Как известно, лексический и грамматический аспекты тесно взаимосвязаны с чтением, письмом, говорением и аудированием. Поэтому, создавая презентации, мы руководствовались необходимостью комплексного обучения аспектам языка и видам речевой деятельности.

Разработанный нами комплект мультимедийных презентаций прошел апробацию на практических занятиях, которая доказала результативность использования презентаций при интерактивной модели обучения. В ходе

исследования мы сделали вывод, что презентация дает возможность рациональнее организовать занятие, усилить восприятие и запоминание учебного материала, повысить заинтересованность курсантов в изучении иностранного языка. Наша точка зрения подтверждается результатами анкетирования. Отвечая на вопросы о целесообразности использования презентаций в учебном процессе, 67% курсантов отмечают, что эта педагогическая технология эффективно визуализирует информацию и способствует развитию навыков коллективной и самостоятельной учебной деятельности.

Обобщая вышеизложенное, мы склонны утверждать, что мультимедийная презентация усиливает действенность интерактивной модели обучения, и, следовательно, способствует формированию коммуникативной компетенции курсантов, необходимой им в будущем для личного и профессионального общения.

Литература

1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Педагогика, 2004.

2. Doug Buehl. Classroom Strategies for Interactive Learning. International Reading Association; 3 edition,

2008.

References

1. Polat E.S. New educational and informational technologies in the system of education. - M.: Pedagogika, 2004.

2. Doug Buehl. Classroom Strategies for Interactive Learning. International Reading Association; 3 edition, 2008.

(Статья сдана в редакцию 03.04.2014)

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.